Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Мингалеева М.Т. 1 Хусаинов З.А. 2
1 Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих лет воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни; своя педагогика, которая, все более совершенствуясь и улучшаясь, передается из поколения в поколение, становится достоянием родителей и дает положительные воспитательные результаты. Положительное влияние семейного воспитания тесно связано с дружескими взаимоотношениями между членами семьи, взаимоотношениями и между родителями. Милосердие, доброжелательность, отзывчивость – это хорошие показатели экологической культуры. Их роль в правильном эколого-нравственном воспитании огромна. Дети воспитывались на нравственных ценностях древнетатарского народа и на неписаных канонах природы. Важнейшим методом воспитания детей народ считал личный пример родителей и людей старшего поколения. Дедушка и бабушка с малых лет внедряли в сознание своих внуков опыт народа и на этой основе воспитывали у них милосердие, добродушие и бережное отношение к природе.
семья
воспитание
экологическая культура
родители
старшее поколение
1. Насыри К. Китаб-эт-тэрбия (на татарском языке). Казань: Татар.кит. нәшр, 1992. – 144 с.
2. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. – 216 с.
3. Татар халык мәкальләре / Кереш сүз һәм аңлатмалар белән җыючысы һәм төзүчесе Н. Исәнбәт. 3 томда. Казан: Таткитнәшр, 1959 –1967.
4. Татар халык иҗаты. Балалар фольклоры. Казан: Таткитнәшр, 1993. – 336 б.
5. Хусаинов З.А. Экологическая культура учащихся национальной школы. Изд-во Казан. ун-та, 2005. – 262 с.
Современный этап развития человечества характеризуется глубокими противоречиями между обществом и природой, вызвавшими тяжелый социально-экологический кризис. Резко меняется состояние окружающей среды, увеличивается ее загрязнение химическими, физическими элементами, снижается продуктивность и плодородие почв, ухудшается качество продуктов питания. Нарушение взаимодействия общества и природы приводит к исчезновению многих видов растений и животных. Как следствие этого растет заболеваемость человека, подавляется его иммунная система, меняется наследственность.

Именно опасность самоуничтожения и ставит сегодня перед обществом, школой, педагогикой задачу формирования у детей экологической культуры личности как важнейшего звена возрождающейся в новом качестве идеи природосообразности в воспитании.

Социально-исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего, означает разрушение связи между поколениями, что наносит непоправимый урон в формировании экологической культуры школьников и в создании экологического пространства. Человек находился в полной зависимости от природных условий, и поэтому его сознание предполагало единение человека с природой, без чего как он понимал, невозможно было само существование человека. Татарский народ, обобщая свои наблюдения за природными явлениями, накопил природоохранные навыки и применял их в практической деятельности: разумно вспахивал землю, удобрял почву безвредными веществами, вовремя проводил посев, организовывал косовицу, убирал хлеб и т.д. Все это нашло отражение в опыте, традициях и обрядах народа и в устном народном творчестве: в пословицах, поговорках, загадках, легендах, песнях,  баитах,  мунаджатах  и т.д. Они  играли и  играют  определенную роль в воспитании детей.

Из татарских писателей, ученых и педагогов второй половины ХIХ века никто так настойчиво и упорно не отстаивал значение родного языка в учебно-воспитательном процессе, как Каюм Насыри. Он придавал важнейшее значение семейному воспитанию, давал советы родителям, формируя этим в них культуру педагогического труда. «Воспитание нельзя понимать лишь как хлопоты при кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер, и стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитие понятий приличия» [1].

Вслед за К.Д.Ушинским, К.Насыри выдвинул идею народности воспитания, высоко оценив при этом экологические воспитательные традиции татарского народа. Слово «экология» тогда не использовалось, однако такое понятие находится в содержании учения К.Насыри. Общаясь с народом, глубоко вникая в духовный мир и культуру своего народа, он написал и опубликовал ценные материалы по экологическому воспитанию и широко использовал их в своей педагогической деятельности. Его труды «Книга о воспитании», «Сорок садов», «Книга о нравственности», «Книга счета» - содержат богатый материал по татарской народной педагогике и экологии.

У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих лет воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни; своя педагогика, которая, все более совершенствуясь и улучшаясь, передается из поколения в поколение, становится достоянием родителей и дает положительные воспитательные результаты. Являясь итогом коллективной творческой мысли многих поколений трудящихся, выражением интересов большинства народа, в соответствии с его потребностями охраны окружающей среды и природы, этнопедагогика выдвигает экологические идеалы в области воспитания молодого поколения.

Татарский народ питает исключительно уважительное отношение к коренным местам своего обитания, особенно священным родникам. В памяти современных татар они насыщенны информацией священных, а также укоренившимися представлениями о существовании различных нематериальных сил. Отношение человека к этим нематериальным силам налагает на него особые правила поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, осторожность в действиях, уважение к окружающей среде. Такой уклад жизни имел исключительное значение в сохранении первозданности  окружающей среды уже только потому, что обеспечивал покой среди всех обитателей фауны в период размножения, способствовал устойчивому функционированию природных экосистем. В свою очередь, природа дарила нашим прадедам красоту и высокий уровень продуктивности.

Мировоззрение древних татар накладывало отпечаток на их общественное поведение и формировало рациональное природопользование. Сюда входило ограничение потребностей в использовании ресурсов природы, то есть добывать столько, сколько необходимо для проживания и не больше. Одновременно было принято, взамен взятого, столько же и восстановить.

В связи с утратой традиционной педагогики татарского народа в современной концепции семейного воспитания детей существует большой пробел. В древности народ воспитывал детей по своей системе. Семья, состоящая из двух-трех поколений, остерегала ребенка, прививала нравственно-экологическую культуру, уважительное отношение к окружающей природе и людям [5]. В традиции народа в те времена существовали природоохранительные и бытовые запреты. Например, целый ряд экологических запретов по отношению к живому миру, природе.

Татарский народ охотился в определенное время за тем или иным животным, не нанося вреда; к примеру, в период размножения, проводились «недели пощады», нельзя было трогать яйца в гнездах. Родители объясняли детям, что многие птицы могут посылать болезни и различных злых духов, что сдерживало детей от дурных поступков.

Особенно это относилось к птицам, живущим по соседству с человеком (голуби, скворцы, воробьи и т.д.). Под особой защитой находились полезные насекомые: муравьи, пчелы, пауки, жучки и др. По отношению к ним существовало даже некоторое «табу» - не убивать. Например, говорилось: «Разоришь муравейник, рука отсохнет», «Убьешь паука, ноги отсохнут» и т.д.

Для каждого случая у народа имелись свои пословицы и заклинания, эффект от которых был внушительным.

С изменением возраста ребенка и развитием его сознания эта система переросла в другую систему воспитания - «грех», предусматривающую выполнение целого ряда ритуальных обрядов, определяющих поведение человека в природе. В ее основе лежали милосердие, великодушие, добродушие. Ответственность детей перед Аллахом определялась их поступками.

Система воспитания «грех» была основой норм поведения человека, определяла его нравственные устои. Нарушения, которые могли вызывать осуждение со стороны общества, рассматривались как грех перед Аллахом. Данная система воспитания крепко связана с природой и социальной жизнью. Она возникла непосредственно из природы, определяла быт каждой семьи. На ее основе создавались неписаные законы нравственного поведения, бережного отношения к природе как источнику материальных и моральных благ.

Положительное влияние семейного воспитания тесно связано с дружескими взаимоотношениями между членами семьи, взаимоотношениями и между родителями. Поэтому в наставлениях татарского народа указывается на необходимость дружной жизни в семье. Только такая атмосфера положительно влияет на воспитание экологической культуры: «В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель» [3]. В воспитании и обучении детей главой семьи в татарской семье являлся отец. Однако он в силу особенностей своих занятий, образа жизни мало сталкивался с ребенком дома. Большую часть времени отец проводил на хозяйственных работах. Стараясь проявлять равное внимание ко всем детям, тем не менее, он ближе был к мальчикам. Тяжелая повседневная жизнь требовала привлечения к труду детей. Родители не забывали о своей обязанности воспитать своих детей хорошими земледельцами, скотоводами. Отец особо обращал внимание на физическое и экологическое воспитание мальчиков. Во время сельскохозяйственных работ, пастьбы скота и т.д. он знакомил своих детей с природной средой, на конкретных примерах сообщал о сложных явлениях природы.

Проведенные учителями-исследователями опросы родителей и учащихся позволили нам определить роль семейного воспитания в формировании экологической культуры учащихся на основе экологических знаний татарского народа.

Милосердие, доброжелательность, отзывчивость - это хорошие показатели экологической культуры. Так, в деревне Малая Цильна Дрожжановского района Республики Татарстан, в семье А. Ибрагимова дети с малых лет воспитываются под руководством деда и бабушки. Большим авторитетом в семье и деревне пользуются дедушка Агъзам и бабушка Гульсина. Для детей их слова - закон. Эти законы усвоены естественным путем, а не по принуждению. Дети воспитывались на нравственных ценностях древнетатарского народа и на неписаных канонах природы. Дедушка и бабушка с малых лет внедряли в сознание своих внуков опыт народа и на этой основе воспитывали у них милосердие, добродушие и бережное отношение к природе.

Если в семье мать и отец, бабушка и дедушка относятся с уважением друг к другу, то здесь создается благоприятная психоэмоциональная сфера взаимоотношений. Старшие интересуются учебой и поведением младших, стараются, чтобы внуки больше общались с природой, были заняты посильным трудом. Они обращают внимание на качество выполнения работ, на их отношение к природе, на соблюдение чистоты и порядка вокруг дома. Так, дедушка Вахитов М., следя за своими внуками, постоянно твердит им: «Үз өеңдәге тәртипне үзең сакла", («В своем жилище наведи порядок сам»), "Чисталык - сәламәтлек чыганагы", («Чистота - источник здоровья»).

Татарская народная педагогика подчеркивала решающее значение родительского примера, правильного поведения взрослых как образца подражания в воспитании детей: «Кем булуы яшьтән билгеле", («Будет ли человеком - видно с детства»), «Акыллы бала - атасына шатлык" («Сын умный - отцу радость»), "Иң зур мирас - тәрбиялелек"(«Самое лучшее наследство - воспитанность»), "Яхшы ата-аналарның балалары һәрвакыт хезмәт итә" («У хороших родителей дети всегда трудятся»).

Важнейшим методом воспитания детей народ считал личный пример родителей и людей старшего поколения. Их роль в правильном эколого-нравственном воспитании огромна. Об этом говорит и народное изречение: "Ана сөте белән кермәгәнне, тана сөте белән керми", («Если уж молоко матери не пошло ему впрок, то коровье - и подавно»)[4].

Традиции, обычаи, обряды, педагогический и экологический опыт народа присутствуют во всех без исключения сферах - в материальной, политической, нравственной, бытовой, педагогической и экологической культуре. Они присущи всем территориальным, культурно-географическим регионам и этническим комплексам.

Татарская народная педагогика подчеркивала решающее значение родительского примера, правильного поведения взрослых как образца подражания в воспитании детей: «Кем булуы яшьтән билгеле", («Будет ли человеком - видно с детства»), «Акыллы бала - атасына шатлык" («Сын умный - отцу радость»), "Иң зур мирас - тәрбиялелек"(«Самое лучшее наследство - воспитанность»), "Яхшы ата-аналарның балалары һәрвакыт хезмәт итә" («У хороших родителей дети всегда трудятся»)[3].

У татар родители и вообще старшие являлись примером, образцом поведения. Считалось нарушением правил появление перед детьми в нетрезвом виде, склонность затевать ссоры, произносить грубые слова, оказывать неуважение к старшим.

Исламская теория и практика являются основой для создания системы ценностей. Она определяет мышление и бытие многих народов. В традициях ислама, развивающаяся экология и нравственность между собой,  неразделимы.  Поэтому альтруистическая любовь ко всему живому, благоприятная атмосфера, умеренность, отказ от чрезмерного потребления, ценностная ориентация на бережное отношение к окружающей среде - это идеи, составляющие мировосприятие татар. Обращаясь к культурному и психолого-педагогическому наследию ислама, мы имеем в виду ту духовно-нравственную и гуманистическую основу, которую можно использовать в учебно-воспитательном процессе и воспитании самодисциплины учащихся национальной школы.

«Надо», «нельзя», «можно» - понимание этих нравственных истин и следование им в жизни свидетельствуют о высокой моральной культуре. Но поднимается на эту ступеньку нравственного развития лишь тот, кто знает и осуществляет педагогическую истину, столь же простую, сколь и мудрую: «На один запрет, который мы даем, должно приходиться в десять раз больше побуждений к активной деятельности» [4]. Из отношения к миру окружающих ребенка вещей и живых существ (окружающего мира, окружающей природы - цветку, птице, деревьям и т. д.) начинается экологическая культура.

На основе Корана, из пяти обязательных предписаний ислама молитва - это обращение верующего к божеству или канонизированный текст обращения. От людей, читающих молитву, требуется заблаговременно позаботиться о своей экологической чистоте. Очищение имеет два значения. Первое - обратиться к Всевышнему всем своим сердцем с намерением предстать перед Ним с открытой, искренней душой и чистыми помыслами. Второе - физическая чистота, омовение наружных частей тела, подвергающихся загрязнению. Омовение очищает тело от болезнетворных микробов, усиливает кровообращение, повышает жизненный тонус, снимает нервное напряжение. Особая роль отводится чистоте и аккуратности в одежде молящихся. Следует добавить, что молитва - это и гимнастика и гигиена одновременно. Ритуал молитвы помогает содержать организм в хорошем физическом состоянии, а также развивает духовные начала человека. Таким образом, нравственно-этическая система учения Ислама способствует оздоровлению морального климата общества. Ислам запрещает все, что наносит вред здоровью.

Формированию таких качеств, как уважение к старшим, трудолюбие, чистота, порядок, честность, опрятность и др., способствуют эколого-нравственные ценности, заложенные в Коране. Экологические принципы отражены на многих страницах Корана. Чувство уважения к природе, почтения к матери является основой развития многих этических норм, нравственно-экологических качеств личности. Почет и уважение к родителям представляет собой один из важнейших разделов исламского учения, и ему уделяется особое внимание. Священная книга Коран неоднократно призывает мусульман быть благодеющим к своим родителям и призывает хорошо относиться к родителям и выполнять свой долг перед ними.

В области социальных проблем исламское учение базируется на милосердии. В соответствии с Кораном моральная ответственность любого мусульманина не ограничивается лишь его родителями. Он несет ответственность и перед соседями, близкими. Рассматривая истоки морали и нравственности, мы не можем обойти вопрос соотношения морали и религии, ибо в течение многих веков религиозная мораль выполняла воспитательную функцию в обществе.

Анализ семей со средним уровнем экологической культуры показывает, что ситуация с воспитанием в них ближе к высокому уровню, но разница в том, что в таких семьях не используются этнопедагогические и этноэкологические  знания народа. Но морально-этические нормы народа сохраняются и играют определенную роль в формировании экологической культуры детей. В семьях с низким уровнем экологической культуры плохое взаимопонимание между родителями и детьми по вопросам воспитания, нет целенаправленного и целеустремленного привлечения детей к посильному труду. В итоге дети работают только тогда, когда их заставляют. Родители, дедушка и бабушка Асхата Х. (6 кл.) считают, что воспитание экологической культуры ребенка не их дело. По их мнению, этим должны заниматься школа, средства массовой информации. И таких семей сегодня немало.

Все это привело нас к необходимости поиска концептуальных основ, согласованной деятельности школы и семьи в формировании экологической культуры на основе использования знаний и традиций татарского народа, сотрудничества между семьей и школой.

Нами составлена и экспериментально проверена многоаспектная программа согласованной деятельности учителей и родителей по формированию экологической культуры учащихся с учетом использования экологических знаний и  умений, праздников, традиций, обычаев и обрядов татарского народа. Комплексная программа включает тематику лекций:

Формирование экологической культуры школьников при изучении естественнонаучных предметов.

Экологические ситуации и проблемы в Казани, в Татарстане, в России и в глобальном масштабе.

Традиции, обычаи и обряды татарской семьи, основанные на педагогических и экологических знаниях татарского народа.

Роль старшего поколения в формировании экологической культуры ребенка.

Наряду с лекциями предусмотрены и беседы с родителями на темы:

Воспитание ребенка на основе педагогических, экологических знаний и традиций татарского народа.

Использование народной метеорологии, астрономии, агрономии и др. в экологическом воспитании ребенка.

Использование татарского фольклора в формировании экологической культуры детей.

Использование произведений современных поэтов, писателей и артистов в воспитании экологической культуры школьников.

Влияние природно-социальной среды и ландшафта на воспитание ребенка.

Коран - источник эколого-нравственных ценностей.

Кроме того, организовывались родительские собрания и заседания родительских комитетов, на которых обсуждались вопросы:

Выполнение норм и правил экологического характера, использование экологических знаний, традиций, обычаев, обрядов татарского народа во время пребывания на природе.

Татарские просветители - основоположники педагогической и экологической культуры народа.

Облагораживание природы районов Казани силами учащихся и родителей при экологической нестабильности.

Возможности восстановления природы в первозданном виде в современных условиях и создание антропогенных ландшафтов города.

Следовательно, заботливое отношение к природе как одно из проявлений духовности нашло отражение в народной системе воспитания. Важнейшими средствами воспитания являлись запреты и словесные предписания, оберегающие птиц, животных, растения от бессмысленного уничтожения. Традиции, обычаи, обряды, педагогический и экологический опыт народа присутствуют во всех без исключения сферах - в материальной, политической, нравственной, бытовой, педагогической и экологической культуре. Они присущи всем территориальным, культурно-географическим регионам и этническим комплексам.

Таким образом, влияние религии, способствующей воспитанию с детства нравственного отношения к старшим, родителям, соседям и близким, несомненно, полезно учитывать при формировании экологической культуры детей.

Рецензенты:

Гайсин И.Т., д.п.н., профессор кафедры теории и методики географического и экологического образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт экологии и географии, г. Казань.

Мингазов Р.Х., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения физики информатики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт физики, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Мингалеева М.Т., Хусаинов З.А. РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15456 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674