Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Емельянов О.О. 1
1 ФГБОУ ВПО Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого
Рассмотрены четыре группы видов и способов регулирования инновационной деятельности. Выделены наиболее продуктивные составляющие механизма государственного регулирования инновационных процессов. Отмечено, что процесс регулирования инновационной деятельности базируется непосредственно на разработанных и принятых к реализации на определенный временной период инновационных стратегиях и прогнозах к ним, инновационных программ и инновационных проектах. Сформулированы основные барьеры развития инновационной деятельности и угрозы, несущие глобальные изменения. Уделив внимание видам государственной политики, автор делает вывод, что государственное вмешательство в ИД должно быть основано на четком алгоритме и понимании необходимости оптимального сочетания в каждый период времени видов, методов и способов государственного, рыночного и общественного регулирования развития научно-технической, инновационной деятельности в стране и ее регионах и предлагает структурно-логическую модель механизма регулирования национальной инновационной системы Российской Федерации, которая состоит из пяти взаимосвязанных блоков и позволяющая акцентировать внимание на блоках подсистемы, требующих повышенного интереса при определении приоритетных направлений совершенствования национальной инновационной системы, а также проследить наличие прямых и обратных взаимосвязей между отдельными процессами.
инновационная деятельность
инновационные процессы
инновационная система
государственное регулирование
модель
механизм
1. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России.  2010.  № 1.  С. 4-9.
2. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России.  2009.  № 4(22).  С. 3-6.
3. Асаул А.Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования // Экономическое возрождение России.  2006.  № 4.  С. 3-10.
4. Грахов В.П. Особенности реализации кластерной политики в регионе / В.П. Грахов, Д.С. Чиркова, С.А. Мохначев // Региональная экономика: проблемы и перспективы развития в современных условиях: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Невинномысск, 2013. – С.323-329.
5. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В.А. Кощеев. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009.  300 с.
6. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А.Н. Асаул, Е.А. Владимирский, Д.А. Гордеев, Е.Г. Гужва, А.А. Петров, Р.А. Фалтинский.  СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.  280с.
7. Иванов С.Н. Оценка потенциала конкурентного статуса строительной организации по продуктивности применяемых ресурсов // Вестник гражданских инженеров.  2012.  № 2.  С. 279-285.
8. Инновационно-инновативное развитие России / А.Н. Асаул, В.Б. Перевязкин, М.К. Старовойтов.  СПб.: СПбГАСУ, 2008. – 192 с.
9. Мещеряков И.Г. Методические приемы по использованию организационных инноваций различных типологических групп / И.Г. Мещеряков, М.А. Асаул // Вестник гражданских инженеров.  2014.  № 3 (44).  С.213-220.
10. Маркетинг-менеджмент в строительстве / А.Н. Асаул, В.П. Грахов.  СПб.: «Гуманистика», 2007.– 248 с.
11. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности: учебник / А. Н. Асаул, В. Н. Старинский, М. И. Кныш, М. К. Старовойтов.  СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010.  300 с.
12. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства // А.Н. Асаул, Е.И. Рыбнов, О.А. Егорова, Т.М. Левченко.  СПб.: АНО ИПЭВ, 2010. – 252 с.
13. Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве / А. Н. Асаул, Ш. М. Мамедов, Е. И. Рыбнов, Н. В. Чепаченко. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2014. — 240 с.
14. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А.Н. Асаул, Б. М. Капаров.  СПб.: Гуманистика, 2007.  280 с.
15. Asaul A .N. and Ivanov S. N. Structure of Transactional Costs of Business Entities in Construction. World Applied Sciences Journal 23 (Problems of Architecture and Construction)  2013. pp.80-83.

Современный подход в системе государственного регулирования инновационной деятельностью (ИД) в стране основан на приоритете товаропроизводителей в субъектах Федерации при разработке стратегий территориального развития, ориентации на конкурентные преимущества и заинтересованности региональными производственными системами.

Под государственным регулированием ИД понимается определенное воздействие государственных органов на инновационные процессы и объекты с целью придания инновационной деятельности в стране организованного характера, упорядоченности действий субъектов предпринимательства с учетом соблюдения законов, а также интересов органов власти, предпринимательства и общества в целом.

В Российской Федерации основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности являются:

  • формирование особых структур, проводящих политику в инновационной сфере;
  • финансирование ИД в отечественных предприятиях;
  • учет результатов научно-технической деятельности компаний;
  • стимулирование инновационной деятельности за счет льготной амортизационной и налоговой политики организаций;
  • информационное обеспечение ИД.

Все виды регулирования ИД можно разделить на четыре группы: организационное, экономическое, финансовое и нормативно-правовое [5, 6, 9]. К каждому виду регулирования можно подобрать конкретные способы. Система регулирования ИД представлена на рис.1.

Ряд отечественных ученых, в своих исследованиях [2, 3, 4] пришли к выводу, что наиболее продуктивными составляющими механизма государственного регулирования инновационных процессов являются:

а) экономическая составляющая - стимулирующая внедрение инновационных продуктов и технологий;

б) нормативно-правовая – обеспечивающая законную основу для реализации инновационных процессов;

в) организационно-управленческая – формирующая скоординированность деятельности различных элементов, объектов и субъектов инновационного процесса.

Процесс регулирования ИД в любой стране базируется непосредственно на разработанных и принятых к реализации на определенный временной период инновационных стратегиях и прогнозах к ним, инновационных программах и инновационных проектах [8, 11]. При этом все методы государственного регулирования ИД можно подразделить на прямые и косвенные.

Государственное регулирование ИД в косвенном формате состоит в создании в стране органами власти выгодных условий для непосредственных инвесторов при финансировании НИОКР и инноваций.

К прямым методам государственного регулирования ИД относят: бюджетное финансирование НИОКР, контроль закупок зарубежных технологий и техники, страхование коммерческого риска инновационной деятельности, субсидирование разработок в военно-промышленном комплексе и передача полученных результатов гражданским и др.

Рис.1. Основные виды и способы регулирования ИД

Финансирование ИД в Российской Федерации осуществляется как из бюджетных, так и внебюджетных фондов. К бюджетным фондам относятся средства, заложенные в федеральных целевых программах, предусмотренные в Федеральной контрактной системе в виде государственного заказа, средства бюджетных фондов поддержки науки, таких как Российский фонд фундаментальных исследований и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того в России сформирована линейка грантообразующих фондов, финансирующих ИД организаций, учреждений, отдельных ученых и научных коллективов. Среди них Российский Фонд технологического развития, Венчурный инновационный фонд (ВИФ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).

В базовом докладе к Обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации в 2009 г. представлены результаты SWOT-анализа государственной инновационной политики Российской Федерации. В настоящее время не потеряли актуальности такие сильные стороны, которые могут быть успешно использованы инновационно-активными компаниями, как:

  • обильные природные ресурсы и большая территория,
  • модернизация видов экономической деятельности и социальной сферы;
  • мощный научный потенциал, многолетний опыт НИОКР, высокий уровень квалификации среди научно-технических кадров;
  • развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
  • высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий.

Однако, к слабым сторонам ИД [1], на наш взгляд, следует отнести:

  • монополизация национального и региональных рынков в сырьевом секторе экономики;
  • непроработанная система взаимодействия между государственным и частным сектором в разработке приоритетов научно-технического и инновационного развития и мер их реализации;
  • высокий удельный вес финансирования научной, ИД и инновационной инфраструктуры за счет бюджетных средств;
  • не проработана политика трансфера знаний и технологий;
  • небольшой удельный вес малых инновационных компаний;
  • слабая инновационная активность субъектов предпринимательства;
  • кризисное состояние академической, вузовской и прикладной науки;
  • недостаточный спрос на инновационную продукцию внутри страны;
  • низкий уровень инновационной культуры, отсутствие результативного опыта и предпринимательства в сфере новых технологий.

К числу основных барьеров развития ИД [9, 10], в том числе угроз, носящих глобальный характер, можно выделить следующие:

  • технологическое отставание ряда приоритетных для экономики страны видов экономической деятельности;
  • снижение уровня научного и инновационного потенциала, например, в следствии процесса «утечки мозгов»;
  • сокращение бюджетного и частного финансирования НИОКР;
  • увеличение потока закупаемых за рубежом технологий, патентов и лицензий;
  • снижение стимулов для развития предпринимательства в сфере новых технологий.

Особенно важно сейчас определить именно те сферы экономической деятельности, развитие или стимулирование которых существенно увеличит технологическую динамику и конкурентоспособность страны, выявит препятствия внутри системы, мешающие развитию инноваций и новых технологий.

В этой связи важными и более результативными являются виды государственной политики, позволяющие:

  • улучшить взаимодействие между инфраструктурой ИД и экономическими факторами, сформировать благоприятную для инноваций среду;
  • повысить инновационную активность не только в части разработки, но и внедрения и освоения новых технологий;
  • создавать совместные с зарубежными учеными исследовательские проекты;
  • формировать сетевую структуру инновационных компаний и кластеры в перспективных отраслях экономики;
  • развивать технологические возможности отечественных предпринимательских структур в стратегической перспективе;
  • эффективно финансировать фундаментальные и прикладные исследования.

ИД в стране будет эффективно развиваться только в стабильной макроэкономической среде с учетом продуманных экономических реформ в смежных видах экономической деятельности, например, в сферах повышения национальной конкурентоспособности, образования и профессиональной подготовки на рынке труда, финансовой, налоговой, коммуникативной и информационной политики, в области иностранных инвестиций, внешнеторговой деятельности, направленной на экспорт высоких технологий в мировом масштабе и др. [13, 14, 15].

Государственное вмешательство в ИД, по нашему мнению, должно быть основано на четком алгоритме и понимании необходимости оптимального сочетания в каждый период времени видов, методов и способов государственного, рыночного и общественного регулирования развития научно-технической, инновационной деятельности в стране и ее регионах.

Разработанная структурно-логическая модель механизма государственного регулирования отечественной инновационной системы позволяет акцентировать внимание на блоках подсистемы, требующих повышенного интереса при определении приоритетных направлений совершенствование национальной инновационной системы, а также проследить наличие прямых и обратных взаимосвязей между отдельными процессами (рис. 2).

Рис. 2. Структурно-логическая модель механизма регулирования инновационной системы Российской Федерации

Рецензенты:

Асаул А.Н., д.э.н. профессор, АНО «Институт проблем экономического возрождения», г. Санкт-Петербург.

Иванов С.Н., д.э.н., профессор, действительный член Международной академии инвестиций и экономики строительства, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Емельянов О.О. МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15395 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074