Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОГРАММАХ БАКАЛАВРИАТА

Ахтариева Р.Ф. 1 Мартынова В.А. 1
1 ФГАОУВПО «Казанский федеральный университет»
Проведенный анализ научно-методической литературы показывает изменении образовательной системы во всем мире. При этом основным звеном системы образования являются педагогические кадры и проблема подготовки учителя, формирования его профессиональной компетентности, общей и педагогической культуры, повышения его социального и государственного статуса является архиважной. Новая логика подготовки учителя определяется Федеральным законом «Об образовании в РФ», Профессиональным стандартом педагога, ФГОС основного общего образования. Разработана базовая часть основной профессиональной образовательной программы, соответствующая федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки "Педагогическое образование".
компетенции
федеральный государственный стандарт
образование
1. Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» от 15 апреля 2014 г. № 295
2. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями от 31 мая 2011 г.), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
В современном мире образование становится глобальной ценностью, важнейшим условием и способом самореализации человека. Во всем мире меняются его приоритеты, выделяется ведущее значение гуманитарного образования, определяются общемировые и европейские тенденции развития общего и профессионального образования.

Центральным звеном любой системы образования являются педагогические кадры и проблема подготовки учителя, формирования его профессиональной компетентности, общей и педагогической культуры, повышения его социального и государственного статуса является архиважной. Модернизация отечественной системы образования выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; ценностью становятся не знания как таковы, а возможность самореализации личности благодаря этим знаниям. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя - компетентной целостной личности, готовой к плодотворным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, созданию условий для всестороннего развития личности воспитанников и осуществлению своего человеческого и социального предназначения.

Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение Профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов. Противоречия, сложившиеся в отечественном образовании в последние десятилетия обуславливают принципиально новые требования к уровню подготовки педагогических кадров.

Эта негативная ситуация в образовании неотрывно связана с социально-экономическими проблемами Российской Федерации:

  • обострение и усложнение характера национальных проблем, которые привели к потоку не только трудовой, но и этнической миграции;
  • ухудшение здоровья нации, ведущее к увеличению числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • социальное расслоение общества, приводящее к появлению социально уязвимых детей; детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; детей с девиациями поведения;
  • изменение социальной роли матери, утратившей материнский инстинкт и желанию женщины реализоваться в профессии и позднего рождения ребенка (как следствие: появление детей с синдромом Дауна, детей-аутистов, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
  • информационно-технологический и социально-экономический прогресс привел к  росту количества одаренных детей. Несмотря на положительность данного явления, эти дети составляют группу «патология» со знаком плюс;
  • нововведения и частые изменения в образовательных программах, влияющие на качество образовательной среды в школе и состояние здоровья учащихся.

Оставшаяся в наследство от советской высшей педагогической школы система подготовки учителей, не решает выявленных проблем, так как современный учитель имеет недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки:

  • не учитывает психологические особенности возрастного и индивидуального развития учащихся в процессе воспитания и обучения;
  • не умеет организовать  урок в деятельностной парадигме;
  • не умеет организовать работу в группах;
  • не владеет здоровьесберегающими технологиями;
  • не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, администрация школы, психолог, социальный педагог, медицинский работник, родители и т.д.).

Новая логика подготовки учителя определяется Федеральным законом «Об образовании в РФ», Профессиональным стандартом педагога, ФГОС основного общего образования. Учитель сегодня должен владеть трудовыми действиями, обеспечивающими адресную работу с различными контингентами учащихся, направленную на решение их проблем. Практика личностно-ориентированного образования позволит вывести педагогическое образование на уровень живого взаимодействия, поставить интересы детей в центр педагогического процесса и своевременно реагировать на их потребности. Все это нашло отражение в требованиях проекта по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, который выполняют 13 вузов страны. В ходе работы по контракту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», цель которого -  совершенствование методологических и педагогических подходов подготовки будущих педагогов посредством усиления практической направленности их подготовки на основе сетевого взаимодействия вуза и школы, коллектив разработчиков Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета предложил свои разработки.

В ходе реализации проекта были определены и детализированы концептуальные основы модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров, была разработана модель практико-ориентированной подготовки педагогических кадров, базирующаяся на понимании необходимости создания единого образовательного пространства вуза и школы, в границах которого осуществляется взаимное содействие качественному выполнению образовательных функций в процессе сетевого взаимодействия. В ходе анализа положений Профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и основного общего образования был разработан перечень компетенций как результат освоения выпускниками программы бакалавриата, интегрирующий требования Профессионального стандарта педагога, федеральных образовательных стандартов основного общего и высшего профессионального образования и структурированный на основе трудовых действий, прописанных в Профессиональном стандарте педагога. Практическая ориентированность педагогического образования обеспечивается установкой на формирование и развитие у будущих учителей компетенций, необходимых для реализации целенаправленной деятельности по управляемому развитию учащихся в соответствии с их наиболее выраженными особенностями, потенциально значимыми для общества, а также по формированию у них способности к саморазвитию.

Разработана базовая часть основной профессиональной образовательной программы, соответствующая федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки "Педагогическое образование" включающая:

Модуль 1. Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике.

Модуль 2. Дисциплины математического и естественно-научного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике.

Модуль 3. Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов.

Модуль 4. Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: исследовательская и экспериментальная деятельность учителя.

Модуль 5. Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования.

Перечень этих 5 модулей был определен техническим заданием государственного контракта. В процессе разработке в названия модулей внесённые уточнения (они указаны в названиях модулей после двоеточия), которые раскрывают особенности разрабатываемых модулей.

Однако предлагаемые модули не включают все предметы, которые представлены в федеральном стандарте высшего образования. Сохраняя идею модульности разрабатываемой основной профессиональной образовательной программы, нами был предложен модуль «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда», который включает предметы «Физическая культура», «Прикладная физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина «Физическая культура» реализуется в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения студентами нормативов физической подготовленности.

Содержание модуля «Культура здоровья и безопасная, комфортная среда» направлено на формирование готовности будущего учителя к выполнению трудовой функции (3.1.2.) «Воспитательная деятельность», способности к трудовым действиям по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Для того что бы подготовить будущего учителя  к названным трудовым действиям, студенты должны:

         знать:

  • знать роль и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствиях; причины возникновения природных, техногенных, экологических и социальных чрезвычайных ситуаций, влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной и жилой среды;
  • правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

уметь:

  • уметь формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; знать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правила поведения на транспорте и на дорогах;
  • уметь разрабатывать и реализовывать программу развития образовательной организации в целях создания здоровой, безопасной и комфортной образовательной среды;
  • принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; правильно выбирать и пользоваться современными средствами индивидуальной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим.
  • уметь организовывать самостоятельные систематические занятия физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; уметь оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
  • уметь организовывать и проводить занятия физической культурой, активный отдых и досуг;
  • уметь развивать двигательную активность обучающихся, для достижения положительной динамики в развитии основных физических качеств, формировать потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
  • уметь вести наблюдение за динамикой развития физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • уметь выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

владеть:

  1. методами защиты в условиях чрезвычайных ситуаций и навыками практического использования средств индивидуальной защиты;
  2. приемами оказания первой, доврачебной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  3. навыками организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  4. владеть системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.

Данные модули апробируются в Елабужскои институте Казанского (Приволжского) федерального университета.

Рецензенты:

Зотова Ф.Р., д.п.н., профессор, проректор  по научной работе и международной деятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань;

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, декан инженерно-технического факультета, Казанский федеральный университет, г. Елабуга.


Библиографическая ссылка

Ахтариева Р.Ф., Мартынова В.А. УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОГРАММАХ БАКАЛАВРИАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15389 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674