Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЮМЕНСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1921-1923 ГГ. )

Скипина И.В. 1 Скипин Д.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
В статье на основе документальных данных анализируется роль Тюменского губернского экономического совещания в решении местных хозяйственных проблем. Рассматривается деятельность совещания по развитию сельского хозяйства, промышленности, торговли, меры по пополнению бюджета, в целом по улучшению материального положения граждан региона. Тюменское губэкосо стремилось эффективно сочетать рыночные и плановые методы ведения хозяйства. Постепенный отход от рынка к плану сделал деятельность экосо всех уровней излишней. Планы стали спускаться исполкомам, которые поручали их реализацию губернской плановой комиссии. Идеи централизация взяли верх над относительной самостоятельностью регионов в решении местных проблем. В конце 1922 г. исполком поставил перед губэкосо задачи «объединить в одно целое хозяйственную жизнь губернии и создать то единство средств и материальных ресурсов, которое позволило бы вести по определенному плану хозяйство». К концу 1923 г. эти задачи в основном были выполнены, поэтому в начале 1924 г. губэкосо стали ликвидироваться в соответствии с постановлением 3-й сессии ВЦИК РСФСР 10-го созыва 1923 г. «Об упрощении аппарата губернских исполнительных комитетов», функции губэкосо были переданы губисполкомам. Это решение имело негативные последствия: в 1924 г. наметился процесс снижении основных показателей социально-экономического развития страны, эти данные пришлось замалчивать долгие годы как центральному, так и местному руководству, вводить в заблуждение общественность, не давая объективно оценить обстановку, сложившуюся как регионах, так и во всей стране. Такое положение отражало общую ситуацию, сложившуюся в стране: рыночные методы ведения хозяйства натолкнулись на безрыночные принципы советской экономики, что привело в дальнейшем и к «свертываю» НЭПа.
хозяйственное развитие
рынок
план
новая экономическая политика
Тюменское губернское экономическое совещание
период 1921- 1923 годов
1. Краткий отчет Тюменского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, избранного на V губернском съезде Советов за 1922 -1923 год. – Тюмень, 1923. –172 с.
2. О предмете ведения губэкосо. 1922 год //ГБУТО ГАТО. – Ф. Р-3. – Д. 16. – Л.8.
3. План деятельности Тюменского губэкосо. 1922 год. //ГБУТО ГАТО. – Ф.Р-3. – Оп.1. – Д.78. – Л.50 – 51.
4. Протоколы заседаний Уральского экономического совещания //ГБУТО ГАТО – Ф. Р-3. – Оп.1. – Д. 37. – Л. 49– 50.
5. Скипин Д.Л. Опыт синтеза рынка и плана в деятельности Тюменского губернского экономического совещания (1921-1923 годы) //Вестник Ишимского государственного педагогического института Им. П.П. Ершова // 2013. – 2(8). – С. 118-123;
6. Скипина И.В. Материалы делопроизводства Тюменского губернского экономического совещания (1921-1923 гг.) как исторический источник // Документ в контексте универсальных практик. –2012. – С.160-166.
7.Текстовой отчет Тюменского губэкосо от 01.10.1922 //ГБУТО ГАТО – Ф. Р-3. –Д. 62. –Л. 41.
В статье рассматривается роль Тюменского губернского экономического совещания (ГЭС) в решении вопросов местного управления и хозяйства. Авторы анализируют ключевые направления деятельности ГЭС. Это решение проблем, стоящих перед совещанием в 1921-1923 гг. в сфере промышленности, сельского и коммунального хозяйства, регулирования рынка и плана, налогообложения и оптимизации бюджетной политики. Цель исследования: на основе широкого круга источников - архивных материалов, данных периодической печали, статистики показать значимость деятельности ГЭС в решении текущих и перспективных вопросов экономической жизни региона. В процессе исследования авторы опирались на методы объективности, историзма,  источниковедческий метод. 

В условиях НЭПа, основные функции по управлению местным хозяйством были переданы региональным советам, которые, в свою очередь, формировали местные экономические совещания, призванные приблизить советскую систему управления к массам и, одновременно, усилить контроль реализации пролетарской экономической политики. Значительную часть хозяйственной работы местные советы переложили на ГЭС, которые стали формировать в 1921 г. в соответствии с постановлением VIII Всероссийского съезда советов. Президиум Тюменского губернского исполнительного комитета принял решение о формировании губернского экономического совещания (губэкосо) на правах комиссии. Тюменское губэкосо было создано 21 января 1921 г. и являлось представительным органом Всероссийского совета народного хозяйства, наркоматов земледелия, продовольствия,  финансов, Совета Труда и Совета обороны РСФСР. В Постановлении ВЦИК от 30 июня 1921 г. «О местных экономических совещаниях, их отчетности и руководстве наказом СНК и СТО» была определена задача губернских и уездных экономических совещаний: согласование и координация работы всех местных хозяйственных органов на основе планового государственного руководства хозяйственным строительством и расширения инициативы местных властей. Председатель губисполкома одновременно являлся председателем совещания. В состав губэкосо входили: председатель губсовнархоза, губернский продовольственный комиссар, заведующие губернскими отделами: земельным, финансовым, труда, избирательной комиссии, транспортного и коммерческого отделов [5, c. 120]. В штате Тюменского ГЭС в мае 1922 г. числилось 8 технических сотрудников, которые были перегружены работой, что свидетельствовало о необходимости увеличение числа служащих. Председателем Тюменского губэкосо назначили Иван Васильевич Попова. Из членов губэкосо формировался президиум, которому принадлежала основная регулирующая роль. Состав президиума нередко менялся. В мае 1922 г. в него вошли председатель губисполкома И.В. Попов, начальник линейно-водного отдела исполкома Самарцев, председатель губернского совета народного хозяйства Н.П. Чертищев и член губэкосо Осокин, всего пять человек. Впоследствии было рекомендовано включать в состав президиума чиновников, находящихся на ключевых постах. В состав президиума во второй половине 1922 г. вошли начальник губернского земельного управления Кузьмин и председатель губернской плановой комиссии Зыков, который одновременно являлся заместителем председателя ГЭС, что свидетельствовало о повышении роли плановых органов в управлении. Кроме того, при губплане была организована коллегия, состоящая их 3 секций: торгово-промышленной, финансово-бюджетной и сельскохозяйственной. С решающим голосом в состав губэкосо входили представители, курирующие следующие сферы: продовольствие, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Совещательный голос имели заведующие губернским статистическим бюро, финансовым отделом, председатель губернского союза потребительской кооперации [6, c. 162].

Губэкосо имело сложную структуру: ему подчинялась сеть уездных, районных экосо, которые было слабо связаны с друг с другом. Их низовыми органами являлись экономические совещания предприятий и крестьянские комитеты. Фактически все руководство губернского исполнительного комитета (ГИК) местного совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов входило в состав губэкосо. Совещание являлось постоянно действующим органом при губисполкоме. Тюменское ГЭС регулярно проводило заседания, на которых основное внимание уделялось регулированию неотложных хозяйственных проблем. Заседания губэкосо проводили два раза в неделю. Так,  с 1 октября 1922 г. по 30 сентября 1923 г. состоялось 66 встреч. На них рассмотрели 66  организационных вопроса, 65 - о формировании местного бюджета, 67 - о сборе налогов, 62 - о финансовых возможностях, 24 - о необходимости выделения дотаций, 98 - о регулировании промышленности и торговли. Регулярно рассматривались следующие  проблемы: 24 заседания посвятили проведению семенной компании, 31 - сбору единого сельхозналога, 11 - выполнению заданий хлебозаготовок, 23 - организации кооперации, 48 - регулированию работы транспорта и связи, 25 - снабжению Северных территорий хлебом [1, с. 3-4]. Нередко проводились и совместные заседания губэкосо и губисполкома, на которых обсуждались самые важные социально-экономические проблемы. ГЭС занималось вопросами организации работы промышленных и сельскохозяйственных производителей, контролировало продовольственное обеспечение городов, принимало меры по борьбе с голодом, содействовало организации государственной торговли. Совещание вело работу  по снабжению населения необходимыми товарами и услугами, способствовало развитию кооперации, бесперебойной работе железнодорожного транспорта и связи, содействовало деятельности коммунального сектора, решало задачи по созданию местной налоговой системы, регулировало формирование бюджета и его распределение, наблюдало за процедурой ценообразования. Губэкосо содействовало рациональному использованию трудовых и товарных ресурсов, утверждало программы развития края [2, л. 8].

В рассматриваемый период территория входила в состав Уральской области, поэтому Тюменское губэкосо находилось в подчинении Уральского экономического совещания, имевшего право распределения дотационных фондов. В губернии к 1921-1923 гг. сохранились в основном мелкие частные производства, такие как кирпичное, кожевенное, мыловаренное, мастерские по пошиву одежды и обуви, механические мастерские, которые требовали расширения вложений, но средства в Тюмень поступали в минимальном количестве, так как оставались в основном на Урале. Власти вынуждены были назчительное место уделять  планированию хозяйственной деятельности  и рациональному использованию имеющихся средств.

Для решения «проблемных  вопросов» губплан получил право приглашать консультантов, а председатель плановой комиссии одновременно стал заместителем председателя ГЭС. Длительное время эту должность занимал Зыков. [1, с. 4-7] Государство проводило строгую бюджетную и кредитную политику. Губэкосо вменялось в обязанность контролировать составление, пополнение и исполнение местного бюджета, с учетом постоянно меняющейся ситуации. Советские работники, озабоченные дефицитом денежных средств, задачами развития рынка и совершенствованием налогообложения, вынуждены были разрабатывать меры по пополнению казны, в том числе и за счет увеличения подворного обложения, распространения займов и даже изъятия церковных ценностей. Решение о переходе в 1921 г. от продовольственной разверстки к продналогу позволило крестьянам, заплатившим налог, торговать сельхозпродуктами, стимулируя их к развитию хозяйства и развертыванию торговли в городах. Возвращение к рынку требовало развития кооперации, торговли, кредитования и расширения конкуренции. Руководители искали пути возрождения промышленности, торговли, сельского хозяйства, заботились о снижении уровня безработицы и улучшении материального положения трудящихся путем рационального сочетания рынка и плана. Принимались меры по регулированию частной предпринимательской деятельности, борьбе с мешочничеством, установлению тарифов и сборов, вплоть до установления цен на лекарственные препараты, утверждения платы за электроэнергию и коммунальные услуги. Власти передавали предприятия в аренду, в том числе и прежним владельцам, правда, желающих оказалось немного. Ресурсы, которые отпускались центром на социальные нужды, так же находились в распоряжение губэкосо. Народное образование, здравоохранение являлись заботой местных властей, причем траты на эти направления постоянно росли. Члены губэкосо усматривали возможность пополнения региональных финансов в сокращении управленческого аппарата, но без исполнительного персонала решать стоящие задачи было невозможно, требовалось составлять многочисленные документы, вести переписку, что осложнялось нехваткой грамотных и квалифицированных специалистов [1, c. 11].

Необходимость послевоенного восстановления промышленности привела к эмиссии денежных средств, и, следовательно, к их обесцениванию. Государственная политика была нацелена на стабилизацию денежной единицы. На обуздание инфляции была направлена и денежная реформа, введение золотого червонца, использовавшегося в основном в коммерческих расчетах. В этих условиях члены совещания пришли к выводу о необходимости развивать банковскую сеть, поддержав идею развития в Тюменской губернии коммерческих банков, кредитующих предпринимательскую деятельность [4, л. 49-50]. В свою очередь руководство Наркомфина рекомендовало своим представителям в губэкосо максимально увеличить налоговое обложение: «доводите налоговое напряжение до необходимых размеров и всем критикам ...разъяснять, что усиление денежных налоговых поступлений является единственным выходом прекращения ослабления самого тяжелого для народного хозяйства видов налога - именно эмиссии» [1, с. 8]. Для руководства налоговой компанией летом 1922 г. были сформированы Чрезвычайные налоговые совещания. Вместе с тем власти понимали, что бесконечно увеличивать налоги невозможно, следовательно, необходимо искать иные пути увеличения доходов местного бюджета». В отчете тюменского губэкосо 1 октября 1922 г. отмечалось, что увеличение налогообложения в перспективе уже невозможно: «Налоги обременительны, цены скачут и затрудняют работу» [7, л. 41]. В сложившихся условиях власти пошли по пути стимулирования плановой деятельности [3, л. 50-51]. Губэкосо регулярно представляло в Уралэкосо отчеты о работе и выполнении намеченных планов. Годовые отчеты издавались местной типографией в количестве не менее 100 экземпляров, и были известны общественности, некоторые сведения о деятельности ГЭС печатали губернские газеты. Деятельность губэкосо свидетельствует: власти в 1921-1923 гг. стремились, но так и не нашли, с одной стороны, под влиянием политических и хозяйственных установок вождей, с другой, по причине не профессиональности управленцев, ту «золотую середину» между плановым и рыночным хозяйством, между полномочиями центра и территорий, которая была необходима в решении социально-экономических проблем. Позитивный настрой чиновников проявился в стремлении оперативно решать самые острые вопросы и работать в сложных условиях смешанной экономики. Реальная жизнь требовала учета конкретных экономических возможностей, а принятые планы предполагали рост экономических показателей в сжатые сроки, чего невозможно было добиться без должного финансирования и анализа, сложившихся социально-экономических условий. Управленцы оказались «зажаты» между рынком и планом и сдавали позиции под напором властей по свертыванию рынка в угоду плана. Постепенный отход от рынка к плану сделал деятельность экосо всех уровней излишней. Планы стали спускаться исполкомам, которые поручали их реализацию губернской плановой комиссии. Идеи централизация взяли верх над относительной самостоятельностью регионов в решении местных проблем. В конце 1922 г. исполком поставил перед губэкосо задачи «объединить в одно целое хозяйственную жизнь губернии и создать то единство средств и материальных ресурсов, которое позволило бы вести по определенному плану хозяйство» [1, с. 38].

К концу 1923 г. эти задачи в основном были выполнены, поэтому в начале 1924 г. губэкосо стали ликвидироваться в соответствии с постановлением 3-й сессии ВЦИК РСФСР 10-го созыва 1923 г. «Об упрощении аппарата губернских исполнительных комитетов», функции губэкосо были переданы губисполкомам. Это решение имело негативные последствия: в 1924 г. наметился процесс снижении основных показателей социально-экономического развития страны, эти данные пришлось замалчивать долгие годы как центральному, так и местному руководству, вводить в заблуждение общественность, не давая объективно оценить обстановку, сложившуюся как регионах, так и во всей стране. Такое положение отражало общую ситуацию, сложившуюся в стране: рыночные методы ведения хозяйства натолкнулись на безрыночные принципы советской экономики, что привело в дальнейшем и к «свертываю» НЭПа.

Рецензенты:

Шилова Л.Ф., д.э.н., заведующая кафедрой учета, анализа и аудита Тюменского государственного университета,  г. Тюмень;

Московкин В.В., д.и.н., профессор кафедры отечественной истории Тюменского государственного университета,  г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Скипина И.В., Скипин Д.Л. ТЮМЕНСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1921-1923 ГГ. ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15375 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674