Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТИПЫ И ФУНКЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кашина С.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье уточнено понятие адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения, как системной целостности внешних и внутренних резервов, обеспечивающих повышение профессионализма работников и рост конкурентоспособности фирмы; выявлены типы адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения: нормативно-правовые, устанавливающие и регламентирующие права и гарантии работников на внутрифирменное обучение в области безопасности труда; научно-методические, обеспечивающие реализацию научных исследований в области безопасности труда в процессе проектирования и реализации инновационных образовательных программ на базе предприятий; виртуально-образовательные, обеспечивающие информационную поддержку, доступность дистанционных образовательных услуг в области безопасности труда, а также возможность асинхронного индивидуального внутрифирменного обучения; индивидуально-типологические особенности личности работника, способствующие осознанию образовательно-профессиональных потребностей, формированию и развитию способности сознательно их удовлетворить в процессе деятельности, включающие биологический, социальный, соматический компоненты и характер. Выяснены функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения: нормативная, методологическая, методическая, коммуникативная, фасилитационная.
функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения
образовательно-профессиональные потребности
индивидуально-типологические особенности личности работника
асинхронное индивидуальное внутрифирменное обучение
инновационные образовательные программы на базе предприятий
безопасность труда
права и гарантии работников на внутрифирменное обучение
конкурентоспособность фирмы
профессионализм работников
адаптационные ресурсы внутрифирменного обучения
1. Василенкова Н.И., Кашина С.Г., Чепурышкин И.П. Методы мониторинга образовательных услуг школ-интернатов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14436 (дата обращения: 31.08.2014).
2. Кашина С.Г. Сущность и содержание внутрифирменного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 5; URL: www.science-education.ru/119-14854 (дата обращения: 20.10.2014).
3. Кашина С.Г., Чепурышкин И.П., Василенкова Н.И. Принципы управления качеством образования в школе-интернате // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14411 (дата обращения: 26.08.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 23.09.2014)
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 23.09.2014)
6. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 23.09.2014)
7. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.
8. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - С. 65-69.
9. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 4. - С. 16-25.
10. Пугачева Н.Б. К вопросу об инновационном проектировании // Школьные технологии. - 2003. - № 3. - С. 111.
В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы образование рассматривается как структурообразующий компонент общенациональных инновационных систем и обуславливает включение в совокупность целей Государственной программы обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам российского общества и экономики, посредством формирования гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, создания отраслевых образовательных кластеров [9] и повышения роли работодателей и частно-государственного партнерства в ее развитии.

Цель статьи - дать характеристику типов и функций адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: уточнить понятие «адаптационные ресурсы внутрифирменного обучения»; выявить типы и функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения; выяснить функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения.

Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Под адаптационными ресурсами внутрифирменного обучения мы понимаем системную целостность внешних (средств, форм, методов повышения качества профессиональной подготовки кадровых ресурсов) и внутренних (индивидуально-типологических особенностей личности работника) резервов, обеспечивающих повышение профессионализма работников и рост конкурентоспособности фирмы [2]. Исходя из содержания адаптационных ресурсов, можно выделить следующие типы и виды.

Первый тип - нормативно-правовые ресурсы [4], устанавливающие и регламентирующие права и гарантии работников на внутрифирменное обучение в области безопасности труда, включающие международные нормативно-правовые акты, конституционные и федеральные законы, региональные, отраслевые и локальные нормативно-правовые акты, включающие положения, инструкции и т.п.

Например, в статье 18 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» констатировано, что право на охрану здоровья обеспечивается и созданием безопасных и благоприятных условий труда. В ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» определены национальная структура системы управления охраной труда, а также национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда. Для решения задач исследования наибольший интерес представляет Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Представленный в Постановлении Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [5], работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

Второй тип адаптационных ресурсов - научно-методические, обеспечивающие реализацию научных исследований в области безопасности труда в процессе проектирования и реализации инновационных образовательных программ [10] на базе предприятий, включающие учебно-программную документацию для организации самостоятельной работы слушателей, интенсификации деятельности преподавателей; научно-методические разработки для информационной поддержки процесса внутрифирменного обучения в области безопасности труда, а также организации мониторинга образовательных услуг [1] в сфере внутрифирменного обучения по безопасности труда.

Автором разработано учебно-методическое пособие «Безопасность труда при строительстве и содержании автомобильных дорог», в котором раскрываются значения, характеристики и параметры зон «влияния» потенциально и постоянно действующих опасных производственных факторов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, способы и методы защиты и безопасного поведения работающих в этих условиях (коллективные и индивидуальные средства защиты). Учебный материал пособия разделен на три модуля в зависимости от уровня подготовки слушателей.

Модуль 1 уровня (в основном для молодых рабочих, не имеющих практики работы на производстве или для рабочих меняющих специфику профессиональной деятельности) включает: первоначальное знакомство с организацией производства дорожных работ с выделением элементов безопасности, посредством мини-плакатов; непосредственное изучение требований безопасности по конкретной специальности; коллоквиум «Запрещенные методы и приемы работ».

Модуль 2 уровня (для рабочих, имеющих опыт производственной деятельности и проходящих повышение квалификации) содержит положения и требования СНиП и других нормативных и инструктивных документов по безопасности труда при строительстве и содержании автомобильных дорог, а также анализ причин производственного травматизма, несчастных случаев и аварий, имеющих место в дорожном строительстве, в соответствии с действующими инструкциями по безопасности труда.

Модуль 3 уровня (для повторных инструктажей, аттестации и переаттестации специалистов и руководителей) включает ситуационную информацию, представленную на мини-плакатах, учебных фильмах.

Учебно-методическое пособие «Безопасность труда при строительстве и содержании автомобильных дорог» включает:

  • мини-плакаты, содержание которых представляет собой аксонометрическое изображение строительной площадки по основным технологическим процессам с обозначением требований и элементов безопасной организации дорожных работ (схем размещения постоянных и временных дорог; зоны санитарно-бытового обслуживания; требований электробезопасности; требований к организации приобъектных складов, их размещению в соответствии с нормами пожарной безопасности и другими нормами; размещения знаков безопасности на территории строительной площадки; размещения средств пожаротушения; организация безопасного производства работ по конкретной специальности);
  • знаки безопасности, представленные в качестве самостоятельного материала для изучения ГОСТа 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности»;
  • графический материал, включающий общие требования, требования по безопасности труда до начала работы, требования по безопасности труда во время работы, требования по безопасности труда в аварийных ситуациях, требования по безопасности труда при транспортировании, требования по безопасности труда по окончании работы, запрещенные методы и приемы работ.

Выяснено, что применение учебно-методического пособия «Безопасность труда при строительстве и содержании автомобильных дорог» в процессе внутрифирменной подготовки позволяет повысить уровень и качество проведения инструктажей [3]; обеспечить активизацию учебной деятельности слушателей и повысить их познавательный интерес; сформировать у слушателей готовность выполнять работу с соблюдением требований безопасности. Материалы пособия могут быть использованы для оформления рабочих мест, участков, уголков и кабинетов по безопасности труда.

Третий тип адаптационных ресурсов - виртуально-образовательные, обеспечивающие информационную поддержку, доступность дистанционных образовательных услуг в области безопасности труда, а также возможность асинхронного индивидуального внутрифирменного обучения, и включающие сетевые образовательные ресурсы [6]; интернет-ресурсы в области безопасности труда; современные программные средства внутрифирменного обучения.

К примеру, в ОАО «Татагропромстрой» разработаны программные оболочки позволяющие сформировать знания, о природе возникновения вибрации, ее характеристиках и негативном воздействии, а также умения по обеспечению защиты от вибрации машин, оборудования, рабочих мест, сооружений. Данные программные оболочки содержат программы позволяющие определить основные технические меры борьбы с вибрацией:

  • устранение или снижение вибрации в источнике возникновения на стадии конструирования машин и проектирования технологических процессов;
  • ослабление вибрации в источнике ее возникновения за счет уменьшения действующих в системе переменных сил при замене динамических процессов статическими, тщательной балансировке вращающихся частей и др., или используя дистанционное управление, автоматический контроль и сигнализацию ограждения;
  • вибродемпфирование, основанное на уменьшении уровня вибрации путем преобразования энергии механических колебаний в тепловую при условиях использования в качестве конструкционных материалов с большим внутренним трением, нанесения на вибрирующие поверхности упруговязких материалов, применения поверхностного трения;
  • динамическое гашение вибрации, посредством установки машин и агрегатов на фундаменты, массу которых рассчитывают так, чтобы амплитуда колебаний подошвы фундамента не превышала 0,1 - 0,2мм, а для отдельных сооружений - 0,005мм.

Создатели данных программ использовали учебное пособие по вибрации автора статьи.

Четвертый тип адаптационных ресурсов - индивидуально-типологические особенности личности работника, способствующие осознанию образовательно-профессиональных потребностей, формированию и развитию способности сознательно их удовлетворить в процессе деятельности, включающие следующие компоненты: биологический (темперамент, задатки), социальный (мотивационные образования, способности, волевые качества), соматический (физические особенности) и характер (устойчивое психическое образование, определяющее особенности отношений и поведения).

Исходя из задач исследования, наибольший интерес представляет психология типов, включающая формальные и динамические типологии. Формальные типологии - классификации устойчивых типов, выделенные на основе конкретных психологических или анатомо-физиологических свойств, проявляющихся в определенном виде деятельности. Динамические типологии связаны с изменением и трансформацией человека в процессе развития.

Следующее понятие - «индивидуальные особенности личности». Представляя особый социальный мир, личности постоянно воспроизводят его в творческой преобразовательной деятельности различных индивидуальностей, объективно проявляющихся в своей неповторимости и многообразии отношений в интегрированном окружающем мире, где формируется особое пространство психологического напряжения движения человека, и где он в своей единственности во множестве ее проявлений не только обнаруживает, реализует, но и творит свою индивидуальность. В основе этой индивидуальности часто проявляются неповторимые особенности каждой личности, в частности, в ее способности по-своему реализовывать свою самость в развитии своего «Я».

Обобщая изложенное отметим, что адаптационные ресурсы внутрифирменного обучения выполняют следующие функции:

  • нормативную, определяющую права и обязанности работодателей и работников в области внутрифирменного обучения по безопасности труда, порядок формирования и использования Фонда социального страхования, ответственность руководителей всех уровней за предотвращение несчастных случаев;
  • методологическую, обуславливающую использование в процессе внутрифирменного обучения объективных, научных знаний по безопасности труда, понятийно-терминологическое единообразие [8];
  • методическую, обеспечивающую координацию сетевого взаимодействия субъектов производственных, образовательных и научных организаций единой отраслевой направленности в процессе внутрифирменного обучения кадровых ресурсов [7];
  • коммуникативную, позволяющую персонализировать процесс внутрифирменного обучения, а также осуществлять интерактивные взаимосвязи между его субъектами как опосредованно (на расстоянии), так и традиционно («глаза-в-глаза»);
  • фасилитационную, предусматривающую учет индивидуально-типологических особенностей личности слушателей, содействие в возникновении отношения личности к самой себе, становлении субъектности в процессе внутрифирменного обучения.

Вывод. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни, быстрая смена производственных технологий предполагают изменение приоритетов внутрифирменного обучения, ориентацию на повышения качества внутрифирменной подготовки рабочих и специалистов. Это обусловило поиск новых типов адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения и инновационный взгляд на их функции.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Кашина С.Г. ТИПЫ И ФУНКЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15332 (дата обращения: 20.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252