Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Третьяков А.А. 1 Дрогомерецкий В.В. 1 Воронин Е.В. 1 Пивнева М.М. 1 Мухин А.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье проводится анализ уровня здоровья студентов ведущих вузов г. Белгорода. В исследовании приняло участие более 2000 юношей различных факультетов Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белгородского университета кооперации, экономики и права. Анализ уровня здоровья юношей проводился на 1, 2, 3 курсах обучения. Сравнение по курсам проводилось среди юношей основного отделения. Также отдельно для сравнения были взяты юноши 2 курса основного отделения, специального и факультета физической культуры. Полученные результаты были сопоставлены между собой. Оценка уровня здоровья производилась с помощью экспресс методики Г.Л. Апанасенко. Результаты анализа неудовлетворительны. Они заставляют задуматься над серьезной проблемой снижения здоровья учащейся молодежи. Полученные данные указывают на необходимость формирования у студентов физической культуры, как одного из средств формирования здоровья.
экспресс оценка уровня здоровья
методы индексов
юноши
студенты вузов
физическая культура
соматическое здоровье
физическая активность
1. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. – 1988. – №4. – С. 29-31.
2. Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – Вып. 6. – С. 28-33.
3. Двигательная активность как основа здоровья и успеваемости студентов гуманитарных вузов / В.Л. Кондаков, О.Г. Румба, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Актуальные научно-педагогические проблемы: материалы научной сессии отделения валеологии и психофизиологии Балтийской педагогической академии / НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб., 2009. – С. 21-24.
4. Румба О.Г. О состоянии здоровья студентов специальной медицинской группы гуманитарного вуза / О.Г. Румба, А.А. Горелов, В.Л. Кондаков // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Изд-во: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. - № 11. – С. 101-105.
5. Третьяков А.А. Двигательная активность в жизни студентов гуманитарного вуза / А.А. Третьяков, Кондаков В.Л., А.Ю. Горобий // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2013. - № 2 (44). – C. 18-21.
6. Физическая культура и здоровье : монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьев. – М. : Еврошкола, 2008. – 450 с.
Формирование здорового поколения занимает одно из главных мест в обществе. Поэтому  в рамках образовательного процесса ведущих вузов города Белгорода - НИУ «БелГУ» (Белгородский государственный национальный исследовательский университет), БГТУ им. В.Г. Шухова (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова), БУКЭП (Белгородский университет кооперации, экономики и права) была проведена диагностика уровня соматического здоровья студентов. В связи с изменением условий преподавания дисциплины «Физическая культура» в вузах города Белгорода для студентов не физкультурного профиля были организованны эти исследования.

Выше сказанное позволило сформировать цель исследования - провести анализ соматического здоровья юношей, обучающихся в ведущих вузах города Белгорода.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе ведущих вузов города Белгорода. В нем приняли участие около 2000 юношей.

На основании собранных данных, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность, функциональную тренированность студентов выбранных вузов, была проведена оценка соматического здоровья с помощью методики Г.Л. Апанасенко [1]. Были рассчитаны показатели, суммирование которых позволило дать заключение об уровне здоровья юношей, обучающихся в вузах города Белгорода.

Результаты исследования и их обсуждение

Расчёт весоростовых соотношений путём выведения индекса Кетле свидетельствует, что у большинства студентов 1-го курса отмечается дефицит массы тела - их вес расценивается как «ниже среднего» (19,7 усл.ед.). Вес студентов 2-го и 3-го курса соответствует позиции «средний» (20,3 усл.ед. и 21,1 усл.ед. соответственно). Различия достоверны.

Расчёт жизненного индекса показал, что функция внешнего дыхания и аэробные возможности большинства обследуемых юношей характеризуются как «выше среднего» (61-65 усл.ед.): 62,4 усл.ед. - у первокурсников, 60,9 усл.ед. - у второкурсников, 61,8 усл.ед. - у третьекурсников. При этом по баллам результаты студентов 2-го и 3-го курсов достоверно лучше, чем результаты студентов 1-го курса.

Расчёт силового индекса показал, что у большинства обследованных юношей очень слабо развита относительная сила - её средний уровень расценивается как «низкий» (менее 60 усл.ед.): 56,4 усл.ед. - у первокурсников, 55,9 усл.ед. - у второкурсников, 55,8 усл.ед. - у третьекурсников. По баллам результаты студентов 1-го курса достоверно хуже, чем студентов 2-го и 3-го курсов. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Соматическое здоровье студентов (основное учебное отделение)

Показатели

1 курс

2 курс

Р

1 курс

3 курс

Р

2 курс

3 курс

Р

М

±

m

М

±

m

М

±

m

М

±

m

М

±

m

М

±

m

Индекс массы тела Кетле (усл.ед.)

 

19,66

±

0,22

20,25

±

0,21

 

19,66

±

0,22

21,08

±

0,13

*

20,25

±

0,21

21,08

±

0,13

*

баллы

-1,11

±

0,06

-0,10

±

0,07

*

-1,11

±

0,06

0,00

±

0,13

*

-0,10

±

0,07

0,00

±

0,13

 

Жизненный индекс (усл.ед.)

 

62,38

±

0,77

60,90

±

0,95

 

62,38

±

0,77

61,80

±

1,52

 

60,90

±

0,95

61,80

±

1,52

 

баллы

1,54

±

0,10

2,64

±

0,10

*

1,54

±

0,10

2,63

±

0,12

*

2,64

±

0,10

2,63

±

0,12

 

Силовой индекс (усл.ед.)

 

56,38

±

0,59

55,92

±

1,24

 

56,38

±

0,59

55,81

±

1,57

 

55,92

±

1,24

55,81

±

1,57

 

баллы

-0,44

±

0,06

1,46

±

0,16

*

-0,44

±

0,06

1,43

±

0,22

*

1,46

±

0,16

1,43

±

0,22

 

Время восстановления ЧСС после 20-ти приседаний за 30 с (сек)

 

92,37

±

2,92

90,00

±

3,24

 

92,37

±

2,92

69,55

±

6,63

*

90,00

±

3,24

69,55

±

6,63

*

баллы

2,28

±

0,20

2,67

±

0,26

 

2,28

±

0,20

3,64

±

0,55

*

2,67

±

0,26

3,64

±

0,55

 

Индекс Робинсона (усл.ед.)

 

102,88

±

1,23

109,27

±

2,57

*

102,88

±

1,23

87,12

±

8,03

*

109,27

±

2,57

87,12

±

8,03

*

баллы

-0,81

±

0,08

-1,00

±

0,13

 

-0,81

±

0,08

-0,88

±

0,20

 

-1,00

±

0,13

-0,88

±

0,20

 

Общая оценка уровня здоровья

1,46

±

0,23

5,67

±

0,34

*

1,46

±

0,23

6,37

±

0,65

*

5,67

±

0,34

6,37

±

0,65

 

* - Р ≤ 0,05 по t - критерию Стьюдента

Средние значения времени восстановления ЧСС после 20-ти приседаний, выполненных за 30 сек, позволяют оценить скорость восстановления сердечно-сосудистой системы после нагрузки как удовлетворительную у студентов 1-го и 2-го курсов и как хорошую - у студентов 3-го курса. В частности, ЧСС восстановилась к исходному уровню через 1 мин 32 сек у первокурсников и через 1 мин 30 сек - у второкурсников, что соответствует позиции «средне». У третьекурсников восстановление ЧСС после нагрузки произошло через 1 мин 10 сек, что соответствует позиции «выше среднего». Различия достоверны.

Расчёт индекса Робинсона показал, что аэробные возможности (энергопотенциал) первокурсников и второкурсников весьма скромны - их результаты соответствуют позиции «ниже среднего»: 102,9 усл.ед. - у первокурсников, 109,3 усл.ед. - у второкурсников. Аэробные возможности студентов 3-го курса расцениваются как средние: 87,1 усл.ед. Результаты студентов 3-го курса достоверно лучше, чем студентов 1-го и 2-го курсов. Результаты студентов 1-го курса достоверно лучше, чем студентов 2-го курса.

Общий балл, выставленный по совокупности всех рассчитанных показателей и позволяющий сделать заключение об уровне соматического здоровья студентов, составил: 1,5 балла - у первокурсников, 5,7 балла - у второкурсников, 6,4 балла - у третьекурсников. Полученные результаты характеризуют уровень соматического здоровья студентов 1-го курса как «низкий», студентов 2-го и 3-го курсов - как «ниже среднего». Несмотря на достоверно более высокий балл у студентов 3-го курса, в целом, следует констатировать очевидную нехватку здоровья у юношей, обучающихся в НИУ «БелГУ».

В связи с тем, что в последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих различные нарушения в здоровье, которым предписано заниматься физической культурой в специальной медицинской группе, была поставлена задача сравнить основные показатели соматического здоровья студентов ОУО и СУО с тем, чтобы выделить наиболее типичный характер нарушений здоровья у студентов СУО, а также степень риска возникновения аналогичных нарушений здоровья у студентов ОУО.

Кроме того, было проанализировано состояние соматического здоровья студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ» (ФФК), являющихся действующими спортсменами, с тем, чтобы установить значение влияния систематической двигательной активности на общий уровень здоровья юношей 17-19 лет.

Сравнение показателей соматического здоровья студентов ОУО, СУО, ФФК проводилось с помощью методики Г.Л. Апанасенко [1].

Расчёт весоростовых соотношений путём выведения индекса Кетле показал, что у большинства юношей ОУО и СУО это показатель здоровья находится на удовлетворительном уровне - их вес расценивается как «средний» (20,3 усл.ед. и 21,1 усл.ед. соответственно). У студентов ФФК соотношение роста и массы тела считается оптимальным и соответствует «высокому» уровню (40,1 усл.ед.). Результаты студентов ФФК достоверно лучше.

Расчёт жизненного индекса показал, что функция внешнего дыхания и аэробные возможности характеризуются как: «выше среднего» - у студентов ФФК и ОУО (64,2 усл.ед. и 61,7 усл.ед. соответственно); как «средние» - у студентов СУО (56,9 усл.ед). Результаты студентов ФФК достоверно лучше, чем студентов ОУО и СУО. Результаты студентов ОУО достоверно лучше, чем студентов СУО.

Расчёт силового индекса показал, что у большинства обследованных юношей, даже у спортсменок, относительная сила развита недостаточно: её средний уровень у студентов ОУО и СУО расценивается как «низкий» (56,0 усл.ед. и 53,0 усл.ед. соответственно); у студенток ФФК - как «ниже среднего» (61,4 усл.ед.). Достоверных различий между группами не выявлено.

Средние значения времени восстановления ЧСС после 20-ти приседаний, выполненных за 30 сек, позволяет оценить скорость восстановления сердечно-сосудистой системы после нагрузки как удовлетворительную у большинства обследованных студентов ФФК и СУО, как хорошую - у студентов ОУО. В частности, у студентов ОУО ЧСС восстановилась к исходному уровню в среднем через 1 мин 24 сек, что соответствует позиции «выше среднего». У студентов СУО восстановление ЧСС произошло через 1 мин 42 сек, у студентов ФФК - через 1 мин 47 сек, что в обоих случаях соответствует позиции «средне». Различия достоверны.

Расчёт индекса Робинсона показал, что аэробные возможности (энергопотенциал) большинства обследованных студентов весьма скромны: результаты студентов ОУО и ФФК соответствуют позиции «ниже среднего» (99,8 усл.ед. и 100,4 усл.ед. соответственно); результаты студентов СУО соответствуют позиции «низкий» (115,5 усл.ед). При этом по баллам результаты студентов ФФК достоверно лучше, чем студентов ОУО и СУО. Результаты студентов ОУО достоверно лучше, чем студентов СУО.

Общий балл, выставленный по совокупности всех рассчитанных показателей и позволяющий сделать заключение об уровне соматического здоровья студентов, относящихся, по заключению врачей, к разным медицинским группам, составил: 4,5 балла - у студентов ОУО, 0,8 балла - у студентов СУО, 9,7 балла - у студентов ФФК. Полученные результаты однозначно характеризуют уровень соматического здоровья юношей, регулярно не занимающихся спортом, как ниже среднего (студенты ОУО) и низкий (студенты СУО). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Соматическое здоровье студентов, относящихся к основному учебному отделению, специальному учебному отделению и факультету физической культуры

Показатели

ОУО

ФФК

Р

ОУО

СУО

Р

СУО

ФФК

Р

М

±

m

М

±

m

М

±

m

М

±

m

М

±

m

М

±

m

Индекс массы тела Кетле (усл.ед.)

 

20,33

±

0,41

40,77

±

0,57

*

20,33

±

0,41

21,08

±

0,39

 

21,08

±

0,39

40,77

±

0,57

*

баллы

-0,40

±

0,35

0,50

±

0,10

 

-0,40

±

0,35

-1,07

±

0,12

 

-1,07

±

0,12

0,50

±

0,10

*

Жизненный индекс (усл.ед.)

 

61,69

±

0,43

64,20

±

0,55

*

61,69

±

0,43

56,87

±

0,75

*

56,87

±

0,75

64,20

±

0,55

*

баллы

2,27

±

0,37

3,13

±

0,59

*

2,27

±

0,37

0,67

±

0,33

*

0,67

±

0,33

3,13

±

0,59

*

Силовой индекс (усл.ед.)

 

56,04

±

0,17

61,40

±

3,15

 

56,04

±

0,17

53,00

±

1,38

 

53,00

±

1,38

61,40

±

3,15

 

баллы

0,82

±

0,63

1,57

±

0,69

 

0,82

±

0,63

-0,42

±

0,17

 

-0,42

±

0,17

1,57

±

0,69

*

Время восстановления ЧСС после 20-ти приседаний за 30 с (сек)

 

83,97

±

7,24

107,00

±

0,07

*

83,97

±

7,24

102,37

±

3,24

 

102,37

±

3,24

107,00

±

0,07

 

баллы

2,86

±

0,40

3,73

±

0,15

 

2,86

±

0,40

2,62

±

0,08

 

2,62

±

0,08

3,73

±

0,15

*

Индекс Робинсона (усл.ед.)

 

99,76

±

6,58

100,43

±

2,03

 

99,76

±

6,58

115,45

±

4,38

*

115,45

±

4,38

100,43

±

2,03

*

баллы

-0,90

±

0,06

2,90

±

0,75

*

-0,90

±

0,06

-1,33

±

0,21

*

-1,33

±

0,21

2,90

±

0,75

*

Общая оценка уровня здоровья

4,50

±

1,53

9,67

±

0,44

*

4,50

±

1,53

0,76

±

0,32

 

0,76

±

0,32

9,67

±

0,44

*

* - Р ≤ 0,05 по t - критерию Стьюдента

Итоговый балл студентов ФФК позволяет оценить уровень здоровья обследованных юношей как «средний». Различия между группами студентов ОУО, СУО и ФФК статистически достоверны, что позволяет говорить о качественно ином уровне соматического здоровья юношей, регулярно занимающихся спортом. Причём эти различия выявлены не только в общем итоговом балле, но и по большинству показателей, на которых строится заключение об уровне здоровья. Между студентами ОУО и СУО достоверные различия выявлены лишь по двум показателям - жизненный индекс и индекс Робинсона. Оба показателя лучше в группе студентов, относящихся к основному учебному отделению.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что уровень здоровья студентов вузов города Белгорода находится на низком уровне. По ключевым показателям здоровья юноши, относящиеся к основному учебному отделению, в реальности мало чем отличаются от студентов, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах. Результаты диагностики позволяют констатировать очевидный риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем у большинства студентов. Предотвратить потенциальные патологии возможно путём привития студентам потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, поскольку регулярная двигательная активность является наиболее эффективным средством укрепления здоровья, что в очередной раз было доказано результатами диагностики здоровья юношей факультета физической культуры, являющихся действующими спортсменами.

Рецензенты:

Кондаков В.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Румба О.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Третьяков А.А., Дрогомерецкий В.В., Воронин Е.В., Пивнева М.М., Мухин А.В. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15327 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252