Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Грахов В.П. 1 Мохначев С.А. 2 Кислякова Ю.Г. 1 Анисимова Н.В. 1
1 ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»
2 НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»
В статье рассматриваются особенности организации участия студентов Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова в олимпиадном движении на современном этапе развития отечественной высшей школы. Отмечено, что наряду с ранее проводившимися олимпиадами по специальности, появилась новая олимпиада для бакалавров, обучающихся по направлению «Строительство», которая проходит стадию становления. Авторами статьи в качестве предложений по совершенствованию комплектов олимпиадных заданий для бакалавров поддерживается идея составления олимпиадных заданий не по отдельным дисциплинам, а комплексных олимпиадных заданий, способных полнее оценить формирующиеся компетенции.
сфера образования
олимпиадное движение
конкурс выпускных квалификационных работ
1. Аннотированная программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» на 2012 – 2016 годы.
2. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Олимпиады как точка роста качества образования и развития специальности «Экспертиза и управление недвижимостью»// Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова №3(59)/2013, с.192-196.
3. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Лубенская Л.А. Оценка качества образования по результатам всероссийских студенческих олимпиад по направлению «Строительство»// Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова №1(57)/2013, с. 174-176.
4. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г Качество образования через профессиональное взаимодействие// Материалы V Международной конференции (Россия, Ижевск, 20-22 февраля 2012 г.) том 1, с. 166-170.
5. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г. Из опыта организации зарубежной стажировки студентов инженерно-строительного факультета технического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14474 (дата обращения: 02.09.2014).
6. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14735 (дата обращения: 03.10.2014).
7. Мохначев С.А. Теоретико–методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения. Монография. Екатеринбург – Ижевск: Изд–во Ин–та экономики УрО РАН. 2009. 411 с.
8. Мохначев С.А. Управление инновациями и конкурентоспособностью хозяйственных комплексов на примере государственных вузов: Монография. - Екатеринбург: Издат. дом «Пригород. вести». 2003. 242 с.
Образование является одним из приоритетных национальных проектов. Качество образования во многом определяет качество жизни людей, создает стартовые условия для развития человеческого капитала и экономического потенциала страны. Проводимые в сфере образования реформы должны способствовать повышению его качества, адаптировать образовательные программы к современным социально-экономическим условиям, повысить конкурентоспособность отечественных вузов [7,8].

Строительство является одной из базовых отраслей экономики, обеспечивающей также занятость в смежных отраслях. По положению дел в строительной отрасли можно судить о состоянии экономики страны в целом. Эффективность функционирования строительных организаций и отрасли в целом во многом зависит от хорошо подготовленных кадров, ориентирующихся в потоках информации,  современных технологиях и методах решения задач. Именно система высшего образования призвана подготовить востребованных специалистов, которые будут способствовать развитию отрасли, применяя полученные навыки к решению профессиональных задач.

Выявлению единых направлений развития образовательного процесса способствует проведение Всероссийских студенческих олимпиад, конкурса выпускных квалификационных работ, дипломных и магистерских работ по направлению 270100 «Строительство». Олимпиады и конкурсы позволяют отметить наиболее талантливых, успевающих, творчески мыслящих студентов в масштабах вуза, региона, страны; сравнить уровни подготовки студентов разных вузов, выявить их сильные и слабые стороны; выделить области, требующие усовершенствования; определиться с современными приоритетными векторами развития образовательных программ, внедрить новые подходы в массовую практику.

В программе стратегического развития Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова определены стратегические цели университета, в том числе подготовка кадров, способных повысить конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей экономики [1].  Для совершенствования образовательного процесса в университете создаются новые образовательные программы, открываются направления подготовки, востребованные рынком и потенциальными работодателями [4,5,6]. Кафедра «Промышленное и гражданское строительство» инженерно-строительного факультета ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова» регулярно принимает участие в региональных и Всероссийских предметных олимпиадах [2,3].

Олимпиады и конкурсы дипломных работ проводятся в три тура. Первый - внутривузовский тур помогает выявить лучших студентов, обучающихся по направлению «Строительство» В ИжГТУ. Победители направляются для участия во втором региональном туре, проводимом на базе головного вуза Ассоциации строительных вузов ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (КГАСУ). Далее следует третий всероссийский тур, на котором соревнуются победители региональных этапов.

Задания регионального тура олимпиад по специальности имеют следующую структуру: в олимпиаде по специальности «Промышленное и гражданское строительство» задается тип здания и его основные параметры, по которым выполняются шесть разделов: архитектура, строительная механика, строительные конструкции, основания и фундаменты, технология строительного производства,  организация строительного производства. Существует бальная система оценок, за каждый раздел - от 0 до 10 баллов. По общей сумме баллов выявляется победитель.

Олимпиадные задания второго регионального тура по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» состоят из трех частей:

1 часть - анализ проблемной ситуации и предложение решения на основе полученных профильных знаний, оценивается в 40 баллов;

2 часть - решение задач по оценке объектов недвижимости и оценке экономической эффективности производства, оценивается в 40 баллов;

3 часть - задача на построение сетевых графиков, оценивается в 20 баллов.

Победитель также определяется по наибольшей сумме баллов за все задания.

В 2013 году третий тур Всероссийской студенческой олимпиады по специальности специальность «Экспертиза и управление недвижимостью» проводился на базе Московского государственного строительного университета (МГСУ).

На 1 этапе олимпиады были предложены задачи по оценке экономической эффективности проекта и организации строительства, позволяющие оценить способности участников быстро и обоснованно принимать управленческие решения. Задачи оценивались по шкале от 0 до 10 баллов.

2 этап состоял в представлении научно-исследовательской работы студентов. Реферат должен быть подготовлен заранее по теме в области экономики и управления недвижимостью. Выступления перед аудиторией с демонстрацией презентации длилось 5-7 минут. Оценка научно-исследовательской работы производилась экспертным методом по 100-бальной шкале на основании критериев значимости и актуальности выбранной тематики, степени авторства, использования компьютерных программ при разработке, качества оформления работы, достигнутого эффекта, а также умения владеть аудиторией и грамотно излагать свое мнение.

Одновременно с олимпиадами проводится конкурс дипломных проектов и выпускных квалификационных работ по специальностям. На региональном этапе в КГАСУ рассматриваются работы выпускников КГАСУ, ИжГТУ и  ПГТУ и других вузов.

Критериями оценки качества дипломных проектов по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» являются: актуальность дипломного проекта, масштабность рассматриваемых объектов, качество технической, правовой, экономической, управленческой, экологической экспертизы, использование специализированных программ. Также учитывается освещение результатов работы в форме докладов на конференции, публикаций, наличие  наград, рекомендации к внедрению (ГАК, заказчик),  оформление (графической части и пояснительной записки). Дополнительно оцениваются неучтенные достоинства проекта. Максимальная сумма балов по всем критериям - 100 баллов.

Победители регионального тура участвуют в III туре конкурса выпускных дипломных проектов в МГСУ, где проекты оцениваются по аналогичным критериям, включающим значимость и масштабность объекта, качество проведенных экспертиз и оформления работы, использование специализированных программных продуктов, освещение результатов работы, наличие рекомендаций к внедрению и неучтенных достоинств. Максимальная сумма баллов по всем критериям также составляет 100 баллов.

В связи с переходом на двухуровневую форму высшего образования в Российской Федерации, в последние годы меняется структура проведения Всероссийской студенческой олимпиады. Наряду с ранее существовавшими олимпиадами по специальности, появилась новая олимпиада для бакалавров, обучающихся по направлению 270100.62  «Строительство». Понятие «специальность» при этом не учитывается, олимпиада одна для таких областей подготовки, как: «Промышленное и гражданское строительство»,  «Архитектура», «Проектирование зданий», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Водоснабжение и водоотведении» и т. д.

Задания на олимпиаду представлены в виде тестов по  дисциплинам, которые изучают студенты, представляющие разные области подготовки. В ходе регионального тура проверяются знания по математике, информатике, физике, начертательной геометрии и инженерной графике, химии, экологии, теоретической механике, сопротивлению материалов, механике грунтов, геологии, геодезии, архитектуре, строительным конструкциям, гидравлике, безопасности жизнедеятельности, строительным материалам, метрологии электротехнике, водоснабжению и водоотведению, теплогазоснабжению и вентиляции. Победителем становится студент, лучше других ориентирующийся в математических, естественнонаучных, технических и общепрофессиональных дисциплинах и набравший наибольшую сумму баллов за все задания.

В третьем всероссийском туре олимпиады для бакалавров представлены задания по тем же дисциплинам, что и во втором туре. Также добавлены вопросы по технологическим процессам и основам организации и управления в строительстве. Олимпиада делится на 2 этапа. На первом этапе представлены задания в тестовой по форме по вышеуказанным дисциплинам, всего 100 заданий. Предлагаемое время для ответа на один вопрос составляет 1 минуту. На втором этапе предлагается к решению практические задания по дисциплинам, всего 40 заданий, и регламент в 5 минут на решение одного практического задания. Критериями оценки ответов на задания второго этапа являются верность методики и последовательности решения, полнота и развернутость ответа, отсутствие крупных ошибок, аккуратное оформление.

Олимпиада для бакалавров проходит стадию становления, поэтому возникает много предложений по совершенствованию комплектов олимпиадных заданий. На наш взгляд, должна быть поддержана идея составления олимпиадных заданий не по отдельным дисциплинам, а комплексных олимпиадных заданий, способных полнее оценить формирующиеся компетенции будущих специалистов.

Рецензенты:

Макаров А.М., д.э.н., профессор, профессор кафедры управления социально-экономическими системами, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск;

Нигметжанов К.Г., д.ф.н., профессор кафедры экономики, права и философии, ГКП на ПХВ МОН РК «Павлодарский государственный педагогический институт», г. Павлодар.


Библиографическая ссылка

Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15325 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674