Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В XXI ВЕКЕ

Карташов К.А. 1
1 ФГКОУВПО «Краснодарский университет МВД России»
Становление субъектов мировых экономик на рельсы постиндустриального развития общества диктует новый ракурс решения всевозрастающих глобальных проблем, проблем отдельных стран и регионов. В статье рассматриваются плюсы и минусы глобализации, раскрывается масштабное «маркетинговое зомбирование» целевой аудитории и их последствия для конкурентоспособности страны в целом и конкурентоспособности предприятия в частности. Сегодня вопросы конкурентоспособности не просто актуальны, но и злободневны для российского общества. Введение санкций, ограничений странами Евросоюза, США, Канады и Австралии только усугубляет сложившуюся обстановку в мире. Основная мысль данной статьи заключается в устранении асимметрии процессов глобализации. Также автором отмечается, что в сложившейся ситуации возникает объективная необходимость выработки взаимовыгодного сотрудничества со странами с низким уровнем жизни.
конкурентоспособность
глобальные проблемы
глобализация
1. Грошева Н.Б. Методология интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему регионального управления: дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Грошева Надежда Борисовна. – Красноярск, 2011. – 356 с.
2. Дюльманова Т.М. Основные тенденции трансформации экономической системы России: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.01 / Дюльманова, Таттэ Михметовна. – Саратов, 2006. – 193 с.
3. Индекс глобальной конкурентоспособности – информация об исследовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info
4. Место стран различных социально-экономических типов в мировом хозяйстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://do.gendocs.ru/docs/index-181989.htm
5. Рейтинг глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mongolpred.irkobl.ru/
6. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.rr-f.ch/research/562
Мировое сообщество давно перешло на магистраль рыночной экономики. Рыночные условия хозяйствования предполагают результативный экономический эффект от кооперации, сотрудничества и добросовестной конкуренции  между участниками мировых экономических отношений. Фундаментом мировой инфраструктуры является взаимопереплетение и взаимовыгодность от экономической деятельности субъектов хозяйствования национальных экономик, международных компаний, отдельных регионов и предприятий (организаций).

Всевозрастающие глобальные проблемы, проблемы отдельных стран, регионов требуют нового ракурса рассмотрения введения мирохозяйственных связей. В последнее время к вышеуказанным проблемам добавляются трудности и препятствия со стороны геополитики (лоббирование экономических интересов отдельных стран под эгидой «демократии», введение санкций к определенным странам по субъективно-объективным причинам или «политическим амбициям», информационно-пропагандистская деятельность по устранению конкурентов в различных сферах деятельности и т.д.). К сожалению, последнее приобретает в новейшей истории оттенки нового сверх оружия в руках манипуляторов средств массовой информации, а во взаимосвязи с неоднозначностью оценок мировыми рейтинговыми агентствами отдельных субъектов хозяйствования в частности, национальных экономик в целом и, как следствие - серьезная проблема для мирового сообщества.

В свете вышесказанного считаем необходимым представить динамику изменения индекса глобальной конкурентоспособности за 2011-2015 гг. (таблица 1).

Также хотелось отметить те существенные изменения, которые в силу объективных обстоятельств не попали в таблицу, а именно:

  • изменения позиции Объединенных Арабских Эмиратов с 27 позиции в 2011 г. до 12 места в 2014-2015 гг.;
  • изменения позиции Новой Зеландии с 25 позиции в 2011 г. до 17 места в 2014-2015 гг.

Данный рейтинг учитывает качество институтов и инфраструктурную составляющую национальных экономик: стабильность макроэкономической ситуации в стране; уровень начального образования и здоровье населения; качество высшего образования и профессиональной подготовки; эффективность рынка товаров и услуг; эффективное функционирование рынка труда; развитость (симметрия) финансового рынка; уровень технологического развития; размер внутреннего национального рынка; конкурентоспособность компаний (организаций). Последняя группа - инновационный потенциал страны [1].

Таблица 1

Индекс глобальной конкурентоспособности стран мирового сообщества за 2011-2015 гг. [3,5,6]

Экономика страны

Индекс глобальной конкурентоспособности

2011-2012 гг.

2012-2013 гг.

2013-2014 гг.

2014-2015 гг.

Швейцария

1

1

1

1

Сингапур

2

2

2

2

Швеция

3

4

6

10

Финляндия

4

3

3

4

США

5

7

5

3

Германия

6

6

4

5

Нидерланды

7

5

8

8

Дания

8

12

15

13

Япония

9

10

9

6

Великобритания

10

8

10

9

Гонконг

11

9

7

7

Канада

12

14

14

15

Тайвань

13

13

12

14

Катар

14

11

13

16

Бельгия

15

17

17

18

Норвегия

16

15

11

11

Саудовская Аравия

17

18

20

24

Франция

18

21

26

23

Австрия

19

16

16

21

Австралия

20

20

21

22

...

 

 

 

 

Россия

66

67

64

53

...

 

 

 

 

Румыния

77

78

76

59

...

 

 

 

 

Украина

82

73

84

76

...

 

 

 

 

Молдова

93

87

89

82

...

 

 

 

 

Чад

139

139

148

143

Бурунди

140

144

146

139

Гвинея

-

141

147

144

Однако, на наш взгляд, пугают конкретные обстоятельства, сложившиеся в Украине. В 2012-2013 гг. было существенное изменение в положительную сторону рейтинга, но в связи с событиями конца 2013 г. естественно ситуация изменилась (с 73 до 84 места), здесь не совсем понятно мнение экспертов на начало третьего квартала 2014 г. Украина с 84 места определена на 76 позицию. Не освещая геополитическую составляющую данного вопроса и ангажированности рейтингов, считаем, что деятельность национальной экономики Украины не может показывать  позитивный эффект в силу ряда обстоятельств:

  • ослабление инфраструктуры (артобстрел инфраструктурных объектов на Юго-востоке Украины и т.д.);
  • дестабилизация макроэкономической ситуации в данной стране (карательная операция, устранение сепаратистов, «гражданская война»);
  • «лихорадка» рынка труда (вооруженный конфликт на территории страны, изменение призыва в армию, часть трудоспособного населения направляется на решения конфликта на Юго-востоке Украины, резкое изменение соотношения рождаемости и смертности населения в 2014 г., уменьшение количества трудоспособных граждан и увеличение количества беженцев и т.д.). Финансовый рынок Украины в целом мы рассматривать не будем, лишь скажем о том, что позиция гривны падает - существенно. Касательно уровня технологического развития, в настоящее время, в связи с прекращением сотрудничества с Россией по многим позициям размер внутреннего национального рынка Украины снижается, а инновационный потенциал страны остается даже не на второстепенных позициях, а далеко за ними. Так, рейтинговым агентством Fitch рейтинг Украины был снижен на несколько позиций.

Санкции США, Евросоюза, Австралии, Канады - привели данный рейтинг к следующим показателям развития отдельных стран:

  • США с 5-го (2011-2012 гг.) места опустились до 7-го (2012-2013 гг.), конфликтная ситуация на Украине способствовала изменению их рейтинга до 5-го места (2013-2014 гг.) и до 3-го (2014-2015 гг.). Как и у меня, так, скорее всего, и у Вас возникает много вопросов, но, к сожалению, конкретными ответами мы не оперируем;
  • Швеция с 3-го (2011-2012 гг.) места опустилась до 4-го (2012-2013 гг.), определенные обстоятельства 6-го места (2013-2014 гг.) и до 10-го (2014-2015 гг.) - возможно, это последствия ответных санкций России на санкции Евросоюза (различные всевозрастающие санкции касательно отдельных физических лиц (руководителей и правительственных чиновников) до определенных секторов экономки). Вопрос риторический;
  • в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности опустились также Германия (2014-2015 г.) с 4-го места до 5-го, Швеция с 6-го до 10-го и т.д.

Следует отметить, что на передовых позициях данного рейтинга неизменно остается Швейцария и Сингапур, не участвующие в политическом судействе и санкционных мерах - а, наоборот, придерживающие экономического эффекта от взаимодействия национальных экономик, придерживающиеся политкорректности, в отличие от стран своих союзников.

Конечно, каждый здравомыслящий гражданин понимает и представляет глобальные проблемы, встающие перед мировой экономикой и отдельными странами. К глобальным проблемам можно отнести:

  • проблемы, связанные с сильным отличием развитости и функционирования одних стран по сравнению с другими (образованность, голод и т.д.);
  • проблемы демографии (существенные различия коэффициента рождаемости и смертности в разных странах, заселенности территории и т.д.);
  • проблемы, связанные с окружающей средой (экология и экология во взаимосвязи с техническим и экономическим развитием);
  • проблемы освоения Мирового океана;
  • проблемы, связанные с повышением уровня требований к развитию человеческого потенциала (в постиндустриальном обществе необходимы высококвалифицированные кадры);
  • глобальные проблемы терроризма, экстремизма и т.д.;
  • энергетические проблемы;
  • продовольственная проблема;
  • и т.д.

На наш взгляд, можно добавить еще не менее важную проблему, которая в последнее время касается многих стран, и ее можно приравнять к глобальной. Это проблема однополярного мира, проблема информационной пропаганды (манипулирование финансово-кредитной информацией и др.) и  «информационного маркетингового зомбирования». Данная проблема касается целенаправленных действий отдельной страны (группы стран), под эгидой «демократии» решающей свои узкие проблемы, в частности решение энергетической проблемы, в том числе и денежной. Это влияет на национальную безопасность суверенного государства. По данному вопросу поясним, что существует глобальный индекс миролюбия (данный индекс публикуется ежегодно австралийским Институтом экономики и мира (The Institute for Economics and Peace)). Так, в данный рейтинг Россия «попала» в десятку, но не США, которые дестабилизировали обстановку в Иране, развязали вооруженный конфликт с Ираком, Сирией, Афганистаном и т.д., а также ситуацию с Украиной.

В последнее время уделяется существенное внимание продовольственной безопасности, которая в последнее время бьет тревогу - все больше и больше и не напрасно. Введение санкций странами Запада пагубно влияет на весь рынок сельскохозяйственной индустрии Евросоюза. Инициатор санкций США - теряет несущественно.

Закидывание персиками, лимонами и другими фруктами и овощами посольства и другие объекты государственных учреждений в Европе - естественно не выход из ситуации, но куда девать пропавшие овощи и фрукты - политические деятели дают лишь «пустые» надежды. Не выход и санкции и ответные санкции - геополитика в виде информационных маркетинговых войн, снижение международными рейтинговыми агентствами позиций суверенных государств - все это дестабилизирует мировую экономику.

Поэтому если раньше большинство ученных склонялось к тому, что глобализация носит чисто положительный эффект развития экономик, то сейчас произошло диаметрально противоположное понимание. Следовательно, рассмотрим негативные последствия процессов глобализации и сделаем соответствующие выводы.

Во-первых, начнем с теории и в частности с понимания среды прямого и косвенного внутреннего и внешнего воздействия. Как видим, в последнее время негативное последствие санкционных мер, распространенных на отдельных физических и юридических лиц, так или иначе  оказывает внешнее, как прямое, так и косвенное отрицательное воздействие. Ответные санкции России  также влияют на глобализационные процессы  как внутри страны, так и за ее пределами. Уточним, что, на наш взгляд, сложившаяся ситуация ответных санкции  при правильном и грамотном управлении и понимании всех участников российской экономики может создать ориентир для повышение конкурентоспособности российских организаций и предприятий. Но на определенный период времени в сложившихся условиях  последствия глобализации и интеграции, интернационализации хозяйственной жизни и международного экономического сотрудничества стран мирового сообщества для России  будут трудными, но перспективными в части создания новых альянсов, зоны свободной торговли, новых сегментов и рынков сбыта (конечной и промежуточной продукции) - есть и наблюдаются.

Поэтому второе негативное последствие вытекает из первого и связано оно в первую очередь с тем, что вышеперечисленные процессы распределяются в мировом хозяйстве крайне неравномерно. К сожалению, отношения развивающихся стран и развитых стран носят характер инструмента, способа и методов обогащения и/или являются средством обогащения. Надеемся, что события последнего времени изменят «потребительское» отношение экономически развитых мировых лидеров к странам периферии, к которым, по мнению самого высшего руководства США, в конце 2013-2014 гг. относили и Россию.

Третье негативное последствие является логическим продолжением второго и захватывает глобальную проблему «Север-Юг». Общеизвестная фраза «деньги к деньгам», происходит сильное отклонение отдельных стран от средневзвешенной мировой экономики в ту или иную сторону, порождая тем самым существенную диспропорцию и неравенство (богатые становятся более обеспеченными, бедные все больше отдаляются от них).

Четвертая проблема заключается в том, что развитые страны размещают свои производства в развивающихся странах с дешевой рабочей силой, однако наблюдается и обратная тенденция, когда большое количество мигрантов пребывает в страну. Это, как правило, низкоквалифицированные работники, готовые работать больше по времени и за меньшую заработную плату, тем самым опуская зарплату для коренного населения и вызывая определенную неприязнь у общества к мигрантам. Возрастает социальная напряженность. Плюс, отметим множество случаев незаконного перемещения мигрантами суверенных границ государства.

Следующее последствие связано с увеличением таких проблем, как: развитие коррупции, лоббирование интересов (получение меньшего эффекта для национальной и региональной экономики), а также свободное перемещение по территории, в сети Интернет  и т.д., дает свободу действий для террористов и экстремистов.

С глобализацией, помимо положительного эффекта, вызывает опасение распространение эпидемии, вирусов и т.д. Из не так далекого прошлого вспомним, как расплодился вирус СПИДа. Сейчас мировыми медиками бьется тревога распространения вируса Эбола.

Говоря о следующей проблеме, то она связанна с возможной деиндустриализацией национальных экономик.

Возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям.

Возможная дестабилизации финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия [2].

Да, конечно, негативных последствий много, но было бы неправильно и методологически ошибочно говорить о необходимости отказа от глобализации мировых экономик или говорить о ней как чисто негативном явлении.

Выводы следующие:

  • информационное, «маркетинговое зомбирование» мирового сообщества происходит из-за «прорех» в международном законодательстве и безнаказанности средств массовой информации. В цивилизованном обществе неприемлемо навязывание негатива в угоду своих амбиций и тем более для получения выигрыша от специальной дестабилизации атмосферы как отдельной страны, так и региона в целом;
  • устранение асимметрии процессов глобализации, объективной необходимостью является выработка дорожной карты взаимовыгодного сотрудничества с включением в повестку данного плана стран с низким уровнем жизни (Ангола, Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Буркина Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Восточный Тимор, Гаити, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати, Коморские Острова, Лаос, Лесото, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Руанда, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы острова, Сомали, Судан, Танзания, Того, Тувалу, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан). Однако у них есть своя специализация: сельское хозяйство, рыболовство, промысловые и т.д. Т.е. есть стимул призадуматься, тем более в современных реалиях [4];
  • повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций должно стать стратегией национальных экономик.

Надеемся что вышеизложенные (общие) предложения подвигнут к более детальному рассмотрению данного вопроса с подкрепленными практическими данными.

Рецензенты:

Егорова Л.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Воронов А.А., д.э.н., проректор по научной работе Краснодарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Карташов К.А. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В XXI ВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15298 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674