Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Кревский И.Г. 1 Глотова Т.В. 2 Драгунов Д.Г. 2 Матюкин С.В. 1
1 Пензенский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им.К.Г.Разумовского»
2 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Для поддержки и развития эффективного взаимодействия между вузами и коллективами исследователей, с одной стороны, инвесторами и предприятиями реального сектора экономики, с другой стороны, рассматривается информационная среда (ИС), поддерживающая виртуальное сетевое взаимодействие всех заинтересованных участников и автоматизированная система (АС), реализующая ИС. Основными пользователями такой системы являются исследователи, представители вузов, инвесторы, работодатели, а так же инновационные менеджеры, эксперты и брокеры знаний. Рассмотрены функции, которые они могут выполнять в информационной среде виртуального взаимодействия с помощью АС. Приведена структурная схема разрабатываемой системы и описаны основные функциональные модули системы. Текущая версия системы реализована с использованием языка PHP, СУБД MySQL и технологии AJAX в виде интернет портала, для доступа к системе пользователей используются стандартные браузеры.
реальный сектор экономики
вуз
автоматизированная система (АС)
виртуальное сетевое взаимодействие
информационная среда (ИС)
1. Глотова Т.В., Шереметьева Е.Г., Кошкина Ю.Г., Мелякова Е.С. Проектирование информационно-аналитической системы поддержки образовательного процесса школы и вуза в области информатики и ИКТ //Труды ХХ Всероссийской научно-математической конф. Том 1 Телематика-2013 – С. 115-116. URL:http://tm.ifmo.ru/tm2013/db/doc/get_thes.php?id=74 (2013).
2. Кревский И.Г., Матюкин С.В. Управление ресурсным обеспечением инновационных проектов в сфере непрерывного образования // Открытое образование. – 2012. –- № 4. – С. 70-75.
3. Кревский И.Г., Глотова Т.В, Матюкин С.В. Функциональное моделирование среды сетевого взаимодействия вузов, предприятий и инноваторов // Фундаментальные исследования. – 2013. -– № 10 (часть 11). – С. 2427-2430
4. Кревский И.Г., Глотова Т.В., Матюкин С.В., Шереметьева Е.Г. Прототип среды реализации механизмов сетевого взаимодействия вузов, предприятий и инноваторов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – - № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10672 (дата обращения: 06.11.2013).
5. Матюкин С.В., Кревский И.Г. Формы и механизмы сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области образовательной и инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – - № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11100 (дата обращения: 13.12.2013).
6. Шленов Ю.В., Кострыкин Д.С. Роль брокеров знаний в инновационной деятельности организаций // Инновации. – 2009. – - № 10. – С. 112-117
7. A.Bershadsky, A.Bozhday, I.Burukina, P.Gudkov, A.Gudkov Concept of Complex Infrastructure Territory for Solving Problems of Integration Intersectoral Statistics //JCKBSE 2014 Proceedings, Kravets et al. (Eds.), CCIS 466, Springer, 2014, pp. 49-60.
8. Tatiana Glotova, Mikhail Deev, Igor Krevskiy, Sergey Matukin, Elena Sheremeteva, Yuri Shlenov, Maria Shlenova Models of Supporting Continuing Education of Specialists for High-Tech Sector // Knowledge-Based Software Engineering - 11th Joint Conference, JCKBSE 2014 Volgograd, Russia, September 17–20, 2014 Proceedings. Springer - Communications in Computer and Information Science, Volume 466, 2014, pp 100-112.
Одной из актуальных задач инновационного развития, является обеспечение взаимодействия между вузами и коллективами исследователей, с одной стороны, инвесторами и предприятиями реального сектора экономики, с другой стороны. В современных условиях важным элементом развития и поддержки такого взаимодействия может стать информационная среда (ИС) сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики, поддерживающая виртуальное сетевое взаимодействие всех заинтересованных участников: исследователей и студентов университетов, предприятий реального сектора экономики (РСЭ), выступающих в качестве работодателей и партнеров в научно-исследовательских проектах. Прежде всего, сетевое взаимодействие должно обеспечиваться для ВУЗов и предприятий региона (региональное деление), при этом можно использовать информацию систем мониторинга комплексной инфраструктуры территории [7]. В дальнейшем должна быть произведена интеграция в единую сеть, поддерживающую развитие по секторам экономики. Для реализации такой ИС разработана автоматизированная система (АС), основные функции которой, структура и группы пользователей показаны на рисунке 1.

Рис. 1. Автоматизированная информационная система

Основными пользователями разрабатываемой системы являются исследователи, студенты, представители вузов (лица, ответственные за научно-исследовательскую и инновационную работу) и представители предприятий реального сектора экономики (работодатели и инвесторы). Для эффективной организации взаимодействия в сети работают эксперты, инновационные менеджеры, брокеры знаний [5, 6]. Перечень основных функций для всех групп пользователей АС сетевого взаимодействия ВУЗов и РСЭ приведен в таблице 1. Специальные функции доступны определенной группе пользователей, общие - всем зарегистрированным пользователям.

Таблица 1

Перечень функций пользователей АС

Группа пользователей

Специальные

функции

Общие функции

Незарегистрированный пользователь

Регистрация, просмотр проектов

-

Администратор

Администрирование и настройка системы, управление пользователями закрытых групп

Личный кабинет, общение, просмотр рейтинга, просмотр проектов, работа с заявками, авторизация

Участник

Работа с проектом, работа с программой обучения, управление рабочей группой, создание мероприятия, приглашение друзей

Субъект РСЭ

Работа с программой обучения, работа с проектом, создание запросов от РСЭ, поиск проектов

Инновационный менеджер

Проведение первичной экспертизы проекта, просмотр запросов от субъектов РСЭ, поиск проектов, работа с проектом

Брокер знаний

Поиск проектов, поиск и просмотр субъекта РСЭ, просмотр запросов от субъектов РСЭ

Эксперт

Экспертиза проекта

Рассмотрим специальные функции для всех групп пользователей.

Незарегистрированный пользователь - пользователь, обратившийся к системе, но не прошедший аутентификацию. Ему доступны функции:

  • Регистрация - процедура заполнение формы регистрации для создания учетной записи, которая будет храниться на сервере и при помощи которой пользователь сможет заходить в систему.
  • Просмотр проектов - возможность просматривать список доступных проектов. Для удобства просмотра используется блок фильтрации по различным критериям.

Участник - пользователь системы, представитель ВУЗа. Доступные функции:

  • Работа с проектом - создание проекта путем заполнения всех необходимых данных карты инновационного проекта (общие сведения, полное описание, бизнес-план, дополнительные материалы и др.) и отправка его на первичную экспертизу, редактирование информации о проекте, добавление различных материалов, закрытие проекта.
  • Работа с программой обучения - создание, редактирование, удаление и предоставление программы обучения для ее дальнейшего обсуждения заинтересованными сторонами [1, 8].
  • Управление рабочей группой - добавление (рассылка приглашений пользователям АС) и удаление участников рабочей группы проекта.
  • Размещения резюме и портфолио - размещение в ИС данных резюме и портфолио участника с возможностью их просмотра представителями РСЭ.
  • Создание мероприятия - добавление мероприятия и его описание: название, дата и время проведения, адрес и другая дополнительная информация.
  • Участие в виртуальных мероприятиях и конкурсах - участие в реальных и виртуальных мероприятиях участниками ИС.
  • Приглашение друзей - рассылка приглашений на регистрацию в АС с помощью электронной почты.

Представитель реального сектора экономики, являясь инвестором либо работодателем, может осуществлять поиск и просмотр подробной информации о проектах, просматривать рейтинг проектов и рейтинг молодых специалистов, их резюме и портфолио, общаться с другими пользователями системы, а также принять участие в интересующем инновационном проекте и внести информацию о его внедрении, реализации и инвестиционной поддержке. Он получает заявки от зарегистрированных пользователей для получения финансирования, может самостоятельно подбирать перспективные проекты, которые он готов поддерживать, либо может обратиться к брокеру знаний для поиска и подбора проектов, соответствующих его инвестиционной стратегии.

Администратор обеспечивает техническую поддержку функционирования системы и осуществляет выполнение следующих функций:

  • Администрирование и настройка системы - просмотр различной служебной информации о функционировании системы, техническая поддержка работы АС, а так же установка необходимых настроек системы.
  • Управление пользователями закрытых групп - это активация, редактирование и блокировка учетных записей пользователей закрытых групп (эксперт, инновационный менеджер, брокер).

Брокер знаний производит как поиск инновационных проектов, так и инвесторов, его задача - помочь творческим коллективам и создаваемым при вузах стартапам найти нуждающиеся в них предприятия реального сектора и (или) инвесторов. С другой стороны, под потребности реальных предприятий он должен найти и предложить существующие инновационные решения. Таким образом, он призван способствовать связи вузовских структур и творческих коллективов, бизнеса и предприятий реального сектора экономики.

Инновационный менеджер имеет возможность выполнять функции просмотра проектов, работы с заявками, первичной экспертизы проектов, привлечения специалистов, работы с кадровым резервом в инновационных отраслях. Он проводит самостоятельную первичную экспертизу проекта для принятия решения по работе с проектом, а также поддерживает связь с брокером знаний для поиска инвесторов и перспективных проектов.

Эксперт осуществляет просмотр и экспертизу проектов. Получив заявку на экспертизу проекта, эксперт, в случае согласия на участие в ней, готовит экспертное заключение и выставляет оценку проекту, которая заносится в рейтинг проекта и руководителя проекта, а также учитывается в рейтингах участников команды проекта.

В АС сетевого взаимодействия ВУЗов и РСЭ реализованы различные функциональные возможности и структура интерфейса в зависимости от принадлежности к определенной группе пользователей системы. Практически все функции пользователей выполняются с использованием сервиса личного кабинета, что позволяет разграничить доступ к информации и хранить просмотренные данные, заинтересовавшие пользователей. Виртуальное сетевое общение пользователей системы реализуется через механизмы комментариев и личных сообщений [3, 4]. и аналогичны соответствующим функциям социальных сетей.

Структурная схема разработанной АС приведена на рисунке 2. В текущей версии реализации система включает следующие основные функциональные модули:

1. Регистрация и авторизация пользователей

Регистрация позволяет получить доступ к дополнительным функциям системы, недоступным для незарегистрированного пользователя. После регистрации пользователь имеет возможность вступить в доступные группы, в зависимости от целей использования системы. Механизм авторизации позволяет проверить учетные данные пользователя системы и определить его функциональные возможности, в зависимости от группы.

2. Работа с проектами

  • Формирование данных проекта позволяет заполнять все необходимые данные карты инновационного проекта (общие сведения, полное описание, бизнес-план, дополнительные материалы и др.), загружать дополнительные материалы, добавлять различную информацию и материалы о внедрении и реализации проекта.
  • Просмотр информации проекта - возможность перейти на страницу с картой инновационного проекта для просмотра всей подробной информации и материалов.
  • Поиск и подбор проекта позволяет осуществлять поиск проектов для различных групп пользователей, согласно определенным критериям.
  • Формирование команды проекта позволяет добавлять (рассылка приглашений пользователям из группы «Участники») и удалять пользователей рабочей группы проекта, включать в работу инвесторов, работодателей и т.п. (пользователи из группы «Субъекты РСЭ»).

Рис.2. Структурная схема АС

3. Рейтинг

Модуль позволяет вычислять индивидуальный числовой показатель для участников, который формируется в зависимости от участия в проектах с учетом дополнительных коэффициентов, и рейтинг проектов, который зависит от оценки экспертов и специальных показателей.

4. Мероприятия проекта

Позволяет участникам добавлять, описывать (название, дата и время проведения, адрес и другая дополнительная информация) и редактировать мероприятия, проводимые в рамках проекта.

5. Экспертиза

  • Первичная экспертиза позволяет инновационному менеджеру просматривать и исследовать материалы проекта для первичной экспертизы проекта (принятия решения о дальнейшем развитии проекта в рамках системы).
  • Экспертиза проекта позволяет эксперту просматривать и исследовать материалы проекта для вынесения экспертного заключения в виде отзыва или прикрепленного файла, а также выставления оценки проекту по определенным показателям.

6. Запросы и предложения

Позволяет субъекту РСЭ создавать, удалять, просматривать и редактировать предложения на вложение инвестиций или запросы на разработку технологии.

7. Предоставление или запрос программ обучения

Позволяет представителям ВУЗа создавать, удалять, редактировать и предоставлять программы обучения, а представителям РСЭ просматривать представленные программы для дальнейшего изучения и участия в её обсуждении с помощью системы комментариев.

8. Общение и взаимодействие пользователей

  • Личные сообщения пользователей - позволяет пользователям обмениваться личными сообщениями через личный кабинет.
  • Комментарии - позволяет пользователям общаться посредством системы комментариев.
  • Обмен заявками - позволяет пользователям работать с заявками (отправлять, получать, просматривать, принимать, закрывать, отклонять) на определенные действия в системе.

Предусматривается интеграция ИС с сетевым электронным университетом, поддерживающим функций обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет существенно повысить доступность и удобство обучения, а также снизить затраты [2].

Разрабатываемая система реализована с использованием языка PHP, СУБД MySQL и технологии AJAX в виде интернет портала для доступа к системе пользователей используются стандартные браузеры. Организация виртуального взаимодействия в удобной для студентов, молодых исследователей и представителей бизнеса сетевой среде, а также участие квалифицированных экспертов, инновационных менеджеров, брокеров знаний повысит эффективность коммерциализации результатов научных исследований университетов, поможет повысить инновационную активность предприятий реального сектора экономики, за счет упрощения доступа к инновационным разработкам вузов.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-02-12021.

Рецензенты:

Бершадский А.М., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой САПР Пензенского государственного университета, г. Пенза;

Финогеев А.Г., д.т.н., профессор кафедры САПР Пензенского государственного университета, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Кревский И.Г., Глотова Т.В., Драгунов Д.Г., Матюкин С.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15289 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674