Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АЛАНЫ В ИРАНСКОМ ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ «ШАХНАМЕ»

Сатцаев Э.Б. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и cоциальных исследований ВНЦ РАН и РСО-А
В период античности и средневековья ираноязычные предки осетин – скифы, сарматы и аланы – сыграли важную роль в развитии истории Европы и Азии. В эпоху создания иранской эпической поэмы «Шахнаме» аланы были влиятельным народом на Кавказе и иранцам нередко приходилось иметь с ними дело. Автор поэмы Фирдоуси не знал о генетическом родстве иранцев и алан и, основываясь на народной памяти, отразил в своей поэме некоторые из ирано-аланских контактов. В поэме упоминается «крепость алан» Эланан (скорее всего Дербент), повествуется, что во времена Сасанидов аланский царь якобы претендовал на престол Ирана, а правителей области в Закавказье между Курой и Араксом называли алан-шахами. Фирдоуси описывает алан, живущих к западу от Ирана, как мужественных воинов, мастерски владеющих арканом и копьем, которые проводят жизнь в военных походах. Согласно поэме, аланы нападали на Иран, грабили и уводили в плен жителей, угоняли стада. Аланы являются единственным кавказским народом, кроме армян, упоминаемым в «Шахнаме».
ирано-аланские контакты
поэма Фирдоуси «Шахнаме»
предки осетин аланы
1. Бертельс Е.Э История персидско-таджикской литературы. Издательство восточной литературы. – М., 1960.
2. Гуляев В.И. Скифы: расцвет падения великого царства. – М., Амтейа, 2005.
3. Дандамаев А.А. Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана.
4. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. – Тбилиси, 1959.
5. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. – М.: «Наука», 1988.
6. Фирдоуси. Шахнаме. Том 1. Перевод Ц.Б. Бану Лахути. – М., 1957.
7. Фирдоуси. Шахнаме. Том 3. Перевод Ц.Б. Бану-Лахути, – М., 1965.
8. Фирдоуси. Шахнаме. Том 5. Перевод Ц.Б. Бану-Лахути, –М., 1984.
9. Фирдоуси. Шахнаме. Том 6. Перевод Ц.Б. Бану-Лахути, – М., 1989.
При изучении вопроса об ареальных контактах предков осетин-алан невозможно обойти их связи с иранцами, упоминаемые в эпическом произведении иранских народов «Шахнаме». Аланы являются единственным, кроме армян, кавказским народом, упоминаемым в поэме. Проблема уходит корнями вглубь веков, так как к середине первого века нашей эры аланы стали одной из существенных военных сил на юге Восточной Европы. Данная проблема практически не затрагивалась исследователями. Испанский исследователь профессор А. Алемань в работе «Аланы в древних и средневековых письменных источниках» (Москва, 2003) ограничился простой констатацией факта о том, что аланы упоминаются в «Шахнаме».

Актуальность темы обусловлена важностью исследования вопроса о конкретных ареальных контактах алан с сопредельными народами. Изучение этого вопроса позволит более четко представить комплексную картину взаимоотношений предков осетин с соседними этносами и государствами.

Целью исследования является изучение сведений об аланах-осетинах в эпическом произведении иранских народов «Шахнаме».

Материалом исследования послужили опубликованные тома поэмы Фирдоуси «Шахнаме», а также некоторые исследования по истории и филологии Ирана и др. Работа выполнена с использованием историко-сравнительного метода и традиционных для исторического исследования принципов объективности и системности. 

Иранские языки и диалекты объединяются в одну группу на основании общности их происхождения. Не позднее начала I тысячелетия древнеиранские племена распадаются на отдельные группы, из которых мы знаем скифов (саков), мидийцев и персов.

Скифы (саки) занимали в свое время огромную территорию. И были мощнейшей группой племен древности, скифы порой решали судьбы великих держав античности и влияли на ход истории [2, с. 10].

Сарматы заметно утеряли эту роль, хотя великие державы античности продолжали серьезно считаться с ними.

В последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья выделились аланы.

К середине I в.н.э. аланы стали одной из существенных военных сил на юге восточной Европы.

В первые века н.э. аланы оказались в самой гуще сложных исторических событий, связанных с так называемым Великим переселение народов. Отдельные группы аланов в ходе многочисленных и грандиозных этнических передвижений оказались в Армении и Мидии (I-II вв. н.э.), в Крыму (с III в.), в придунайских областях (с IV в.), а в V веке - даже на территории Галлии, Испании в Северной Африке (вместе с вандалами) [5, с. 153].

Разбросанные на огромной территории эти группы аланов вскоре утеряли иранскую речь и ассимилировались с окружающим населением. Это не означает, однако, что после первых веков нашей эры уже не существовало ираноязычного населения на южнорусской равнине (к востоку от Дона) и на Северном Кавказе.

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что свидетельствуют о том, что оставшиеся аланы продолжали говорить на иранских диалектах [5, с. 154].

К концу VII века аланы входят в состав Хазарского каганата, сохранив при этом частичную самостоятельность. После разгрома каганата аланское государство контролировало большую часть Северного Кавказа.

Среди аланов выделяются несколько группировок «алан» и «ас». Важнейшая из них - асы. С XIII века эти этнонимы нередко взаимозаменяются.

В 1222 и 1238-39 гг. Алания была разгромлена монголо-татарами. Окончательный разгром связан с походами Тимура в конце 14 века.

Позднее аланы играли локальную роль и на развитие истории уже не оказывали существенного влияния. Потомки алан - осетины оказались малочисленным народом, которому порой грозило исчезновение.

Роль осетин в XVII-XVIII веках свелась к минимуму даже в пределах Кавказа. Большинство иранских народов обладает богатой эпической традицией. Наиболее богато эпос представлен у осетин и персов. У осетин издавна бытует нартовский эпос. На персидском языке создана эпическая поэма Шахнаме.

Шахнаме построена как история царей, преемственно сменявших друг друга на престоле Ирана. Поэма отражает исторические представления современников Фирдоуси [1, с. 228].

В Шахнаме неоднократно упоминаются разные народы. Из иранских народов часто всего упоминаются аланы.

Склоняется каждый пред ним властелин.

Ты землю аланов, Хазарский весь край.

Отныне владением нашим считай.

[7, с. 255].

И горный Дербенд, и аланов страну

Лохраспу отдам я, закончив войну.

До Кафа, до тех величавых хребтов

Всем будет владеть безраздельно Хосров.

[7, с. 262].

Персидская империя Сасанидов (ок. 224 г.) распространило свое влияние до Южного Кавказа, так что Армянское и Иверийское царство испытывали возрастающую иранизацию и нередко управлялись иностранными династиями, поставленными их могущественными соседями. На севере эта экспансия достигала Дарьяла и Дербента, имевших стратегическое значение, поскольку через них проходили единственные военные дороги через Кавказский хребет.

В эпоху создания Шахнаме аланы были влиятельным народом на Кавказе, и иранцам нередко приходилось иметь дело с ними. Разумеется, Фирдоуси не знал о генетическом родстве иранцев и аланов и, основываясь на народной памяти, отразил в своей поэме некоторые моменты ирано-аланских отношений:

Меж тем размышлял Менучехр: «Воевать

Раздумает Сельм. Верно, двинет он рать

К стенам Эланана; про славу и честь

Забыв, поспешит он в твердыне засесть.

[6, с. 139].

В Шахнаме под названием Эланан подразумевается «крепость аланов». Скорее всего, речь идет о Дербентской крепости на Кавказе.

В поэме повествуется, что во времена Сасанидов, аланский царь якобы даже претендовал на престол Ирана:

Лишь весть о кончине царя разнеслась,

Дошла до вождей именитых, - тотчас

Элана глава, царских войск пехлеван,

Воинственный, златовенчанный Шугнан,

Биверд - все сказали: мол, царство мое,

От праха до звезд все пространство - мое!

[8, с. 216].

В реальности аланы никогда не претендовали на иранский престол. Правда, существовала легенда, согласно которой Сасанидский правитель Хосров Парвиз был сыном «блудницы» и воспитывался по закону курдов, т.е. свободных и необузданных людей. Под ними, скорее всего, подразумевали аланов, ибо Хосрова Парвиза называли Алан-шахом. При Сасанидах алан-шахами назывались правители области, расположенной в Закавказье между Курой и Араксом [9, с. 629].

В осетинском фольклоре сохранилось слово «аллон» вкладываемое обычно в уста великанов. Речь шла о народности самого героя (в осетинском нартовском эпосе - осетина). Следовательно, «аллон» является одним из самоназваний осетин в прошлом. Так аланами осетин называли и многие их соседи, в том числе иранцы. Фирдоуси в Шахнаме пишет об аланах следующее:

Бесчестье же нам не пристало сносить

До края аланов домчавшись, узрел

Забытый пустырь, разоренный предел.

Царь молвил мужам: «Заслужу я позор,

Коль дольше пребудет в Иране разор.

Нас недруги могут за то поносить,

Бесчестье же нам не пристало сносить».

Посланца избрал среди знати своей

Из мудрых и красноречивых мужей.

Так молвил: «Скачи с наступлением дня,

Правителям войску скажи от меня:

Открыто и тайно известья дошли.

Блюстители верные мне донесли.

Что вы похвалялись: мол, нам не указ

Кесра! Горстка праха Иран, мол для нас ...

Дождались вы ныне прихода Касры;

Разбили мы ставку, палатку, шатры.

[9, с. 54]

В поэме пишется, что аланы - народ воинственный, мужественный, владеют арканом и копьем. Живут аланы в горных районах.

Здесь ширь да высоты, воинственный строй

Владеет арканом, копьем и стрелой.

В ущельях, в пещерах - засады у вас,

И горы родные - ограды у вас,

И все же сюда мы войною пришли,

Хоть войско и вождь не из этой земли».

Посланец, до места домчась, передал

Слова, что владыка Ирана сказал.

Сошлись именитые тут же бойцы,

Аланов советники и мудрецы.

[9, с. 54]

По мнению автора поэмы, жизнь алан протекала в одних походах. Согласно поэме, аланы грабили иранцев, угоняли стада и брали в плен жителей.

Их жизнь протекала в набегах одних,

И в мыслях добра не бывало у них.

В страх ввергли Иран, отнимали добро,

Одежды и золото, и серебро;

Влекли, угоняли, не зная стыда,

И жен, и мужей, и детей, и стада...

Слова, что владыка земли говорил

Открыто и тайно, посол повторил.

Внимают ему - нет на знатных лица,

Смутились от слов Нуширвана сердца.

И знать, и воители тут же пришли

С повинной, богатую дань принесли.

Рабыни, одежды, со златом мощны,

Горячие, лучших кровей скакуны

Доставлены шаху. И кто постарей

Из красноречивых и мудрых мужей.

Все в горести к Нушинравану пришли,

Былого стыдясь несказанно, пришли.

Коль разумом светлым воитель ведом -

Ему не придется терзаться стыдом...

Со щедрыми теми дарами пришли

Аланы к шатру властелина земли.

Ниц падают, землю целуют пред ним.

Льют слезы, раскаяньем каждый томим.

И царь благосклонно помиловал их.

Не стал вспоминать о злодействах былых.

[9, с. 54-55].

Судя по следующему отрывку, аланы жили к западу от Ирана:

Двенадцать призвал еще тысяч других

Немало благих наставлений им дал.

В путь к землям аланов немедля послал,

Заката рубеж поручил ограждать,

В страну да не вторгнется чуждая рать.

[9, с. 461].

Кроме аланов из кавказских народов в Шахнаме упоминаются только армяне. Как местность (край) описывается Азербайджан (Азербадган). Сами азербайджанцы как народ (этнос) в поэме не фигурируют [4, с. 393].

Не упоминается в Шахнаме также Грузия и грузины [3, с. 229]. Шахнаме, по сути, является свод эпических и мифологических преданий Ирана. Поэма создана в X веке - это период формирования иранских народов. В это время аланы играли видную роль в исторических судьбах Восточной Европы и были хорошо известны иранцам (персам) и другим авторам источников (византийских, арабских, армянских и др.).

При этом в разных источниках аланы называются асами, ясами, осами, т.е. осетинами [5, с. 154].

Давно установлено тождество между аланами и осетинами. Осетинский язык является прямым продолжением языка аланов, а язык аланов восходит к языку скифов [3, с. 229].

Название «Грузия» впервые встречается в III веке в сасанидских надписях как страна «Гурзан». Следовательно, этимологию слова «Грузия» следует искать, скорее всего, в иранских языках.

Рецензенты:

Гацалова Л.Б., д.фил.н.,  ведущий научный сотрудник отдела осетинского языкознания ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ;

Фидарова Р.Я., д.фил.н., главный научный сотрудник отдела фольклора и литературы ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Сатцаев Э.Б. АЛАНЫ В ИРАНСКОМ ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ «ШАХНАМЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15201 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674