Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О НОВОЙ РОЛИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Грахов В.П. 1 Мохначев С.А. 2 Кислякова Ю.Г. 1 Анисимова Н.В. 1
1 ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»
2 НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»
В статье рассматриваются современные требования, предъявляемые к системе высшего образования, исследуется программа стратегического развития Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. Стратегическими целями университета является подготовка кадров, способных повысить конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей экономики. Для совершенствования образовательного процесса в университете создаются новые образовательные программы, открываются направления подготовки, востребованные рынком и потенциальными работодателями. Управление вузом как сложной системой осуществляется на различных уровнях: уровне ректората, факультетов и кафедр. Авторы выделяют кафедру как базовое подразделение вуза. На кафедрах создаются учебные планы и программы, ведутся научные исследования и разработки. Поэтому от эффективности работы кафедр зависит эффективность вуза в целом. Сочетание заведующим кафедрой в системе управления вузом трех ролей – ученого, преподавателя, руководителя, способствует гармоничному развитию кафедры во всех направлениях.
сфера образования
программа стратегического развития
кафедра
заведующий кафедрой
1. Аннотированная программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» на 2012– 2016 годы.
2. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Олимпиады как точка роста качества образования и развития специальности «Экспертиза и управление недвижимостью»// Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. – 2013. – № 3(59). – С.192-196.
3. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Лубенская Л.А. Оценка качества образования по результатам всероссийских студенческих олимпиад по направлению «Строительство» // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. – 2013. – № 1(57). – С. 174-176.
4. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г Качество образования через профессиональное взаимодействие // Материалы V Международной конференции (Россия, Ижевск, 20–22 февраля 2012 г.). – Т. 1. – С. 166-170.
5. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г. Из опыта организации зарубежной стажировки студентов инженерно-строительного факультета технического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14474 (дата обращения: 02.09.2014).
6. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г. О преимуществах отраслевого подхода к образованию в высшей школе // Фотинские чтения: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции, 27–28 марта 2014 года, г. Ижевск (весеннее собрание) / Негос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Вост.-Европ. ин-т», Науч.-исслед. ин-т «Строит. лаб.», Белорус. нац. техн. ун-т, Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Регион. акад. менеджмента; [отв. ред.: Кадочникова И. С.]. – Ижевск: Ин-т компьютер. исслед., 2014. – С. 8-11.
7. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14735 (дата обращения: 03.10.2014).
8. Мохначев С.А. Теоретико–методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения: монография. – Екатеринбург; Ижевск: Изд–во Ин–та экономики УрО РАН, 2009. – 411 с.
9. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения // Экономика образования. – 2011. № 4. – С. 116-133.
10. Мохначев С.А. Управление инновациями и конкурентоспособностью хозяйственных комплексов на примере государственных вузов: монография. – Екатеринбург: Издат. дом «Пригородные вести», 2003. – 242 с.
В XXI веке ведущие страны мира переходят на постиндустриальную стадию развития. Наибольшую ценность начинают приобретать не ресурсы, а знания. В связи с этим перед нашей страной встает задача реформы системы образования.

С интенсивным развитием техники, повсеместным внедрением новых информационных технологий повышаются требования к качеству образования населения, профессиональной компетенции работников, своевременной переподготовке кадров.

Лидерство страны в различных сферах невозможно без опоры на качественную и масштабную систему образования. За последние 20 лет экономические и политические реалии жизни российского общества изменились. Сфера образования не всегда своевременно реагировала на эти изменения и удовлетворяла новым требованиям общества. Существуют проблемы в качестве образовательных стандартов, качестве преподавания, в организации и обеспечении учебного процесса. Российская система образования может и должна успешно конкурировать с системой образования других стран.

Одним из главных направлений модернизации образования в России должно стать повышение его качества. Особое внимание следует уделить сфере высшего образования, так как именно здесь осуществляется подготовка специалистов для всех отраслей экономики страны, начинаются фундаментальные и прикладные исследования.

Система высшего образования должна активно внедрять новые инновационные формы обучения, сохраняя при этом лучшие традиции научно-исследовательской  деятельности.

При проведении реформ необходимо учитывать требования к образованию со стороны государства, производства, бизнеса и самих граждан. При этом анализируются актуальные тенденции, опыт других стран. Образовательная политика должна стать более гибкой, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, использовать новые возможности.

В условиях рыночной экономики образование становится одним из видов услуг. На рынке образовательных услуг могут выжить только конкурентоспособные учебные заведения. Конкурентоспособность достигается путем повышения качества образования, улучшения организации образовательного процесса, повышения квалификации преподавателей [8,9,10].  При этом должна меняться не только форма, но и содержание образования. Эффективность внедрения изменений проявляется в максимальном повышении качества знаний при возможной минимизации расхода ресурсов.

Основные направления развития в сфере образования законодательно закреплены в новом Законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу 1 сентября 2013 года.

ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» выполняет программу стратегического развития вуза на 2012-2016 гг., в которой обозначены основные цели и направления развития университета. Согласно данной программе миссией вуза является генерация знаний и трансферт технологий, подготовка и переподготовка кадров, способных обеспечить инновационное развитие высокотехнологичных отраслей и предприятий оборонно-промышленного комплекса региона и России [1].

  • Стратегическими целями университета является подготовка кадров, способных повысить конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей экономики, содействовать модернизации Удмуртской республики и Приволжского федерального округа, а также становление университета как инновационной корпорации, способной содействовать комплексному развитию научно-образовательной, инновационной, культурной и социальной сфер Удмуртской Республики и России [1].
  • Задача университета - вырастить специалиста, обладающего высокими общекультурными и профессиональными компетенциями, и в то же время сформировать его гражданскую позицию, правовую и политическую культуру во время внеучебной работы.
  • К приоритетным направлениям деятельности вуза относится:
  • развитие системы научно-инновационной деятельности, обеспечивающей работу по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, трансфер знаний и технологий в учебный процесс и производство, коммерциализацию результатов научной деятельности в рамках сотрудничества с высокотехнологичными предприятиями России и региона;
  • развитие информатизации, администрирования и электронных видов коммуникации, обеспечивающее систему управления всеми подразделениями вуза, единство образовательного и научно-инновационного пространства [1].

Для совершенствования образовательного процесса в университете создаются новые образовательные программы, открываются направления подготовки, востребованные рынком и потенциальными работодателями. Непрерывное образование ведется по системе: школа - техникум - университет, существуют программы переподготовки кадров и повышения их квалификации [4,5].

Оценка и контроль знаний студентов осуществляется с применением балльно-рейтинговой системы, промежуточного и итогового тестирования по предметам.

В процессе обучения увеличивается частота применения новых мультимедийных технологий. Студенты активно вовлекаются в проектную работу по решению реальных задач экономики, производства [2,3,6,7].

Применение технологий дистанционного обучения, создание электронных учебных пособий делает образование более доступным и удобным.

Университет заинтересован в квалифицированном преподавательском составе, поэтому создаются условия для повышения квалификации сотрудников, организуются международные стажировки для обмена опытом. Особое внимание уделяется работе аспирантуры и докторантуры, ведется популяризация науки и научных исследований, поддерживается активность аспирантов и соискателей, развиваются меры поощрения молодых ученых и преподавателей.

Вуз представляет собой сложную систему. Управление этой системой осуществляется на различных уровнях: уровне ректората, факультетов и кафедр.

Кафедра - это часть структуры, начальное базовое подразделение вуза. Именно кафедра оказывает непосредственное образовательное и воспитательное воздействие на студентов. На кафедрах создаются учебные планы и программы, ведутся научные исследования и разработки. Поэтому от эффективности работы кафедр зависит эффективность вуза в целом. Деятельностью кафедры управляет заведующий кафедрой, а, следовательно, он играет значимую роль в системе управления вузом.

К кандидатуре заведующего предъявляются высокие требования - к его профессиональной подготовке, организаторским, деловым, личным качествам, работоспособности.

Заведующий кафедрой объединяет в себе несколько ролей. Он должен быть авторитетным ученым, что подтверждается наличием ученой степени, почетных званий, наград. Заведующий-ученый способствует развитию научно-исследовательского направления работы кафедры.  Одновременно заведующий кафедрой должен показать себя как успешный преподаватель, чтобы организовать качественное ведение образовательного процесса и  применение новых образовательных технологий, уделить внимание методическому обеспечению преподавания. Как руководитель заведующий кафедрой должен уметь четко организовать работу коллектива, то есть исполнять роль эффективного менеджера. Сочетание этих трех ролей способствует гармоничному развитию кафедры во всех направлениях. В противном случае недостаточно внимания уделяется либо выполнению административных функций, либо научным исследованиям, либо содержанию образовательного процесса.

Сотрудники кафедры представляют собой первичный трудовой коллектив, то есть не имеющий дальнейшего административного деления. Заведующий кафедрой является руководителем всех сфер деятельности данного коллектива, ключевым звеном в системе управления. Он должен сформировать сплоченную команду профессионально подготовленных людей, способных решать поставленные перед ними задачи. Результат, полученный действиями команды, превышает результат суммы действий отдельных сотрудников. Лидер команды играет ключевую роль в ее работе.  Заведующий кафедрой должен быть динамичным, владеть различными стилями руководства и применять их  в соответствии с требованиями ситуации. Для успешного руководства заведующий должен много знать о сотрудниках кафедры, уметь четко распределять между ними роли, не допускать соперничества, делегировать коллегам часть полномочий, развивать систему обратной связи. Важно не только подобрать хороший коллектив, но и способствовать в дальнейшем профессиональному развитию сотрудников, так как ценность человеческого ресурса со временем может только возрастать.

Заведующий кафедрой должен уметь взаимодействовать с людьми разного уровня - преподавателями, студентами, аспирантами,  родителями, начальством, представителями бизнеса. Общение является важной частью его работы. Заведующий одновременно является руководителем на кафедре и подчиненным по отношению к вышестоящему начальству. В то же время он выстраивает горизонтальные взаимоотношения с коллегами - заведующими другими кафедрами.

Важным моментом в управлении кафедрой является разработка стратегии ее развития, расстановка приоритетов. Планирование деятельности ведется на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Необходимо четко установить, что кафедра должна делать в настоящий период времени, чтобы достичь желаемых целей в будущем. Решения должны быть своевременными и соответствующими ситуации. Важную часть работы заведующего кафедрой составляет контроль за деятельностью кафедры, фиксация результатов, достижений за определенный период времени.

Наряду с классическими обязанностями заведующего кафедрой, появляются новые актуальные требования и задачи. Эффективность работы кафедры сегодня следует оценивать по следующим показателям:

  • Рост числа и качества образовательных услуг. Образовательные программы должны отвечать современным стандартам, разрабатываться в соответствии с пожеланиями потенциальных работодателей и партнеров кафедры. Качество подготовки студентов оценивается по участию в олимпиадах, конкурсах дипломных работ, научно-практических конференциях, форумах [2,3].
  • Рост среднего балла абитуриентов по ЕГЭ (более 60). Для привлечения более трудолюбивых и заинтересованных абитуриентов необходимо вести круглогодичную работу со школами, создавать профильные классы. Старшеклассники должны иметь представление о кафедре, направлениях подготовки, необходимых экзаменах.
  • Увеличение числа преподавателей с ученой степенью. Необходимо всесторонне поддерживать и стимулировать стремление к развитию, повышению квалификации преподавателей кафедры.
  • Уменьшение среднего возраста профессорско-преподавательского состава кафедры. Молодые преподаватели активней применяют современные методики ведения образовательного процесса, более мобильны.
  • Регистрация в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU - информационном портале в области науки, технологии, медицины и образования. Портал объединяет информацию о публикациях, авторах, научных журналах.
  • Увеличение индекса Хирша у публикаций профессорско-преподавательского состава кафедры. Статистические показатели позволяют оценить актуальность публикаций и проводимых исследований.
  • Переход на прикладной характер выпускных квалификационных и диссертационных работ - по заявкам предприятий, поиск решений по техническим и экономическим вопросам [4].
  • Развитие дистанционного обучения, делающего знания доступными более широкому кругу студентов.
  • Создание личного кабинета преподавателей. Личный кабинет на сайте вуза, факультета, кафедры дает возможность разместить информацию о преподавателе и учебный материал, вести общение со студентами.

Таким образом, образовательные услуги, все виды деятельности кафедры объединяются в своего рода образовательный проект. Заведующий кафедрой при этом выступает в роли проектного менеджера, стремящегося повысить эффективность работы команды сотрудников кафедры.

Рецензенты:

Юрина Е.А., д.э.н., профессор, проректор по образовательным технологиям, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов.

Чигринова Н.М., д.т.н., профессор кафедры торгового и рекламного оборудования, Белорусский национальный технический университет, г. Минск.


Библиографическая ссылка

Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. О НОВОЙ РОЛИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15199 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674