Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Еманова Ю.Г. 1 Яо М.К. 1 Конькова Д.В. 1 Депутатова А.П. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Проведен терминологический анализ основных понятий «артпедагогика», «толерантность». Рассмотрены принципы реализации педагогики и формирования толерантности посредством теоретического изучения изобразительного искусства. Аксиологический потенциал артпедагогики определяется рядом положений. Вневременной характер восприятия изобразительного искусства определяет интерес к нему широкой аудитории. Погружение в изобразительное искусство создает предпосылки для социокультурной адаптации. Изучение истории искусства провоцирует на осмысление событий и явлений культуры, ставших объектом изображения. Это также способствует усвоению уроков истории, формирует эстетическую компетентность человека и обеспечивает процесс интериоризации духовного опыта. Изобразительное искусство делает «прививку» для приятия разнообразия мира, учит воспринимать окружающий мир как ценность, является источником позитивного восприятия мира. Искусство должно изучаться в неразрывной связи с условиями, в которых оно возникло.
культура
изобразительное искусство
ценности
аксиологический потенциал
поликультурное пространство
толерантность
арттехнологии
артпедагогика
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 248с.
2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников (методика воспитательной работы в школе): учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2003. – 192 с.
3. Еманова Ю.Г. Творчество как гедонистическое начало личности // Актуальные проблемы художественного образования: традиции, перспективы, поиски: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых «48-е Евсеевские чтения», посвящ. 50-летию института (г. Саранск, 23–25 мая 2012 г.) / МГПИ; Ю.Г. Еманова, Р.И. Салахова, М.К. Яо. – Саранск, 2012. – С.259-264.
4. Корженко О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития / О. М. Корженко, Е. А. Заргарьян // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 95-97.
5. Таранова Е.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий / Е.В. Таранова // Педагогика и психология. – 2012. – Вып.1. – Т.2. – С. 8-12.
6. Яо М.К. Методическая специфика преподавания истории искусств // Педагогика худ. образования: история, методология, практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием, посвящ. 50-летию ф-ту худ. образ. ТГГПУ) (г. Казань, 9–10 дек. 2010 г.): в 2 ч. / М.К. Яо, Ю.Г. Еманова. – Казань: ТГГПУ, 2011. – Ч.1. – С. 412-416.
Уровень развития современных коммуникаций не только превратил весь мир в большую деревню (М. Макклюэн) и дал возможность всем знать всё, но и предъявил новые требования к эстетике восприятия явлений в новом поликультурном пространстве. Культуры всех стран испытывают на себе постоянное воздействие других культур и одновременно влияют на них сами. Эпохи, типажи, традиции и ценности попали в котёл цивилизации, где формируются современные нормы и принципы отношений между культурами.  Аксиологическая разнонаправленность «цивилизации» и «культуры» (И. Кант, О. Шпенглер) зачастую приводит ортодоксальных приверженцев какой-либо культуры к активному неприятию ценностей иной культуры.

С позиции педагогики искусство содействует: облегчению процесса обучения как для ученика, так  и для педагога;  развитию памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения; активизации  познавательно-информационных потребностей и потенциальных возможностей обучаемого; развитию  эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности. Погружение в искусство содействует социокультурной адаптации. Все перечисленное достигается путем интериоризации (присвоения) интеллектуального и духовного опыта человечества обучающимися [3]. Все виды искусств необходимы человеку, как необходимо ему развитие всех органов чувств. В данной статье мы рассмотрим изобразительное искусство как средство воспитания толерантной личности. 

В современном интернет-пространстве есть возможность познакомиться с изобразительным искусством всего мира, однако, в отличие от пространства книжного, здесь нет авторитетов, гидов, редакционных коллегий, а для понимания искусства желательна методологическая подготовленность. «Задача даже самого краткого курса истории искусств - изменить отношение к искусству как к массовому продукту. Преподавателю надо так заинтриговать обучающегося, чтобы он осознал искусство, как источник познания, глубокого эстетического переживания, необходимо привить умение смотреть на мир глазами «разных эпох», дать иную, от современной, систему оценок, погрузить в искусство. Только нарисовав живую картинку действительности былой эпохи, можно приступать к изучению собственно истории искусства, при этом очень важно абстрагировать слушателя от мироощущения современного человека. Хотя это и не будет откровением, искусство надо изучать в неразрывной связи с условиями, где оно возникло [6]».

Знакомство с историей изобразительного искусства способствует формированию «этического иммунитета» - «цельного качества личности, которое обеспечивает её устойчивость перед безнравственными явлениями в окружающей среде и адекватную реакцию на быстро изменяющуюся ситуацию в обществе, организацию духовных ресурсов для преодоления материальных и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности» [4]. «Целью эстетического воспитания является формирование художественного вкуса, который определяет глубину постижения эстетических ценностей, выявляет богатство значений, является прививкой против массовой культуры. Эстетическое отношение человека к миру подразумевает наличие у него эстетического чувства, эстетических взглядов, идеалов, составляющих духовный мир человека» [3].

Произведение изобразительного искусства имеет две составляющие - рациональную (информационную) и иррациональную (эмоциональную). В зависимости от стиля, в котором создано произведение, преобладает либо первое, либо второе. Конечно, подготовленный зритель видит большую смысловую глубину в изобразительном произведении, но эмоционально каждый зритель способен воспринять и прочувствовать изображение.  Плавная линия или излом, светлое пятно или тёмное, статичная композиция или динамичная, напряженный ритм или текучий - выразительные средства влияют на чувства зрителя, человек воспринимает форму до смысла, а иногда и вне смысла (как в абстрактном  искусстве).  Художественный образ в изобразительном искусстве воспринимается и интерпретируется одномоментно, в отличие от литературы или музыки, где сначала надо прочесть или прослушать произведение и только затем понять. Нарастающий темп жизни способствует тому, чтобы именно визуальные искусства приобретали все большее число адептов.

«Специфика эстетических эмоций в ряду духовных переживаний высшего типа состоит в том, что они связаны с бескорыстным восприятием ... явлений» [3]. В мире цивилизации рациональность является основным ценностным критерием, в котором ощущается нехватка эмоций, особенно позитивных, спонтанных, возникающих как ответная реакция на сам факт существования - потому, что солнечный свет озарил предметный мир, снег дал неожиданный рефлекс или ритм набегающих волн совпал с течением мыслей зрителя. Изобразительное искусство учит воспринимать окружающий мир как духовную ценность.

«Доставляя удовольствие (без эстетического наслаждения искусства не существует), настоящее искусство создает в сознании человека дихотомию «Я как настоящее - Я как идеал» и стимулирует в нем желание самосовершенствования» [3]. Как икона является «библией для неграмотных», так изобразительное искусство в целом является источником переживания и понимания как истории, так и сегодняшнего дня. Именно духовные ценности составляют основную часть художественного образа и переживаются зрителями, формируя в свою очередь их ценности. Знакомство с изобразительным искусством, с языком линий, пятен, соотношения объемов рассказывают зрителю о том, что идеал красоты изменяется во времени - лица, одежды, архитектура, традиции - всё преходяще. Однако есть сюжеты, которые волнуют художников и зрителей вечно, и они возникают во всех культурах, но в разных формах. Тенденции в развитии больших стилей изобразительного искусства отображают ценностные приоритеты культуры каждой эпохи. Изобразительное искусство делает «прививку» для понимания и приятия разнообразия мира.

Термин «артпедагогика» соединяет два понятия - «арт» (от англ. «аrt», что дословно означает искусство, мастерство, ремёсла, художество) и - «педагогика» (от греч. παῖς - дитя, ἄγω - веду) - наука о воспитании, развитии и обучении человека. По мнению исследователей, «артпедагогика есть целостность, новая сущность, которая не сводится к совокупности её составляющих, а становится более чем эта сумма» [5]. И корректно трактовать артпедагогику   как воспитание, развитие и образование посредством искусства.

Существуют различные подходы к определению приоритетов в трактовке термина, которые смещаются в зависимости от сферы применения (коррекционная педагогика, профессиональное, общее или дополнительное образование, гуманитарный, естественнонаучный или технический профиль обучения и т.д.). Подходы к пониманию  артпедагогики становятся объектами изучения в диссертационных исследованиях и определяются в них как: «синтез двух областей деятельности (педагогики и искусства), обеспечивающих педагогический процесс социального становления и развития подростка» (Валеева Ж.С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в условиях культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения: дисс. ... канд.  пед. наук. - Барнаул, 2007); «культурно-ценностная ориентация и субъектная направленность сопровождения личности ребёнка с проблемами в развитии в его социокультурном становлении с помощью искусства» (Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребёнка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: дисс. ... д-ра психол. наук. - Нижний Новгород, 2007); «совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели» (Старикова С.В. Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт-технологии: дисс. ... канд.  пед. наук. - М.,2008); «педагогическая технология, оказывающая комплексное воспитательное воздействие посредством интегрированного влияния последовательно организованных форм художественной деятельности детей» (Таранова Е.В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003) и т.д.  Исследователи исходят из признания значимости художественно-эстетического воспитания в формировании личности ребёнка, его гуманистических, познавательных, нравственных и духовных ценностей.

Как правило, говоря об арт-технологиях, подчеркивается значение творческих практик, но не теоретического изучения (пусть даже самостоятельного разглядывания в музеях, альбомах, интернете произведений изобразительного искусства). Но эстетическую компетентность человека и сам процесс интериоризации обеспечивает именно изучение изобразительного искусства. Понимание способствует сопереживанию, этический иммунитет возникает благодаря интересу и уважению к иным ценностям.

Размывание культурных границ пробуждает стремление человека к объединению с людьми, исповедующими те же ценности с целью отстаивания этих ценностей. В современных условиях толерантность является условием сохранения и взаимодействия культур, а не их слияния или угнетения. Толерантность (от лат. tolerare  - терпеть, переносить, выносить, привыкать) - это  терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование других культур и устойчиво сосуществовать в поликультурном обществе. По мнению таких исследователей, как: Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. [2], можно выделить пять основных принципов воспитания толерантности: субъектность (опора на ак­тивность самого обучаемого, стимулирования его са­мовоспитания, сознательного поведения и самокор­рекции в отношениях с другими людьми);  адекватность (соответствие содержания и средств воспитания социальной ситу­ации, в которой организуется воспитательный про­цесс); индивидуализация (определение индивидуальной траектории воспита­ния толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуаль­ным особенностям и уровню то­лерантности у обучаемого,  предоставление возмож­ности каждому обучаемому для самореализации и самораскрытия); принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной ус­тойчивой системы отношений обучаемого к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющих­ся в соответствующем поведении и поступках; создание толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация пра­ва каждого на своеобразное отношение к окружаю­щей среде, самореализация в различных формах на основе взаимной ответственности и творчества [2].

Условия формирования толерантности (субъектность, адекватность, индивидуализация, рефлексия, создание толерантной среды на основе творчества) коррелируются с концептуальными идеями артпедагогики - рефлексивностью, креативностью, интегративностью и гуманизацией. Способность к сопереживанию, т.е. «готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи» - является основным положением как толерантного отношения, так и искусства»[4].

Восприятие ценностей не через личностные отношения, а через искусство позволяет воспринимать их бесконфликтно, понимая их причинно-следственную связь. Изучение истории искусства провоцирует на изучение событий и явлений культуры, ставших объектом изображения, что также способствует усвоению уроков истории. Институты религии традиционно являются важными заказчиками искусства, открывая для созерцания и осмысления духовные ценности ушедших в прошлое и существующих ныне верований, а ведь именно конфессиональные расхождения зачастую являются причиной нетолерантного поведения. Арттехнологии стимулируют познавательную и созидательную активность обучающегося, а переживание изображаемого формирует личностное отношение к проблеме и расширяет духовный опыт.

Изучение истории искусств - процесс динамичный и вечно меняющийся. Он отражает царящий в мире закон постоянной переоценки ценностей. Это важно для понимания педагога-искусствоведа. На протяжении всего существования советской власти искусство рассматривалось, прежде всего, как идеологический фактор воспитания. И историк искусства, и педагог, преподающий историю искусств, несли на себе идеологические шоры, позволявшие разглядеть лишь отдельные, зачастую не связанные между собой, но отвечающие официальной доктрине произведения. Всё многообразие культуры в целом и искусства в частности представало перед обучающимся в виде визуализации цитаты из Манифеста коммунистической партии: «....свободный и раб, патриций и плебей, мастер и подмастерье вели между собой постоянную борьбу ...», сводя всё  многообразие мира  к отражению социальных конфликтов. Из этого делались выводы, что, например, Рембрант был бичевателем буржуазного общества Голландии ХVII века, а Репин - художник радикально настроенной части народничества. Те же художники, в творчестве которых социальные конфликты не получали должного отражения, вообще не рассматривались, либо объявлялись идеологически чуждыми. Вследствие такого подхода вся история искусств превращалась в цепочку прогрессивно мыслящих (соответственно своей эпохе) мастеров, разговаривающих на языке «глубокого реализма» и указующих на радикальные социальные преобразования. Из системы ценностей советского времени выпадало творчество прерафаэлитов, мастеров Модерна и едва ли не всего искусства буржуазной Европы ХХ века (за исключением немногочисленных художников, лояльных советскому строю). Время показало несостоятельность такого подхода и предъявило требование толерантного подхода к самому искусству как проявлению творческого процесса познания мира.

Таким образом, арт-технологии должны включать не только практическое, но и теоретическое и даже методологическое освоение теории и истории искусств. «Вся интрига искусства в том, что благодаря условности изображения оно может передать все волшебное разнообразие мира и рассказать об этом каждому, кто его видит. Увлекая слушателей в экскурсию во времени, преподаватель создает представление об общем ходе развития искусства, формирует художественный вкус студента, его профессиональный кругозор, толерантный взгляд на эстетические представления иных народов и культур, на творчество инакомыслящих мастеров [6]».

Рецензенты:

Кормишина Г.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой библиотековедения, библиографоведения и книговедения ФГБОУ ВПО «Казанский университет культуры и искусств» Министерства культуры РФ, г. Казань;

Ключенко Т.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой информатики ФГБОУ ВПО «Казанский университет культуры и искусств» Министерства культуры РФ, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Еманова Ю.Г., Яо М.К., Конькова Д.В., Депутатова А.П. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15053 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674