Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зольникова И.Н. 1
1 ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск»
В статье обосновывается актуальность формирования готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров средствами информационно-коммуникационных технологий. Выявляется сущность понятий «информационно-аналитическая деятельность» и «готовность к информационно-аналитической деятельности». В структуре готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров выделено четыре составляющих компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный. Уровень готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров определяется на основании ряда критериев и показателей, подробно представленных в статье. Автор обращает внимание на то, что использование технологии смешенного обучения и средств информационно-коммуникационных технологий способствует формированию готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров.
информационно-аналитическая деятельность
готовность к информационно-аналитической деятельности
уровни готовности
1. Балашова И. В. Развитие познавательного интереса студентов экономических вузов на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2009. – 21 с.
2. Кривобокова А. Интернет-бизнес-аналитика – информационная технология нового века [Электронный ресурс] // Прогноз финансовых рисков. URL: http://www.bre.ru/risk/11785.html (дата обращения 25.09.2014).
3. Кузнецов И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе. – М.: ООО Изд-во «Яуза», 2001. – 320 с.
4. Кун К. E-Learning - электронное обучение // Информатика и образование. – 2006. – № 10. – С.16-18.
5. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. URL:www.sience-education.ru/106 -7502 (дата обращения 26.02.2014).
6. Подвигина Е. А. Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Липецк, 2011. – 24 с.
7. Рыжова Н. И., Фомин В. И., Филимонова Е. В. Концептуальные линии развития содержания обучения, направленного на формирование информационно-аналитической компетентности специалиста // Информатика и образование. – 2008. – № 12. – С. 96-101.
8. Сластенин В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения//Профессионально-педагогическая культура: история, теория, техника. – Белгород: Изд-во БГУ, 1996. – С.3-7.
9. Трофименко А.Е. Развитие информационно-аналитической компетенции студентов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2012. – 25 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544.
Важной частью деятельности различных видов предприятий, организаций, банков, финансовых учреждений сегодня становится информационно-аналитическая поддержка, без которой невозможно принятие управленческих решений. Современный уровень информатизации общества предполагает подготовку менеджеров, обладающих высоким уровнем готовности к применению информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Проблема подготовки специалистов менеджеров изучалась многими учеными. Среди них - Грищенко Л.П., Киселева Н.А., Силкин А.В., Фомин В.И. и др. Однако, в большинстве своем, указанные исследования являются односторонними, не затрагивающими проблемы современного компетентностного подхода к подготовке будущих менеджеров к информационно-аналитической деятельности на основе средств информационно-коммуникационных технологий.

Для устранения разрыва между требованиями работодателей к информационно-аналитической готовности будущих менеджеров и содержанием дисциплин образовательной области информатика нами было проведено анкетирование среди работников банковской сферы, финансовых менеджеров г. Тобольска и Тобольского района.

Необходимо отметить, что результаты анкетирования респондентов показывают достаточно равномерное распределение в разных видах работы по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, а именно - для поиска информации - 17 %, для подготовки отчетов - 20 %, для использования автоматизированных систем - 20 %, для электронной почты - 21 %, для использования компьютерной техники - 22 %. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение респондентов по применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Анализ анкетирования работников банковской сферы, финансовых менеджеров показал, что около 70 % из них столкнулись в начале своей профессиональной деятельности с трудностями, связанными с недостаточным уровнем знаний и умений в области информатики.

Понятие «готовность» имеет ряд интерпретаций в психолого-педагогической литературе и определяется как: психологическая установка (Д.Н. Узнадзе, Б.Е. Фишман); профессиональная компетентность (И.А. Зимняя, А.К. Маркова); активность личности (K.M. Дурай-Новакова, Т.И. Чечет); состояние подготовленности, владение теоретическими знаниями и практическими умениями (Е.А. Гудков, М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко); комплекс качеств личности (Е.А. Никитина, И.Е. Пискарева, Н.М. Дресвянникова) [6].

Как отмечает В.А. Сластенин, готовность к деятельности есть такое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности осознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на модели вероятного поведения, определенных социальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [8].

На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию понятия информационно-аналитическая деятельность. Согласно Фомину В.И., информационно-аналитическая деятельность специалиста понимается как «...извлечение из информации об изучаемом объекте (процессе), представленной в виде некоторой знаковой системы, интересующих исследователя компонентов и преобразование их к удобной для восприятия форме; последующую их интерпретацию на основе использования полуформальных и формальных языков для построения статических и динамических информационных моделей предметной области; их дальнейший предметный анализ в контексте процесса семиозиса как такового (т.е. «означивание» изучаемых моделей или самих объектов предметной области и поиск их интерпретаций). При этом интерпретация осуществляется в процессе предметного анализа путем извлечения из текста (в широком смысле этого слова) информации, посредством обращения к локальной картине мира в рамках предметной области или профессиональной сферы» [7].

В работе Трофименко А.Е. информационно-аналитическая деятельность определяется как деятельность по аналитико-синтетической обработке и переработке информации различных видов и форм с целью получения качественно нового знания для оперативного обеспечения процесса принятия решений в различных сферах деятельности [9].

И.Н. Кузнецов под информационно-аналитической деятельностью понимает процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию - аналитический документ [3].

Мы разделяем точку зрения Кривобоковой А., что «информационно-аналитическая деятельность (ИАД) - особый вид человеческой деятельности, призванный обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания» [2].

Готовность менеджера к информационно-аналитической деятельности предлагается понимать как совокупность мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов, определяющих его направленность на осуществление информационно-аналитической деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

Так как в системе высшего профессионального образования подготовка будущих менеджеров осуществляется на основе компетентностного подхода, то готовность к ИАД будет выражаться совокупностью компетенций, представленных в ФГОС нового поколения.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению 080200 менеджмент были отобраны компетенции, необходимые в информационно-аналитической деятельности менеджера [10]:

  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
  • владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
  • владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
  • владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

В структуре готовности к информационно-аналитической деятельности будущих менеджеров мы выделяем четыре составляющие [5]:

  • мотивационный компонент, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности;
  • когнитивный компонент, который характеризует владение знанием содержания компетентности;
  • деятельностный компонент, определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;
  • личностный компонент, который проявляется в осознании будущего выпускника (бакалавра) значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков.

Для оценки степени сформированности готовности к ИАД будущих менеджеров необходимо применение уровневого подхода и разработке системы критериев. Критерии прежде всего раскрываются через определенные показатели, по мере их проявления можно констатировать и степень выраженности критерия [5]. На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы были выделены критерии и показатели сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности готовности к информационно-аналитической деятельности

Критерии

Показатели

Мотивационный

- стремление развивать личность;

- стремление овладеть информационными технологиями;

- стремление применять информационные технологии в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- стремление применять средства информационно-коммуникационных технологий в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- стремление к достижению высокого уровня профессиональной компетентности.

Когнитивный

- понимание роли информации в жизни индивида, роли и перспектив использования ИКТ в финансовой и банковской сфере;

- знание базовых понятий, связанных с информацией, информационными процессами, техническими и программными средствами реализации информационных процессов в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- знание принципов, методов и средств ИКТ, применяемых в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- знание технологий применения средств ИКТ в учебной и информационно-аналитической деятельности.

Деятельностный

- владение инструментальными технологиями поиска, передачи, преобразования и хранения данных с использованием ИКТ;

- владение средствами ИКТ, необходимыми для представления деловой информации в эффектной и удобной для восприятия форме;

- владение технологиями инструментального анализа данных для решения поставленных задач в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- способность к анализу, систематизации, обобщению, представлению полученных результатов, выбору путей их достижения.

Личностный

- способность адекватно оценивать собственные достижения при использовании средств ИКТ в учебной и информационно-аналитической деятельности;

- развитие профессионально важных качеств (психологические, социальные и т. д.);

- настойчивость в овладении информационными технологиями.

Поскольку готовность к ИАД включает четыре компонента (мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного), определить уровень ее сформированности и последующего развития можно, определив уровень сформированности каждого из этих компонентов, а затем применить итоговую оценку.

В соответствии с выделенными показателями были определены уровни готовности к ИАД: низкий (незначительный интерес или его отсутствие к ИАД, отсутствие системы знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию носит эпизодический характер); средний (устойчивый интерес к ИАД, сформированная система знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию заметен, но носит циклический характер); высокий (значительный интерес к ИАД, свободное владение и творческое использование знаний о возможностях ИКТ в ИАД, интерес к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию очевиден и постоянен).

Выявленная структура готовности к ИАД требует выбора таких средств, технологий и методов обучения, которые бы способствовали ее развитию и формированию. В качестве таких средств были выбраны средства ИКТ и технология смешанного обучения. Как отмечает К. Кун, в качестве цели смешанного обучения выступает стремление объединить преимущества очного преподавания и электронного обучения, осуществляемого при поддержке образовательных ресурсов, так, чтобы постараться исключить недостатки обеих форм обучения [4].

В общем виде средства ИКТ, применяемые в обучении, можно представить в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих программных и методических средств, созданных на электронных носителях информации и самих технических устройств, без которых данные средства не могут быть использованы в учебном процессе. Они позволяют транслировать информацию, осуществлять информационный обмен, обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Они являются не только средством наглядного представления информации, но и применяются для повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний [1].

Таким образом, готовность к информационно-аналитической деятельности будущего менеджера становится в современных условиях ведущей составляющей профессиональной компетентности менеджера и представляет собой целостное единство четырёх взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного, деятельностного, личностного и мотивационного. Все это подтверждает идею об актуальности применения средств ИКТ в формировании готовности к ИАД.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., заведующий кафедрой химии и химической технологии ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск», г. Тобольск.

Яркова Т.А., д.п.н., профессор, ведущий профессор кафедры педагогики «Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.


Библиографическая ссылка

Зольникова И.Н. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14998 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674