Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОСТИ У ТУГОУХИХ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ МЕХАНОРЕЦЕПТОРОВ СТОП

Данилова Р.И. 1 Соболев С.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Развитие ребенка с различными нарушениями всегда имеет свои особенности. При поражении слуха у детей заметно проявляются особенности возрастной динамики физического развития и двигательной сферы. Поддержание равновесия, т.е. баланса тела в основной стойке – активный, динамический процесс, в котором задействуются многие системы организма. Малоизученной остается сфера вертикальной устойчивости у тугоухих детей. Для оценки уровня устойчивости используется метод стабилометрии. При помощи метода стабилометрии исследовались реакции механизмов поддержания вертикальной устойчивости у детей с нарушением слуха на депривацию механорецепторов стоп. Установлено, что снижение импульсации от механорецепторов стоп приводит к снижению вертикальной устойчивости. Полученные данные свидетельствуют о тенденции к снижению вертикальной устойчивости у детей с нарушением слуха, против здоровых сверстников.
стабилометрический метод
проприоцепция
поддержание устойчивости тела
вертикальная устойчивость детей
детская тугоухость
нарушение слуха у детей
1. Агаян Г.Ц. Изучение динамики колебаний тела человека при поддержании вертикальной позы и критерии ее оценки // Кибернетические аспекты изучения работы мозга. – М., 1970. – С. 75-76.
2. Грибанов А.В., Шерстенникова А.К. Физиологические механизмы регуляции постурального баланса человека (обзор) // Вестн. Сев. (Арктического) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. – 2013. – № 4. – С. 20-29.
3. Гурфинкель В.С. Физиология двигательной системы // Успехи физиологических наук. – 1994. – Т. 25. – № 2. – С. 83-88.
4. Самыличев А.С. Оздоровительное направление в учебно-воспитательном процессе специальной коррекционной школы-интерната II вида // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 71-73.
5. Скворцов Д.В. Стабилометрическое исследование: краткое руководство. – М.: Маска, 2010. – 174 с.
6. Усачев В.И., Мохов Д.Е. Стабилометрия в постурологии: учеб. пособие. – СПб.: СПбМАПО, 2004. – 20 с.
7. Punakallio A. Balance abilities of workers in physically demanding jobs. With special reference to firefighters of different ages // Journal of Sports Science and Medicine. – 2005. – Vol. 4, № 8. – P. 1–47.
8. Shumway-Cook A. Motor Control: Translating Research into Clinical Practice. 4th Edition. – Philadelphia: Lippincott, Williams & Wilkins. – 2011. – 656 p.
Способность к сохранению равновесия является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека и его взаимодействия с окружающей средой [1, 3, 8]. Поддержание равновесия - динамический процесс, в котором задействованы многие функциональные системы организма: опорно-двигательная, центральная и периферическая нервные системы. Среди органов чувств, участвующих в процессе поддержания устойчивого положения тела, в первую очередь необходимо выделить проприоцептивную и зрительную системы, которые физиологически несут основную нагрузку, а также большое значение имеет и вестибулярный аппарат.

Работа с детьми с различными нарушениями требует всестороннего изучения особенностей их развития. Однако проблема вертикальной устойчивости детей с нарушением слуха недостаточно изучена в настоящее время. Изучить особенности развития механизмов поддержания вертикальной устойчивости человека позволяет стабилометрия [2, 4, 7].

Целью работы являлось исследование вертикальной устойчивости детей с нарушением слуха в условиях депривации механорецепторов стоп.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие учащиеся младших классов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ Архангельской и Вологодской областей, а также воспитанники специального детского сада компенсирующего вида г. Архангельска. Общее количество обследованных - 181 ребенок в возрасте от 7 до 9 лет (табл. 1). Из них контрольную группу составил 101 ребенок (60 девочек и 41 мальчик), группу с нарушением слуха составили 80 детей (35 девочек и 45 мальчиков). В группу с нарушением слуха вошли дети с различной степенью тугоухости (I-IV). Отсутствие значимых различий в вертикальной устойчивости между детьми с различной степенью тугоухости позволило объединить их.

Таблица 1

Общее количество обследованных детей

Возраст

Контрольная группа

Дети с нарушением слуха

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

7 лет

20

12

10

17

8 лет

15

17

12

13

9 лет

25

12

13

15

Итого

60

41

35

45

Для оценки устойчивости вертикальной позы применялся метод стабилометрии, заключающийся в регистрации положения проекции общего центра тяжести на плоскость опоры [2].

Изучались следующие показатели вертикальной устойчивости:

- среднее смещение общего центра масс во фронтальной плоскости (Lx, мм);

- среднее смещение общего центра масс в сагиттальной плоскости (Ly, мм);

- средний разброс (средний радиус) отклонения центра давления (R, мм);

- средняя скорость перемещения центра давления (V, мм/сек);

- площадь эллипса статокинезиограммы (S, кв.мм);

- качество функции равновесия (КФР, %).

Регистрацию показателей вертикальной устойчивости проводили с помощью стабилоанализатора компьютерного «Стабилан-01-2», разработанного ОКБ «Ритм» (г. Таганрог).

Для исследования и оценки вертикальной устойчивости в условиях снижения проприоцептивной чувствительности (СПЧ) в соответствии с методическим руководством [5] был использован поролоновый коврик толщиной 15 см. При стоя­нии на такой опорной поверхности снижается импульсация от механорецепторов подошвенной поверхно­сти стоп, которые имеют существенное значение для кор­рекции колебаний тела.

Таблица 2

Показатели вертикальной устойчивости у девочек 7-9 лет

Показатели

Девочки контрольной группы

Me (Q1;Q3), n = 60

p1

Девочки с тугоухостью

Me (Q1;Q3), n = 35

p1

p2

Проба с ОГ

Lx, мм

0,7 (-1,0;3,6)

-

-1,6 (-4,6;1,9)

-

0,022

Ly, мм

-1,4 (-4,5;1,7)

-

0,8 (-2,3;5,3)

-

0,041

R, мм

4,5 (3,8;5,3)

-

5,6 (4,2;7,8)

-

0,006

V, мм/сек

10,4 (8,8;12,0)

-

11,6 (9,9;14,8)

-

0,014

S, кв.мм

164,8 (111,7;227,7)

-

265,0 (165,8;554,1)

-

0,001

КФР, %

78,3 (71,0;83,3)

-

72,5 (62,0;79,5)

-

0,013

Проба с СПЧ

Lx, мм

0,7 (-3,4;5,4)

0,680

0,8 (-3,3;6,1)

0,038

0,734

Ly, мм

-5,4 (-11,7;1,5)

0,018

-1,7 (-6,9;2,1)

0,025

0,143

R, мм

7,1 (5,5;8,4)

<0,001

9,2(7,5;11,3)

<0,001

<0,001

V, мм/сек

18,7 (16,1;23,3)

<0,001

26,0 (22.2;30,9)

<0,001

<0,001

S, кв.мм

436,5 (284,5;584,8)

<0,001

772,3 (501,6;1135,8)

<0,001

<0,001

КФР, %

48,7 (37,6;57,5)

<0,001

34,9 (28,6;42,4)

<0,001

<0,001

Примечание: р - статистическая значимость различий:

- р1 - по сравнению с пробой с открытыми глазами;

- р2 - между группами девочек 7-9 лет.

При сборе материала соблюдались все необходимые условия: использовалось отдельное помещение, исследование проводилось в первой половине дня, при максимальном физическом и психическом покое обследуемых, без посторонних звуков и визуальных помех [5, 6].

Время регистрации стабилограммы составляло 30 секунд во всех пробах, с перерывом между ними в 60 секунд.

Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета программ SPSS 17 for Windows. Распределение признаков на нормальность производилось с использованием критерия Шапиро - Уилка. Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп использовали критерий Манна - Уитни для независимых выборок, и критерий Уилкоксона для связанных выборок. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали равным 0,05. Для описательной статистики признаков использовали медиану (Me) и интервал от первого (Q1) до третьего (Q3) квартиля.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ полученных результатов выявил достоверные различия в изученных стабилометрических показателях между мальчиками и девочками 7-9 лет, как в контрольной, так и в изучаемой группе тугоухих детей, что не позволило объединить их.

Сравнительная характеристика количественных показателей стабилометрии в фоновой пробе с открытыми глазами (ОГ) между девочками контрольной группы и девочками с тугоухостью 7-9 лет выявила значимые различия. Так, показатель отклонения тела во фронтальной (Lx) и сагиттальной (Ly) плоскостях у девочек обеих групп имел различный характер, что нашло свое отражение в статистически значимом различии в показателях Lx (р = 0,022) и Ly (р = 0,041) (табл. 2). В группе девочек контрольной группы отмечается смещение назад-вправо, в то время как в группе девочек с тугоухостью отмечается смещение вперед-влево.

Отмечается значимо большие значения показателей среднего разброса отклонения центра давления (R) (p = 0,006), средней скорости перемещения центра давления (V) (p = 0,014), площади эллипса статокинезиограммы (S) (p = 0,001), и значимо меньшее значение показателя качества функции равновесия (КФР) (р = 0,013) в группе девочек с тугоухостью, в сравнении с девочками контрольной группы. Полученные результаты сравнения показателей стабилометрии свидетельствуют о сниженном уровне вертикальной устойчивости у девочек с тугоухостью, по сравнению с их здоровыми сверстницами.

Сравнение стабилометрических показателей в пробе со снижением проприоцептивной чувствительности при помощи поролонового коврика между группами девочек характеризуется значимыми различиями. Так, отмечается значимое снижение вертикальной устойчивости у девочек с тугоухостью, в сравнении с девочками контрольной группы, по показателям среднего разброса отклонения центра давления (р < 0,001), средней скорости перемещения центра давления (р < 0,001), площади эллипса статокинезиограммы (р < 0,001), качества функции равновесия (р < 0,001).

Сравнение стабилометрических показателей фоновой пробы с открытыми глазами и пробы со снижением проприоцептивной чувствительности показало снижение уровня вертикальной устойчивости в пробе с СПЧ у девочек обеих групп (табл. 2). Так, отмечаются ухудшения по показателям R (р < 0,001), V (р < 0,001), S (р < 0,001), КФР (р < 0,001), в обеих группах в пробе с СПЧ. Показатель Ly у девочек контрольной группы характеризовался значимым смещением назад (р = 0,018). Показатели смещения ЦД во фронтальной и сагиттальной плоскостях в группе девочек с тугоухостью также имеют значимые отличия по сравнению с фоновой пробой (р = 0,038 по показателю Lx, p = 0,025 по показателю Ly). Отмечается разнонаправленный характер смещения, характеризующийся умеренным смещением назад-вправо в пробе со снижением проприоцептивной чувствительности.

Таблица 3

Показатели вертикальной устойчивости у мальчиков 7-9 лет

Показатели

Мальчики контрольной группы

Me (Q1;Q3), n = 41

p1

Мальчики с тугоухостью

Me (Q1;Q3), n = 45

p1

p2

Проба с ОГ

Lx, мм

-0,5 (-3,3;2,3)

-

-0,1 (-5,3;1,8)

-

0,516

Ly, мм

-1,1 (-3,5;2,5)

-

-2,3 (-5,0;2,9)

-

0,612

R, мм

4,6 (3,6;5,7)

-

6,4 (4,7;7,9)

-

0,002

V, мм/сек

12,3 (10,1;14,3)

-

14,1 (10,9;18,7)

-

0,036

S, кв.мм

178,5 (114,3;267,9)

-

345,9 (190,9;602,8)

-

0,001

КФР, %

70,8 (65,0;79,2)

-

63,8 (53,4;76,5)

-

0,045

Проба с СПЧ

Lx, мм

0,3 (-2,7;7,1)

0,494

-0,9 (-3,2;4,5)

0,382

0,372

Ly, мм

-4,6 (-10,0;1,8)

0,058

-3,4 (-6,4;1,6)

0,782

0,322

R, мм

7,9 (6,8;9,2)

<0,001

10,7 (7,8;15,4)

<0,001

<0,001

V, мм/сек

22,8 (19,9;25,4)

<0,001

33,5 (24,2;48,9)

<0,001

<0,001

S, кв.мм

552,5 (400,3;719,1)

<0,001

1059,6 (645,9;2186,4)

<0,001

<0,001

КФР, %

37,5 (32,1;44,9)

<0,001

24,7 (17,2;36,3)

<0,001

<0,001

Примечание: р - статистическая значимость различий:

- р1 - по сравнению с пробой с открытыми глазами;

- р2 - между группами мальчиков 7-9 лет.

Следует отметить, что показатель качества функции равновесия в группе девочек без нарушения слуха в пробе с СПЧ снизился на 29,6 %, тогда как в группе девочек с тугоухостью показатель КФР снизился на 37,6 % (более чем в 2 раза). Снижение показателя КФР в группе девочек с тугоухостью было значимо большим (p < 0,001), чем в группе девочек без нарушения слуха. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что в основной стойке проприоцептивная система у тугоухих девочек 7-9 лет задействуется в большей степени, чем у их здоровых сверстниц, т.к. при ее депривации у тугоухих девочек происходит более значимое снижение вертикальной устойчивости.

Сравнительная характеристика стабилометрических показателей в пробе с ОГ между мальчиками контрольной группы и мальчиками с тугоухостью 7-9 лет выявила значимые различия (табл. 3). Так, в группе мальчиков с тугоухостью отмечается снижение вертикальной устойчивости, в сравнении с мальчиками контрольной группы, по показателям R (p = 0,002), V (p = 0,036), S (p = 0,001), КФР (р = 0,045). Показатели смещения общего центра масс во фронтальной и сагиттальной плоскостях в обеих группах имел однонаправленный характер и значимо не отличался.

Сравнение количественных показателей стабилометрии в функциональной пробе с СПЧ между группой мальчиков без нарушений слуха и мальчиков с тугоухостью выявило снижение вертикальной устойчивости у тугоухих мальчиков. Отмечается значимое увеличение показателей R (p < 0,001), V (p < 0,001), S (p < 0,001), и уменьшение показателя КФР (p < 0,001) в группе тугоухих мальчиков.

Сравнение стабилометрических показателей пробы с ОГ и пробы с СПЧ выявило снижение уровня вертикальной устойчивости в пробе с СПЧ у мальчиков обеих групп.

Отмечается ухудшение значений показателей R (p < 0,001), V (p < 0,001), S (p < 0,001), КФР (p < 0,001) в пробе с СПЧ в обеих группах (табл. 3).

При сравнении показателей стабилометрии проб с ОГ и СПЧ у мальчиков обеих групп прослеживаются сходные с девочками тенденции. Так, показатель КФР у мальчиков без нарушения слуха в пробе с СПЧ снизился на 33,3 %, тогда как в группе мальчиков с тугоухостью показатель КФР снизился на 39,1 % (более чем в 2 раза). Снижение показателя КФР в группе мальчиков с тугоухостью было значимо большим (р = 0,010), чем в группе мальчиков без нарушения слуха. Полученные результаты могут означать, что в основной стойке проприоцептивная система у тугоухих мальчиков 7-9 лет включена в процесс поддержания равновесия в большей, чем у здоровых мальчиков, степени.

Снижение вертикальной устойчивости у детей 7-9 лет в пробе со снижением проприоцептивной чувствительности говорит о высокой значимости проприоцепции в процессе поддержания равновесия у детей. Проприоцептивная система высокочувствительна, и депривация механорецепторов подошвенной поверхности стоп приводит к значительному снижению вертикальной устойчивости.

Полученные результаты сравнения свидетельствуют о достоверном снижении вертикальной устойчивости у детей с тугоухостью 7-9 лет, в сравнении с их здоровыми сверстниками. Снижение равновесия у тугоухих детей проявляется в основной стойке фоновой пробы, но еще большее снижение происходит при депривации механорецепторов стоп.

Выводы

1. Проприоцептивная система у тугоухих детей 7-9 лет включена в процесс поддержания равновесия в большей степени, чем у их слышащих сверстников.

2. Уровень вертикальной устойчивости у детей с нарушением слуха 7-9 лет, при депривации механорецепторов стоп, значительно ниже, чем у их слышащих сверстников.

Рецензенты:

Ишеков Н. С., д.м.н., профессор, профессор кафедры физиологии и морфологии человека института естественных наук и технологии, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск;

Лупачев В. В., д.м.н., профессор, профессор кафедры информационных технологий и прикладной математики НОУ ВПО Института управления, г. Архангельск.


Библиографическая ссылка

Данилова Р.И., Соболев С.В. СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОСТИ У ТУГОУХИХ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ МЕХАНОРЕЦЕПТОРОВ СТОП // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14881 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674