Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зебзеева В.А. 1
1 Оренбургский государственный педагогический университет
В статье раскрываются результаты исследования по изучению влияния игрового тренинга на экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Введение стандарта дошкольного образования способствовало выделению новых требований к содержанию, формам, методам работы с детьми. Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование и изучение эффективности использования игрового тренинга в работе с детьми дошкольного возраста. Используя различные классификации игр, нами были отобраны экологические игры, которые составили основу комплекса игрового экологического тренинга. В него вошли игры, возникающие по инициативе самих детей, игры, возникающие по инициативе взрослого, народные игры, идущие из глубины этноса. Был разработан перечень экологических дидактических игр по разным возрастным группам. В игровой комплекс включались дидактические игры, игровые обучающие ситуации, эколого-психологический тренинг. Использование комплекса игр способствовало решению задач расширения чувственного опыта дошкольников, развития чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания, формирования активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоления прагматического отношения к природе, расширения индивидуального экологического пространства. Результаты исследования показали эффективность использования игрового тренинга в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
эколого-психологический тренинг
виды игр
классификации игр
игра
игровой тренинг
экологическое образование
1. Зебзеева В.А. Эколого-психологический тренинг // Дошкольное воспитание. М., 1999. № 7. С.84-88.
2. Зебзеева В.А., Усова Н.И. Игровой фольклор в субкультуре детства// Фундаментальные исследования. 2013. № 10. Ч.9. С. 2043-2049.
3. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.
5. Русакова Т.Г. Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. 180 с.

Основой­ социального развития общества, фактором благополучия граждан является модернизация системы образования, которая затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы, в том числе и дошкольного образования детей.

Введение стандарта дошкольного образования способствовало выделению новых требований к содержанию, формам, методам работы с детьми, обозначило основные направления работы с детьми: физическое,­ социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Одним из важнейших направлений является «Познавательное развитие». Оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира, планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы.

Содержание каждого направления работы с детьми может реализовываться в различных видах деятельности: общении, познавательно-исследовательской деятельности, игре. В зависимости от дидактических целей выделяют следующие виды экологически ориентированной деятельности: познавательную, направленную на формирование опыта приобретения научной информации (анализ фактического материала; наблюдения в природе и оформление их результатов; овладение приемами исследовательской работы); практическую, направленную на формирование практических умений (труд в природе, защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения), ценностно-ориентационную, направленную на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений.

Алгоритм выполнения деятельности включает: оценку ситуации; прогнозирование (определение того, какой должна стать ситуация); программирование (что надо сделать для этого); планирование (как сделать); реализацию (осуществление запланированных действий); контроль и коррекцию (сравнение достигнутых результатов с «моделью» и в случае необходимости внесение в действие каких-то изменений).

Одной из форм организации эколого-ориентированной деятельности детей дошкольного возраста выступает игровой тренинг.

Цель исследования. Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование и изучение эффективности использования игрового тренинга в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования. Исследование потребовало теоретического обоснования проблемы, изучение классификаций игр, отбора экологических игр для проведения игрового тренинга с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал и методы исследования. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Разработкой классификации игр занимались Ф. Фребель, К. Бюллер, О.С. Газман и др. В основу одного из последних вариантов классификации детских игр С.Л. Новосёлова закладывает категорию «инициативы», исходящей из субъектов игры.

В связи с этим выделяет три класса игр. Первый класс - игры, возникающие по инициативе самих детей, второй класс - игры, возникающие по инициативе взрослого, третий класс - народные игры, идущие из глубины этноса. К играм, возникающим по инициативе самих детей, относятся игры - экспериментирования, сюжетные самодеятельные игры: «Тонет - не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Бегите ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое». По инициативе детей возникают сюжетно-отобразительные и сюжетно-ролевые игры, например: «Консервный завод», «Зоопарк», «Поликлиника «Кот и пес». Наделяя себя ролью в игре, ребенок эмоционально проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям. Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры. «Колобок путешествует», «Отдых на реке», «Вершки, корешки». Экологическим содержанием наполняются подвижные игры: «Звери, птицы, рыбы», «Птицелов», «Четыре стихии», «Цветочный магазин». Используются интеллектуальные игры «Экологические кубики», «Волшебные превращения», «Вся земля». Они расширяют кругозор детей, учат обмениваться информацией друг с другом, что доставляют детям большое удовольствие.

Игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры), приходят к детям от взрослых, но освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса.

Третий класс - народные игры, идущие из глубины этноса. Среди этих видов игр выделяются игры с природными объектами, животными, людьми. Эти игры позволяют понять взаимозависимость в природе, почувствовать свое отношение к живому. Экологический характер носят празднично-карнавальные игры: «Золотая осень», «Новогодний карнавал», «Сбор урожая», «Масленица». В них дети выражают свое отношение окружающему.

Результаты исследования и их обсуждение. Нами были отобраны экологические игры, которые составили основу комплекса игрового экологического тренинга. В него вошли игры, возникающие по инициативе детей, взрослого и народные игры.

Большое место в игровом тренинге мы уделили играм с правилами: дидактическим и подвижным играм. Решая задачи, поставленные в игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по общим признакам. Перечень экологических дидактических игр по разным возрастным группам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перечень экологических дидактических игр для детей разных возрастных групп

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная к школе группа

«Что изменилось»

«Найди такое же»

«Найди растение по названию»

«Чего не стало»

«Найди листок, какой я покажу»

«Чудесный мешочек»

«Найди дерево по листу»

«Осенние листочки»

«Кто как кричит»

«Чья мама?»

«Парные картинки»

«Кто в домике живет»

«Солнышко и дождик»

«Воробушки и автомобиль»

«Угадай на ощупь»

«Найди то, о чем я расскажу»

«Угадай что в мешочке»

«Найди пару»

«Все по домам»

«Найди дерево по листу»

«Угадай на ощупь»

«Зайцы и волк»

«Где живет, чем питается»

«Чего не стало»

«Что изменилось»

«Зоологическое лото»

«Ботаническое лото»

«Угадай на вкус»

«Чудесный мешочек»

«Зоологическое лото»

«Ботаническое лото»

«Времена года»

«Где, что растет»

«Детки на ветке»

«Караси и щука»

«Чудесный мешочек»

«Все по домам»

«Цветочный магазин»

«Угадай по описанию»

«Кто где живет и чем питается»

«День-ночь»

«Угадай на вкус»

«Мышеловка»

 

«Зоологическое лото»

«Ботаническое лото»

«Что сначала, что потом»

«Времена года»

«Где, что растет»

«Корешки-вершки»

«Совушка»

«Все по домам»

«Цветочный магазин»

«Угадай по описанию»

«Птицы-рыбы-звери»

«Созрело - не созрело»

Дидактические игры, как правило, решают не только задачи экологического образования, но и задачи развития речи, памяти, мышления, воображения детей. Их мы также использовали в комплексе. Например, игра «Построение предложений». Детям говорилось, что необходимо составить предложения,­ используя для этого слова «кролик» и «морковка». Например: «Кролик ел морковку». Предлагали два других слова с подобными отношениями, например, «собака» и «косточка». Дети составляли предложения, используя указанные два слова.

Игра «Горячие слова». Детям раздавались карточки, на каждой из которых было нарисовано животное или растение. Детям предлагалось пока звучит музыка, передавать свои карточки по кругу. Как только музыка прекращалась, дети должны прекратить передавать карточки, и каждый ребенок должен был назвать, кто изображен на его карточке.

Игра «Слушай внимательно». Шуточное упражнение было направлено на развитие внимания, вызывало положительные эмоции и очень нравилось детям. Трое, четверо, пятеро детей одновременно произносили разные предложения. Количество говорящих одновременно увеличивалось. После этого каждому ребенку предлагалось повторить то, что сказал собеседник, если это не получалось, то помогала группа.

Игра «Случай на природе». Игроки делились на 4 команды. Каждой команде предлагался комплект сюжетных картинок и 5 минут на обсуждение. Затем каждая команда должна была представить свою версию рассказа. Игра способствовала развитию артикуляционного аппарата ребенка, выработке правильного дыхания и выдоха воздушной струи. Использование таких игр способствовало созданию эмоционального комфорта, положительного настроя на восприятие обсуждаемой темы, гармонизации отношений детей.

В игровой комплекс включались игровые обучающие ситуации (И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой): использование игрушек-аналогов: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая киска и игрушечный котёнок»; использование сюжетных игрушек-персонажей литературных произведений (Буратино, Карлсон, Незнайка) в игровых обучающих ситуациях: «Карлсон выращивает овес», «Айболит осматривает растения», «Колобок учит детей выпекать булочки»; игры-путешествия: «Путешествие на воздушном шаре», «Экспедиция в Африку».

В игровой тренинг вошли театрализованные игры, например, «Колобок». Колобок, который отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своём пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста медвежье ушко, лисохвост). Этот сюжет вызывал у дошкольников интерес не меньше, чем герой известной русской народной сказки. А для закрепления навыков экологически грамотного поведения в природе использовалось инсценирование сюжетов, например, «Отдых на реке».

Нами использовались игры с природным материалом, например, игры-экспериментирования с разными материалами: «Игра цвета», «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль», «Царство цветных льдинок», «Соревнование мыльных пузырей», игры со светом «Солнечные зайчики догоняют друг друга», «Цветные сигналы», игры с магнитами, стеклом, резиной: «Испытание магнита», «Таинственные фигурки», «Попрыгунчики», игры с увеличительными стеклами: «Сыщики», «Мир в цветном стекле», игры с бумагой: «Таинственные письмена», Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета, игры со звуками: «Спичечный телефон», «Поющая струна».

В работе с детьми использовались имитационные экологические игры-моделирование: «Экосистема водоема», «Экологические кубики», «Экологические пирамидки», «Волшебные превращения», «Солнечная система», «День и ночь».

Задачи экологического образования решались и в процессе организации игр-соревнований: конкурсов-аукционов, конкурсов-марафонов, КВН, «Поле чудес». В турнире-викторине по теме: «Времена года», «Народные приметы», «Организм человека», расширялся кругозор детей, развивалась познавательная деятельность. Дети учились работать в микроколлективах. Нами использовались различные способы организации: цепочка (по кругу), атака веером, оборона веером, перекрестный поединок. Игры «Аукцион знаний», «Защита времен года» позволили показать детям необъятность человеческих знаний. А игра-проект «Маленький принц» - закрепить основное правило существования на Земле: «Встал утром, приведи в порядок свою планету».

В игровой комплекс включались игры эколого-психологического тренинга. Они способствовали решению задач расширения чувственного опыта дошкольников, развития чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания, формирования активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоления прагматического отношения к природе, расширения индивидуального экологического пространства.

Тренинг проводился воспитателем или психологом в группе, на участке детского сада, в комнате природы, зимнем саду или в другом помещении, в котором располагались объекты природы. Выбор места осуществлялся в зависимости от содержания упражнений. Длительность тренинга - от 20 до 30 минут, что определялось сложностью упражнений и видами деятельности детей в них. Эколого-психологический тренинг проводился с подгруппой детей (5-7 человек) в свободное от занятий время 1-2 раза в неделю.

Первая группа упражнений была направлена на расширение опыта взаимодействия с природой. Например, упражнение «Чудо краски». Цель: расширение чувственного опыта детей, стимулирование желания детей передавать поэтический образ природы в рисунке, объяснять свои ощущения, развитие воображения. Нами подбирались стихи с описанием природы. Художественные образы, содержащиеся в стихотворении, должны были побуждать детей к воспроизведению своих впечатлений­ в рисунке. Подбирались произведения мелодичные, с четкой рифмой. Детям предлагалось внимательно прослушать стихотворение, представить образ природы, отраженный в нем. Особое внимание уделялось эпитетам, метафорам, другим выразительным средствам, которыми воспользовался автор. Детям предлагалось изобразить представленный образ в рисунке, рассказать о своих ощущениях, объяснить выбор цвета.

Вторая группа упражнений была направлена на развитие экологической эмпатии. Детям предлагалось внимательно наблюдать и прислушаться ко всему тому, что происходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми.

Упражнение «Я-берёзка» было направлено на развитие чувства­ эмпатии. Ребенку предлагалось представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях, рассказать, о чем думает березка, чем живет. Упражнение повторялось с новым объектом, в который перевоплощается ребенок. Особо обращалось внимание на признаки, по которым ребенок строил свой рассказ о самочувствии объектов природы.

Облегчить вхождение в образ помогало упражнение, предлагаемое Маурой О' Коннор в книге «Свет жизни». Упражнение называется «Если бы я был деревом...» Основная цель упражнения - помочь детям усвоить части растения и их назначение, однако одновременно решалась задача развития чувства эмпатии. По ходу чтения стихотворения детям предлагалось представить, что у них растут ноги (корни), становятся длиннее и длиннее. Детям предлагалось покачаться, помахать руками (ветками), как бы от ветра, представить, что дерево хочет пить. Затем детям предлагалось представить, что кожа (кора дерева) становится морщинистой, наморщиться, почувствовать, что кожу-«кору» надрезают, подвигать руками, представив, как растут новые ветки, развести в стороны пальцы (листья).

Третья группа упражнений эколого-психологического тренинга была направлена на коррекцию поведения детей в природе. Например, упражнение «Старые вещи» направлено на коррекцию способов взаимодействия с природными объектами. Детям предлагалось выбрать какой-либо предмет, определить, где он использовался раньше, из какого материала сделан. Предлагали исследовать предмет, рассказать, на что он похож, где он может быть применен. На следующих этапах тренинга предлагалось выполнить художественную аппликацию, используя различные материалы: пластик, цветную бумагу, фольгу. Более сложное задание - выпустить экологический плакат.

Упражнение «Экологический пост» было направлено на расширение субъективного экологического пространства, коррекцию способов взаимодействия с природой. Детям предлагалось обойти территорию детского сада, парка, выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организовывалась деятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Дети выполняли карточку-предупреждение, объясняли, почему были выбраны данные выразительные средства, вывешивали карточку-предупреждение на место экологического поста.

Результаты исследования. Разработанный нами игровой комплекс способствовал накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. На этапе контрольного эксперимента средний показатель высокого уровня экологического развития детей составил 78 %, тогда как на этапе констатирующего эксперимента он составлял всего - 28 %.

Выводы или заключение. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы. Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста обеспечивается, если ребенок имеет возможность присваивать экологический опыт.

Игровой тренинг стал источником экологического развития и саморазвития личности ребенка, так как в нём нами использовались игры, в которых воссоздавался экологический опыт, осуществлялась стимуляция мотивов поведения в природе, экологических интересов, экологически целесообразного поведения. Дети в игровой форме включались в жизнь взрос­лых, удовлетворяя и собственную по­требность в причастности к происходя­щему в этой жизни. Игровой тренинг охватывал многообразие разновидностей игр: подвижных, словесных, хороводных, с предметами; создавал оптимальные условия для поддержки, проявления, развития дет­ской игровой культуры.

Использование всех видов игр в комплексе позволило эффективно решать задачи экологического развития детей старшего дошкольного возраста.

Рецензенты:

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, институт повышения квалификации, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Зебзеева В.А. ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14824 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674