Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕCСЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Швецова И.В. 1
1 Херсонский государственный университет
Анализ научной литературы по проблеме воспитание уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста, позволил определить комплекс педагогических условий, в частности: 1) разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов; 2) внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека; 3) обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на уважительное отношение друг к другу. Воспитание уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста базируется на следующих принципах воспитания: принцип учета индивидуальных особенностей детей; принцип диалогичности и сотрудничества.
уважение
отношения
ценностные отношения
рефлексия
субъект-субъектные отношения
1. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С.99-108.
2. Роджерс К. Фрейнберг Д. Свобода учиться М. : Смысл, 2002. 527 с.
3. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. №1. С.3-19.
4. Фромм А. Азбука для родителей. М. : Астрель, 2003. 349 с.
5. Бех І. Д. Формування у дитини почуття цінності іншої людини // Педагогіка толерантності. 2001. №2 (16). С. 17.
Среди образовательных целей и приоритетов образовательной отрасли важное место занимает воспитание человека, который способен с уважением относиться к людям и предполагает формирование таких качеств, как доброжелательность, честность, сострадание, вежливость, что является структурной основой уважения к взрослым, а также формирование потребности в реализации этих качеств, стремлении к толерантному взаимодействию между людьми. Общенаучное значение в исследовании проблемы воспитания уважения к взрослым имеют межличностные отношения, которые рассматриваются в философских трудах И. Канта; предпосылки формирования человеческих отношений, основанных на уважении к человеку, содержатся в трудах С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Люблинской, В. Белоусовой, В. Абраменковой; психологические положения о личности как субъекте воспитания и развития освещены Ш. Амонашвили, И. Бехом, М. Бердяевым, Л. Выготским и др.

Аспекты нравственного развития личности изучали психологи Л. Архангельский, И. Бех, А. Бодалев; становление морального сознания и самосознания нашли отражение в трудах Л. Божовича, а также И. Беха, С.Якобсона, рефлексивное отношение исследовали Дж. Мид, М.Шугай и др.

Особое значение приобретает проблема воспитания уважения к взрослым для детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, выделенные И. Бехом, Л. Божович, А. Савченко, А. Шемшуриной, свидетельствуют, что младший школьный возраст является сензитивным для развития таких качеств, как уважение, доброжелательность, честность, сочувствие, что является структурной основой уважения к взрослым.

Цель исследования: обосновать педагогические условия воспитания уважения к взрослым у учеников младших классов.

Для исследования поставленной цели использовался комплекс взаимосвязанных методов: анализ, синтез, сравнения, систематизации данных, обобщения, классификация научно-методической литературы с целью определения сущности категориального аппарата исследования.

Анализ научной литературы показал, что воспитание уважения к взрослым может успешно реализовываться учителем начальных классов с учетом комплекса педагогических условий. Одним из педагогических условий воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе нами определена разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов.

Отношения как социально-психологический феномен являются составляющей содержания воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста и наполняют взаимодействие детей и учителей. Отношение с уважением к другому проявляется тогда, когда они «проживаются». Успешность воспитания заключается в том, чтобы пробудить переживания такого отношения, предоставить волю его проявления и зафиксировать в сознании момент «проживания», сделать оценку самого отношения. Основной психологический механизм проживания отношений - приобретение субъектом личностного значения ценности переживания, т.е. того личностного значения, которое раскрывается в индивидуальной жизни человека. Это взаимодействие с окружающими людьми. Прожить отношения - это значит осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности. Установить отношения - значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл для жизни «Я». Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. Их называют качествами личности [2; c. 426]. Так, человек, который с уважением относится к другому человеку, приобретает такие качеств, как тактичность, вежливость, доброжелательность и другие составляющие такого морального качества, как уважение к человеку.

Содержание воспитания уважения к взрослым очерчивает ту совокупность отношений, которая определяет значимые для человеческой жизни ценностные отношения. Ценностные отношения - это отношения человека, к наивысшим общечеловеческим ценностям: «человек», «жизнь», «общество», «труд»..., но это одновременно и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство», когда именно отношения выступают как ценности [2; с. 427]. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковое составляет фундамент программы воспитания уважения к взрослым. Так, ценностная ориентация на человека  порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплинированность, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность, которые являются составляющими уважения.

Формирование отношения с уважением к взрослым у детей младшего школьного возраста требует учета их уровня развития и является успешным лишь при условии соблюдения учителями и родителями единых требований в воспитании. Поэтому подобный процесс заключается, прежде всего, в выявлении и учете воспитательных возможностей семьи, средств массовой информации для эффективного использования их влияния на школьников, а также организации и направлении коллективной и индивидуальной жизни и деятельности учащихся, создании условий для обогащения их собственного опыта. Важным является установление гармоничных отношений между учениками и учителем на демократических и гуманистических принципах. Разработанная нами программа воспитания уважения к взрослым для детей младшего школьного возраста во внеклассной работе базируется на развитии самосознания младших школьников, на понимании других и себя, как части окружающего мира. Составной частью программы является актуализация знаний, которыми обладает ребенок, и опыта взаимодействия с другими людьми. Рефлексия собственной деятельности, взаимодействие с окружающими и отношения между ними направлены на формирование уважения к взрослым.

Практическая работа учителя начальных классов реализуется через различные формы взаимодействия. Среди основных форм развития уважения к взрослым у младших школьников во внеклассной работе нами было выделено: часы общения (часы откровенного разговора); часы взаимовоспитания; ролевые игры; морально-этические беседы; морально-этические информационные минутки; проектная воспитательная работа (творческо-поисковые моральные диалоги, презентации). К основным методам воспитания уважения к взрослым отнесены: традиционные - формирование сознания и самосознания (морально-этические беседы, личный пример учителя); организация деятельности и формирование опыта морального поведения - советы, просьба, доверие, воспитательные ситуации; интерактивные - информационно-эвристические (эвристические беседы, откровенные разговоры, творческие рассказы, презентации мнений, интервью) стимулирование моральной деятельности; мотивационно-стимулирующие (создание эмоциональных ситуаций успеха, мотивационные игры); познавательно-поисковые («мозговая атака», игровые ситуации, творческий анализ результатов совместной деятельности, «круг идей»); регулятивно-коррекционные (поиск общих идей установление правил).

На основе анализа сущности воспитания уважения к взрослым вторым педагогическим условием воспитания данного нравственного качества к взрослым у детей младшего школьного возраста нами определены: внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека. По нашему мнению, процессу воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста должна предшествовать готовность их к уважительному взаимоотношению, следует формировать осознанную необходимость такого отношения.

Учитывая то, что младший школьный возраст - это период перестройки всей системы отношений ребенка с окружающей средой, в этом возрасте происходит процесс становления младшего школьника как субъекта различных видов активности, становления морального сознания и самосознания, формирование моральной самооценки. И. Бех утверждает, что именно в этом возрасте наблюдается яркое эмоционально-нравственное отношение к жизненным явлениям, усвоение этических знаний и формирование на этой основе элементарных этических понятий. Рефлексия определяется как осознание того, как воспринимаются партнеры в общении. В ходе познания человеком другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии собственного поведения. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. В построении стратегии взаимодействия каждому необходимо брать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы, установки.

Мы учитывали, что ориентация учащихся на определенные отношения (в частности, отношение с уважением) может формироваться как следствие их признания человека, позитивного к ней отношения, что проявляется в ценностном отношении к ней как достойного человека. В ходе познания человеком другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение собственной.

Педагогическое моделирование воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста строится нами во взаимосвязи трех составляющих: знания - чувства - поведение. Дети младшего школьного возраста имеют определенные знания относительно норм поведения, однако не всегда демонстрируют их, поэтому знания мы связываем с эмоциональным откликом, что проявляется в уважении к взрослым. Переживания детьми сконструированных учителем ситуаций дает возможность понимать и оценивать ситуацию, находить варианты ее решения. Так, расширяя мировосприятие младших школьников, их отношение к себе и к окружению, взгляды на мир, заставляет не просто принимать на веру знания от взрослых, но и формировать собственное мнение, взгляды, представления о ценностях.

Cпособность к рефлексии формируется у субъекта межличностного понимания постепенно и развивается в разных людях неодинаково. Так, действие феномена рефлексии, как и идентификации, разворачивается на нескольких уровнях. На первом уровне рефлексии в общении человек не видит состояний, намерений, мыслей другого человека. Главный признак второго уровня - возникновение в процессе общения отдельных фрагментарных представлений о внутреннем мире другого человека. Третий уровень характеризуется проявлением способности к воспроизведению в уме особенностей переживания другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия [4; с.492-493].

И. Бех замечает, что усвоению воспитанником в совместной с педагогом деятельности сущности духовно-нравственной ценности должно предшествовать специально-организованная рефлексия. Под руководством педагога воспитанник воспроизводит свои духовно-нравственные достижения, сравнивает себя со своим Я-будущим. Это имеет существенное значение для него, поскольку, организуя воспитательный процесс, необходимо, чтобы ребенок двигался от существующих ценностей к тем, которые он должен освоить. Успешное развертывание механизма сознания в указанных воспитательных методах обеспечивает регулятивная рефлексия, субъектом которой является воспитанник как будущий носитель духовной ценности [5]. Так, овладев лишь вместе с педагогом технологией создания определенной духовной ценности, воспитанник приобретает действенные средства для духовного самовоспитания как соответствующего саморазвития.

Следовательно, рефлексия изменяет познавательную деятельность младших школьников, их отношение к себе и к окружению, взгляд на мир, заставляет не просто принимать на веру знания от взрослых, но и вырабатывать собственное мнение, собственные взгляды, представления о ценностях.

Анализ сущности рефлексии в процессе воспитательной деятельности младших школьников позволил определить, что психологический механизм становления уважения к взрослым происходит через формирование самопознания - способности к саморефлексии, что ведет к развитию самооценки, а соответственно, к осознанию своих поступков, к принятию самостоятельных решений в моральном выборе и способах взаимодействия с другими, как следствие, вырабатывается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании личности.

Следовательно, указанное дает основания утверждать, что одним из условий эффективного воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов является внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека. Следующим педагогическим условием, от которого зависит эффективность формирования уважения к взрослым, нами определено обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на взаимное позитивное отношение.

Воспитание детей младшего школьного возраста является сложным процессом, в котором решающая роль принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первые нормы общения с близкими, учится жить с людьми и заботиться о них, нести ответственность за свое поведение и поступки. Под семейным воспитанием понимается не только направленное воспитательное воздействие родителей на ребенка, но и вся система внутрисемейных отношений, что способствует формированию у ребенка ценностных ориентиров, потребностей, интересов и привычек, типов социального поведения.

С учетом общественной потребности в формировании субъект-субъектных взаимоотношений в педагогической теории и практике особенно актуальна эта проблема для начальной школы, так как закладывание основ субъект-субъектного взаимодействия в этом возрасте становится той ценностной базой отношений к другому человеку, которая формирует нравственность человека. Именно это обусловливает потребность в выявлении, научной разработке и апробации содержания, форм, методов работы учителя начальных классов, развития субъект-субъектных взаимоотношений. Субъект-субъектное взаимодействие основывается на сотрудничестве, педагогической поддержке и помощи [1;
с. 30]. Этот принцип (сотрудничества) в воспитательном процессе предполагает целенаправленное создание условий для развития демократических взаимоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса на принципах партнерства, взаимного уважения, зависимости и соответствия («лучший способ воспитывать себя - это воспитывать других своим примером») [1, с. 39].

В организации сотрудничества с учащимися считаем необходимым выделить ряд правил организации взаимодействия: проявлять живой интерес к жизни ребенка, к его радости, стремлениям, неудачам, его личных переживаний; при необходимости оказывать содействие, помогать, выражать ей сочувствие; общаться с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания; устанавливать с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, поощрять детей задавать вопросы, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию; относиться к мыслям, рассуждениям детей серьезно, с уважением; учить детей этично высказываться и доказывать свое мнение; помогать ребенку превзойти себя. Организация сотрудничества с учащимися предполагает использование различных способов: совместное определение цели деятельности; создание ситуации свободного выбора; создание диалога; использование ролевой игры; участие детей в оценке деятельности.

Учителю важно видеть в ребенке субъекта, что обеспечивает развитие ее потенциальных личностных моральных качеств и способствует процессу осознания себя как значимой личности. Такой подход обеспечивает превращение ребенка в субъекта как деятеля окружающего мира и собственной жизнедеятельности. В этом превращении ведущим критерием является способность к саморефлексии, как результат - развитие самооценки и осознания собственных поступков, самостоятельное принятие решений относительно морального выбора и способов взаимодействия с другими. Главной особенностью проявления субъектности является внутренняя активность личности в определении и творческом преобразовании собственной жизни [3; с.29-30]. В системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений учитель и ученик находятся в отношениях педагогического диалога.

Успешность взаимодействия семьи и школы - это также добровольность в сотрудничестве, уверенность родителей в профессионализме учителя. Необходимо отметить, что результативность в духовно-нравственном воспитании зависит от отношений: «ребенок - родители», «ученик - учитель», «родители - учитель». Таким образом, нами охарактеризовано еще одно из педагогических условий - обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на уважительное отношение друг к другу, от которого зависит эффективность формирования уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста.

Выводы: таким образом, нами определены педагогические условия воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе (разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов, внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым, рефлексивно-ценностного отношения к себе, как достойного человека; обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на взаимное позитивное отношение, внедрение которых позволит эффективнее использовать воспитательные задания в современном процессе начальной школы.

Рецензенты:

Федяева В.Л., д.п.н., профессор, проректор по научной работе Херсонского государственного университета, г. Херсон.

Яцула Т.В., д.п.н., профессор, доцент общеуниверситетской кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонского государственного университета, г. Херсон.


Библиографическая ссылка

Швецова И.В. ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕCСЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14724 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674