Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Снегирев А.В.

Сегодня, при подготовке специалистов по безопасности жизнедеятельности, все чаще стали говорить о культуре. Культура быстро становится одним из наиболее важных и насущных вопросов, с которыми в настоящее время сталкиваются теоретики и практики по безопасности жизнедеятельности. Уровень образования с давних времен сравнивался с уровнем культуры человечества. Культура неразрывно связана с деятельностью человека. Она определяет его место в природе, формы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды в пределах допустимого уровня безопасности, исключающего возможность катастрофы. Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. Научно обоснованные пути повышения уровня образованности в области безопасности жизнедеятельности, создание приоритета духовно-нравственных аспектов воспитания, сохранения и укрепления здоровья, экологии и безопасности жизнедеятельности - веление времени. Развитие данной области образования приобретает новое научное восприятие, такое как формирование «культуры безопасной жизнедеятельности», которое рассматривается как характеристика личности, отражает определенный уровень развития творческих сил и способностей, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности, характеризует уровень ее профессиональной подготовки. Трактуя само понятие «культура безопасной жизнедеятельности» следует опираться на содержание таких понятий как культурное общество, его безопасное проживание, на общее философское представление о мире. При определении понятия «культура безопасной жизнедеятельности» необходимо акцентировать внимание на том, что оценивать уровень культуры нужно не только по практической деятельности, но и по отношению человека, общества к вопросам обеспечения безопасности, так как «культура безопасной жизнедеятельности» сохраняет, воплощает в себе огромный многовековой опыт народа. Можно сказать, что культура безопасной жизнедеятельности - целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее современное развитие личности, проявляющееся в умении действовать в условиях различных по характеру чрезвычайных ситуациях. Она находит свое выражение в многообразных утвердившихся формах и моделях безопасной жизнедеятельности людей, передаваемых из поколения в поколение, а также как некая совокупность приемов и способов приобщения новых поколений к безопасной жизнедеятельности. Для общества с высокой культурой безопасной жизнедеятельности характерны такие проявления как: обеспечение в обществе свободы и демократии, социальной справедливости, равенства всех перед законом, гуманной политики, признание в качестве высшей ценности в государстве прав человека на жизнь и свободу; отсутствие потенциальных внутренних угроз, возникновения военных конфликтов. Сущность культуры безопасной жизнедеятельности заключается в совокупности разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, человечества в целом в условиях всех форм человеческой активности.


Библиографическая ссылка

Снегирев А.В. О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1466 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252