Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОТРЕБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Храмов В.В. 1
1 УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Специфика учебной деятельности по дисциплинам спортивно-педагогического профиля высшего физкультурного образования является главным фактором, ограничивающим интенсивность информатизации образовательного процесса. Настоящее исследование посвящено поиску педагогически оправданных способов внедрения компьютерных технологий в методику спортивно-педагогической подготовки. Приведены данные анкетного опроса преподавателей. Установлено, что на современном этапе информатизации высшего физкультурного образования компьютерные технологии выполняют преимущественно вспомогательную функцию. Они не оказывают прямого влияния на содержание дидактических процессов. Показан способ интеграции компьютерных технологий в учебную деятельность. Основными объектами внедрения являются процессы спортивно-технической и учебно-методической подготовки. Главным требованием к компьютерным программам учебного назначения для спортивно-педагогических дисциплин следует считать моделирование процессов и явлений, сопровождающих процесс обучения двигательным действиям. Для этого необходимо перевести сущностное содержание мыследеятельности, направленной на выработку практических компетенций, в формат компьютерной программы.
компьютерные технологии
спортивно-педагогические дисциплины
физкультурное образование
1. Беляева И.М. Обучение базовым элементам классической аэробики с использованием компьютерных технологий: дис. … канд. пед. наук: 13.04.04. — М., 2007. — 173 с.
2. Дмитриев И.В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий в преподавании спортивно-педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — СПб., 2011. — 150 с.
3. Дмитриев О.Б. Методика подготовки судей, тренеров и спортсменов по правилам и судейству с помощью мультимедиа системы «Соревнования по каратэ»: дис. .. канд. пед. наук: 13.00.04. — Ижевск, 2003. — 191 с.
4. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты / С.В. Зенкина: Автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 [Электронный ресурс]. — Институт содержания и методов обучения РАО. — Москва, 2007. — Режим доступа: http://ismo.ioso.ru/dis/avtoref-zenkina.doc (дата обращения 15.02.2012).
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер, 2002. — 512 с.
6. Петров П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.04. — Ижевск, 2003. — Т. 1. — 406 с.
7. Храмов В.В. Моделирование предстоящей профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта в дидактической компьютерной среде // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. — 2012. — Вып. 5. — С. 106-116.
8. Широбакина Е.А. Методика обучения общеразвивающим гимнастическим упражнениям на основе использования информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. — Волгоград, 2010. — 25 с.
9. Яцынин И.А. Электронный учебник по гимнастике для высших физкультурных учебных заведений // Теория и практика физической культуры. — 2009. - № 6. — С. 12-14.
В структуре учебно-воспитательного процесса по подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием особое внимание уделяется изучению теории и методики вида спорта. Данная учебная работа выполняется в рамках дисциплин спортивно-педагогической подготовки. Основным результатом освоения студентами программного материала является формирование комплекса специальных компетенций, являющихся обязательными для предстоящей профессиональной деятельности. К числу перспективных способов повышения эффективности спортивно-педагогической подготовки в настоящее время следует отнести внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Методические аспекты компьютеризации спортивно-педагогической подготовки являются предметом исследования в работах И.М. Беляевой [1], О.Б. Дмитриева [2], И.В. Дмитриева [3], П.К. Петрова [6], Е.А. Широбакиной [8], И.А. Яцынина [9] и других авторов. Предлагаемые способы применения ИКТ в учебной деятельности, как правило, обеспечивают иллюстративно-объяснительную и контролирующую функцию. В свою очередь, известно, что основным преимуществом компьютеризации обучения в профессиональном образовании является возможность автоматизировать процессы формирования специальных профессиональных компетенций. Это так называемая «тренинговая» функция ИКТ [4]. Накопленный практический опыт преподавания спортивно-педагогических дисциплин пока еще не располагает сведениями о формах и методах компьютеризации учебной деятельности, направленной на выработку умений применять знания в различных ситуациях. Таким образом, существует проблема определения педагогически оправданных средств и методов компьютеризации учебной деятельности по спортивно-педагогическим дисциплинам. В качестве способа ее решения предложим изучение потребностей образовательного процесса в компьютерных технологиях.

Цель исследования: изучить потребности образовательного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам в компьютерных технологиях учебного назначения.

Методы и организация исследования. Сбор сведений осуществлялся при помощи анкетного опроса. В качестве респондентов были приглашены 170 преподавателей, занятых в проведении занятий по различным видам спорта со студентами специальностей физической культуры и спорта. Социологический инструментарии был специально разработан для проведения настоящего исследования.

Характеристика респондентов: средний возраст - 43,8±1,07 года; стаж работы в вузе - 18,7±1,03 лет; ученые степени и звания имеют 23,5%.

Результаты и их обсуждение

Потребность в психологии рассматривается как внутренний побудитель активности человека, осознание отсутствия блага, предмет удовлетворения нужды [5, с. 21-35]. Особенностью потребностей в сфере информатизации образовательного процесса является то, что они подчинены закономерностям учебной деятельности и интегрированы в систему поиска способов ее улучшения.

Представим процесс формирования специальных компетенций как совокупность относительно самостоятельных видов учебной деятельности, объединенных общей целью. Каждый структурный элемент обеспечивает решение специфических задач, имеет систему средств и методов, а также показатели, характеризующие результативность работы студента. Для того чтобы выявить типичные затруднения преподавателей в организации и реализации практико-ориентированного обучения, им было предложено указать частоту применения отдельных видов учебной деятельности. Опираясь на опыт преподавания теории и методики вида спорта, мы сформулировали 11 вариантов видов учебной деятельности, результаты которых гарантированно востребованы на практике:

1) анализ техники двигательных действий с целью выделения основы, ведущего звена и деталей;

2) качественная характеристика наблюдаемого двигательного действия (правильно или неправильно);

3) фиксация, на основе наблюдения за упражнением, какие элементы техники выполняются с ошибкой;

4) диагностика выявленных ошибок в технике выполнения упражнения по шкале: грубая, значительная или погрешность;

5) характеристика причин искажения техники;

6) подбор специальных упражнений для решения конкретных задач процесса обучения двигательным действиям (в зависимости от этапа обучения, индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.);

7) проведение комплексов упражнений, направленных на обучение технике (элемента техники) двигательных действий;

8) принятие решения на основе анализа двигательных тестов о дальнейшем содержании процесса обучения;

9) подбор специальных упражнений, направленных на исправление ошибок в технике

10) дозирование и контролю нагрузки в процессе занятий физическими упражнениями;

11) судейство соревнований (элементы судейской практики).

Педагогические умения, основанные на знании техники двигательных действий, представлены вариантами учебной деятельности №№ 1-5. Выработка умений анализировать наблюдаемую технику двигательного действия с целью поиска ее содержательных элементов (вариант № 1), качественной оценки (вариант № 2) и выделения ошибок (вариант № 3) осуществляются в практике спортивно-педагогической подготовки с примерно одинаковой частотой: «применяется всегда» - 14,1-15,9%; «применяется часто, но не всегда» - 29,4-37,6%; «применяется по возможности» - 38,2-42,9%; «применяется очень редко» - 8,8-10%; «не применяется» - 0-2,9%. Умение анализировать технику вида спорта предполагает выполнение более сложных операций: диагностика выявленных ошибок (вариант № 4) и характеристика источников возникновения ошибок (вариант № 5). Всегда используют эти виды учебной деятельности в своей работе лишь 8,5% респондентов, «часто, но не всегда» - 15,9-23,5%, «по возможности» - 37,6%, «очень редко» - 25,3-29,4%, «не применяется» - 5,3-8,8%. Работа с ошибками в технике на этапе начального обучения требует особых условий обучения, которые не всегда могут быть созданы на практических занятиях. Принято считать, что данный вид учебной работы должен выполняться в ходе выполнения программ практик, когда студенты заняты в проведении уроков и тренировочных занятий.

Учебная деятельность, ориентированная на формирование умений применять физические упражнения для обучения двигательным действиям, представлена вариантами №№ 6-10. Обучение студентов проектировочным умениям (вариант № 6) практикуют в своей работе на уровне «часто» - 17,1% преподавателей, «часто, но не всегда» - 34,1%, «по возможности» - 34,1%, «очень редко» - 11,8%. Несколько более распространенным видом учебной работы является проведение студентами комплекса упражнений (вариант № 7): «часто» - 21,2%, «часто, но не всегда» - 42,9%, «по возможности» - 27,1%, «очень редко» - 7,1%. В содержании учебно-методической подготовки студентов данные виды учебной деятельности являются базовыми. Дальнейшее освоение программного материала предполагает выработку умений решать ситуативные задачи. Данная учебная деятельность связана с выполнением достаточно технологически сложных операций. Учебные задания, основанные на принятии решения по итогам результатов двигательных тестов (вариант № 8), можно отнести к категории редко используемых: на уровне «часто» получено лишь 1,8% ответов, «часто, но не всегда» - 20,6%, «по возможности» - 33,5%, «очень редко» - 26,5% и «не применяется» - 17,6%. Подбор упражнений, нацеленных на исправление ошибок в технике (вариант № 9): «часто» - 11,2%, «часто, но не всегда» - 32,4%, «по возможности» - 32,9%, «очень редко» - 21,2%, «не применяется» - 2,4%. Работу по дозированию и контролю физической нагрузки (вариант № 10) студенты выполняют: «часто» в 16,5% случаях, «часто, но не всегда» - 25,9%, «по возможности» - 27,6%, «очень редко» - 24,1%, «не применяется» - 5,9%. В сопоставлении покажем результаты учебной деятельности, методические аспекты которой достаточно очевидны - выполнение элементов судейской практики (вариант № 11). В варианте «часто» накоплено 21,2% ответов, «часто, но не всегда» - 24,7%, «по возможности» - 35,9%, «очень редко» - 15,3%, «не применяется» - 2,9%.

Данные, полученные на основании оценок, выставленных преподавателями, показывают, что виды практической деятельности, осуществляемой в рамках учебно-методической подготовки, связаны с определенными затруднениями. Из установленного нами перечня видов учебной деятельности лишь проведение студентами комплексов упражнений (вариант № 7) было охарактеризовано преподавателями как достаточно распространенное (сумма ответов «часто» и «часто, но не всегда» составило 64,1%). Другие, не менее важные для подготовки будущего специалиста, виды обучения применяются реже. Причиной является сложная природа дидактических процессов, сопровождающих формирование у будущих специалистов педагогических знаний и умений в области методики преподавания вида спорта. Отметим, что одним из общеизвестных достоинств компьютеризации образования является имитационное моделирование процессов и явлений, которые сложно реализовать в обычных условиях учебной деятельности. Для этого необходимо перевести сущностное содержание мыследеятельности, направленной на выработку практических компетенций, в формат компьютерной программы.

На современном этапе развития информатизации спортивно-педагогической подготовки отчетливо проявляется недостаток однозначных научных сведений, иллюстрирующих педагогическую целесообразность внедрения компьютерных технологий. На этом фоне целесообразно изучить ожидания преподавателей от применения средств ИКТ в образовательном процессе. Преподаватели характеризовали вероятность получения результатов, обусловленных применением ИКТ, с помощью шкалы оценочных суждений. Собранные сведения показаны в таблице.

Предполагаемые результаты информатизации учебного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам, %

Информатизация учебного процесса позволит:

Затрудняюсь ответить

Не будет такого результата

Вероятность

очень низкая

средняя

высокая

очень высокая

1) облегчить доступ студентов к учебно-методической информации

2,9

0,6

3,5

17,1

44,7

31,4

2) обеспечить наглядность техники двигательных действий

2,4

0,0

4,7

19,4

37,1

36,5

3) обеспечить наглядность тактики в спортивных играх

6,3

0,0

3,2

17,5

47,6

25,4

4) автоматизировать контроль знаний студентов

5,3

2,4

13,5

28,2

38,2

12,4

5) автоматизировать выработку у студентов профессиональных умений

5,3

4,1

14,7

38,2

31,2

6,5

6) снизить загруженность преподавателя «непродуктивными» видами деятельности

7,1

2,9

12,9

30,0

27,1

20,0

7) повысить качество спортивно-технической подготовки

2,9

5,3

10,6

25,9

38,2

17,1

8) повысить качество учебно-методической подготовки

2,4

0,0

4,1

21,8

46,5

25,3

9) повысить качество судейской подготовки

3,5

0,6

11,8

37,1

32,4

14,7

Анализ полученных данных позволил сформировать три группы результатов. В первую группу отнесены показатели, обладающие, по мнению преподавателей, максимальной вероятностью реализации. Наибольшее количество ответов из группы «высокая вероятность» и «очень высокая вероятность» было выставлено в пользу следующих результатов: повышение доступности для студентов учебно-методической информации - 76,1%; обеспечение качества наглядности техники двигательных действий - 73,6% ответов; обеспечение качества наглядности тактики в спортивных играх - 73%. Это в совокупности должно, по характеристике наших респондентов, оказать позитивное влияние на качество учебно-методической подготовки студентов (71,8%). Вторая группа результатов объединяет те, которые имеют 50% вероятность: повышение качества спортивно-технической подготовки (55,3%); автоматизация контроля знаний студентов (50,6%); повышение качества судейской подготовки (47,1%); снижение загруженности преподавателя за счет уменьшения «непродуктивных» видов производственной деятельности (47,1%). Третья группа результатов с низким уровнем ожидания. К ней отнесена возможность автоматизации выработки у студентов профессиональных знаний и умений. Этот вариант ответа получил лишь 37,7% оценок высокой и очень высокой вероятности.

Большинство преподавателей трактуют компьютеризацию спортивно-педагогической подготовки с позиций оптимизации информационных процессов, осуществляемых в учебной деятельности. Обеспечение наглядности по своему технологическому назначению в структуре учебной работы также имеет информационное происхождение. Можно утверждать, что преподаватели отводят ИКТ вспомогательную функцию. Это означает, что данная технология не способна в настоящее время интегрироваться в структуру основных процессов, осуществляемых в ходе специальной профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта. Отсюда очевидным является факт невозможности обеспечить при помощи существующих технологических решений принципиально более высокий качественный уровень обучения студентов. В свою очередь, как показывают результаты опроса, 81,2% опрошенных преподавателей применяли бы на своих занятиях средства обучения, функционирующие на базе компьютерной техники. 74,7% готовы участвовать в разработке таких дидактических средств. Компьютерное обеспечение на рабочем месте оказывается низким. Лишь у 21,2% преподавателей рабочее место оборудовано компьютером. Личный компьютер имеется у 89,4% респондентов.

Таким образом, данные, полученные в ходе опроса, указывают на относительно низкий уровень компьютеризации основных дидактических процессов, сопровождающих спортивно-педагогическую подготовку. Существующие на данный момент формы применения ИКТ не способны обеспечить качественно более высокую эффективность учебной работы. Причем данная ситуация фиксируется несмотря на существование определенных достижений в теории и практике информатизации высшего физкультурного образования. Возможной, наиболее очевидной, по нашему мнению, причиной такой ситуации является то, что подавляющее большинство методических разработок проектировались без предварительного исследования потребностей практики спортивно-педагогической подготовки в средствах ИКТ.

Изучение опыта преподавания спортивно-педагогических дисциплин показывает, что ведущей направленностью образовательного процесса является формирование у студентов комплекса компетенций, вырабатываемых в ходе спортивно-технической и учебно-методической видов подготовки. Соответственно, именно эти виды подготовки должны стать основными объектами для внедрения информационно-технологического обеспечения.

Выводы. Потребности образовательного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам в средствах ИКТ обусловлены следующими обстоятельствами:

  • средства компьютерной визуализации предоставляют значительно более широкие возможности в предъявлении студентам информации учебного назначения о технике двигательных действий и соревновательной тактике;
  • в условиях дефицита учебного времени, отводимого соответствующими программами подготовки специалистов, на освоение вида спорта существенно возрастает роль инструментов, которые оптимизируют информационные процессы образовательного содержания (сбор, накопление, хранение, предъявление учебной информации, а контроль эффективности ее освоения);
  • при помощи ИКТ может быть выполнено моделирование тех видов производственной деятельности, которые сложно или невозможно реализовать с помощью традиционных методических подходов.

Выработку у студентов умений применять знания в видах деятельности, связанные с обучением технике двигательных действий, следует считать главным требованием к содержанию и функциям компьютерной программы учебного назначения, специфически предназначенной для применения на занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам. Данные, изложенные в настоящем исследовании, позволили конкретизировать требования к назначению и функциям программной оболочки, а также порядку оформления учебного контента автоматизированной обучающей системы по спортивно-педагогическим дисциплинам [7].

Рецензенты:

Барков В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», г. Гродно.

Врублевский Е.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры и спорта УО «Полесский государственный университет», г. Пинск.


Библиографическая ссылка

Храмов В.В. ПОТРЕБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14608 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674