Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Степанов К.В.
В качестве принципов профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в сфере безопасности жизнедеятельности мы выбрали следующую их совокупность: актуальность - современный, настоящий; проектность и вариативность - использование знаний и умений в сфере безопасности жизнедеятельности для создания безопасных условий от идеи до ее реализации; систематичность - формирование знаний и умений в данной области должно осуществляться в последовательной логической связи учебных элементов, показывающей их единство; интегративность - установление межпредметных связей между дисциплинами общепрофессионального блока и специальными дисциплинами; гуманизациия - достижение гармонии между людьми и между обществом и природой.

Безопасность жизнедеятельности, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации и самим выживанием человечества, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. В ее основе лежат противоречия между ростом потребностей людей и возможностями природы; между стремлением человека сохранить свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности. Эти противоречия постоянно обостряются в связи с технократической направленностью прогресса в ущерб гуманитарной, накоплением оружия, усилением глобальных экологических проблем, нарастанием социальной напряженности, увеличением количества видов насилия над личностью и т.п. Обусловленная не столько естественными природными процессами, сколько деятельностью самого человека, эта проблема возвращает его от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику.

Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности инициирует подготовку личности в данной сфере в образовательном процессе педагогического вуза, соответствующие управленческие решения и научные поиски в области педагогики, профессиональной педагогики и психологии. Обновление системы подготовки будущих учителей начальной школы в сфере безопасной жизнедеятельности заключается в приведении ее целей, содержания и технологий в соответствие с потребностями личности ребенка, развивающей школы и общества в целом.

Сегодня социальный заказ на выпускника высшего учебного заведения определен, во-первых, проблемами подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, воспитанием у них высоких морально-этических качеств. Это связано с необходимостью быстрейшей адаптации и активизации деятельности выпускников вузов, вследствие развития новой ситуации в мире, стране и соответствующего повышения внимания общества к проблемам безопасности жизнедеятельности.

Во-вторых: проблемами  подготовки в сфере безопасности жизнедеятельности, что обусловлено недостаточным умением человека обеспечить личную и общественную безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях; ростом стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня, нестабильности в обществе и постоянно существующей угрозы терроризма.

Таким образом, подготовка будущего учителя начальной школы к профессионально-педагогической деятельности представляет собой сложную, многокомпонентную педагогическую систему, одним из аспектов которой является обеспечение безопасной жизнедеятельности младших школьников.

В настоящее время существует актуальная потребность образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в системе специально разработанных дидактических принципов, сочетающих в себе наработанный потенциал общепедагогических принципов обучения и учитывающих, с одной стороны, особенности данной области знания, а с другой - актуальные тенденции современного образования. Отсутствие системы принципов, адаптированной к образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», ведет к невозможности эффективной реализации целей и снижению качества обучения в данной области знаний. Дидактическими принципами обучения в высшей школе принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе.

Для удовлетворения данной потребности нами построена система наиболее важных принципов обучения в сфере безопасности жизнедеятельности, учитывающая возможность достижения основополагающих целей предмета и целей современной школы на основе реализации субъект-субъектных отношений преподавателя и студента в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В основу данной системы положен традиционный для отечественной педагогики деятельностный подход.

Система принципов обучения в сфере безопасности жизнедеятельности состоит из трех блоков, каждый из которых регулирует деятельность либо содержание определенных элементов педагогической системы обучения в данной области.

Первый блок системы состоит из совокупности организационных принципов, включающей в себя: принцип гуманистической направленности в обучении; принцип непрерывности и преемственности в обучении; принцип практичности. Данная совокупность принципов направлена на оптимальную регуляцию деятельности педагога и его отношение к учебно-воспитательному процессу в сфере безопасности жизнедеятельности.

Второй блок системы составляют общедидактические принципы. В него входят: принцип научности; принцип прочности; принцип доступности; принцип наглядности. Совокупность принципов данного блока направлена на достижение оптимального использования учебного материала и организации педагогической коммуникации в учебно-воспитательном процессе.

Третий и заключительный блок системы включает совокупность принципов учебной деятельности студентов, к нему относятся: принцип сознательности и активности; принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм работы; принцип ответственности. Принципы данного блока позволяют максимально отразить субъектность студентов в учебно-воспитательном процессе.

В рамках каждой группы принципов мы выделяем с учетом специфики подготовки будущих учителей начальных классов в сфере безопасности жизнедеятельности ведущие принципы, формирующие системообразующую ось. Традиционные дидактические принципы образования, безусловно, являются основой для подготовки будущих учителей начальной школы в сфере безопасной жизнедеятельности, но в то же время они должны быть трансформированы, дополнены и адаптированы для новой учебной среды.

Анализ процессов, происходящих при их подготовки в данной области, показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно. Из всего многообразия принципов подготовки, разработанных в педагогике, мы обосновали использование тех из них, которые оказывают качественно новое влияние на профессиональную подготовку будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе вуза, а также в дальнейшей их профессиональной деятельности.

В качестве принципов профессиональной подготовки будущих учителей  начальных классов в сфере безопасности жизнедеятельности мы выбрали следующую их совокупность: актуальность (франц. аctuel) - настоящий, современный.

Современный - то есть отвечающий нынешнему уровню развития науки, технологии и техники, а также потенциально возможным возникновениям ЧС. Проявление результатов обучения заключается в повседневной и превентивной деятельности студентов в данной области подготовки. Если у них за время обучения в вузе сформированы все необходимые знания и умения в сфере безопасности жизнедеятельности с учетом их будущей профессиональной деятельности, то они будут иметь возможность прогнозировать и осуществлять мониторинг ЧС с целью исключения или минимизации социального и материального ущерба; - проектность и вариативность - определяющие черты современного мышления, которое способствует развитию обобщенного и опосредованного познания действительности с позиции использования знаний и умений в сфере безопасности жизнедеятельности для создания безопасных условий от идеи до ее реализации в ЧС различного характера; систематичность.

Знания и умения, получаемые в процессе обучения должны представлять собой определённую систему, а их формирование осуществляться в последовательной логической связи учебных элементов, показывающей их единство;  интегративность рассматривается нами как обязательный принцип отбора содержания подготовки будущих учителей начальных классов в заявленной области и заключается в установлении межпредметных связей между дисциплинами общепрофессионального блока и специальными дисциплинами; гуманизация понимается нами как достижение гармонии между людьми и между обществом и природой, учет реальностей общественного и технологического развития, реализации таких подходов в преподавании дисциплин, которые в максимальной мере обеспечивали бы непрерывный прогресс общества.

В этой связи, будущему учителю начальных классов ребенка необходимо рассматривать как субъекта всех видов деятельности, присущих младшему школьному возрасту и, прежде всего учебной деятельности.


Библиографическая ссылка

Степанов К.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1458 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674