Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Бескова Т.В. 1
1 Институт социального образования (филиал) ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-демографических детерминант субъективного благополучия личности; рассмотрены особенности субъективного благополучия у представителей гендерных и возрастных групп, а также групп, дифференцируемых по месту проживания и образовательному статусу. Показано, что изменениям в большей мере подвержен когнитивный компонент субъективного благополучия, эмоциональный компонент – менее вариативен. Наибольшее влияние на выраженность субъективного благополучия оказывает принадлежность субъектов к различным гендерным группам и место проживания (город / село): различными аспектами жизнедеятельности менее удовлетворены женщины и городские жители. Несколько в меньшей степени на вариативность когнитивного компонента субъективного благополучия влияет принадлежность субъектов к возрастным и образовательным группам: с возрастом снижается удовлетворенность шестью сферами жизнедеятельности и увеличивается напряженность; субъекты с высшим образованием менее удовлетворены четырьмя сферами жизнедеятельности, нежели субъекты со средним образованием.
субъективное благополучие
личность
удовлетворенность
компоненты
детерминанты
социально-демографические группы
возраст
гендер
место проживания
образование
1. Бескова Т.В. Удовлетворенность жизнью и отношение к успеху и неудачам Другого: гендерный и возрастной аспект // Теория и практика общественного развития. – № 1. – 2013. – С. 92-96.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
3. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 424 с.
4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – 388 с.
5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971. – 351 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1989. – 712 с.
7. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1992. – 17 с.
8. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14, № 5. – С. 3-12.
9. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. – Саратов: Научная книга, 2008. – 296 с.
10. Ясперс К. Общая психопатология / пер. Л.О. Акопян. – М.: Практика, 1997. – 1053 с.
Исследование проблемы субъективного благополучия личности имеет глубокие корни в истории философии, социологии и психологии. Однако в последние годы наблюдается резкий подъем научного интереса к данному социально-психологическому феномену, связанный, прежде всего, с «острой для психологической практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, способствующего его адекватному социальному поведению и самореализации» [9, с. 6]. По мнению Р.М. Шамионова, понятие «субъективное благополучие» выражает «собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности» [9, с. 11].

При изучении субъективного благополучия личности перед современными психологами встает целый ряд задач, связанных с изучением его содержания, структуры, характеристик и, конечно, детерминант. Детерминация, вслед за Б.Ф. Ломовым, определяется нами как система причин, порождающих следствия (эффекты), и предпосылок, факторов, условий, опосредствующих звеньев, которые непосредственно не вызывают эффектов, но оказывают влияние на них, «... ускоряя или замедляя их возникновение, усиливая или ослабляя, изменяя их в том или ином направлении» [3, с. 92]. Главной концептуальной проблемой при анализе детерминации субъективного благополучия личности является проблема соотношения внутреннего и внешнего, имеющая в психологической науке продолжительную историю рассмотрения (В.В. Новиков [4], Б.Д. Парыгин [5], С.Л. Рубинштейн [6], В.Э. Чудновский [8], К. Ясперс [10] и др.). Наиболее конструктивным подходом, по мнению большинства современных психологов, является подход, в основе которого находится положение о нецелесообразности выделения в качестве приоритетного одного из видов детерминации в формировании личности и личностных образований. Однако, несмотря на подобное единство взглядов, при анализе соотношения влияния внутреннего и внешнего на формирование личности до сих пор имеются разногласия, связанные в первую очередь с неопределенностью понятий «внешнего» и «внутреннего». Базируясь на научных представлениях Р.М. Шамионова [9, с. 72] о содержании детерминант, под внешними детерминантами нами будет пониматься транслируемая институтами социализации социальная информация, которая отражается личностью на субъективном уровне и имеет для нее существенное значение. К внешним детерминантам относятся социальная ситуация развития (макросоциальные условия и факторы, в том числе и социально-демографические) и локальные ситуации (условия воспитания и социализации в микросоциуме). Внутренние детерминанты образуют разноплановые свойства человека, начиная от индивидных (природных) и заканчивая социально-психологическими (социальная информация, ставшая «частью» личности), удельный вес которых при формировании различных психологических новообразований и на различных этапах социализации может сильно отличаться.

Цель исследования: изучить характер влияния принадлежности личности к различным социально-демографическим группам на ее субъективное благополучие.

Методы. В качестве методического инструментария были использованы:

  1. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко) [2], измеряющая когнитивный компонент субъективного благополучия личности - удовлетворенность, как по отдельным сферам жизнедеятельности, так и ее интегративный показатель.
  2. Шкала субъективного благополучия (адаптированный М.В. Соколовой вариант опросника Ж. Перудэ-Баду) [7], диагностирующая эмоциональный компонент субъективного благополучия личности, то есть возникающие в связи с результатами оценивания удовлетворенности эмоциональные реакции и состояния разной модальности.

В связи с тем, что шкалы методик диагностики уровня социальной фрустрированности и субъективного благополучия являются обратными, то, по существу, они измеряют обратные явления - «неудовлетворенность» и «субъективное неблагополучие».

Обработка результатов осуществлялась с помощью методов корреляционного анализа и сравнения средних показателей по t-критерию Стьюдента. Общая выборка исследования составила 206 человека (57,8 % мужчин, 42,2 % женщин). Возрастной интервал от 18 до 60 лет (Мх=27,4, Мd=26, Мо=24).

Результаты и обсуждение

Изначально нами был проведен корреляционный анализ возраста респондентов с уровнем выраженности субъективного неблагополучия личности (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь возраста с субъективным неблагополучием личности

Показатели субъективного неблагополучия личности

Коэффициенты корреляции

Неудовлетворенность аспектами жизнедеятельности (когнитивный компонент СБ)

материальным положением

0,164*

обстановкой в обществе

0,290***

сферой услуг

0,172*

сферой медицинского обслуживания

0,237***

возможностью проводить отпуск

0,176*

возможность выбора места работы

0,180**

Общий показатель

0,161*

Эмоциональный компонент СБ

напряженность и чувствительность

0,162*

Примечание: * - уровень значимости 0,05, ** - 0,01, *** - 0,001. В этой и последующих таблицах присутствуют только те элементы, входящие в структуру когнитивного и эмоционального компонентов, с которыми обнаружены статистически значимые взаимосвязи (различия).

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет констатировать следующее: чем старше респонденты, тем в большей степени они неудовлетворенны отдельными сферами собственной жизнедеятельности. Сферы возрастающей неудовлетворенности условно можно разделить на две группы: 1) усиливается неудовлетворенность социальными аспектами, носящими общий характер (обстановкой в обществе, сферами услуг и медицинского обслуживания); 2) сферами, имеющими непосредственное отношение к самому субъекту (материальным положением, возможностями выбора места работы и проведения отпуска). Вероятно, подобная закономерность обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, чем моложе человек, тем у него легче происходит адаптация к условиям социальной реальности, тогда как у представителей старших поколений адаптация к стремительно меняющимся политическим и социально-экономическим условиям современного российского общества происходит более сложно.

Во-вторых, на оценку удовлетворенности различными сферами жизнедеятельности во многом влияют результаты социального сравнения с Другими. В том случае, когда различия отсутствуют или же имеют минимальные значения, то и удовлетворенность жизнью имеет более высокую оценку. Как правило, уровень заработной платы молодых специалистов не так сильно дифференцирован, как у работников со стажем, из которых одни уже достигли определенных профессиональных и карьерных высот, а другие - не смогли полностью реализоваться в профессиональном плане. Следствием неблагоприятного для субъекта результата сравнения может являться актуализация неудовлетворенности своим материальным положением и работой, отсутствием возможностей путешествовать и полноценно проводить отпуск.

В-третьих, как было нами показано ранее, «молодые люди обладают большим жизненным оптимизмом, тогда как представители старших возрастных групп, уже испытавшие жизненные разочарования, с большим скептицизмом и пессимизмом оценивают свое настоящее положение» [1, с. 94].

Помимо вышеперечисленных сфер жизнедеятельности, составляющих содержание когнитивного компонента субъективного благополучия личности, также обнаружена статистически значимая взаимосвязь возраста респондентов с таким элементом эмоционального компонента, как «напряженность и чувствительность». То есть, с возрастом у респондентов возникает ощущение излишнего давления со стороны Других и работы, усиливается потребность в уединении, что приводит к снижению субъективного благополучия на аффективном уровне.

Следующий этап исследования включал в себя анализ гендерных различий в субъективном благополучии личности (табл. 2). Средний возраст женщин и мужчин в выборке близок друг к другу (Мм=26,8; Мж=27,3).

Таблица 2

Гендерные особенности субъективного благополучия личности

Показатели субъективного неблагополучия личности

Средние показатели

t-Стьюдента

М (n1=119)

Ж (n2=87)

Неудовлетворенность аспектами жизнедеятельности (когнитивный компонент СБ)

образованием

1,14

1,52

-2,104*

материальным положением

1,77

2,28

-2,694**

жилищно-бытовыми условиями

1,45

1,90

-2,375*

обстановкой в обществе

1,70

2,61

-5,389***

сферой услуг

1,61

2,32

-4,226***

сферой медицинского обслуживания

1,87

2,86

-5,455***

проведением досуга

1,19

1,63

-2,506*

возможностью проводить отпуск

1,47

2,00

-2,777**

возможность выбора места работы

1,53

2,63

-6,197***

своим образом жизни в целом

1,27

1,60

-1,986*

Общий показатель

1,31

1,67

-4,010***

Эмоциональный компонент СБ

напряженность и чувствительность

10,12

11,49

-2,142*

самооценка здоровья

5,30

6,31

-2,362*

Анализ гендерных особенностей субъективного благополучия личности показывает, что у женщин как по интегративному показателю, так и по отдельным факторам степень субъективного благополучия на когнитивном уровне ниже, чем у мужчин. Другими словами, женщины испытывают большую социальную фрустрированность потребностей в основных сферах жизнедеятельности. Они в большей степени не удовлетворены как рядом социальных аспектов (обстановка в обществе, качество услуг и медицинского обслуживания), так и комплексом личных жизненных аспектов (образование, профессия, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, досуг), что позволяет предположить, что женщины предъявляют более высокие требования к условиям и качеству своей жизни, а расхождение между желаемым и действительным порождает у них ощущение неблагополучия.

Что касается гендерных различий в эмоциональном компоненте субъективного благополучия личности, то при его анализе выявлено, что женщины более чем мужчины испытывают напряженность и ниже оценивают состояние своего здоровья, что является весьма ожидаемым результатом в силу большей эмоциональности женщин в целом и мнительности и тревожности - в частности.

Далее нами сравнивался уровень субъективного благополучия у представителей групп, дифференцируемых по месту проживания - город и село. Так как в нашей выборке (n=206) городских жителей значительно больше, нежели сельских, нами было принято решение случайным образом отобрать респондентов, проживающих в областном центре (исключив тех, кто проживает в районных центрах и маленьких городках), число которых будет более приближено с количеством сельских жителей. Таким образом, выборка в данном случае представлена 98 испытуемыми (55 человек (56,4 % мужчин, 43,6 % женщин) - городские жители, 43 (53,5 % мужчин, 46,5 % женщин) - сельские). Средний возраст городских и сельских жителей составляет 28 лет. Результаты сравнения приведены в табл. 3.

Таблица 3

Особенности субъективного благополучия городских и сельских жителей

Показатели субъективного неблагополучия личности

Средние показатели

t-Стьюдента

Город (n1=55)

Село (n2=43)

Неудовлетворенность аспектами жизнедеятельности (когнитивный компонент СБ)

образованием

1,53

1,02

2,093*

материальным положением

2,49

1,58

3,435***

жилищно-бытовыми условиями

1,82

1,26

2,193*

отношениями с детьми

1,07

0,60

2,174*

отношениями с родителями

1,44

0,93

2,116*

обстановкой в обществе

2,35

1,58

2,965**

сферой медицинского обслуживания

2,49

1,70

2,859**

проведением досуга

1,65

1,05

2,418*

возможностью проводить отпуск

1,91

1,40

2,002*

Общий показатель

1,66

1,21

3,556***

Исходя из результатов сравнения, значимые различия выявлены лишь при сравнении составляющих когнитивного компонента субъективного благополучия личности. Полученные результаты свидетельствуют о большем уровне субъективного благополучия сельских жителей. Сельские жители в большей степени удовлетворены обстановкой в стране, сферой услуг, материальным положением, жилищными условиями и возможностью отдыха. На наш взгляд, подобные особенности субъективного благополучия связаны, прежде всего, с меньшим уровнем притязаний и ожиданий жителей села. Кроме перечисленных сфер, которые в большинстве своем схожи с возрастными и гендерными различиями, появляются различия в межпоколенных родственных отношениях (с родителями и детьми); большую удовлетворенность в которых опять-таки демонстрируют сельские жители. Вероятно, причиной этого является большая традиционность сельского общества, в котором чаще, нежели чем в городе, разные поколения живут в одной большой семье.

На следующем этапе нами проводилось сравнение субъективного благополучия у респондентов с разным образовательным статусом. Для того чтобы уравновесить выборку по данному признаку, нами были исключены из нее респонденты студенческого возраста. В итоге выборку составили 47 работающих респондентов, имеющих высшее образование, и 43 респондента, имеющих среднее образование (табл. 4).

Таблица 4

Особенности субъективного благополучия личности в различных образовательных группах

Показатели субъективного неблагополучия личности

Средние показатели

t-Стьюдента

Высшее образование (n1=47)

Среднее образование(n2=43)

Неудовлетворенность аспектами жизнедеятельности (когнитивный компонент СБ)

взаимоотношениями с администрацией

1,30

0,79

2,301*

обстановкой в обществе

2,36

1,27

3,606***

сферой медицинского обслуживания

2,38

1,73

2,098*

проведением досуга

1,49

0,97

2,075*

Общий показатель

1,53

1,17

2,205*

Как свидетельствуют результаты, представленные в таблице, интегративный показатель субъективного благополучия респондентов со средним образованием выше, нежели респондентов, имеющих высшее образование. Различия обнаруживаются также в удовлетворенности обстановкой в обществе, сферой медицинского обслуживания, отношениями с администрацией и проведением своего досуга, что позволяет предполагать, что субъекты с высшим образованием предъявляют к различным сферам жизнедеятельности более высокие требования, а расхождение реального и ожидаемого порождает неудовлетворенность. В аффективном компоненте субъективного благополучия подобных различий не выявлено.

Выводы

Социально-демографические факторы оказывают существенное влияние на субъективное благополучие личности. В зависимости от принадлежности личности к той или иной социально-демографической группе большую изменчивость демонстрирует когнитивный компонент субъективного благополучия, включающий в себя оценку удовлетворенности / неудовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности; меньшую - эмоциональный компонент, характеризующий возникающие в связи с результатами данного оценивания эмоциональные реакции и состояния разной модальности.

Наибольшее влияние на уровень субъективного благополучия оказывает принадлежность субъекта к различным гендерным группам - женщины, менее чем мужчины, удовлетворены десятью сферами жизнедеятельности; а на эмоциональном уровне в большей мере испытывают напряженность и мнительность в отношении своего здоровья. По степени влияния на уровень субъективного благополучия личности не менее существенное влияние оказывает среда проживания человека (город / село): сельские жители по сравнению с городскими в большей степени удовлетворены социально-экономическим положением страны, своим материальным обеспечением (материальным положением, жилищно-бытовыми условиями, проведением досуга, возможностью проводить отпуск), образованием и отношениями с разными поколениями родственников. Принадлежность субъектов к разным возрастным и образовательным группам также влияет на выраженность субъективного благополучия / неблагополучия, но в несколько меньшей степени (с возрастом снижается удовлетворенность шестью сферами жизнедеятельности и увеличивается напряженность; субъекты с высшим образованием менее удовлетворены четырьмя сферами жизнедеятельности, нежели субъекты, имеющие среднее образование).

Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта № 14-06-00250.

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.

Григорьева М.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Бескова Т.В. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14572 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674