Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Лобанова О.Б.
Особое место в распространении передового педагогического опыта занимает педагогическая печать, являющаяся общепризнанным источником накопления и пропаганды педагогической теории и практики. В педагогических журналах отражен широкий круг вопросов народного просвещения: воспитание, обучение и развитие детей, новые педагогические теории, педагогический опыт, лучший отечественный и зарубежный опыт прошлого, взаимоотношения школы и семьи и др. Статья посвящена педагогическим периодическим изданиям России и первому педагогическому журналу в Енисейской губернии начала ХХ в. «Сибирская школа», как форме распространения передового педагогического опыта учителей.

Общеизвестно, что периодическая печать - элемент исторической жизни общества и государства. Она развивается вместе с общественной жизнью, неразрывно связана с ней. Практически все более или менее заметные процессы, события, происходящие в обществе, находят свое отражение на страницах периодических изданий.

В конце XIX - начале ХХ вв. как и в России в целом, в Енисейской губернии не существовало других средств коммуникаций, за исключением печатных органов. Основным каналом информационного обмена исследуемого периода, единственной  возможностью высказать свое мнение по тому или иному волнующему вопросу  являлись периодические издания. Для нас, исследующих педагогические идеи прошлого, периодическая печать имеет большое значение, потому что журналы выполняют важную функцию хранителя информации и его источника.  В этом мы видим одну из особенностей периодической печати, которая выражается в быстром реагировании на процессы, происходящие в жизни общества, отражение их через субъективное восприятие современников.

Получение информации из периодических источников не теряет своей злободневности и значимости и в настоящее время, в XXI веке, веке информационных технологий. Наблюдения, глубокие размышления,  анализ сохранившейся информации представляют большой интерес и ценность  для любого исследования.

В настоящей работе периодическая печать представляет интерес, с одной стороны,  как объект источниковедения  педагогической мысли, с другой стороны,  как форма распространения передового педагогического опыта. К.Д. Ушинский в своей работе «О пользе педагогической литературы» говорил о важности педагогической литературы, являющейся одной из форм распространения передового педагогического опыта. Он отмечал, что педагогическая литература представляет «могущественнейшее средство» для того, чтобы учитель мог как можно ближе познакомиться с предметом своей деятельности,... она  знакомит с психологическими наблюдениями множества умных педагогов, направляет мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания [5, С. 26]. Далее автор отмечает, что педагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в  благородный  круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания. К.Д. Ушинский советует в работе пользоваться педагогической литературой, чтобы иметь возможность не ограничиваться тесным кругом своей деятельности. Если «его опыт, мысль, которую он выработал в своей практике, новый вопрос, родившийся в его голове» не останется в пределах его школы, а появится в литературе, то «облетит все концы России, заглянет во все захолустья, где только есть школа, и вызовет сочувствие или спор в сотне его товарищей» [5, С. 33].

По мнению Т.П. Гуйван, периодическая печать отражает (фиксирует) состояние педагогического самосознания отдельных лиц и общества. Наличие материалов педагогического характера на страницах периодических изданий характеризует педагогическое сознание на индивидуальном и общественном уровне. Однако важнее то, что педагогическая печать отражает особенности развития педагогической мысли через проблемно-тематический подход к освещению педагогической реальности. Все это позволяет рассматривать периодическую печать как многофункциональный источник  педагогического знания [2, С. 8].

Следует отметить, что в России, в том числе и в Енисейской губернии, в исследуемый период из двух разновидностей периодических изданий (журналы и газеты), передовой педагогический опыт был представлен только журналами.

На их страницах освещались разные аспекты образования: роль и значение воспитания и образования в жизни общества, просвещение и религия, семейное и общественное воспитание, роль учителя в воспитании, специальное и общее образование и др. Но самым ценным было то, что учителя  имели возможность обмениваться своим опытом через журнал.

Следует подчеркнуть, что именно периодическая печать в России начала ХХ в. была наиболее доступной формой распространения передового педагогического опыта  учителей. В указанное время в свет выходило более восьмидесяти  педагогических журналов [4, С. 64].

Педагогическая журналистика начала ХХ в. поддерживала общественно-педагогический энтузиазм и распространяла передовые мысли о воспитании и образовании на страницах своих изданий.

Вопросы методологии педагогики были представлены на страницах журнала «Вестник воспитания» (г. Москва (1890-1917 гг.) Состояние отечественной школы и история отечественной педагогики и школы  широко освещались в журнале «Русская школа» (г. Санкт-Петербург (1890-1917гг.). Связи духовного и светского в обучении были посвящены статьи в основном в   журнале «Народное образование»  (г. Санкт-Петербург   (1896 - 1917 гг). Идея свободной школы впервые была провозглашена в журнале «Для  народного учителя» (г. Москва (1907 - 1917 гг.). Девизом журнала  «Свободное воспитание»   (г. Москва (1907 - 1917 гг.) провозглашалось развитие у школьников самодеятельности и любви к производительному труду. Дискуссии по вопросам воспитания более всего печатались в таких журналах, как «Народное образование», «Журнал Министерства народного просвещения». С состоянием отечественной начальной и средней школы учителя той эпохи знакомились на страницах журналов «Вестник воспитания», «Русская школа». Актуальные проблемы дидактики печатались в журналах «Русская школа», «Народное образование», «Журнал Министерства народного просвещения». Вопросы профессиональной и личной жизни учителя в России освещались на страницах журнала «Русский учитель».

Наиболее информативными журналами в начале ХХ в. были «Русская школа» и «Вестник воспитания».  Они включали статьи, посвященные педагогическим взглядам русских ученых и писателей, освещали вопросы экспериментальной педагогии и применения ее результатов в школьном обучении. В отличие от «Вестника воспитания» журнал «Русская школа» отводил больше места истории русской школы и педагогики. Статьи, публикуемые в журнале «Вестник воспитания» имели более выраженный теоретический характер, на его страницах разрабатывались проблемы методологии педагогики.

Таким образом, педагогическая периодическая печать являлась источником информации, который позволял учителям знакомиться с передовым педагогически опытом и тем самым давал им возможность совершенствоваться в  педагогическом мастерстве.

Вышеназванные журналы были востребованы не только  в Центральной России, но и на ее окраинах. Учителя Енисейской губернии начала ХХ в. имели возможность знакомиться с новыми методами преподавания на страницах указанных журналов. Всего тогда выходило несколько десятков журналов, что свидетельствует о большом интересе к проблемам педагогической науки и практики. Издатели педагогических журналов ставили перед собой задачу способствовать развитию народного образования в России и распространению передового педагогического опыта.

Но это были журналы центральной печати. На местах, в частности в Енисейской губернии, у передового учительства было желание издавать свой педагогический журнал, который бы отражал региональные особенности образования, воспитания и культуры, позволял делиться опытом учителям именно Енисейской губернии. И такой журнал вышел в свет в 1916 г. под названием «Сибирская школа».

Инициатором,  организатором  и редактором журнала «Сибирская школа» был учитель  русского языка Г.И. Итыгин. К сотрудничеству в журнале приглашались все учителя и сочувствующие делу воспитания и обучения. Главный редактор журнала «Сибирская школа» Г.И. Итыгин в первом номере обратился к учительству губернии с приглашением к сотрудничеству на страницах журнала «влить свежую струю в дело, требующее великого опыта и накопления всесторонних знаний». [3, С. 3]. В призыве Г.И. Итыгина мы видим идею разрешить проблему распространения передового педагогического опыта в Енисейской губернии начала ХХ в. с помощью периодической печати.

Журнал «Сибирская школа» предоставил возможность каждому учителю Енисейской губернии быть услышанным его коллегами, «всем уездом, всей губернией» Благодаря этому, уездные «учащие ... потянутся в нашу сторону и жизнь...забьет ключом».  С этой точки зрения значение журнала трудно переоценить. На его страницах отражалась «оригинальность, особенность духа учащих... губернии, положение всеобщего учебного дела в ней, солидарность и много другое»  [3, С. 5].

Учительница Аранович со страниц журнала «Сибирская школа» обращалась к коллегам с речью о том, что учитель уже не будет одинок, что более опытные товарищи поделятся с ним своим опытом и знанием [1, С. 25]. «Для плодотворной работы учителя, - говорила Аранович, -  необходимо тесное единение учащих, при котором более опытные могут поделиться результатами своих наблюдений и предпринятыми ими поисками новых путей с другими более молодыми и менее опытными товарищами». С большим одобрением и радостью ею отмечался выход в свет журнала «Сибирская школа», «имеющий своей целью служить органом общения и единения работников народной школы в Сибири» [там же].

Ее поддерживали и другие учителя, направлявшие для опубликования в этот журнал статьи.  Учителя практики имели богатый педагогический опыт и большое желание поделиться им с коллегами на страницах журнала «Сибирская школа» .

Таким образом, периодическая печать, в данном случае «Сибирская школа» представлял богатейший источник для анализа состояния  образования и педагогической практики в Енисейской губернии начала ХХ века. Журнал «Сибирская школа» являлся, на тот период, одной из  основных форм изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта учителей начальной школы Енисейской губернии.

Журнал «Сибирская школа» по структуре, содержанию, направлениям, заявленным проблемам, стилю изложения не отличался от педагогических журналов Центральной России.  Но у журнала была своя специфика: его статьи носили практико-ориентированный характер и были направлены на совершенствование педагогического мастерства практикующих учителей. Можно констатировать, что на страницах журнала «Сибирская школа» особое внимание было уделено практическому аспекту - возможности реализации предлагаемых идей: определение условий, средств, методов.

Таким образом, периодическая печать (журналы) получила широкое распространение в начале ХХ в. как в Центральной России, так и в Енисейской губернии.

Специфика периодической печати (журналов) как историко-педагогического источника состоит в том, что она являлась основным каналом информационного обмена в России исследуемого периода с одной стороны и была основной формой распространения передового педагогического опыта в России и в Енисейской губернии в начале ХХ в. с другой стороны. Педагогическая периодика отражала педагогическую реальность и способствовала быстрому реагированию на происходившие процессы в общественной жизни и конкретно в сфере народного образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аранович. О внеклассном чтении в начальной школе // Сибирская школа. - 1916. - № 1. - С. 16-26.
  2. Гуйван Т.П. Отражение ведущих педагогических идей в российской периодической печати первой половины XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - СПб., 2001. - 262 с.
  3. Итыгин Г.И. О создании журнала «Сибирская школа» // Сибирская школа. - 1916. - № 1. - С. 3-8.
  4. Кондратьева Г.В. Из истории частных педагогических журналов второй половины XIX века // Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 63-65.
  5. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений. Т.2. М.: АПН, 1948.

Библиографическая ссылка

Лобанова О.Б. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1455 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252