Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ К АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАПРАВЛЕННОСТИ РЕАЛИЗУЕМОЙ АКТИВНОСТИ

Григорьев А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского»
В данной статье рассмотрены основные характеристики социально-психологической адаптации учащихся в вузах молодежи в зависимости от видов социальной активности, выделенных на основе объективных критериев. В статье приведён анализ данных, полученных при помощи опроса респондентов по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест мотивационной структуры личности В. Мильмана, шкала базовых убеждений Р. Янова-Бульмана. Полученные данные подвергаются прямому пошаговому регрессионному анализу. В результате анализа выявляются значимые предикторы социально-психологической адаптации личности в зависимости от направленности реализуемой активности. В статье представлено описание причин наличия тех или иных предикторов в статистических моделях двух групп активности: спортивно-туристическая и социально-значимая активность. Целью исследования является объяснение влияния отношения к социальной активности, базовых убеждений, мотивации и отношения к активности на социально-психологическую адаптацию молодежи.
социальная активность
личность
мотивация
убеждения
регрессионный анализ
деятельность
молодёжь
1. Григорьева М.В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2. – С. 63-66.
2. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации // Психология обучения. – № 6. – 2010. – С.33-42.
3. Григорьева М.В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1. – № 3. – С. 11-15.
4. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
6. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – C. 169-178.
7. Шамионов Р.М. Соотнесения адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. – № 5(2). – С. 72-80.

Активность личности является необходимым условием ее социально-психологической адаптации. В процессе активности индивид получает информацию о важнейших характеристиках социальной среды, познает суть несоответствия индивидуальных возможностей требованиям среды, оценивает потенциальные пути разрешения проблем, получает ценную обратную связь, позволяющую объективизировать и оценивать свою активность и ее результаты [3]. Это помогает достигать адекватность и оптимальность самоизменений и изменений социальной среды. Социальная активность личности представляет собой проявления общественно полезной человеческой жизнедеятельности во всех сферах жизни общества: экономической, политической, культурной, духовной и определяется, главным образом, из сущности человека - его неотъемлемости от рассмотрения в контексте других личностей. Знания особенностей проявления социальной активности молодежи позволят оптимизировать ее социально-психологические взаимоотношения с социальным окружением, повысить социально-психологическую адаптацию и эффективность деятельности, усилить субъективное благополучие личности.

Цель исследования: объяснение влияния отношения к социальной активности, базовых убеждений, мотивации и отношения к активности на социально-психологическую адаптацию молодежи.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования применялись следующие методики: авторская анкета, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест мотивационной структуры личности В. Мильмана, шкала базовых убеждений Р. Янова-Бульмана. В качестве математических методов был проведен прямой пошаговый регрессионный анализ данных с включением в качестве зависимой переменной интегрального показателя социально-психологической адаптации и независимых переменных: мотивов личности и убеждений, измеренных тестовым методом, видов активности личности, готовности к изменениям, измеренным методом шкалирования, а также t-критерий Стьюдента. Были выделены две группы испытуемых в зависимости от вида проявления социальной активности: спортивно-туристическая и социально-полезная (волонтёры) активность. В исследовании принимали участие студенты ВУЗов города Саратова (объем выборки 200 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Применение объективных критериев разделения респондентов на группы по видам социальной активности (спортивно-туристическая и социально-полезная активность) позволяет выявить ряд значимых различий и сходства в показателях социально-психологической адаптации.

По интегральной шкале адаптации имеются значимые различия между группами респондентов, проявляющих спортивно-туристической и социально-значимой активностью (t-Стьюдента = -1,66, при p< 0,05). Общий показатель адаптации у вторых значимо ниже (М = 61,61, где М - среднее значение), чем у группы спортивно-туристической активности (М = 65,3). Это связанно с большей физической нагрузкой лиц, активность которых направлена на занятия спортом и туризмом в сравнении с группой социально-значимой активности. Спортсменам и туристам часто приходится приспосабливаться к факторам окружающей обстановки, адаптировать свою активность в соответствии с психологическим настроем спутников для успешного проведения мероприятий.

Деятельность спортсменов и туристов характеризуется в большей степени коллективизмом, так как совместная активность в физически трудных ситуациях является необходимым условием достижения целей. Кроме того, условия спортивной и туристической активности связаны иногда с самосохранением, что повышает роль и значимость Других и социально психологической адаптации. Для респондентов, ориентированных на социально-значимую активность, несмотря на ее социально-психологический характер, в меньшей степени актуальна социально-психологическая адаптация. Это может быть связано как с большей индивидуализацией своей активности, так и с большей вариативностью социального окружения и сменой объектов активности.

Лица, занятые спортивно-туристической активностью, имеют значимо высокие показатели по шкале «самоприятие» (t-Стьюдента = -2,55, при p< 0,01). Это объясняется тем, что активность в сфере спорта и туризма направлена, прежде всего, непосредственно на себя, на достижения результатов индивидуальной деятельности. Социально-значимая активность направлена на помощь социальному окружению, что связано не столько с ориентацией на себя, сколько с познанием и пониманием других, являющихся для личности внешним.

По шкале «интернальность» показатели в среднем выше у представителей спортивно-туристической активности (М = 72,83), чем показатели по социально-значимой активности (М = 66,81), так как успешность активности в первом случае во всех аспектах в большей степени зависит от личности, чем от социальных условий (t-Стьюдента = -2,45, при p< 0,01). Коллективистские установки субъектов социально-значимой активности ведут к распределению ответственности между участниками взаимодействия, что снижает их интернальность.

Выявлено значимое различие по шкале «стремление к доминированию» (t-Стьюдента = -1,96, при p< 0,05). Желание доминировать больше развито у респондентов, занятых активностью в сфере спорта и туризма (М = 55,67), чем у представителей волонтерского движения (М = 49,9). Активность в социально-значимой сфере предусматривает оказание разносторонней помощи другим людям. Такого рода социальная поддержка, как правило, не требует от субъекта активности наличия лидерских качеств. Кроме того, социально-значимые установки волонтеров детерминируют уважение мнения других людей, учет их точки зрения, умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях. Это, в свою очередь, снижает стремление к доминированию во взаимодействии с другими людьми. Если рассматривать показатели лиц, занимающихся спортом и туризмом, то можно выделить высокую значимость развития лидерских качеств с целью их применения в актуальной деятельности - проявлениях своей активности - спортивных играх и соревнованиях.

По шкалам «Принятие других», «Эмоциональная комфортность» и «Уход от проблем» не выявлено значимых различий между группами. Данные показатели социально-психологической адаптации являются инвариантными по отношению к виду активности субъекта.

Таким образом, респонденты со спортивно-туристической активностью в большей степени, чем молодые люди с социально-полезной активностью, адаптированы, за счет принятия своей личности в целом, интернальности и доминантности.

В условиях стремительно меняющихся общественных отношений низкая адаптационная способность и, как следствие, изменение отношения к активности и снижение реальной социальной активности может стать барьером в реализации потребностей личности. Особое значение приобретает изучение влияния отношения и характеристик личности на ее социальную активность через систему социально-психологической адаптации, определение стратегий психологической помощи молодым людям в преодолении внутренних препятствий для адаптации и повышения адаптационной готовности и социальной активности личности. Соответственно, необходимо изучить влияние отношения к социальной активности, базовых убеждений, мотивации и отношения к активности на социально-психологическую адаптацию молодежи.

Эмоционально-оценочное отношение к активности изучалось с помощью 8 шкал (предлагалось оценить утверждения по степени значимости для респондента (по 10 балльной шкале: 1 балл - абсолютно не значимо, 10 баллов - абсолютно значимо) в сфере: (1) спорта, (2) развлечений, (3) туризма, (4) учебной деятельности, профессиональной подготовки, (5) общения с друзьями, (6) интернета, (7) саморазвития, работы над собой, (8) религии; замерялись готовность к изменениям в сфере (9) политики в стране, (10) экономическим изменениям, (11) смены места жительства (миграции), (12) образа жизни. Замерялись также социально-демографические показатели (возраст, пол, место проживания до поступления в Университет, место проживания в настоящее время).

В целях создания более целостной картины предикторов социально-психологической адаптации молодежи нами был проведен прямой пошаговый регрессионный анализ данных с включением в качестве зависимой переменной интегрального показателя социально-психологической адаптации и независимых переменных: мотивов личности и убеждений, измеренных тестовым методом, видов активности личности, готовности к изменениям, измеренным методом шкалирования.

Для анализа была выбрана статистическая модель, объясняющая 66 % дисперсии зависимой переменной (социально-психологической адаптации). В нее входят убеждение в ценности собственного Я; учебно-профессиональная направленность личности; убеждение в важности удачи; интернет-активность; творческая активность (с положительными коэффициентами), а также активность в сфере развлечений; активность в саморазвитии; готовность изменить образ жизни (с отрицательными коэффициентами). Коэффициент множественной корреляции в данной модели равен 0,82, что значимо при р< 0,001.

Зависимость результата социально-психологической адаптации от ряда названных факторов можно представить в виде следующего линейного уравнения:

А= 5,9 + 4,58В + 4,30С + 2,23D + 1,15Е + 0,56F + 0,5G - 1,85H - 0,94I - 0,87J, где А - социально-психологическая адаптация; В - убеждение в ценности собственного Я; С - убеждение в важности удачи; D - учебная активность личности; Е - Интернет-активность; F - творческая активность; G - мотивы комфорта; H - активность в сфере развлечений; I - активность в самоизменении; J - готовность к изменению образа жизни.

Из регрессионной модели видно, что в совокупности представленных факторов наиболее положительно значимыми являются убеждение в ценности собственного Я и убеждение в важности удачи. Первый названный фактор обеспечивает приятие себя, уверенность в том, что субъект является носителем не просто социально приемлемых, но и необходимых для общества качеств. Второй положительный фактор - убеждение в важности удачи - свидетельствует не только о вкладе внутренних факторов, субъектных качеств личности в общий результат социально-психологической адаптации, но и внешних, средовых факторах, выражающихся в благоприятном стечении обстоятельств. Кроме того, индивид, убежденный в том, что удачный исход дела возможен, при одновременной убежденности в ценности своего Я, скорее всего, в неопределенной ситуации, характерной для процесса адаптации, будет действовать смелее, рискованнее, позволять себе вариативные способы поведения и деятельности, то есть повышать вероятность нахождения оптимального решения трудной адаптационной ситуации. Усиливает такую траекторию развития адаптационного процесса и творческая активность, входящая в предложенную модель факторов, а учебная активность личности организует реализацию описанной траектории в учебно-профессиональной деятельности. Интересен по своему содержанию положительный фактор Интернет-активности, свидетельствующий о возрастающем значении в процессе социально-психологической адаптации молодежи опосредованного общения. Очевидно, для современного студенчества решение трудных или неопределенных адаптационных ситуаций связано не только с их решением в непосредственном общении и взаимодействии с другими людьми в реальности, но и с активной коммуникацией, сбором информации, возрастанием контактов, то есть с возможностью решать социально-психологические проблемы взаимодействия с социальным окружением в менее эмоционально напряженной ситуации интернет-общения. Стоит отметить также незаменимую роль Интернета в образовательном процессе, что при одновременном влиянии фактора учебно-профессиональной направленности личности вносит положительный вклад в результат адаптации учащейся молодежи к образовательной среде учебно-профессионального заведения. Мотивы комфорта как отдельный фактор социально-психологической адаптации не являются влиятельной силой, но в совокупности предикторов их потенциал предсказания успешной адаптации повышается.

Негативное влияние на социально-психологическую адаптацию молодежи фактора H - активность в сфере развлечений - вполне объяснимо. Учебно-профессиональная направленность личности и связанная с ней активность, стремление к успешному вхождению в образовательную среду вуза, плохо сочетается со стремлением к развлечениям, т.к. идет вразрез с ценностями делового учебно-профессионального общения, нарушает организацию систематической активности в образовательной среде. Значительно снижает адаптивность молодежи направленность на саморазвитие, что вполне понятно, поскольку известно, что активность на саморазвитие связана с неудовлетворенностью, внутренней конфликтностью. Обладает прогностической силой для адаптации и негативный фактор J - готовность к изменению образа жизни. Это связано с тем, что пока имеется достаточный уровень адаптации, какие-либо серьезные шаги к изменению образа жизни маловероятны, т.к. для них нет достаточных условий.

Результаты исследования показывают, что существенные различия мотивационной сферы у адаптивных и дезадаптивных молодых людей имеются только по деловой направленности, а общежитейская направленность молодежи не оказывает значимого влияния на адаптивность, что связано со спецификой адаптации молодых людей к образовательной среде учебно-профессионального учреждения. В соответствии с теоретическими представлениями о зависимости эффективности деятельности от силы мотивации, социально-психологическая адаптация молодежи в большей степени обеспечивается эффективностью включения в социальную, творческую, учебно-познавательную активность [1, 2, 5], которые побуждаются этими мотивами. Превышение уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания связано с социально направленной позицией личности, что позволяет личности легче адаптироваться в условиях новизны социальной среды. Именно такое положение обнаружено у адаптивных молодых людей. Между тем у дезадаптивных респондентов обнаружено существенное превышение общежитейской направленности над деловой направленностью, что говорит о незрелости личности [5, 6, 7].

Сравнивая результаты исследования респондентов двух полярных групп, можно заметить более существенные различия базовых убеждений по сравнению с мотивационной структурой личности. Из чего можно сделать следующий вывод: если мотивы для социально-психологической адаптации молодежи к образовательной среде обладают дифференцирующим значением только в области учебно-профессиональной деятельности, то базовые убеждения в большей степени определяют результат социально-психологической адаптации и детерминируют как эмоциональный фон, так и внешние объективные результаты жизни и деятельности. Вероятно, важные социально-ориентированные убеждения способствуют не только позитивному отношению к социальной реальности, но и способствуют их приспособлению к образовательной среде.

Заключение

Таким образом, обобщенно результаты свидетельствуют о следующих закономерностях.

Адаптивные респонденты отличаются более высокими показателями мотивов деловой (учебно-профессиональной) направленности. Дезадаптивные - обнаружили доминирование мотивов общежитейской направленности. Выраженность мотивов общежитейской направленности не влияет на степень социально-психологической адаптации.

Адаптивным молодым людям присущи более высокие показатели убеждений в благосклонности окружающего мира, в ценности собственного Я, способности управлять событиями и везения. Убеждения в контролируемость мира и случайность (неслучайность) событий не оказывают существенного влияния на адаптивность.

Адаптивным респондентам характерны более высокие показатели учебной активности и более низкие - в сфере развлечений. Они выражают менее высокий уровень готовности к политическим изменениям, а также к изменениям места жительства.

Предложенная регрессионная модель факторов, включающая такие положительные предикторы, как убеждение в ценности собственного Я, убеждение в важности удачи, учебная активность личности, Интернет-активность, творческая активность, мотивы комфорта, и такие отрицательные предикторы, как активность в сфере развлечений, саморазвитие, готовность к изменению образа жизни, объясняет вклад каждого фактора в интегральный результат социально-психологической адаптации молодежи и обладает прогностической ценностью при оценке возможности адаптивности молодых людей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Структура и предикторы благополучия личности: этнопсихологический анализ» (грант № 14-06-00250).

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Григорьева М.В., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов. 


Библиографическая ссылка

Григорьев А.В. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ К АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАПРАВЛЕННОСТИ РЕАЛИЗУЕМОЙ АКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14546 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674