Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

КОНЦЕПТ СМЕРТЬ В ИДИОСТИЛЕ И. А. БУНИНА

Латкина Т.В.
Исследуется концепт смерть, охватывающий все творчество И.А. Бунина. Применяется динамический подход: поэтапное формирование представлений о свойствах языковой личности и языке её оценок с учетом периодов жизни и творчества позволяет составить по фрагментам (концептам) впечатление о свойствах идиостиля автора. Выявлена наибольшая концентрация оценок (32 лексемы в 60 словоупотреблениях – 50 % от всех употреблений концепта) во 2 периоде (1910 – 1920 годы) «предчувствия трагедии».

Для идиостиля И.А. Бунина характерно острое ощущение жизни во всех её тонкостях проявлений через щемящее чувство присутствия в мире смерти. Предметом настоящего исследования явился концепт смерть в языке оценок И.А. Бунина. Материалом исследования послужила
71 единица в 120 употреблениях (авторская картотека, созданная методом сплошной выборки составляет 4500 употреблений оценочных лексических и фразеологических единиц), отобранных из поэтических и прозаических произведений И.А. Бунина, включенных в состав собрания сочинений в 9-ти томах.

За основу исследования концепта смерть в данной работе берётся теория И.А. Стернина, трактующая концепт как ментальную единицу концептосферы, имеющую определенную структуру и языковое обозначение [3: 26]. Структура исследования определяется структурой самого концепта, имеющего ядро, базовый слой и периферию.

Концепт смерть ‘прекращение жизни' (92% отрицательных оценок), относится к абстрактным понятиям. На периферии концепта находятся интертекстуальные сигналы, которые стилизуют словесно-культурное пространство героев. Именно в период эмиграции И.А. Бунин в творчестве обращается к классическим произведениям русской культуры, как к напоминанию о родине, её культуре. Выбор произведений (в рассказе «Чистый понедельник» героиня цитирует фрагмент из «Повести о Петре и Февронии», в повести «Митина любовь» Митя неоднократно вспоминает романс Рубинштейна на стихи Гейне «Азра»), подтверждает еще одну особенность мировосприятия И.А. Бунина - истинно прекрасную любовь можно сохранить в душе, только разлучившись, только оборвав жизнь.

Ядро концепта смерть составляет группа синонимических соответствий - лексем (ФЕ) в узуальном и окказиональном значении, объединенных актуальным смыслом ‘конец жизни' - смерть1., конец3., «кончина» Высок., сила*, одиночество*, конец мира*, безнадежное сердце*, до последнего дняà, могильная чертаà*: Чует: отовсюду обступила, / Смотрит на лежанку, на кровать / Ждущая, томительная Сила ...[Дедушка т. 1: 358]; Где не дивит ничто - ни даже ласки той, /
С кем бог нас разделил
могильною чертой [Морфей т. 8: 13].

В семантической структуре лексемы побег11. происходит развитие эмотивно-оценочной энантиосемии: И я «люблю людей, которых больше нет», / Любовью всепрощающей, сыновней. / Последний их побег, я не забыл их след / Под старой, обветшалою часовней [Могильная плита
т. 1: 365]. Восприятие жизни как ‘вынужденного местопребывания' периодически возникает в произведениях И.А. Бунина
(и в поэзии, и в прозе; см., например, «Сны Чанга»). Пафос несовершенства жизни в фразе И.А. Бунина создается противопоставлением узуальной отрицательной коннотации лексемы побег11. и положительной коннотации лексемы контекста.

Антонимична в ядре лексема бессмертие2.Высок. ‘неувядаемая посмертная слава' актуализирует смысл ‘не прекращающееся бытие' и положительную оценку, образует пересечение с концептом успех: «Умерший в рабский век / Бессмертием венчается - в свободном!» [Джордано Бруно т. 1: 271].

Группа Номинации умершего человека представлена лексемами мертвец, утопленник, усопшийУстар., убиенецУстар., готовый4.Прост. / мертвый1. ‘не прекративший бытие'; отживший2., не жилицаà - ‘близость конца существования' Нет, мертвые не умерли для нас! [Призраки
т. 1: 224]; Рок отметил тебя. На земле ты была не жилица [Эпитафия т. 1: 443].

Смерть как «деятельность» представлена в актуальных смыслах

  • ‘перестать жить' - умереть1.
    (5 СУ), померетьПрост. (3 СУ), скончаться, перемереть Разг., погибнуть//, пропасть3.//, увянуть*, принять смертьà, веку не дожитьà, отойти в вечный домà, «преставиться в един день», «быть погребенными в едином гробу», готовый4.Прост.: ... матушка веку не дожила из-за индюшат господских [Суходол т. 3: 133]; «Когда же пришло время её благостной кончины, умолили бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу ...» [Чистый понедельник т. 7: 243] - цитация героиней «Повести о Петре и Февронии» - это оценка её идеала, ‘восхищение' отношениями мужчины и женщины (их уходом из жизни), в достижение которых она не верит.

В контекстном употреблении у лексемы умереть1.// актуализируется периферийная сема этической положительной оценки ‘защищая' (пересечение с концептом мораль): Враги, вам не понять, / Что бог есть Свет. И он умрет за бога [Джордано Бруно т. 1: 270]. В семантической структуре лексемы скончаться происходит развитие эмотивно-оценочной энантиосемии: Это сближает нас - то, что мы с вами / Оба скончались от Черной Заразы [Ночная прогулка т. 8: 24]. В ментальном пространстве И.А. Бунина есть страстное восприятие жизни и неприятие христианского учения о смерти. Смерть И.А. Бунин пытается преодолеть чувственностью. Она - связующее звено прошлого с настоящим и, в этом смысле, позитивное начало. В стихотворении «Ночная прогулка» (период эмиграции) эта мысль полна сарказма: «Череп Безносый и Череп Безглазый» встретились, полны нежных чувств, хотя в жизни их разделяло два века. В стихотворении «Призраки» 1903 - 1905 г. (1 период) наводится сема ‘восхищение' (пересечение с концептом память): Нет, мертвые не умерли для нас! [Призраки т. 1: 224].

  • ‘перестать существовать, исчезнуть' - исчезнуть1., угаснуть2.перен., перевестись2.Разг., скрыться3., тлеть1.: И все мечтатели, все любившие и молодые когда-то, ... все уже прошли и скрылись навсегда [Тишина т. 2: 239].
  • ‘избежать смерти' - спастись1., пребытьУстар. и нар.-поэт.: Да пребудет в мире, да покоится! [Берег т. 1: 324].
  • ‘быть живым' и актуализированными периферийными семами ‘бесцельно', ‘бездеятельно', отрицательной оценкой - зажитьсяРазг., спасаться, существовать: Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании ...[Митина любовь т. 5: 204].
  • ‘действие / способ' - убить (4 СУ), погубить2. (3 СУ), срезать2., задрать4.,прикончитьРазг.2., задвохнуться, застрелиться, задушить, удавитьсяРазг., пристукнуть2.Прост., отпеть3.Церк., наложить на себя рукиПрост.: Очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды ...[Темные аллеи т. 7: 10]. Окказиональное наведение семы ‘убить' в единицах расшибить*, утешить*, заесть*, обступить*, черти задралиà*: Погоди, говорит, погоди, это я еще не пьян сейчас, а выпью, я тебя утешу [Ночной разговор т. 3: 275] (имплицитная отрицательная оценка); Веди меня, вали под нож / В единый мах - не то держись: / Зубами всех заем, не оторвут! [Казнь т. 1: 378].

Применение к синонимам умереть1. «симптоматической» лексики, которая описывает видимые говорящему признаки смерти, обусловлено характерной особенностью идиостиля И.А. Бунина - стремлением к предельной детализации:

1. Изменение положения тела в пространстве на горизонтальное - лечь1., ручки белые сложитьà, пасть13.Книж. - ‘умереть': ... как было не пасть замертво от такой оказии? [Суходол т. 3: 134].

2. Отсутствие двигательной активности - покоиться1.Высок.// ‘лежать в могиле': Да пребудет в мире, да покоится! [Берег т. 1: 324].

3. Прекращение сердцебиения, дыхания - оборвать биение сердца, сердце разорвалось, дух вонПрост. - ‘умереть': ... господа эти загнали ... мать в такой трепет, что у неё сердце разорвалось при виде погибших индюшат! ... Кинулась бечь она, добежала, глянула - да и дух вон от ужасти! [Суходол т. 3: 134].

Группа «состояние» человека включает эстетические и телеологические оценки, пересекаясь с концептами красота, удовольствие - предсмертный, смертельный3.Разг., предсмертно-истомный*, гробовой3., безжизненно3., «бледнее смерти»: Душа Кати или тело доводило его почти до обморока, до какого-то предсмертного блаженства ...[Митина любовь т. 5: 188].

Обращаясь в нашем исследовании к идиостилю И.А. Бунина, считаем целесообразным применение динамического подхода. В основе периодизации лежит выделение самим И.А. Буниным этапа творческого становления (1887-1910 годы) [1, 28], рассматриваем также этапы зрелого творчества на родине (1910-1920 годы) и в эмиграции (1920-1952 годы). Поэтапное формирование представлений о свойствах языковой личности и языке её оценок с учетом периодов жизни и творчества позволяет составить по фрагментам (концептам) впечатление о свойствах идиостиля автора. Исследованный концепт смерть охватывает все творчество И.А. Бунина, наиболее сконцентрированы оценки
(32 лексемы в 60 СУ - 50 % от всех употреблений концепта) во 2 периоде (1910-1920 годы) «предчувствия трагедии».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Атанов, Г.М. Проза Бунина и фольклор / Г.М. Атанов// Рус. лит. - 1981. - № 3. -
    С. 14-31.
  • 2. Бунин, И.А. Собрание сочинений:
    в 9 т. / И.А. Бунин; под ред. А. С. Мясникова. - М.: Худож. лит., 1965.
  • 3. Попова, З.Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии /
    З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2002. - С. 26.
  • 4. Словарь русского языка: в 4 т. /
    под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1981 - 1984.

Библиографическая ссылка

Латкина Т.В. КОНЦЕПТ СМЕРТЬ В ИДИОСТИЛЕ И. А. БУНИНА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1446 (дата обращения: 04.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074