Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Илинбаева Е.А. 1
1 Институт экономики Уральское отделение Российской академии наук
В статье выдвинута гипотеза о том, что сбалансированность социально-экономического развития регионов возможна за счет применения экологически ориентированных методов управления, к числу которых относятся стратегии социально-экономического развития регионов. В качестве инструмента реализации данного подхода представлено формирование экологической составляющей региональных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, направленного на достижение синергии интересов экономических агентов за счет комплексного развития территорий на пути достижения экологически сбалансированного социально-экономического развития регионов. В соответствии с целями исследования в работе определено понятие экологического компонента стратегии социально-экономического развития региона; обоснован алгоритм разработки экологического компонента стратегии регионального социально-экономического развития, включающий в себя шесть блоков. Кроме того, в исследовании представлена увязка экологического блока с общей структурой стратегии социально-экономического развития региона Российской Федерации.
стратегия
социально-экономическое развитие
регион
экологическое качество
индикатор
экологическая нагрузка
экономический рост
экология
1. Абалкин Л.И. Проблема выбора стратегии на XXI век// Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 2. – С. 49-54.
2. Глазьев С. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apn.ru/publications/article19384.html (дата обращения июнь, 2014).
3. Голубков Е.П. Технологии принятия управленческих решений. – М.: Дело и сервис, 2005.
4. Илинбаева Е.А., Беляев В.Н. Экологизация социально-экономического развития регионов России как инструмент реализации государственной политики в сфере природопользования // Экономика региона. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. – 2011. – № 1 (25). – С. 147-153.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
6. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020–2030 годов. [Электронный ресурс]. URL: http:www.economy.gov.ru (дата обращения июль, 2014).
7. Письмо Минэкономразвития России от 11.10.2013 N Д17и-904 «О Методических рекомендациях по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации»// Консультант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=568765
8. Приказ Минрегиона России от 09.12.2013 N 527 «О нормотворческой деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации в 2014 году»// Консультант. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=583210
9. Рушков Р.М. Разработка подходов к оценке качества региональной стратегии, как один из факторов устойчивого экономического развития // Молодой ученый. – №3 (14). – С.131–133.
10. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Минрегиона России от 27 февраля 2007 г. N 14// Консультант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=390023;dst=0;ts=54AFE76F25DC13E51B39654A2CDC75E0;rnd=0.9600655441172421
11. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2014. – № 146.
12. Шеховцева Л.С. Методика формирования стратегических целей развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 3.
13. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: Монография. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.
В условиях перехода на рыночные принципы хозяйственной деятельности, в последние годы, наметившийся в России и отдельных ее регионах общий экономический рост, сопровождающийся форсированной эксплуатацией природно-ресурсного потенциала, деградацией экологических систем, снижением качественных характеристик жизнедеятельности населения, актуализирует проблему социально-экономических отношений, возникающих в результате оценки влияния экологического фактора на социально-экономическое развитие регионов РФ. Недооценка роли влияния экологического фактора на развитие регионов неизбежно приводит к огромным социальным и экономическим потерям для страны в целом.

Акценты в изложении методологии учета экологического фактора с позиции различных теорий и концепций регионального развития при прогнозировании регионального развития смещены к обеспечению устойчивости социально-экономических систем, эколого-экономической безопасности, экономической оценке ущерба и иных аспектов. Во многих существующих традиционных подходах экологическое воздействие оценивается на отдельные компоненты региона, такие как: качество жизни, безопасность, ущерб, что в целом не позволяет делать обоснованные выводы о параметрах регионального развития. Актуальность решения этой проблемы обусловлена, с одной стороны, ее важностью, с другой - сложностью, так как не позволяют судить о комплексной оценке экологического фактора на параметры социально-экономического развития региона. Так как «экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения» [9], экологически сбалансированное социально-экономическое развитие регионов представляется как совокупность процессов, направленных на гармоничное развитие производства, социально-трудовой сферы, жизнедеятельности населения и окружающей среды. Данное обстоятельство представляется возможным лишь при системном подходе к разработке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ.

Автором экологический фактор рассматривается как отдельная область хозяйственной деятельности, науки и производства, отвечающая общим принципам рыночной экономики, направленная на достижение главных целей социально-экономического развития как страны, так и региона, и поэтому обоснованно должен быть включен в общую методологию разработки Стратегии субъекта, рекомендованную для всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, в последнее время широкое распространение получила практика разработки отраслевых разделов в общей структуре стратегии субъектов РФ. К примеру, прибрежно-морской блок в Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации [7].

Таким образом, в рамках данного исследования, для совершенствования практики разработки стратегических документов в будущем, автором поставлена задача обосновывать подход, ориентированный на разработку методического обеспечения по формированию экологической составляющей стратегии социально-экономического развития региона, а также согласования целей и задач экологического развития с общими целями и задачами социально-экономического развития субъектов РФ, что в целом определяет включение экологического компонента в общее содержание Стратегий субъектов РФ.

В соответствии с поставленной задачей, экологический компонент автором рассматривается как структурная составляющая региональной стратегии социально-экономического развития, включающая в себя совокупность междисциплинарных методов учета экологического фактора в стратегиях с позиции: анализа экологических проблем и тенденций регионального развития; обоснования экологических условий регионального развития; определения приоритетных экологических направлений, целей и задач регионального развития; выработанности государственных мер, а также включения экологических параметров в качестве целевых показателей, что в последующем определяет экологическую состоятельность стратегии социально-экономического развития субъекта.

Содержание экологического компонента увязывается с общей структурой стратегии регионального социально-экономического развития, определяемой нормативно-правовыми актами в области стратегического планирования: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [11], Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. N 14 «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»[10], Проект Приказа Министерства регионального развития РФ «Об утверждении методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов)» [8].

В соответствии с положениями законодательных актов, в числе структурных блоков стратегии субъекта выделяются:1) целеполагания; 2) аналитический; 3) сценарный; 4) прогнозный; 5) мер по реализации Стратегии; 6) результативности стратегии. Рассмотрим каждый блок более подробно.

1. Включение экологического компонента в общую систему целей регионального социально-экономического развития субъекта РФ характеризует блок целеполагания. На наш взгляд, методологический подход целеполагания регионального развития основывается на принципах стратегического развития академика Л. Абалкина [1], междисциплинарной методологии исследования региона как субъекта целеполагания [12], который учитывает, с одной стороны, закономерности целеобразования на основе системного анализа, с другой стороны - специфику региона [3]. При выборе стратегической цели развития региона Л.С. Шеховцева предлагает использовать три основных методических подхода: 1) от будущего, желаемого состояния региона, его миссии во внешней среде, 2) от стратегических проблем региона, которые необходимо решить, 3) совмещение первого и второго подхода [13]. На наш взгляд, наиболее приемлемым к объекту нашего исследования представляется третий подход, так как при формировании «образа будущего» региона должно быть учтено не только текущее состояние, но тенденции развития анализируемого субъекта.

Кроме того, новая модель экологической политики предложена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» [5], цель которой определяется как значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной, экологически ориентированной модели развития экономики, экологически конкурентоспособных производств. В соответствии с данными положениями выделяются четыре основных направления экологически сбалансированного социально-экономического развития [4]:

  • экология производства, в основе которого поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3-7 раз в зависимости от отрасли;
  • экология человека - направление, предусматривающее создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности. Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 г. являются: сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз; сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза. К 2020 г. необходимо полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах экологического кризиса, где проживают около 1 млн жителей страны;
  • экологический бизнес включает создание эффективного экологического сектора экономики. Целевыми показателями прогресса этого направления являются рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и увеличение занятости с 30 до 300 тысяч рабочих мест;
  • экология природной среды - направление, предусматривающее сохранение и защиту природной среды. Целевыми показателями реализации направления должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.

Данные направления являются основополагающими при разработке блока целеполагания.

2. Проведение комплексного анализа социально-экономического развития субъекта РФ, в ходе которого должна быть выявлена оценка: экологического императива в экономике и социальной жизни общества соответствующего региона, федерального округа и в целом Российской Федерации; основных социально-экономических показателей с экологическим выявлением существующих тенденций за последние 3-5 лет, для соответствующего анализа динамики изменений в социально-экономической сфере исследуемого объекта для дальнейшей выработки мер государственного регулирования в отношении данных изменений; уровень конкурентоспособности субъекта РФ по сравнению с другими регионами соответствующего федерального округа и РФ в целом - характеризует аналитический блок стратегии. Включенность данной оценки в аналитическую часть представляется необходимым в связи с тем, что показатель конкурентоспособности региона чаще всего является фактором, обуславливающим снижение уровня экологичности хозяйственной деятельности соответствующего экономического агента.

3. Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития как Российской Федерации, так и его субъектов, определяются степенью реализации целого ряда ключевых факторов, в том числе интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда; динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры, а также интенсивностью повышения качества человеческого капитала [6].

В зависимости от степени реализации этих и других факторов выделяются три качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционного, энергосырьевого и инновационного развития.

Для экологически сбалансированного социально-экономического развития субъекта РФ именно инновационный сценарий выступает в качестве целевого, так как системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать НТП [2].

Следует отметить, что инновационный сценарий - это экологический сценарий. Он характеризуется значительным усилением требований к экологичности экономического развития. Экологизация экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 г. предполагается снижение уровня «экологического воздействия» в 2-2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сбережения природы развитых европейских стран. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) может возрасти до 1-1,5 % ВВП в 2020 г.

4. Включение оценок динамики экологического развития регионов в структуру экономических прогнозов, а также социальных аспектов регионального развития определяет увязку экологического компонента с прогнозным блоком стратегии социально-экономического развития региона.

5. Блок «Комплекс мер» предусматривает необходимость разработки экологических программ по выявлению и реабилитации зон и центров экологической опасности. В настоящее время, по данным Федеральной службы по природопользованию и охране окружающей среды, более 90 % всех объемов воздействия на окружающую среду производят около 10 % природопользователей, объекты их производства могут быть отнесены к экологически опасным объектам.

6. Общую систему целевых индикаторов реализации стратегии рекомендуется дополнить экологическими показателями, характеризующими развитие субъектов РФ на основе комплексной оценки вклада экологического фактора в экономику и социальную сферу субъекта РФ. Данное положение отражает уровень результативности реализации стратегии. Результат, в нашем исследовании, имеет качественную характеристику, представляемую как достижение целей и задач, выработанных мер, направленных на экологически сбалансированное социально-экономическое развитие региона при использовании методов учета экологического фактора, в условиях выработанных организационных, нормативно-правовых и иных ресурсов, направленных на реализацию стратегии. Соответственно, подход к разработке целевых индикаторов стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации опирается на следующие положения:

  • охрана окружающей среды и рациональное природопользование должны быть включены в приоритетные задачи органов исполнительной власти субъектов Федерациии, отражены в основополагающих плановых и прогнозных документах развития регионов;
  • экологические показатели и индикаторы - обеспечивать достоверность данных об уровне социально-экономического развития конкретного региона и направлениях использования природных ресурсов; увязываться со стратегией развития России, концепцией региональной политики, в том числе с федеральными целевыми программами, и отражаться в нормативно-правовой базе развития регионов; обеспечивать сопоставимость данных, полученных в динамике (за различные периоды времени) по различным субъектам Федерации между регионами с учетом трансрегиональных переносов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; а также соответствовать международным стандартам и требованиям.

Включение экологического компонента в стратегии социально-экономического развития в рамках общего процесса государственного стратегического планирования направлено на обеспечение баланса между кратковременной сиюминутной экономической выгодой и достижением долговременных целей, определяемых Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

Решение данных вопросов в рамках настоящего исследования позволит повысить качество стратегий, которые могут стать принципиальной основой на пути достижения экологически сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ за счет достижения синергии интересов экономических агентов. Формирование экологического компонента должно способствовать уменьшению уровня конфликтности, объективно возникающих между противоречивыми интересами хозяйствующих субъектов с выработкой объективных мер государственного регулирования социально-экономических отношений.

Исследование проводится в рамках программы 12-С-7-1007 «Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов России».

Рецензенты:

Макарова И.В., д.э.н., доцент, зав. сектором комплексных проблем развития промышленности, ФГБУ науки Институт экономики Уральское отделение РАН, г. Екатеринбург.

Козлова О.А., д.э.н., профессор, руководитель Центра исследований социоэкономической динамики, ФГБУ науки Институт экономики Уральское отделение РАН, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Илинбаева Е.А. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14426 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674