Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Емельянова Т.В. 1
1 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Воспитание младших школьников только тогда результативно, когда соединяет два компонента: образовательный и нравственный. Нравственное воспитание направлено на социализацию ребенка в обществе и выработку умения принимать нравственные решения в различных сферах деятельности. Нравственное развитие школьника должно осуществляться в единстве с интеллектуальным. Нормы нравственного поведения усваиваются ребенком через педагогически верно организованное поведение и общение. Учебные предметы в начальной школе позволяют рассматривать широкий круг нравственных вопросов, но только учитель придает моральное значение их содержанию. Только активное участие детей в воспитательной и учебной работе формирует у них необходимые ценности и нравственные нормы. Процесс нравственного воспитания опирается на традиционные человеческие ценности. Детский коллектив дает возможность моделировать проявление положительных нравственных качеств у ребенка во всем многообразии отношений на основе формирования праксических чувств.
праксические чувства
моделирование нравственных качеств
интеллектуальный и нравственные компоненты
младший школьник
1. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. – М.: Республика, 2003. – 494 с.
2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т.– М.: Педагогика, 1984. – Т. 4: Педагогические произведения 1936–1939 гг. – 400 с
3. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Минск: Народная асвета, 1982. – 407 с.
5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989.– 544 с.
6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. – М.; Л.: АПН РСФСР, 1950. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I. – 778 с.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. – М.; Л.: АПН РСФСР, 1950. Т. 9: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. II. – 628 с.
8. Якобсон Я.М. Психология чувств. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 441 с.
Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе позволяет объединить две основные составлявшие: образовательный и нравственный. Это дает возможность решать широкий спектр воспитательных задач: социализация ребенка, развитие интеллекта, формирование нравственных ценностей и норм поведения.

Цель исследования

Обосновать и определить точки соприкосновения в нравственном воспитании личности младшего школьника образовательной и интеллектуальной составляющей через, во-первых, широкую социализацию в многообразии отношений в различных видах деятельности и, во-вторых, формирование умения принимать нравственные решения в трудных ситуациях выбора.

Материал и методы исследования

Нравственное воспитание действенно только тогда, когда оно интегрировано в процесс образования: является составной частью предметного обучения и внеклассной деятельности. На несогласованность нравственного воспитания и образования указывал В.А. Сухомлинский, отмечая, что существует немало школ, где измеряют и оценивают духовный мир ребенка «только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки» [4, с. 20]. Не менее важная задача заключается в том, чтобы одновременно с передачей знаний и умений развивать ум и нравственные силы школьника. О единстве этих двух компонентов писал Джон Дьюи: «что касается методов обучения, то важно иметь в виду, что первостепенной потребностью каждой личности сегодня является способность мыслить, навык видеть проблемы, соотносить с ними факты, применять идеи и радоваться их работе. Если молодой человек или девушка выходят из школы, наделенные такой способностью, то все остальное со временем к этому приложится. Интеллектуально и нравственно они обретут себя» [1, c. 198].

Нравственное воспитание решает две задачи, которые необходимо разграничить, но в самом воспитательном процессе они могут реализовываться вместе.Первая направлена на нравственную социализацию ребенка, на формирование у него положительных качеств и ценностей, которые и определяютего поведение и сознание. Действия такого ребенка определяются свободой выбора и правом на ошибку. Ребенок в сложных для его выбора ситуациях может принимать и неправильные решения, но которые формируют самостоятельность и ответственность за свои поступки. В то же время в воспитании, где главным, как подчеркивал А.С. Макаренко, является упражнение в социально-ценном поведении, создание системы отношений, формирующих психологию коллективиста, неизбежны те или иные элементы разъяснения, словесного инструктирования. Как во всяком диалектическом единстве, в единстве обучения и воспитания решающее значение имеют не элементы сходного, а коренные различия, благодаря которым и возникает само единство.

Вторая задача нравственного воспитания заключается в том, что, опираясь на интеллект ребенка, необходимо научить его принимать обоснованные и ответственные решения в трудных нравственных ситуациях. Важность воспитания, таким образом, проистекает, как считал Л.Н. Толстой, из необходимости подготовить каждого человека к исполнению своего нравственного долга. «...Люди готовятся для жизни, для труда; каждый труд требует, кроме привычки к нему, порядка, правильности, главное, - умения жить и обращаться с людьми» [5, с. 224].

Нравственное развитие находится в неразрывном единстве с интеллектуальным, поэтому пробуждение познавательных способностей и интересов, развитие стремления к бескорыстному добыванию научной истины становятся основой формирования личности человека. «В науке, - считал Н.И. Пирогов, - кроется такой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадет... Наука берет свое и, действуя на ум, действует и на нравы» (3, с. 272). «Живое слово науки говорит не одному только уму. Оно проникает глубже и облагораживает сильнее натуру юного человека, чем все официальные и дисциплинарные надзоры» (Там же. С. 279). Однако свое воспитательное значение, подчеркивал Н.И. Пирогов, наука выполняет до тех пор, пока она имеет творческий характер, не служит низменным утилитарным целям. Сделавшись бюрократической, она теряет свое значение. «Там, где ученые - чиновники, а их ученики - искатели чина, там сейчас родятся такие понятия и отношения, которые рано или поздно превратят учебное место в присутственное» (Там же. С. 333).

Обе задачи являются важными в деятельности учителя начальной школы.

Материальной базой нравственного воспитания в школе являются: правила, система поощрений и наказаний, форма одежды, взаимоотношения, стиль обучения, характер внеклассной деятельности, этические нормы во взаимодействии школьников и учителей. С первых шагов ребенка в школе педагоги доносят до него нормы поведения, которые от него ожидаются. Нравственное поведение усваивается школьниками через педагогически верно организованное поведение и общение.

Не существует общей теории нравственного воспитания, как нет и ограничений на характер образования. Содержание предметов начального образования является емким носителем моральной мудрости, проявленной в истории, произведениях искусства, литературе, биографии великих людей. Образование только тогда становится фактором нравственного становления личности, когда представляет собой сплав сердца и ума. Характер образования определяет нравственное воспитание ребенка. Обучение является основой воспитания гражданственности как основы готовности личности к выполнению конституционной обязанности.

Учебный материал в начальной школе позволяет обращаться к нравственным вопросам и выражать нравственную позицию. Художественная литература неизбежно рассматривает нравственные проблемы, так как писатели отражают в них свою позицию по многим вопросам жизни человека и свои взаимоотношения с окружающим миром. История позволяет рассмотреть самобытность нравственной жизни человека в конкретной культурной традиции. Это позволяет избежать открытого морализирования и формировать нравственность ребенка на основе свободного принятия решений и видеть их последствия.

Учебная программа школьных предметов по своей форме игнорирует духовную культуру, и только учитель придает моральное значение содержанию.

В педагогической практике наработано множество приемов, методов и форм воспитательной и учебной работы, способствующих формированию необходимых ценностей и нравственных норм в общественной жизни детей по всем направлениям (трудовое, эстетическое, гражданское, экологическое, половое и т.д.). Широкое участие детей в воспитательной работе повышает их самооценку, способствует становлению активной жизненной позиции в многообразных жизненных связях: борьба с наркотиками, проявления гражданской позиции и т.п. Роль учителя в нравственном воспитании детей заключается в том, чтобы уточнить значение нравственных ценностей и норм в конкретных жизненных ситуациях, научить детей решать жизненные проблемы, а также выбирать и предвидеть последствия тех или иных поступков. Нравственное воспитание исключает навязывание своего мнения или готовых решений. Покорность не развивает индивидуальность и самостоятельность ребенка.

Основным направлением нравственного воспитания является борьба с пониманием релятивизма ценностей, которое распространяется в последнее десятилетие. Конечно, абсолютного нравственного закона не существует. Но отрицание устойчивых моральных ценностей не делает человека счастливым. Никакое общество не существовало, если бы не опиралось на нравственные ценности. Младшему школьнику можно дать возможность представить себе общество, где справедливость, честность, мужество, мудрость и самоконтроль были бы признаны как моральное зло. А неограниченный эгоизм, трусость, ложь, предательство, наркомания и отчаяние были бы признаны как морально положительные. Такое общество никогда не встречается на Земле. Современная школа должна опираться на немеркнущие человеческие ценности: честность, мужество, ответственность, трудолюбие, достоинство и уважение к людям.

Процесс нравственного воспитания опирается на формирование традиционных ценностей, оценок, отношений к прошлому. Образование, напротив, требует дистанцироваться от традиций, опирается на критическое отношение к познаваемому предмету, развивает критическое мышление и творческую деятельность. Умение ориентироваться в альтернативах, предъявляемых жизнью, учит ребенка думать и решать сложные ситуационные задачи, иметь свою точку зрения на поступки окружающих людей.

Ребенок должен понимать нравственные ограничения своего самостоятельного мышления и учитывать последствия своих решений и поступков для себя и окружающих его людей. Всякое критическое отношение должно опираться не на личные желания или интуицию, а на свои личностные ресурсы, чтобы сделать обоснованным свое решение, мнение, поступок. Но, чтобы эти ресурсы не были убогими и скудными, личность необходимо развивать во всем многообразии социальных, нравственных экономических отношений. Морально-ценностный подход к проблеме выразил К.Д. Ушинский, который считал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [6, c.23].

Целостная личность не является простой суммой отношений к окружающему миру. Формирование целостной личности возможно через ее включение в социальную деятельность и последующий анализ, осмысление своего отношения к окружающему миру.

Классный коллектив предоставляет неограниченные возможности моделирования проявлений положительных качеств личности во всем многообразии отношений. Эффективность коллектива как социального инструмента формирования личности достигается с помощью специальных педагогических действий через организацию многообразных связей младших школьников в коллективной деятельности. Советский педагог А.С. Макаренко четко определил социальную позицию коллектива, который «должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами, ясно вытекающими из его социального характера» [2, с. 47].

В школьном коллективе дети имеют большую возможность свободы выбора вида деятельности и выполнения разнообразных социальных функций, которые они могут реализовать в полном объеме, что никогда не может сделать личность вне коллектива. Только в коллективе личность может совершить общественно-значимое целеполагание: ставить личностные цели, задачи и через коллективную деятельность достигать их. Коллективные воспитательные формы являются видом социальной организации объединения младших школьников, адекватных современным социальным, экономическим, религиозным, региональным условиям. Через моделирование общих и специфических социальных связей коллектив выступает в роли инструмента подготовки ребенка к реализации его как личности в сложных социальных организациях: производственных, творческих, художественных, спортивных и т.д. В классном коллективе младший школьник выступает как субъект социального действия: выбирает значимую социальную деятельность и принимает активное участие в ней, а также включается в деятельность различных других коллективов, сохраняя и развивая свою самобытность.

Суть моделирования в организации различных социальных форм воздействия на личность ребенка заключается в упорядочивании совместной деятельности детей в соответствии с нормативными требованиями общества, школьного устава, педагогической целесообразностью. Детский коллектив выступает исходной нормативной системой, которая предписывает форму и содержание совместной деятельности детей.

Однако следование нормам поведения при любой организации воздействия на детей не дает устойчивого и долговременного эффекта. Воспитательное воздействие только формирует представление о том, как выполняются нормы поведения.

Никакое положительное подкрепление нормативного поведения не объясняет и не закрепляет у ребенка в сознании причинно-следственную связь между поступком и поощрением.

Для формирования социально верного поведения необходимо опираться на нравственные чувства: гордость, удовлетворение от выполненного долга. Такая опора на духовную основу личности дает устойчивое нравственное поведение, так как она является личностно осмысленной.

Чувства как одна из форм психического отражения мира отличаются от познавательного процесса, в котором ощущения, образы, представления, понятия, мнения выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других. К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» говорил, что «в мыслях наших выражается теоретическое, а в чувствованиях - наше практическое отношение к миру» [7, с. 118].

Вся технологичная система воспитания детей у А.С. Макаренко строилась на формировании великолепных внутренних переживаний личности (гордости, радости, мажора, долга), воспитанию которых он придавал большое значение.

В.А. Сухомлинский в «школе радости» стремился к тому, чтобы ни один ребенок не ушел с урока без волнующей радости успеха. В этой детской радости он видел источник духовных сил, необходимых для овладения новыми знаниями.

В данных примерах показаны праксические чувства, которые Я.М. Якобсон назвал переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения» [8, с. 228].

Формирование праксических чувств младших школьников осуществляется в разнообразной практической деятельности (познавательной, спортивной, художественной и т.д.). Они являются чувствами достижения: удовлетворения деятельностью, достигнутой цели, успешностью своего развития.

В нравственном воспитании праксические чувства проявляются в радости своей нужности людям, в благодарности к окружающим за положительную оценку полезного, доброго, бескорыстного поступка, в желании повторить успешное действие.

Нравственное воспитание младших школьников предполагает моделирование процесса формирования праксических чувств в разнообразной практической деятельности. В данном случае моделирование имеет смысл, так как оно дает возможность осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка в плане развития его активности и закрепления положительных в нравственном отношении действий, необходимых для его органичного вхождения в социум.

Теоретическое исследование и практическая работа с младшими школьниками по нравственному воспитанию позволяет выделить следующие компоненты формирования праксических чувств ребенка.

Педагогическое воздействие на личность младшего школьника должно строиться на основе:

  • системы педагогических задач, направленных на формирование праксических чувств ребенка;
  • единства процессуальной и содержательной сторон нравственного воспитания в рамках образовательного процесса в соответствии с системой педагогических задач;
  • активности и самостоятельности младших школьников в выборе действий, которые соотносятся с положительной деятельностью в прошлом;
  • опоры на чувство сопереживания и прошлый положительный опыт, имеющий значительную эмоциональную окраску;
  • сознательной деятельности учителя по целенаправленному сопоставлению настоящей и прошлой деятельности детей, которая вызывает у них праксические чувства;
  • удовлетворённости детей собственной деятельностью;
  • положительной оценки успешной деятельности ребенка и фиксации праксических чувств, возникших в его сознании;
  • праксических чувств вырабатывать нравственные нормы и правила поведения, формировать отношения ко всем сторонам жизнедеятельности ребенка;
  • развития рефлексивной культуры детей на основе успешной деятельности в коллективе;
  • стимулирования педагогом повторной положительной деятельности, вызывающей у ребенка праксические чувства;
  • обсуждения в коллективе действий ребенка, которые вызвали у него праксические чувства;
  • расширения видов деятельности ребенка на основе образовавшихся праксических чувств.

Опора на праксические чувства дает возможность одновременно организовывать жизнедеятельность ребенка, формировать его сознание и вырабатывать дифференцированное отношение к действительности, к своим поступкам, окружающих его детей, родителей, педагогов.

Заключение

Современное образование, в конечном счете, направлено на подготовку человека к экономической и технологической деятельности. Понимание смысла жизни исходит не от богатства и технологического совершенства, а совершенно из других сфер человеческого опыта. Если деятельность младших школьников будет ориентирована на познание многообразия социального опыта окружающего мира через призму нравственного понимания отношений людей между собой, с миром, с настоящим и прошлым, формирования ответственности перед потомками, то воспитание, выстроенное таким образом, даст возможность формирования цельной личности, полноценного гражданина России. Важно помнить, что нравственные принципы и нормы приобретают в мировоззрении личности смысл не через абстрактную декларацию, а в конкретном контексте повседневной жизни широкого социального общения. В таком случае социальный опыт как форма поддерживает и развивает мораль. Эффективное положительное подкрепление нормативного нравственного поведения ребенка возможно на основе развития праксических чувств в многообразной деятельности.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Емельянова Т.В. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14412 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674