Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Лунев А.Н. 1 Пугачева Н.Б. 2 Чепурышкин И.П. 3
1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
2 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
3 Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
В статье рассмотрена сущность принципа как гносеологического феномена, обуславливающего диалектическую взаимосвязь постоянно обновляющихся и обогащающихся знаний и выступающего основанием создания методологических подходов; выяснено методологическое значение философских, интернаучных, частнонаучных принципов как основания удовлетворения образовательных потребностей человека. Управление качеством образования будет эффективно при условии определения и научно-методического обоснования совокупности философских, интернаучных и частнонаучных принципов, систематизирующих и синтезирующих в единое целое знания, как по управленческой деятельности учебным заведением, так и педагогических форм, методов, средств, приводящих в движение образовательный процесс по формированию определенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
частнонаучные принципы
интернаучные принципы
философские принципы
диалектическая взаимосвязь знаний
качество образования
образовательные потребности
гносеологический феномен
принцип
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. – Выпуск № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Исторические формы государственного, семейного и частного образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – Выпуск № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ spp/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – Выпуск № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
4. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. - № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 25.01.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. - № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.06.2014).
7. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2004. – 37 с.
8. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность выпускников – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Профессионально-культурная компетентность – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. - № 11. – С. 183-188.
9. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. – 2010. - № 1. – С. 71-83.
10. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. - № 1. – С. 64-71.

Сегодня ни у кого из исследователей не вызывает сомнение тот факт, что наука невозможна без философского осмысления природной и социальной действительности. Особую роль в осмыслении реальности играет принцип, как гносеологический феномен. Цель статьи - рассмотреть сущность принципа, как гносеологического феномена, обуславливающего диалектическую взаимосвязь постоянно обновляющихся и обогащающихся знаний, и выступающего основанием создания методологических подходов. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявление методологического значения философских, интернаучных, частнонаучных принципов как оснований удовлетворения образовательных потребностей человека; определение принципов управления качеством образования. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Принцип как гносеологический феномен обуславливает диалектическую взаимосвязь постоянно обновляющихся и обогащающихся знаний и выступает основанием создания методологических подходов, характеризующих конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) научные стратегии и программы [7]. Вследствие этого методологическое значение принципа может состоять в следующем: 1. Всякий принцип представляет собой некоторое обобщенное знание, имеющее определенную значимость. От степени обобщенности знания зависят конкретные функции принципа в определенном познавательном акте (корректировка, осмысление, оценка знаний). Поэтому-то и столь широк диапазон применения понятия «принцип» не только в науке, но и в образовании и прочих областях [1]. 2. Всякий принцип систематизирует, синтезирует знания, находящихся на разных уровнях, в единое целое. И в этой связи каждый принцип обеспечивает интеграцию знаний, их взаимосвязь, способствует тем самым их непрерывному прогрессу, постоянному обновлению и обогащению. 3. Всякий принцип является важным фактором построения научной теории, мировоззрения, практического преобразования действительности. 4. Всякий принцип в условиях быстро изменяющейся природной и социальной действительности выступает носителем относительно устойчивого знания. Это обуславливает стабильность научных исследований и мировоззрения при высоком динамизме познания социальной и природной реальности в современном мире. 5. Всякий принцип - это не просто обобщенное, а действенное знание, направленное на осмысление и преобразование материальной реальности. Это обусловлено тем, что знание, содержащееся в принципе, формируется и развивается как отражение объективных сторон и закономерностей. Поэтому любой принцип истинен настолько, насколько он соответствует действительности. 6. Всякий принцип - это не исходный пункт исследования, а его заключительный результат. Принцип обобщает все выводы познания: от элементарного житейского опыта до сложной научной теории. Принцип создает устойчивое знание, утвердившееся на данном этапе в качестве истины.

Исходя из изложенного, в совокупности принципов можно выделить три группы. В первую группу мы предлагаем объединить философские принципы (принципы познаваемости мира, принцип всеобщей связи, принцип материального единства мира и развития, принцип историзма и другие), методологическое значение которых, на наш взгляд, состоит в следующем. Во-первых, философские принципы обеспечивают диалектическую взаимосвязь философии с конкретными науками, в том числе педагогикой, вскрывают всеобщее в отдельном, специфическом. Всеобщее оказывается результатом сравнительно-исторического исследования реальности, дающего новое, более глубокое знание о конкретном, специфическом. Общеизвестно, что только после выяснения всеобщего, возможно, как правило, подлинно научное осознание частного, специфического, его сущности, места и роли в общем взаимодействии процессов объективного мира и его познания [4]. Во-вторых, философские принципы способствуют развитию и углублению теоретической мысли, решению коренных проблем отношения бытия и сознания, выявлению всеобщих законов развития природной и социальной реальности. Это обусловлено тем, что философия служит орудием синтезирования всего наличного знания, методологическим центром связи и взаимовлияния различных научных дисциплин, выработки некоторого «цельного» гармоничного взгляда на мир, человеческую жизнь, познание. Таким образом, философские принципы выражают универсальные диалектические отношения между всеми существующими процессами и объектами, их свойствами, тенденциями изменения материи.

Во вторую группу мы включаем принципы, которые условно назвали интернаучными (принципы общей теории систем, принципы менеджмента качества и так далее). Резкой грани между философскими и интернаучными принципами, на наш взгляд, не существует. Однако, выделение интернаучных принципов в особую группу, позволяет сосредоточить внимание на общих проблемах для больших совокупностей объектов и процессов. Методологическое значение интернаучных принципов может состоять, прежде всего, в следующем. Во-первых, интернаучные принципы способствуют усилению интеграции современной науки, координации и кооперированию научных исследований. Во-вторых, интернаучные принципы выражают связь между сравнительно общими свойствами многих качественно разнородных материальных объектов, между часто повторяющимися процессами. Таким образом, интернаучные принципы способствуют объединению отраслей знаний в единую общую систему, созданию систем методов исследования, находящихся в диалектическом единстве.

Между тем, для каждой науки характерны свои, конкретные, исторически обусловленные принципы. К примеру, принципы управления качеством образования обусловлены общественными отношениями, возникающими в связи с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование [2]. В основе принципов управления качеством образования может быть обобщенное, действенное знание, полученное при разработке и реализации организационно-правовых и социально-экономических основ функционирования системы образования и направленное на осмысление и преобразование форм и методов осуществления образовательной деятельности, определения правового положения участников отношений в сфере образования [8]. Исходя из изложенного, мы и сочли возможным выделить в совокупности принципов третью группу, в которую и включили частнонаучные принципы.

Методологическое значение частнонаучных принципов состоит в том, что они выражают отношение между специфическими свойствами объектов, процессов в рамках той или иной формы движения, способствуют выявлению специфики материальных объектов, накоплению фактического материала. Например, принцип приоритетности образования, как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства [9]. Другим примером может быть принцип обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования, позволяющий рассматривать качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность [5].

Конечно, разделение совокупности принципов на предлагаемые нами группы условно. Наиболее полное и разностороннее изучение действительности возможно лишь при использовании всех групп принципов, которые диалектично взаимосвязаны между собой. К сожалению, в педагогической науке принципам управления качеством образования уделяют недостаточно внимания [3]. Конечно, специалисты предлагают отдельные принципы (объективности, системности, целенаправленности, оптимальности, демократичности, открытости, квалиметрического обеспечения и др.) [10]. Однако место этих принципов в системе управления качеством образования обозначено не достаточно четко. Управление качеством образования будет эффективно при условии определения и научно-методического обоснования совокупности философских, интернаучных и частнонаучных принципов [6], систематизирующих и синтезирующих в единое целое знания, как по управленческой деятельности учебным заведением, так и педагогических форм, методов, средств, приводящих в движение образовательный процесс по формированию определенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Исходя из вышеизложенного, в совокупность принципов управления качеством образования мы предлагаем включить философский принцип интеграции, который обеспечивает: во-первых, системную целостность всех компонентов процесса управления качеством образования (субъектов образовательных правоотношений, объектов оценки качества образования, цели, принципов, методов и средств управления качеством образования и других); во-вторых, устранение дезинтегрирующих факторов (многосубъектность оценки качества образования, многоуровневость результатов образования, многокритериальность, субъективность экспертов оценки качества образования и т.п.), ведущих к разобщенности процесса управления качеством образования или усилению относительной самостоятельности его структурообразующих компонентов; в-третьих, выявление недостающих компонентов, активное включение которых в процесс управления качеством образования обусловит его оптимальность.

Управление качеством образования на основе принципа интеграции позволяет выявить структурные взаимосвязи между его компонентами: 1) эффективность управления качеством образования повышается при условии заинтересованности всех субъектов образовательных правоотношений в росте качества всех возможностей образовательного учреждения, обеспечивающих результат; 2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии внешней оценки его результативной стороны; 3) результативность процесса качества образования возрастает при условии внутренней оценки его содержания; 4) действенность процесса качества образования повышается при условии его соответствия образовательным потребностям личности, ожиданиям общества и требованиям государственных образовательных стандартов; 5) актуализация управления качеством образования увеличивается при условии достижения согласованности всех субъектов образовательного процесса в единстве критериев его оценки; 6) совершенствование управления качеством образования достигается при условии построения взаимосвязанных моделей управления качеством образования на всех уровнях; 7) упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии функционального взаимодействия его субъектов, посредством директивной регламентации их прав и обязанностей.

Интернаучным принципом в совокупности принципов управления качеством образования можно назвать социальное партнерство экспертов качества образования. Выбор данного принципа обусловлен выделением в управлении качеством образования трех составляющих. Во-первых, это оценка качества образования государственными компетентными экспертами. Во-вторых, это оценка качества образования компетентными экспертами общественно-профессиональных институтов. В-третьих, это оценка качества образования субъектами управления образовательным учреждением: условий реализации образовательных программ, возможностей удовлетворения образовательных потребностей, академической и профессиональной мобильности. Управление качеством образования на основе принципа социального партнерства экспертов позволяет выявить следующие взаимосвязи между его структурообразующими компонентами: 1) эффективность управления качеством образования повышается при условии обеспечения целостности действий экспертов по качеству образования; 2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии консультативно-развивающего характера процедуры оценки качества образовательной деятельности; 3) результативность процесса качества образования возрастает при условии проведения непрерывной научно обоснованной диагностико-прогностической оценки качества результата образовательной деятельности; 4) актуализация управления качеством образования увеличивается при условии соблюдения законности в процессе процедуры оценки качества образовательной деятельности; 5) совершенствование управления качеством образования достигается при условии оценки качества образовательной деятельности внешними и внутренними компетентными экспертами; 6) упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии информационной прозрачности и открытости оценки качества образования.

Роль частнонаучного принципа в совокупности принципов управления образованием мы относим к проектно-целевой организации образовательного процесса. Включение в совокупность принципов управления качеством образования этого принципа обусловлено, во-первых, переходом от гностической, так называемой «знаниевой», парадигмы образования к проектно-целевому обучению, а во-вторых, распространением грантовой поддержки инновационных проектов в сфере образования. Управление качеством образования на основе принципа проектно-целевой организации образовательного процесса позволяет выявить между его компонентами следующие структурные взаимосвязи: 1) эффективность управления качеством образования повышается при условии разработки и реализации проектов как комплексов научных исследований, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по повышению качества образования, организации педагогических процессов в пространстве и во времени; 2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии включения обучаемых в вариативную проектную деятельность; 3) результативность процесса качества образования возрастает при условии выполнения обучаемыми интериоризированных проектных заданий; 4) действенность процесса качества образования повышается при условии; 5) упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии развития конструктивного диалога между педагогическим сообществом и институтами гражданского общества в процессе разработки и реализации проектов качественного преобразования компонентов учебно-воспитательного процесса.

Вывод. Управление качеством образования основано на принципе интеграции, обуславливающем компетентностный подход к образованию; принципе социального партнерства экспертов качества образования, опосредующем партисипативный подход; принципе проектно-целевой организации образовательного процесса, который реализуется посредством проектно-целевого подхода. Рассмотренные нами принципы и подходы к управлению качеством образования не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты педагогической деятельности образовательного учреждения.

Рецензенты:

Тимонин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», г. Кострома.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14343 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674