Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПЧЕЛОВОДСТВА

Курчина Ю.Н. 1 Селюков М.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В данной статье обосновывается тезис о том, что сегодня в Белгородской области не просто признается, но и закрепляется приоритетное развитие пчеловодства в форме создания такого типа крупных специализированных пчеловодческих хозяйств, как пчелопарки. Описывается опыт государственной поддержки развития пчеловодства как вида деятельности, рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью совершенствования организации пчеловодства как вида предпринимательской деятельности, социально-экономические аспекты развития пчеловодческого бизнеса в регионе (на примере Белгородской области). В контексте современных подходов к организации пчеловодческого бизнеса подчеркивается значимость государственной поддержки развития данного вида деятельности. Авторами обосновывается, что деятельность правительства области по созданию на территории региона крупных специализированных пчеловодческих хозяйств, обеспечивающих промышленное развитие пчеловодства Белгородской области, является важным инновационным направлением социально-экономического развития региона.
меры государственной поддержки развития пчеловодства как вида деятельности
инновационная сфера
концепция инновационной политики
пчеловодческие хозяйства
пчелопарки
пчеловодство
1. Закон Белгородской области от 30 июня 2011 года № 46 г. Белгород «О пчеловодстве». Дата первой официальной публикации: 17 февраля 2012 г. Опубликовано: на сайте «Российской Газеты».
2. Постановление правительства Белгородской области от 30 октября 2010 года №377-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011–2013 годы».
3. Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года №439-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014–2020 годы».
4. Отроков. В.Т. Пчеловодство и его организационно-правовые формы. – М., 2002. – 137 с.
5. Селюков М.В., Курчина Ю.Н. Организация пчеловодства как вида предпринимательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: www.science-education.ru/117-13543
6. Целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011–2018 годы», утверждённая Постановлением правительства Белгородской области от 29 августа 2011 года № 324-пп.
В настоящее время пчеловодство является одной из перспективных отраслей агропромышленного комплекса, имеющих важное хозяйственное и социальное значение для развития экономики отечественных регионов и страны в целом. Объясняется это, прежде всего, тем, что для продукции пчеловодства характерен постоянно растущий спрос, да и стоимость продукта ежегодно увеличивается.

Одной из основных задач пчеловодческого бизнеса является получение специфических продуктов, таких как мед, воск, пыльца, маточное молочко, прополис, пчелиный яд и т.п. Более того, на основе применения продуктов пчеловодства и других факторов положительного воздействия пчел на человека оформилось целое направление в медицине - апитерапия, которое призвано координировать разработку и применение методов оздоровления населения с использованием пчел и продуктов пчеловодства. Использование этих продуктов не только является необходимостью с учетом их профилактического, диетического и лечебного действия, но и становится экономически выгодным. Пчеловодство отличается быстрой окупаемостью затрат и эффективностью производства продуктов.

Велика роль пчел и как опылителей энтомофильных культур. По оценке ученых, только в лесной зоне страны возможно получать ежегодно до 400-500 тыс. тонн товарного меда. В РФ возделываются 150 видов энтомофильных культур, требующих перекрестного опыления. Большее значение в этом отводится медоносным пчелам (80-90 %). Опыление позволяет не только получить максимальные урожаи (урожайность повышается на 30-50 %), но и дает возможность повысить товарность продукции, питательные и вкусовые качества плодов и посевные кондиции семян.

Таким образом, все вышеперечисленное подчеркивает важность совершенствования подходов к организации пчеловодства как вида предпринимательской деятельности, особенно на региональном уровне, требует более эффективной государственной поддержки развития данного вида деятельности.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день рентабельность пчеловодческого хозяйства составляет около 15-25 %. Разумеется, во многом этот результат зависит от конкретного региона. Например, в Белгородской области, развитию пчеловодства уделяется особое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что с целью урегулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления энтомофильных растений, в области принят Закон «О пчеловодстве» [1]. Данный правовой акт также регламентирует отношения, возникающие по вопросам охраны медоносных пчёл, обеспечения защиты прав и интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством в регионе, а также по защите прав, законных интересов, жизни и здоровья лиц, проживающих в непосредственной близости от пасек, расположенных в области. Необходимо отметить, что также реализуется ряд целевых программ, затрагивающих развитие данной сферы сельского хозяйства региона. Так, в настоящее время на территории Белгородской области действует Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы», которая направлена на сохранение темпов развития [3].

В целом следует отметить, что упомянутый нами выше закон о пчеловодстве, как это видно из его статей, объемлет собой достаточно широкий круг проблем, нуждающихся, прежде всего, в правовом обеспечении. Прямое обращение к основным статьям закона показывает, что он находится (и таково его основное целевое предназначение на сегодняшний день) в тесной взаимосвязи с хорошо сегодня известной, наверное, всему населению нашей области государственной программой по развитию сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы. Эта программа, подчеркнем, это специально, направлена на сохранение темпов развития отрасли и укрепление позиций области на российском рынке сырья и продовольствия [3].

Говоря о статусе и значимости принятого закона по пчеловодству (это видно при знакомстве с его постатейным содержанием), мы, однако, не должны забывать того обстоятельства, что мало «просто принять закон» (пусть даже самый хороший). Не менее, на наш взгляд, существенно то, как и каким образом он выполняется на практике, в реальной экономической жизни региона, местности, даже одной «отдельно взятой» пасеки [4], а также то, кем и с какой долей эффективности контролируется его (закона) претворение в жизнь.

И в этом плане мы обязаны отметить, что в принятом законе вполне четко «прописаны механизмы и рычаги такого рода контроля. А он возложен на орган исполнительной областной власти, который и осуществляет государственное регулирование в сфере пчеловодства. В широком плане этот процесс реализуется в рамках государственного регулирования АПК области, «миссия» которого, заметим, состоит в работе по обеспечению проведения на территории Белгородской области единой государственной политики в сфере сельского хозяйства [3].

Здесь имеет смысл напомнить о следующем. Областная инновационная политика: во-первых, носит концептуальный и системный характер, то есть отражается в концепции инновационной политики и других нормативных правовых актах. Во-вторых, формируется администрацией области на основе прогнозов инновационных процессов во взаимосвязи с социальной, экономической, финансовой, промышленной, аграрно-промышленной и энергетической политикой области. В-третьих, областные инновационные программы являются важнейшим нормативным документом и основным механизмом реализации концепции государственной (областной) инновационной политики. Наконец, основой областных инновационных программ являются стратегические инновационные приоритеты на среднесрочную перспективу. Представляется важным указать на то, что ежегодная информация, касающаяся инновационной деятельности и непосредственной реализации концепции инновационной политики Белгородской области, представляется областной Думе в составе отчета о выполнении программ социально-экономического развития Белгородской области.

Вернувшись к тезису о государственном регулировании в сфере пчеловодства, необходимо отметить, что органом исполнительной областной власти (конечно же, в рамках его полномочий, определенных законодательно) разрабатываются и реализуются областные целевые программы и проекты развития пчеловодства и пчелопарков; осуществляется реализация мер государственной поддержки развития пчеловодства, пчелопарков; координация селекционно-племенной работы в сфере пчеловодства; координация деятельности государственных органов области и органов исполнительной власти области, а также научных, хозяйственных, общественных и иных организаций, занимающихся пчеловодством, независимо от организационно-правовых форм. Наконец, осуществляется активное содействие в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в области пчеловодства.

Следует отметить, все эти направления реализуются в «свете» региональной политики в сфере пчеловодства. Государственное регулирование на территории Белгородской области в сфере пчеловодства особо заметно проявляется в такой деятельности, как ветеринарный надзор и контроль, а также профилактика болезней пчёл. Это фиксирует статья четвертая закона. В соответствии с федеральным законодательством, ветеринарный надзор и контроль в сфере пчеловодства на территории Белгородской области осуществляет управление ветеринарии Белгородской области.

Если обратиться, скажем, к деятельности союзов пчеловодов (сельскохозяйственных товаропроизводителей), то становится ясно: она строится в соответствии с действующим законодательством и отражает собой право этих ассоциаций участвовать в формировании и реализации региональной политики в сфере пчеловодства. Причем, в самых разнообразных формах. В их ряду назовем: во-первых, это участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, проектов развития пчеловодства и пчелопарков в области; во-вторых, участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в сфере развития пчеловодства; в-третьих, предоставление необходимой информации для формирования и реализации региональной политики в сфере пчеловодства. Кроме того, путем направления органам государственной власти Белгородской области в пределах их компетенции предложений по вопросам охраны пчёл и среды их обитания. Наконец, путем осуществления иных форм участия в формировании и реализации региональной политики в сфере пчеловодства. Иначе говоря, мы видим достаточно широкие возможности, которые открыты в нашей области заинтересованным в эффективном развитии пчеловодства структурам (мы имеем в виду союзы пчеловодства), деятельность пчелопарков.

В этом аспекте необходимо подчеркнуть роль государственной поддержки пчеловодства, которая осуществляется в соответствии с законодательством Белгородской области в пределах средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий областных целевых программ. Более того, сегодня в Белгородской области не просто признается, но и закрепляется приоритетное развитие пчеловодства в форме создания такого типа крупных специализированных пчеловодческих хозяйств (пчелопарки).

Отличным подспорьем для реализации проекта по созданию пчелопарков является ещё долгосрочная целевая программа, разработанная по поручению Губернатора области, - «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы», утверждённая Постановлением правительства Белгородской области от 29 августа 2011 года № 324-пп [6]. В соответствии с ней, должен значительно увеличиться клин многолетних трав-медоносов таких, как донник, эспарцет, клевер, фацелия и другие, всего около 100 тыс. га. В рамках программы «Зеленая столица» на меловых склонах и неудобьях ведётся посадка энтомофильных деревьев. Всего запланировано увеличить площадь зелёных насаждений в области практически вдвое. Значительная часть среди них - медоносные растения такие, как белая и жёлтая акация, липа и другие, что даст хорошую медоносную базу для медосбора и позволит увеличить количество пасек и пчелопарков. Благодаря всем указанным мероприятиям, можно обеспечить не только потребности белгородцев в полезном для здоровья продукте, но и выйти за пределы области [5].

Таким образом, мы полагаем, что деятельность правительства области по созданию на территории области крупных специализированных пчеловодческих хозяйств, обеспечивающих промышленное развитие пчеловодства области, является важным инновационным направлением. Отчасти потому, что это способствует, во-первых, обеспечению занятости и самозанятости жителей сельской местности. Во-вторых, способствует повышению качества и уровня их жизни. В-третьих, стимулирует развитие биологической системы земледелия через посевы медоносных трав, создание конвейерных цветооборотов, пчелоопыление посевов. В-четвертых, развивает производство натуральной, экологически чистой, высококачественной продукции пчеловодства в промышленных масштабах. Отсюда вытекает простая и одновременно значимая мысль: будучи ориентированными на инновационность, пчелопарки вправе «законно» претендовать на получение устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами области.

В целом, обобщая вышеизложенное, мы вполне определенно можем говорить о том, что имеющая целевой характер областная инновационная политика выступает важной составной частью социально-экономической политики. Особо наглядно она, как мы постарались показать, проводится органами государственной власти Белгородской области в сфере пчеловодства. Отсюда открываются прекрасные горизонты в направлении последующего развития пчелопарковой зоны, оптимизации работы по созданию новых пчелопарков на территории Белгородской области. И, надо сказать, в нашей области есть все необходимые (организационные и др.) основы по созданию и деятельности пчелопарков.

Рецензенты:

Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Калугин В.А., д.э.н., зав. кафедрой экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве) НИУ «БелГУ», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Курчина Ю.Н., Селюков М.В. ИННОВАЦИОННОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПЧЕЛОВОДСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14198 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674