Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Сатымбекова К.Б. 1 Кыдырова Ж.Ш. 1 Керимбек Г.К. 2 Сулейменова И.А. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
2 Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева
В работе проделан анализ развития системы образования в Республике Казахстан как составной части социальной политики государства. Уделено внимание оценке достижений образовательной сферы с точки зрения официально опубликованных отчетов различных международных организаций и рейтинговых агенств, изучение которых позволило систематизировать общепринятые индикаторы. Вместе с тем исследована роль системы образования в условиях глобализации, когда процессы, происходящие в отдельно взятой стране, могут оказать определенное влияние на интеграционные составляющие других стран. В качестве объекта исследования выбраны субъекты системы образования Республики Казахстан, однако рассмотрены не отдельные факторы их развития, а показано влияние общемировых тенденций на состояние образовательной сферы в целом. Также обобщен международный опыт и сделаны выводы о перспективах развития системы образования Казахстана с учетом имеющихся проблем и недостатков.
международный рейтинг
рынок образовательных услуг
высшее образование
система образования
1. Молодежь и навыки: образование должно работать : Всемирный доклад ОДВ. - 2012. – 465 с.
2. Доклад ПРООН о человеческом развитии. - 2013. – 201 с.
3. Ежегодный Отчет о глобальной конкурентоспособности / ВЭФ. - 2010-2011. – 501 с.
4. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан. – Астана : НЦОСО, 2013. - 166 с.
5. Статистика системы образования Республики Казахстан. Национальный сборник. - Астана : НЦОСО, 2013. - 193 с.
6. Academic Ranking of World Universities is the first world university ranking [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.topuniversities.com.
7. Examples of Special Reports 2000-2014. IMD [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.imd.org.
8. The 2013 legatum prosperity index table rankings : сайт. — URL: http:// www.prosperity.com.
В Казахстане достаточно на высоком уровне реализован принцип всеобщей доступности образования. Приоритетным направлением казахстанского образования является обеспечение его конкурентоспособности в мировом контексте, определяемой главным образом высоким уровнем качества.

Сфера образования рассматривается сегодня как базовый фактор геополитического позиционирования государства. Глобальные вызовы в области образования имеют прямую зависимость от факторов экономической и финансовой ситуации, в том числе демографических и миграционных процессов.

Мировая тенденция сокращения государственных расходов на социальные проекты и рост безработицы могут критически повлиять на процветание страны.

Цель исследования

Таким образом, целью работы является осуществление глубокого анализа современной системы образования Республики Казахстан и на его основе выявление и обобщение факторов, влияющих на эффективность рынка образовательных услуг в условиях глобализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть факторы, влияющие на образовательный потенциал в Республике Казахстан;
  • выявить соответствие системы подготовки кадров современным вызовам рынка труда;
  • раскрыть пути эффективного участия субъектов рынка образовательных услуг в процессах глобализации.

Объектом исследования являются учебные заведения высшего, среднего и среднего профессионального образования.

В качестве предмета исследования выступают взаимоотношения между субъектами рынка образовательных услуг, которые функционируют в условиях глобальных экономических перемен.

Материал и методы исследования

Сегодня ведущие международные организации для ранжирования стран по уровню экономических и социальных показателей используют не только количественные статистические данные, но и качественные, определяемые опросным путем всех участников образовательного процесса. Тем самым общественность получает информацию о реализации принципа публичности и ответственности государственных органов и его институтов.

Будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы. Ведущим фактором в реализации этой глобальной задачи является система образования.

Эффективность реализации государственной образовательной политики зависит от многих внешних и внутренних факторов, в том числе уровня экономического развития страны, демографических и миграционных процессов.

В процессе подготовки данного исследования были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования, а именно диалектический и исторический подход, синтез, сравнительный анализ, метод анализа научной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщающим индикатором реализации экономических процессов является валовый внутрениий продукт (ВВП). Данный показатель характеризует уровень благосостояния страны, а значит и уровень жизни его населения.

Структура ВВП страны включает три составляющие - производство товаров (40,9%), производство услуг (53%) и налоги на продукты и импорт (6,1%). При этом образование входит в структуру «Производство услуг». По данным МОН РК, на его долю приходится 4,2% от ВВП. Следует отметить, что при значительном росте абсолютных значений объемы финансирования системы образования республики по отношению к ВВП недостаточно высокие в сравнении с мировыми индикаторами в 6 - 8% от ВВП [4].

При определении темпов или уровня социально-экономического развития населения необходимо объективнее учитывать как денежные доходы, так и расходы населения. В структуре расходов населения на образование основная часть приходится на высшее и дошкольное образование и расходы на питание. Менее одного процента составляет плата населения за начальное и общее среднее образование. В бюджете населения на покупку учебников приходится 3,4%, неформальные расходы - 5,4% и услуги репетиторов - 2,5% [4].

Система образования республики учитывает уровень развития отдельных отраслей экономики, обеспечивая координацию системы подготовки кадров и достижение баланса между структурой выпускников организаций образования и потребностями рынка труда. По данным Агенства Республики Казахстан, по статистике в 2013 году наблюдался рост численности экономически активного населения в возрасте от 15 лет и старше на 207 295, занятого населения - на 205 517 человек. Вместе с тем отмечается незначительный рост безработного населения - на 1 778 человек [5].

Уровень образования является одним из основных факторов конкурентоспособности работника на рынке труда. Среди населения республики 61,8% занятого населения имеют высшее или техническое и профессиональное образование (30% и 31,8% соответственно). Доля занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась на 2%, со средним профессиональным сократилась на 2,3% [4] .

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что показатель образования определяет наличие работы - чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. Существенно выше показатель безработицы и ниже занятость среди населения, не имеющего профессионального образования. Таким образом, сегодня система образования в контексте социально-экономических показателей республики достаточно полно обеспечивает подготовку и повышение квалификации трудовых кадров, их профессиональных навыков и знаний. При этом реалии экономической необходимости требуют от человека, наряду с полной профессиональной реализацией полученных знаний, и постоянного совершенствования полученных навыков в ходе осуществления преобразовательной деятельности во благо общества и государства.

Качественное образование как важнейший фактор экономического роста и развития страны способствует ее конкурентоспособности в мировом пространстве. Казахстан уверенно позиционирует себя в мировых рейтингах благодаря одной из самых быстрорастущих экономик в мире.

Один из признанных рейтингов благополучия стран мира - Глобальный индекс конкурентоспособности (ГИК), публикуемый ежегодно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), ранжирует страны по 28 статистическим и 83 опросным показателям. Среди переменных, сгруппированных в 12 составляющих рейтинга, показатели начального и высшего образования, профессиональная подготовка, инновации и другие. По данным ГИК 2012-2013, Казахстан находится на 51 месте среди 144 стран мира [3].

Показателем высокой оценки результативности страны в мировом масштабе является Индекс человеческого развития (ИЧР), ежегодно публикуемый Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИЧР представляет собой более широкое определение благополучия и передает составляющую, сложенную из трех основных измерений человеческого развития: здравоохранение, образование и доход. Казахстан согласно классификации категории рейтинга входит в группу таких стран с высоким уровнем ИЧР, как Россия, Румыния, Малайзия, и занимает 69 место среди 186 стран [2].

Рейтинг, ежегодно проводимый Швейцарской исследовательской группой Международного института развития менеджмента (The International Institute for Management Development, IMD), определяет конкурентоспособность стран по уровню социально-экономических проводимых реформ. Важной является способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.

Ежегодник по мировой конкурентоспособности применяет различные типы данных для расчета количественных и качественных показателей по отдельности. По данной методике страны классифицируются не только в зависимости от ВВП на душу населения, но и от численности населения. В рейтинге IMD лидирующие позиции занимают такие страны, как Гонконг, США, Швейцария, Швеция и Германия, которые имеют экспортно ориентированные производства. Казахстан улучшил свои позиции (+4) и занял 32 место среди 59 стран - участниц рейтинга [7].

Индекс процветания Института Legatum составляется на основе восьми параметров: «Экономика», «Предпринимательство», «Управление», «Образование», «Здравоохранение», «Безопасность», «Личная свобода» и «Социальный капитал» на основе статистических данных ООН, Всемирного банка, ОЭСР, Всемирной торговой организации. Рейтинг проводится на основе 89 показателей, объединенных в 8 субиндексов, отражающих различные аспекты жизни общества и параметры общественного благосостояния. Казахстан, по результатам британского аналитического центра Legatum Institute, в общем зачете занял 47 позицию среди 142 стран, опередив Беларусь (58 место), Китай (51 место) и Турцию (87) [8].

Всемирный доклад по образованию является независимой ежегодной публикацией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO). Всего в рейтинге участвует 205 стран. Однако только 120 из них имеют данные по индикаторам, необходимые для расчета стандартного Индекса развития образования (ИРО). По данным доклада ЮНЕСКО, в десятку лидирующих стран входят Япония, Швеция, Норвегия, Великобритания, Исландия, Швейцария, Казахстан, Франция, Нидерланды и Ирландия. Казахстан занимает 7 позицию среди 120 стран мира по Индексу развития образования (ИРО=0,992) [1].

Показателем качества системы высшего образования и узнаваемости казахстанских высших учебных заведений в мировом пространстве является участие ведущих университетов страны в рейтинге, проводимом британской консалтинговой компанией QS (Quacquarelli Symonds). QS основана в 1990 году, штаб-квартира находится в Великобритании (город Лондон). В рейтинг QS вошли 8 казахстанских вузов, как организации, демонстрирующие определенный прогресс в процессе развития и становления университетов мирового класса [6].

Особенно заметны успехи в системе высшего образования Республики Казахстан, так как именно параметры данного уровня наиболее заметны в глобальном контексте. В частности, увеличена доля выпускников вузов, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания обучения (64,05%), - это достаточно высокий показатель востребованности молодых специалистов. Определены 10 инновационно ориентированных университетов для системного усиления вклада вузов в индустриально-инновационное развитие страны. Усиление инфраструктуры исследовательских университетов как важной составляющей глобальной конкурентоспособности страны и научная активность ППС вузов позволят трансформировать знания и компетенции обучающейся молодежи в новые технологии и инновации.

Выводы

Достигнутый успех подтверждает укрепление позиций казахстанских субъектов образования на мировом рынке образовательных услуг. Участие Казахстана в международных рейтингах демонстрирует эффективное управление учебными заведениями и соответствие образовательных программ лучшей международной практике.

Таким образом, практическая ценность международных рейтингов успешности стран мира в том, что результаты ранжирования обозначают не только достигнутые цели, но и являются ориентиром определения вектора дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики и социальной политики.

Качество системы образования сегодня становится критическим фактором роста конкурентоспособности любой страны. Доступность качественного образования и его ориентация на инновационную экономику и глобальный рынок труда - таковы основные тенденции в мировом образовании.

Таким образом, в стране ведется усиленная работа по обеспечению доступности качественного образования. Сеть университетов, колледжей, профессиональных лицеев и частных школ будет преобразована с учетом региональной специализации и ориентирована на запросы рынка труда.

Мировые тенденции развития образования сегодня диктуют необходимость интеграции системы в единое образовательное пространство. Современное образование приобретает все более глобальный, общемировой характер. В этой связи объединение ресурсов способствует развитию интеграционных процессов, повышению качества всех уровней образования и обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики страны.

Рецензенты:

Ниязбекова Р.К., д.э.н., профессор, директор Шымкентского представительства Центра дистанционного обучения Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, г. Шымкент.

Есиркепова А.М., д.э.н., профессор, директор НИИ проблем региональной экономики Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, г. Шымкент.


Библиографическая ссылка

Сатымбекова К.Б., Кыдырова Ж.Ш., Керимбек Г.К., Сулейменова И.А. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14126 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674