Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБ ИСТОКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Чечина С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова»
В статье рассказывается об авторской методике, реализованной в деятельности дошкольного музыкально-педагогического театра «Музыкальная сказка», успешно функционировавшего в течение десяти лет в дошкольных образовательных учреждениях города. Для ее создания были проанализированы воспитательный потенциал классической музыки и театрального искусства, особенности и механизм влияния этих видов искусства на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста и выявлен комплекс психолого-педагогических условий, способствующий эффективности ее функционирования. Эта методика не только дает возможность приобщать детей к классике в доступной, увлекательной форме, но и может способствовать более успешному и продуктивному развитию в этом возрасте ряда важнейших качеств: в сфере общения – идентификации, обособления и эмпатии; в нравственной сфере – ускорению процесса возникновения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам и выработке собственной нравственной позиции, а также формированию «базового доверия к жизни», являющегося главной личностной задачей этого возрастного периода.
период дошкольного детства
театральное искусство
классическая музыка
духовно-нравственная культура
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
2. Кодай З. Избранные статьи. – М. : Сов. композитор, 1982. – 288 с.
3. Крутецкий В.А. Психология. – М. : Просвещение, 1986. – 336 с.
4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – 2-е изд. – СПб., 2000. – 284 с.
5. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. – Л. : Музыка, 1970. – 160 с.
6. Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избр. – М. : ВТО, 1982. – 512 с.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М. : Политиздат, 1988. – 270 с.
8. Чечина С.Н. Дошкольный музыкально-педагогический театр Саратова: особенности художественно-эстетического воспитания // Культура и искусство Поволжья : межвузовский сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия». – Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2002. – С. 27-32.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим условием успешного развития нашей страны, основным условием возрождения современного российского общества и человека. Цель данной работы - рассказать об авторской методике, которая может быть использована как один из способов формирования духовно-нравственной культуры личности в период дошкольного детства.

Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека - его внутреннего духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и самому себе. Духовность предполагает постоянный труд души, стремление к самосовершенствованию, и обязательно - чуткое отношение к другому человеку, заботу о его духовном росте и благополучии.

Основы духовно-нравственных качеств личности легче всего воспитывать в раннем возрасте - в период дошкольного детства. Это обусловлено рядом особенностей психофизиологического развития, которые оказывают влияние на все стороны жизни ребенка. Поэтому мы обратились именно к этому возрастному периоду.

Основой методики стала классическая музыка в силу ее особого значения для воспитания подрастающего поколения. Еще во времена древнегреческого философа Платона было известно, что могущественность и сила государства напрямую зависела от того, какая музыка в нем звучала. И не случайно Платон пришел к выводу, что нет более действенного способа разрушения нравов, чем отход от классических музыкальных канонов.

Роль музыки в эстетическом и нравственном воспитании отмечалась на протяжении всей последующей истории человечества. Особенно большое внимание музыкально-эстетическому воспитанию было уделено в ХХ веке, когда в ряде стран были созданы системы эстетического воспитания (З. Кодай, К. Орф, Э. Жак-Далькроз, Ш. Судзуки, Д.Б. Кабалевский), основанные на особом свойстве музыки - возможности «воспитания души», «развития общечеловеческих духовных качеств» (З. Кодай), «выражении средствами музыки того, что объединяет лучших людей разных стран и народов» (К. Орф) [5; 10].

Огромное значение музыкальному воспитанию придавал выдающийся педагог ХХ века В.А. Сухомлинский: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство» [7, с. 52-53], а это - основа его духовного богатства.

У классической музыки есть и другие удивительные свойства: она является

  • «могучим источником мысли», без которого «невозможно полноценное умственное развитие ребенка» [7, с. 56];
  • средством катарсиса: очищая психику, способна вызвать к жизни огромные, до этого подавленные силы;
  • средством передачи эмоциональных состояний: с огромной силой и непосредственностью передавая эмоциональные состояния человека, оказывает сильное эмоциональное воздействие;
  • помогает в освоении общечеловеческих ценностей, что очень актуально в настоящее время. Сочетая интеллектуальное и чувственное начала, музыка не только «сообщает» эти ценности, но и в силу особой эмоциональной заразительности позволяет их пережить, делая собственным опытом личности. Поэтому освоение классической музыки может помочь избежать самого опасного и распространенного результата образования - воспитания информированных людей, не отягощенных совестью.

Важная составляющая работы - использование данных педагогики и психологии. Еще И.П. Павлов доказывал, что обучение и воспитание - это образование новых, сложных условных связей и их систем. То есть ведущими в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а те новые нервные образования, которые возникают в результате его жизнедеятельности в определенных общественных условиях.

Однако современная наука указывает на важную биологическую закономерность: ребенок должен получить культурные знания и навыки в наиболее благоприятном для этого возрасте. Новые связи между нервными клетками, даже обусловленные наследственными механизмами роста, должны быть обязательно подкреплены опытом, по крайней мере в течение критических периодов развития мозга.

Если такого подкрепления не произойдет, новые связи не будут задействованы. Именно поэтому само наличие культурных запросов, их богатство и предпочтения определяются не только уровнем цивилизованности, воспитания, но и приобретением соответствующих знаний и навыков в периоды особой восприимчивости психики - так называемые сензитивные периоды (Л.С. Выготский). Если в развитии какого-либо навыка этот период упущен, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства [3, с. 223]. То есть, работая с ребенком в сензитивный период, мы вправе рассчитывать на эффективность обучения, в противном же случае даже большие вложения не смогут компенсировать развитие соответствующего навыка в более позднем возрасте.

У этого возрастного периода есть еще одна очень важная особенность: раннее детство (до 5 лет) - время установления базовых отношений ребенка с миром, когда маленький человек должен осознать представшую ему многомерную вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути.

Больше всего в этом возрасте ребенок боится хаоса обрушивающихся на него впечатлений, событий внутренней и внешней жизни, которые ему нужно как-то организовывать, чтобы их понять и с ними совладать. Для этого ребенку необходимы «образно-понятийные опоры, к которым он будет привязывать изменчивые события текущей жизни, организуя их в некоторое понимаемое целое» [4, с. 22]. Одной из таких позитивных опор может и должна стать классическая музыка, глубоко и ярко воплощающая красоту и гармонию мира, цельность общественного и личного сознания, воспевающая красоту и могущество человека.

Все это помогает формированию у ребенка так называемого базового доверия к жизни (Э. Эриксон) - интуитивной уверенности в том, что «жить хорошо и жизнь хороша, а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят» [4, с. 19].

Формирование данного качества - главная личностная задача этого возрастного периода. На глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом «жизненный оптимизм взрослого, его желание жить вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все окончится хорошо вопреки обстоятельствам. И наоборот, отсутствие этого чувства может в будущем привести к отказу от борьбы за жизнь даже тогда, когда победа в принципе возможна» [4, с. 19].

Следовательно, формируя с помощью классики у ребенка жизнеутверждающую, оптимистическую «модель» мира, мы помогаем ему научиться побеждать различные формы «бегства от жизни», порожденные убеждением в иррациональности мира, противостоять в будущем таким страшным порокам, как пьянство, наркомания, компьютерная зависимость.

Действия, с помощью которых мы осуществляем формирование духовно-нравственной культуры дошкольников, - это специальные кукольные спектакли. Основным их отличием от традиционных является смещение акцентов: главное действующее лицо - не кукла, а тщательно подобранная классическая музыка, и все драматургические линии сюжета подчинены основной задаче - чтобы классика была не только прослушана (в качестве музыкального фона), но и услышана детьми, активно воспринята.

Эффективность воздействия спектаклей обусловлена следующим.

Искусство переживания как основа театральной педагогики и творческой практики позволяет в наибольшей степени воздействовать на сознание и чувства зрителей.

К.С. Станиславский считал, что мысль, идея только тогда будут восприняты зрителем, заставят его понять и пережить все совершающееся на сцене, когда они будут основываться на живом человеческом чувстве актера. «Зритель сразу отдается этой правде чувства и бесконтрольно верит всему, что видит на сцене... Такая вера раскрывает душу зрителя для непосредственного общения с ним самого артиста - из души в душу» [6, с. 199].

Только такое искусство может передать тончайшие оттенки, всю глубину внутренней жизни персонажа и оставить в душе зрителя глубокий след. Театр, воздействуя на впечатлительность и эмоциональность детей, заставляет их не только понять, но и, что очень важно, чувственно пережить определенные ситуации. Тем самым, он, во-первых, формирует социально ценные установки, которые становятся впоследствии сознательными мотивами деятельности, и, во-вторых, эмоционально заражая любовью к какому-либо виду искусства (в нашем случае, к музыке и театру), создает у детей стремление к возобновлению контактов с искусством.

Для освоения дошкольниками нравственного и музыкально-эстетического материала необходим яркий положительный эмоциональный настрой. Но учиться любят далеко не все дети. «Любовь же их к зрелищам и развлечениям - безгранична. Вот почему они с такой охотой наполняют театральный зал и там с большой легкостью усваивают мысли авторов произведений и сживаются с образами, созданными артистами» [6, с. 199]. Для детей дошкольного возраста театр является наиболее приемлемой и естественной формой приобщения к культуре, и в частности к культуре музыкальной, поскольку в данный возрастной период психической жизни ребенка все познавательные процессы носят непроизвольный характер, и функционирование их основано на заинтересованности и эмоциональности ребенка.

Кроме того, действие спектакля способно помочь детям проникнуть в эмоциональную атмосферу музыки, осознать настроения и чувства, которые выражены в музыкальном произведении, понять их язык. Это углубляет восприятие музыки детьми, делая даже чисто эмоциональное восприятие произведения (при малом опыте слушания) действенным и глубоким.

Спектакли, в которых добро побеждает зло, вместе с тщательно подобранной классической музыкой способны помочь в реализации главной личностной задачи этого возрастного периода - формировании «базового доверия к жизни». При этом классическая музыка, глубоко и ярко воплощающая красоту и гармонию мира, цельность общественного и личного сознания, воспевающая красоту и могущество человека, становится одной из безусловно позитивных образно-понятийных опор, «к которым ребенок привязывает изменчивые события текущей жизни» [4, с. 22], создавая свою модель этого мира, в котором ему предстоит самоопределяться. При этом гипноидные явления, возникающие и непроизвольно усиливающиеся в группах людей (при просмотре спектакля), способствуя максимальной пластичности и восприимчивости сознания, усиливают воспитательное воздействие всех перечисленных факторов.

Одним из преимуществ данной методики является использование в спектаклях сочинений, обладающих яркой психологической выразительностью, глубиной и проникновенностью. Большинство программ музыкально-эстетического воспитания, в том числе и новых, основано на звукоизобразительных произведениях, доля которых в общем музыкально-культурном наследии невелика. Основной их недостаток в том, что, приучая дошкольников при слушании музыки непременно искать опору в предметных образах, они искусственно сужают круг восприятия детей.

В этой связи следует не забывать слова выдающегося венгерского композитора и общественного деятеля XX века 3. Кодаи, который писал: «Тот, кого приучают искать в музыке всегда изображение внешних процессов, никогда не будет ее подлинным ценителем» [2, с. 148].

Восприятие же произведений, обладающих яркой психологической выразительностью, глубиной и проникновенностью, в наибольшей степени «включает» работу ощущений, эмоций, затрагивает чувственную сторону и одновременно предполагает работу интеллекта, оказывая наибольшее нравственно-эстетическое и интеллектуальное воздействие.

Таким образом, данная методика позволяет не только приобщать детей к классике в доступной, увлекательной форме, но и может способствовать более успешному и продуктивному развитию: сферы общения - идентификации, обособления и эмпатии - одного из важнейших качеств личности; нравственной сферы ребенка - в частности, ускорению процесса возникновения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, а также выработке собственной нравственной позиции; формированию «базового доверия к жизни», являющегося главной личностной задачей этого возрастного периода.

Эффективности функционирования авторской методики способствует комплекс психолого-педагогических условий, важнейшие из которых:

  • лаконизм, четкость нравственных коллизий, рассчитанных на восприятие именно в данном возрасте;
  • зримость, яркость характеристик героев, сочетающих в себе не только положительные черты, но и недостатки;
  • тщательность подбора материала и оптимальный темп его подачи в спектакле (точная дозировка по времени информационно-содержательной насыщенности и комических игровых моментов; процессов восприятия и творческо-поисковой деятельности детей);
  • стройность, цельность и логическая завершенность каждого спектакля;
  • вступительное слово, настраивающее и активизирующее внимание детей, и заключение, закрепляющее результаты работы и создающее установку на будущее восприятие произведений искусства;
  • общая направленность спектаклей: для формирования у дошкольников базового доверия к жизни необходима обязательная победа добра над злом, закрепленная соответствующим музыкальным материалом;
  • создание творческо-поисковых ситуаций, активизирующих процессы мышления дошкольников и снимающих психологические барьеры на пути усвоения нравственно-эстетического материала;
  • обязательная эмоциональная выразительность исполнения. Именно искренность переживаний актеров заставляет ребят активно сочувствовать своим героям, возмущаться несправедливостью и желать помочь, в результате чего происходит активное усвоение нравственных норм и выработка эмоционального отношения к ним. При условии высокой эмоциональной выразительности исполнения становится возможным усвоение музыкальных произведений, обладающих глубоким эмоционально-образным содержанием и яркой психологической выразительностью.

Авторская методика была апробирована и внедрена в работе дошкольного музыкально-педагогического театра «Музыкальная сказка», успешно функционировавшего в дошкольных образовательных учреждениях г. Саратова в течение десяти лет, и получила высокую оценку деятелей образования, культуры и искусства города, а также признание и любовь дошкольников [8, с. 31-32].

Таким образом, использование данной методики может быть одним из эффективных способов формирования духовно-нравственной культуры личности в период дошкольного детства.

Рецензенты:

Сухова Л.Г., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова», г. Саратов.

Полозова И.В., д.искусствоведения, профессор кафедры истории музыки ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова», г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Чечина С.Н. ОБ ИСТОКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14093 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674