Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Башмаков О.А. 1 Полев А.В. 2 Жабоева С.Л. 3
1 ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России
2 АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология»
3 ООО «Медицина Красоты»
За истекший период времени человечество шагнуло далеко вперёд на пути общественного прогресса, в связи с чем проблемы управления, весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением урегулирования всей общественной жизни, на современном этапе становятся важнейшими видами проявления активности человека. Управление здравоохранением в настоящую эпоху, ознаменовавшуюся бурным развитием медицинской науки, породившей в свою очередь специализацию, не может осуществляться без правильного научно обоснованного подбора людей для осуществления этих функций и без специальной их подготовки по всем вопросам, связанным с этого рода деятельностью. К этому обязывает и тот высокий уровень развития системы здравоохранения, к которому российское государство подошло в настоящее время, что требует тщательного отбора уже на стадии поступления будущих студентов.
технологии управленческой деятельности
теории управления
преподаватели
субъект и объект образования
1. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний: монография / B.C. Аванесов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. – 135 с.
2. Алексеев А.Н. К вопросу о количественном оценивании результатов тестового контроля знаний / A.Н. Алексеев // Открытое образование. – 2006. – № 6. – С. 11–13.
3. Аленичева Е. О проблеме системного конструирования учебного процесса / Е. Аленичева, В. Мамугина // Высшее образование в России. – 2005. – № 9. – С. 60–63.
4. Аляев Ю.А. Формирование управленческих компетенций с использованием экспертных систем обучения / Ю.А. Аляев, А.Ю. Беляков, Л.К. Гейхман // Открытое образование. – 2006. – № 3. – С.18–21.
5. Введенский В. Учебная программа повышения квалификации: концептуальные основания / В. Введенский // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – С. 151–152.
6. Ганаева Е. Повышение квалификации руководителей: маркетингово-технологический подход / Е. Ганаева // Высшее образование в России. – 2005. – № 12. – С.16–21.
7. ГребневА. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США / А. Гребнев, В. Попов // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – С. 120–133.
8. Гусева Е.К. Технология последипломной подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью: Методические рекомендации. – Нижний Новгород: Изд-во НижГМА, 2008. – С. 88.
9. Железнякова О.М. Изжила ли себя лекция в вузе? / О.М. Железнякова // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 12. – С. 30-33.
10. Жураковский, В. «Работа в команде» как педагогический принцип / В. Жураковский, 3. Сазонова // Высшее образование в России. – 2005. – № 8. – С. 3–8.
11. Комченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Комченко. – СПб.: НАРО. – 368 с.
12. Кулагина С. В. Дистанционное обучение как один из факторов повышения конкурентоспособности современных организаций /С.В. Кулагина // Открытое образование. – 2006. – № 5. – С. 18–20.
13. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения: дисс… д-ра пед. наук / Н.Б. Лаврентьева. – Барнаул, 1999. – 380 с.
14. Ларионов В. Проблемно-ориентированное обучение: «управление» и «психология» / В. Ларионов // Высшее образование в России. – 2005. – № 7. – С. 156–159.
15. Леонова Н.М. Построение математической модели лекционного вида учебных занятий по результатам использования адаптивного электронного образовательного ресурса / Н.М. Леонова, М.В. Марковский // Открытое образование. – 2006. – № 6. – С. 15–18.
16. Паволоцкий А.В. Контрольные вопросы и методика анализа результатов при проведении автоматизированного контроля знаний / А.В. Паволоцкий // Качество. Инновации. Образование. – 2006. – № 6. – С.17–25.
17. Плещеев В.В. Автоматизированная система формирования вариантов обучения / В.В. Плещеев //Высшее образование в России. – 2005. – № 1. – С. 52.
18. Плугина М. Организация системы повышения квалификации / М. Плугина // Высшее образование в России. – 2005. – № 1. – С.126–129.
19. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы / П. Матушкин // Высшее образование в России. – 2007. – № 1. – С. 119–127.
20. Пястолов С. К вопросу об оценке качества образования / С. Пястолов // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 13-25.
21. Рубин Ю. Стандартизация как фактор конкурентоспособности российского образования / К. Рубин, А. Емельянов // Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 28–41.
22. Рыбанов А.А. Моделирование динамики процесса формирования ответов на тестовые задания закрытой формы при дистанционном тестировании знаний / А.А. Рыбанов // Открытое образование. – 2006. – № 6. – С. 36-38.
23. Сазонов Б. Организационно-экономические аспекты модернизации: система зачетных единиц / Б. Сазонов // Высшее образование в России. – 2005. – № 8. – С. 9–27.
24. Щурим К. О структуре непрерывного профессионального образования / К. Шурин // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – С. 20-28.
«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма», - указывал К. Маркс в одной из своих работ. Эти слова были написаны ещё в тот период времени, отдаленный от нас многими десятками лет, когда уровень материального производства в обществе, а соответственно и развитие сферы обслуживания, были ещё очень невысокими [1,2,3,4,5].

Самая большая проблема в настоящее время - квалифици­рованный профессиональный отбор в системе управления. Низкий уровень у большинства современных организаторов здравоохранения, сформированности профессионально важ­ных качеств и низкий уровень востребованности этих качеств системой здравоохранения приводят к примитивному стилю управления в отрасли и отсутствию мотиваций специалистов к обучению. Противоречия между уровнем освоения педагогами знаний по специальности и по педагогике [6-15]. Несмотря на то, что каждые пять лет педагоги проходят обучение на факультете повышения квалификации специалистов, навыки использова­ния прогрессивных форм и методов преподавания, формирова­ния адекватного содержания образовательного процесса у них развиты слабо в связи с тем, что вопросы педагогики излагают преподаватели, не знающие специальности. Противоречие между социальной значимостью кафедр общественного здоровья и здравоохранения и низким социаль­ным статусом преподавателей (низкий уровень оплаты труда, большая педагогическая нагрузка, примитивный регламент и др.) [16-24].

Разрешить данные противоречия возможно только путем внедрения современных теорий управления в практику рабо­ты организаторов здравоохранения и внедрения современных эффективных образовательных технологий в образователь­ный процесс подготовки студентов соответствующих кафедр.

Результаты и обсуждение. Главным объектом образования является личность, ее раз­витие, формирование и социализация. Личность - это челове­ческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. Социализация - взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интег­рация личности в социальную среду, приспособление к ней пу­тем усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу, социальной группе, и воспро­изводство им социальных связей и социального опыта.

Особенности формирования и социализации личности оказывают большое влияние на результаты образовательного процесса, которые зависят от следующих факторов:

  1. Задатки - анатомо-физиологические особенности ор­ганизма, являющиеся предпосылкой способностей.
  2. Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осущест­вления определенного рода деятельности, которые обнаружи­вают в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности и задатки у организато­ра здравоохранения следует определять путем оценки профес­сионально важных качеств (ПВК) в процессе профотбора на конкретную должность.
  3. Среда - реальная действительность, в условиях кото­рой происходит развитие и жизнедеятельность человека (гео­графическая, национальная, школьная, семейная, социаль­ная).
  4. Общение - категория жизнедеятельности, проявляю­щаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
  5. Уровень социализации - уровень взаимодействия че­ловека с обществом.
  6. Воспитание - процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации.
  7. Деятельность - форма бытия и способ существования, который обеспечивает материальные условия жизни челове­ка, способствует удовлетворению естественных потребностей, познанию и преобразованию окружающего мира, духовному развитию личности, реализации ее культурных потребностей, личностного потенциала, достижению жизненных целей само­реализации человека.
  8. Самовоспитание - осознание, принятие и осуществле­ние личностью объективной цели как мотива своей деятель­ности.

Таким образом, чтобы прогнозировать результаты обуче­ния организатора здравоохранения, оценить готовность кон­кретного специалиста воспринять учебный материал у конк­ретного преподавателя с определенным уровнем интеллекта, опытом работы и качеством преподавания, необходимо опре­делить параметры каждого из вышеперечисленных факторов у конкретного организатора здравоохранения. В зависимости от уровня влияния этих факторов следует подбирать состав пре­подавателей, способ преподавания материала, соотношение лекционного и практического материала, методику текущей и итоговой аттестации.

Объект преподавания - организатор общественного здравоохранения, как правило, управленец, работа которого связана с принятием управленческих решений и ответствен­ностью за их последствия. В настоящее время следует учитывать следующие аспекты деятельности руководителя, которые определяют особенности его подготовки:

  1. Повышение уровня интенсивности, интеллектуаль­ности и эмоциональной напряженности труда современного руководителя, необходимого для эффективного функциони­рования управляемой организации, грамотной кадровой по­литики, создания эффективных рабочих команд.
  2. Постоянное экологическое и параэкологическое загряз­нение организма (физическая дезадаптация и хронический стресс), что приводит к снижению качества здоровья и отра­жается на эффективности работы руководителя и, в дальней­шем, на функционировании организации.
  3. Наличие множества стрессов в работе руководителя: сложность и противоречивость отечественного законодатель­ства и нормативной базы, низкая мотивация сотрудников и необходимость постоянного контроля их деятельности, от­сутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конф­ликты с ними, постоянная нехватка времени, чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства, ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами, потеря смысла деятельности, стресс несбывшихся надежд (Кемалов Р.Ф., 2005).
  4. Необходимость постоянно соблюдать хорошую форму и поддерживать высокий уровень здоровья.
  5. Высокие требования к личности и уровню руководите­лей, которые не только должны уметь принимать адекватные управленческие решения, нести ответственность за их выпол­нение, но и быть способными осознанно относиться к состо­янию своего организма, регулировать психические процессы (управлять своими чувствами, мыслями, желаниями), успеш­но приспосабливаться к социально-политической, экономи­ческой и управленческой среде, прогнозировать и управлять стрессом.
  6. Возрастающее значение социально-психологических методов управления, конечной целью которых является изме­нение трудового поведения работников, их эмоционального состояния, когниций (знаний, полученных в результате познавательных процессов) и поведенческих интенций (намерений, предваряющих действия), то есть трансформация установок работника.
  7. Необходимость изучения когнитивных процессов в сознании руководителя как субъекта управления и объекта образовательных воздействий (Вялков А.И., Кучеренко В.З., Татарников М.А., 2005).

Сложность управленческой деятельности требует качест­венного профессионального отбора на должности руководите­лей любого уровня и постоянного мониторинга их соответс­твия управленческой деятельности как на этапе обучения, так и в процессе их деятельности. В основе мониторинга ле­жит оценка задатков, способностей и установок личности.

Задатки к определенному виду деятельности называют специальными задатками, которые наследуются и могут ус­пешно развиваться в благоприятных условиях ещё во время студенческой поры.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осущест­вления определенного вида деятельности, которые обнаружи­ваются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способ­ностей - талант, гениальность.

Главенствующие установки личности студента - будущего организатора - устойчивые пред­расположенности к определенной оценке, схеме мышления и поведения, основанные на когнициях, аффективных реакциях, интенциях и предшествующем поведении, способные влиять на познавательные процессы, эмоции, формирование интен­ций и будущее поведение. Установки взаимодействуют между собой и с другими компонентами личности, что приводит к их взаимовлиянию: новое знание - изменение установки - из­менение эмоционального состояния и интенций - изменение поведения. Основные компоненты установочной системы личности: аффективные реакции, когниции, поведение, пове­денческие интенции.

В результате индивидуальная интерпретация окружающей действительнос­ти на основе сложившихся установок имеет большее влияние, чем объективная реальность как таковая. Учитывая большое влияние поведения и установок студента - будущего организатора здравоохране­ния на качество, объем и интенсивность труда медицинского персонала, перед обучением следует оценить личность каждо­го слушателя, его управленческие качества и способность вос­принять учебный материал.

В подготовке организаторов здравоохранения следует учитывать известные способы повышения эффективности мышления, связанные с эвристическими методами обработки информации:

  • уменьшение самоуверенности руководителей в непог­решимости своих мыслительных способностей и точности оценок социальных ситуаций;
  • понимание механизмов особенностей собственного мышления (психологических основ восприятия и интерпрета­ции информации);
  • повышение навыков адекватного восприятия окружаю­щих людей и ситуаций (психологическая подготовка);
  • необходимость изучения основ теории вероятности и статистики, которое приводит к адекватному восприятию лю­дей и социальных ситуаций.

Субъект преподавания - личность педагога, которая име­ет те же самые факторы формирования, что и объект препо­давания. Чтобы преподавать организацию здравоохранения, преподавателю необходимо:

  • иметь опыт клинической деятельности в медицинских учреждениях;
  • иметь опыт работы организатора территориального уровня;
  • хорошо знать теорию управления, экономику и органи­зацию здравоохранения;
  • иметь навыки работы со сложной социальной группой, уметь управлять ей и направлять ее деятельность;
  • иметь навыки и опыт педагогической деятельности.

Выводы. Таким образом, современный преподаватель дисциплины «Организация здравоохранения и общественное здоровье» - это не просто несостоявшийся клиницист, а социально зрелая личность, свободно владеющая специальностью, имеющая опыт управленческой деятельности и дополнительное обра­зование по важнейшим аспектам преподаваемой дисциплины (управление, экономика, право). Это определяет необходи­мость реформирования существующей системы подготовки преподавателя и значительное повышение его социального статуса. Целью каждого преподавателя является оптимизация учебного процесса для повышения результативности обуче­ния, однако эффект обучения будет зависеть и от уровня взаи­модействия объекта и субъекта образования в рамках конкрет­ного учебного процесса.

Рецензенты:

Макконен К.Ф., д.м.н., профессор, кафедра факультетской терапии НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Чеботарев А.П., д.м.н., зав. кафедрой охраны труда, безопасности жизнедеятельности и промышленного здравоохранения ПГУ, г. Полоцк.


Библиографическая ссылка

Башмаков О.А., Полев А.В., Жабоева С.Л. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13888 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674