Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

Греков Ю.А. 1 Кравчук А.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Минздрава России»
В данной статье представлена методика педагогического контроля для оценки видов подготовленности благодаря использованию наиболее важных качеств и способностей в танцевальном спорте на этапе начальной подготовки. Выделены основные и дополнительные информативные показатели в каждом виде подготовленности, что позволяет тренерам оперативно управлять подготовленностью танцоров, направив усилия на коррекцию отстающих показателей и совершенствование особенно тех показателей, которые влияют на спортивный результат. Разработаны этапные модельные характеристики танцоров 7 и 8 лет, позволяющие определить готовность к выступлению на соревнованиях и прогнозировать спортивные результаты. Определены двигательные качества и способности танцоров 7 и 8 лет, имеющие достоверное развитие на каждом году тренировки этапа начальной подготовки. Показано значение переходно-подготовительного периода подготовки для совершенствования отстающих от норматива показателей видов подготовленности в процессе самостоятельных занятий танцоров 7-8 лет.
педагогический контроль
нормативы
этап начальной подготовки
спортивные танцы
1. Греков Ю.А., Кравчук А.И. Информативные показатели в каждом виде подготовленности танцоров 7 и 8 лет // Научные труды: ежегодник. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2013. – С. 71-74.
2. Мухина М.П., Кравчук А.И. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания // Вестник Томского государственного университета. – 2011, № 343, февраль. – С. 184-187.
3. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях концентрированного обучения двигательным действиям // Омский научный вестник. – 2006. № 5 (39). – С. 244-249.
4. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В. Г. Никитушкин. Методическое пособие. – М.: Москомспорт, 2009. – 112 с.
5. Путинцева Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах: Автореф. дис. … кандидата пед. наук. – Москва, 2008. – 24 с.
Введение

Важное место в системе управления подготовкой спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю. Конкретизация его структуры и содержания с учетом специфики вида спорта являются важнейшими предпосылками повышения эффективности тренировочного процесса. Выполняя функцию обратной связи, педагогический контроль позволяет оценить эффективность средств и методов, применяемых в ходе подготовки спортсменов, вносить корректировки в тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки [4]. Накануне школьного возраста у дошкольников наблюдается запаздывание в проявлении скачков роста в развитии двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей, так как средовые воздействия не создают условий для реализации сенситивных периодов их развития, что отражается на несвоевременном формировании моторного потенциала детей младшего школьного возраста [2]. В условиях концентрированного обучения двигательным действиям детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит гармоничное развитие двигательных навыков и способностей детей [3], что может быть  характерно и для занятий танцевальным спортом.

Цель исследования - научное и методическое обоснование содержания комплексного педагогического контроля и этапных модельных характеристик танцоров на этапе начальной подготовки в танцевальном спорте. В исследовании принимали участие 36 танцоров 7-8 лет, занимающиеся на этапе начальной подготовки. В двухлетнем педагогическом эксперименте выявлялся уровень показателей видов подготовленности занимающихся, определялась достоверность изменения уровня двигательных качеств и способностей танцоров 7 и 8 лет. Разрабатывались нормативы и этапные модельные характеристики показателей видов подготовленности танцоров на этапе начальной подготовки.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

На этапе начальной подготовки танцоров 7-8 лет в танцевальном спорте в комплексном педагогическом контроле следует различать следующие разновидности видов подготовленности: общая и специальная физическая (ОФП и СФП), функционально-двигательная (ФДП), музыкально-ритмическая (МРТП), хореографическая (ХТП) и интеллектуальная техническая (ИТП) и тактическая подготовленность (ТактП). В содержание педагогического контроля включен разработанный нами комплекс контрольных упражнений, состоящий из 27 основных и дополнительных тестов. Данные тесты являются информативными для оценки  уровня показателей видов подготовленности танцоров [1]. Из них 14 тестов у мальчиков и 16 у девочек позволяют разработать этапные модельные характеристики танцоров и определить сумму модельных характеристик танцевальной пары.

За первый год тренировки у детей 7 лет в основных и дополнительных тестах наблюдалось достоверное (p< 0,05) изменение показателей: в ОФП во всех пяти основных показателях (ловкость, скоростная выносливость, быстрота, общая выносливость, скоростная сила), из которых два являются этапными модельными характеристиками у обоих партнеров (ловкость и скоростная выносливость) и один - у мальчиков (общая выносливость); в СФП во всех четырех основных показателях (статическая выносливость мышц рук, скоростная выносливость в прыжках со скакалкой, быстрота движений стоп и рук) и одном дополнительном (статическая выносливость мышц разгибателей левой стопы), из которых один является этапной модельной характеристикой у обоих партнеров (статическая выносливость мышц рук) и два - у девочек (скоростная выносливость и быстрота движений стоп).

В ФДП достоверные изменения (p< 0,05) были во всех девяти тестах, из которых: все три основных показателя, являющихся также этапными модельными характеристиками (координационные способности в прыжках в сочетании с движениями рук, точность мышечных усилий в прыжке в длину на 50% от максимального, вестибулярная устойчивость в пробе Ромберга), а также все три дополнительных (хореографическая выворотность, пространственная точность рук, координационные способности в прыжке с поворотом на 360°). Следует отметить рост уровня трех показателей, не являющихся информативными (пространственная точность ног, вестибулярная устойчивость в ходьбе по прямой после шести поворотов переступанием, точность мышечных усилий в прыжке в длину на 75% от максимального).

В четырех видах технической подготовленности достоверные (p<0,05) изменения  имели место в двух основных тестах (ритмическая память и координация), в одном дополнительном (музыкально-ритмические способности) и одном тесте, не являющемся информативным (музыкально-ритмическая координация), которые являются этапными модельными характеристиками у обоих партнеров (за исключением мальчиков в ритмической координации).

Остальные пять показателей технической подготовленности были выявлены при целенаправленном совершенствовании отстающих от нормативов показателей видов подготовленности в переходно-подготовительном периоде подготовки у танцоров 7 лет.  Из них  достоверные изменения (p<0,05) наблюдались у партнеров в двух тестах, один из которых является дополнительным показателем (хореографическая линия ног), другой, не являющийся информативным (музыкально-ритмическое переключение), оба из которых являются также модельными характеристиками (кроме мальчиков в музыкально-ритмическом переключении). Другие три показателя (хореографическая линия рук и осанки, интеллектуальная подготовленность) не имели достоверных различий (p>0,05) за этот период подготовки, но первый показатель является этапной модельной характеристикой у обоих партнеров, а третий - у мальчиков.

В тактической подготовленности уровень тактического мышления к концу тренировочного года оказался соответствующим нормативу и этот показатель является этапной модельной характеристикой. Данные тесты технической и тактической подготовленности следует отслеживать во втором полугодии первого года тренировки у танцоров 7 лет.

Таким образом, из 27 основных и дополнительных показателей  видов подготовленности в танцевальном спорте у танцоров 7 лет используется 18 основных и 9 дополнительных. Если у мальчиков можно учитывать 14 этапных модельных характеристик, то у девочек - 16.

Педагогический эксперимент, направленный на совершенствование отстающих показателей видов подготовленности в самостоятельных занятиях танцоров 7 лет, показал значительное сокращение числа этих показателей с 31-32 до 4 у партнеров танцевальной пары (табл. 1).

Таблица 1

Общее количество показателей видов подготовленности, отстающих от нормативов, танцоров 7 лет в экспериментальной группе до и после переходно-подготовительного периода (ППП)

Виды

подготовленности

До ППП

После ППП

мальчики,

n=9

девочки,

n=9

мальчики,

n=9

девочки,

n=9

ОФП

7

7

2

3

СФП

8

9

1

1

ФДП

7

7

1

0

ТП

10

8

0

0

ТактП

0

0

0

0

Всего

32

31

4

4

Таким образом, организация педагогического контроля за ходом реализации учебного материала видов подготовки, успешностью его освоения партнерами танцевальной пары, необходима на первом году тренировки танцоров 7 лет. Она позволит оценивать качество тренировочного процесса и прогнозировать танцевальным парам спортивные результаты.

За второй год тренировки у тех же детей в 8 лет в основных и дополнительных тестах наблюдалось достоверное (p<0,05) изменение показателей: в ОФП в четырех из пяти основных показателях (ловкость, скоростная выносливость, быстрота, общая выносливость), из которых два являются этапными модельными характеристиками у обоих партнеров (ловкость и скоростная выносливость) и один - у мальчиков (общая выносливость); в СФП в двух из четырех основных показателях (статическая выносливость мышц рук, быстрота движений рук), первый из которых является этапной модельной характеристикой, и в одном дополнительном (статическая выносливость мышц разгибателей нижних конечностей).               

В ФДП достоверные изменения (p<0,05) были в одном из трех основных показателях (вестибулярная устойчивость в пробе Ромберга), который является этапной модельной характеристикой у мальчиков, в двух дополнительных показателях (хореографическая выворотность и координационные способности в прыжке с поворотом на 360°) и двух показателях, не являющихся информативными (пространственная точность ног и точность мышечных усилий в прыжке в длину на 75% от максимального).

В видах технической подготовленности достоверные (p<0,05) изменения  были во всех девяти тестах, из которых: все четыре основных показателя (ритмическая память и координация, хореографическая линия рук, интеллектуальная подготовленность), все три дополнительных (музыкально-ритмические способности, хореографическая линия ног и осанки) и два показателя, не являющихся информативными (музыкально-ритмическая координация и переключение). Все показатели технической подготовленности являются этапными модельными характеристиками танцоров 8 лет, за исключением у мальчиков  музыкально-ритмическое переключение. Показатель тактической подготовленности также имеет достоверное изменение (p<0,05) уровня подготовленности и он является этапной модельной характеристикой для танцоров 8 лет.

Таким образом, из 27 основных и дополнительных показателей  видов подготовленности в танцевальном спорте у танцоров 8 лет достоверный рост  показателей имел место в 12 основных и 10 дополнительных.  У мальчиков и девочек можно учитывать по 14 этапных модельных характеристик.

 Педагогический эксперимент, направленный на совершенствование отстающих показателей видов подготовленности в самостоятельных занятиях танцоров 8 лет, показал значительное сокращение числа таких показателей  с 25-32 до 4-5 у партнеров танцевальной пары (табл. 2).

Таблица 2

Общее количество показателей видов подготовленности, отстающих от нормативов, танцоров 8 лет в экспериментальной группе до и после переходно-подготовительного периода (ППП)

Виды

подготовленности

До ППП

После ППП

мальчики,

n=9

девочки,

n=9

мальчики,

n=9

девочки,

n=9

ОФП

5

6

1

2

СФП

9

6

1

0

ФДП

6

6

2

0

ТП

11

6

1

2

ТактП

1

1

0

0

Всего

32

25

5

4

Таким образом, на втором году тренировки педагогический контроль конкретизируется, охватывая все разновидности подготовленности и модельные характеристики, существенные для оценки спортивных результатов танцевальной пары и нужные  для мальчиков - общая выносливость и девочек - музыкально-ритмическое переключение.

Рост уровня показателей  видов подготовленности за каждый год тренировки у танцоров 7 и 8 лет убеждает в необходимости ежемесячного отслеживания изменения показателей  видов подготовленности. Их динамика  за каждые три месяца занятий позволит конкретизировать и дифференцировать материал видов подготовки. Появляется возможность учитывать индивидуальный уровень развития показателей видов подготовленности у танцоров 7 и 8 лет. Последовательность оценки показателей видов подготовленности согласуется с рекомендуемой этапностью их подготовки (Е. В. Путинцева, 2007) и становлением разработанных нами этапных модельных характеристик.

За два года тренировки следует отметить интенсивное развитие следующих показателей видов подготовленности:

  • ОФП:  гибкость, скоростная выносливость, быстрота и общая выносливость;
  • СФП:  статическая выносливость и быстрота мышц рук;
  • ФДП:  вестибулярная устойчивость (поза Ромберга), хореографическая выворотность и координационные способности (прыжок с поворотом на 360°),  пространственная точность ног и точность мышечных усилий в прыжке в длину на 75% от максимального;
  • ТП:  все девять показателей - ритмическая память и координация, хореографическая линия рук, интеллектуальная подготовленность; музыкально-ритмические способности, хореографическая линия ног и осанки; музыкально-ритмическая координация и переключение;
  • ТактП: тактическое мышление.

Выводы:

1. Первый год тренировки танцоров 7 лет характеризуется интенсивным развитием основных двигательных качеств и способностей в ОФП, СФП и ФДП, а также достоверным развитием (p<0,05) отдельных дополнительных информативных показателей и других, не являющихся информативными у танцоров на этапе начальной подготовки. Показатели технической и тактической подготовленности находятся в процессе формирования и их развитие следует отслеживать во втором полугодии первого года тренировки танцоров 7 лет.

2. Второй тренировочный год танцоров 8 лет характеризуется достоверным развитием (p<0,05) основных и дополнительных качеств, многие из которых также являются модельными характеристиками в данном возрасте. Отдельные двигательные качества и способности стабилизируются после достижения  нормативов на первом году тренировки танцоров.

3. Методика педагогического контроля видов подготовленности на этапе начальной подготовки в танцевальном спорте позволяет на каждом году тренировки:

  • выявить показатели видов подготовленности, которые интенсивно развиваются,
  • определить достижение нормативов на каждом году тренировки,
  • выявить показатели этапных модельных характеристик в каждом виде подготовленности,
  • отследить индивидуальный уровень показателей видов подготовленности,
  • устранить за переходно-подготовительный период отстающие от норматива показатели видов подготовленности,
  • определять на основе этапных модельных характеристик готовность партнеров и танцевальной пары к выступлению на соревнованиях и достижение спортивных результатов.

Рецензенты:

Бабушкин Г.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой Теории, методики и истории физической культуры и спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.

Сальников В.А., д.п.н., профессор кафедры «Физической подготовки» Омского автобронетанкового инженерного института (филиал ФГКВОУ ВПО «Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва» Минобороны РФ), г. Омск.


Библиографическая ссылка

Греков Ю.А., Кравчук А.И. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13850 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674