Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Биктагирова З.А. 1 Сиразутдинова А.Р. 1
1 ГОУ ВПО «Казанский федеральный университет»
В статье проведен теоретический анализ по проблеме обучения леворукого ребенка в школе на уроках иностранного языка, исследована история данного вопроса, изучены психофизиологические особенности леворуких детей. В ходе эксперимента выявлено, что школьные педагоги при подборе методов и приемов обучения не учитывают межполушарной асимметрии головного мозга учащихся. В связи с этим рассмотрены проблемы леворуких детей в школе и предложены наиболее эффективные методы и приемы их обучения на уроках иностранного языка. Для определения функциональной асимметрии полушарий мозга учащихся и педагогов использованы тесты И.П. Павлова и Князевой-Вильдавского. Подобраны рекомендации не только педагогам, но и родителям. Совместно с классными руководителями внесены некоторые изменения в организацию учебного процесса: детей с доминированием правого полушария попросили пересесть за одну парту с «чистым правшой», так как они, работая в паре, дополняют друг друга, помогают полнее воспринять учебный материал; рассаживая детей, мы также учитывали рабочую полусферу ребёнка (правополушарных посадить подальше от окна). На педагогической практике все уроки английского языка строились с учётом этих рекомендаций. Учителя, работающие в экспериментальных классах, заинтересованно отнеслись к этой работе и также старались применять наглядные методы и приемы: рисунки, таблицы, схемы, модели, интерактивная доска. Отслеживая успеваемость учащихся, беседуя с детьми, констатировали, что детям стало легче и интересней учиться, а уровень успеваемости по английскому языку несколько повысился. Таким образом, учитывать функциональную асимметрию мозга необходимо при обучении детей, т. к. от этого зависит качество восприятия и понимания информации учащимися и качество взаимодействия учащихся и их педагогов.
эксперимент
функциональная асимметрия полушарий головного мозга
левшество
1. Амирханова К.М. Место техники написания рефлексивного журнала в формировании рефлексивного мышления студентов при обучении иностранному языку // Филология и культура. Philology and culture. – 2014. – №1 (35). – С.264-269.
2. Андреева О. В. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста: дис… канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2006. – 164 с.
3. Дубровинская Н.В., Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 512 с.
5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
7. Яшина М.Е., Закирова Л.Р. Экологическая школа как форма становления экологической культуры в процессе обучения иностранному языку // Перспективы науки. – 2014. –№2 (53). – С.183-185.

Одним из важных аспектов психофизиологических особенностей детей является леворукость. По статистике, сейчас на Земле проживает порядка 500 миллионов леворуких людей, то есть практически каждый десятый. Среди левшей примерно 20 % одаренных людей, а среди правшей – не более 5 %. Много гениев в разных отраслях искусства были именно левшами. Это знаменитые художники, скульпторы всех эпох, славные полководцы, поэты, писатели и многие другие талантливые люди.

Дети-левши – большие оригиналы и часто находят собственные нестандартные способы достижения целей. В Нижнекамске в настоящее время не ведется статистика о количестве леворуких детей в школах и детских садах. Лишь при заполнении документов о готовности ребенка к школе может стоять отметка, что у ребенка ведущая рука – левая. Проблема заключается не только и столько в леворукости, сколько в доминировании правого полушария, участвующего в обработке получаемой информации. В связи с этим необходимо провести серьёзное теоретическое и практическое  исследование, целью которого является: во-первых, выявление  психофизиологических особенностей леворуких детей, во-вторых –разработка рефлексивных  способов обучения, которые «применяются с целью научить учащихся выявлять и осознавать мотивы своего учения, формировать собственное отношение к полученной информации» [1].

Гипотеза данного исследования заключается в том, что если принимать леворукость как норму и не переучивать леворукого ребёнка, а подбирать методы обучения, соответствующие его психофизиологическим особенностям, то это будет способствовать более эффективному, успешному усвоению им  иностранного языка.

По вопросу о происхождении леворукости нет единого мнения. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, какие факторы определяют «рукость», чем левши отличаются от правшей, является ли леворукость патологией.

Левшество вообще – это не только леворукость. Под левшеством понимается левая асимметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Под правшеством – соответственно, преобладание правой части. В то же время возможна симметрия отдельных органов

По данным Т.Д. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной, самым частым среди различных вариантов левой асимметрии было проявление левшества слуха (37 %), затем левшества ног (26 %), левшества зрения (19 %) и леворукость (55 %) [5. Цит. по Микадзе].

Выделяют два основных вида мышления: «правополушарное» и «левополушарное». Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое – постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.

По мнению специалистов, леворукость не является патологией, а может считаться проявлением индивидуальности в пределах нормы. При обучении у детей-левшей чаще встречаются индивидуальные затруднения: зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), медленнее скорость и хуже связность письма. Ребёнку-левше трудно научиться писать, а учитель не знает, как  научить ученика правильному и лёгкому для него способу письма. Необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Левополушарные учащиеся в речи используют много глаголов, при письме делают в 2,5 раза ошибок больше, чем  правополушарные: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 1,2 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. Правополушарные дети ошибки делают в словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, – для них характерны пропуски, описки [6].

В учебных планах редко разрабатывается более одного стиля  обучения. Практически все школьные учебники, включая и те, которые предназначены для реализации программ развивающего обучения, ориентированы на левополушарный стиль мышления. Поэтому именно на школьного учителя ложится ответственность за изменение и дополнение учебного плана, чтобы гарантировать успех всех учащихся.

Традиционная методика преподавания языка в школе, которая опирается на рационально-логические грамматические способы, ставит в неодинаковые условия учащихся с функциональной асимметрией головного мозга, которые  по-разному предрасположены к усвоению языка. На уроке иностранного языка учащиеся левополушарного типа, работающие с правополушарным учителем, будут постоянно заглядывать в свои словари. Напротив, ученики правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию. Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст, заданный в качестве устного упражнения; правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями [2].

Практическое апробирование теоретических выводов  было проведено на  базе школы № 22 города Нижнекамска с февраля по декабрь 2013 года. В исследовании принимали участие 12 преподавателей, 38 учащихся  5-х и 4-х классов, изъявивших желание принять участие в эксперименте.

Из бесед с преподавателями и анонимного анкетирования выяснилось, что они при организации учебного процесса не учитывают функциональную асимметрию головного мозга учащихся и соответственно не имеют особого подхода к правополушарным учащимся, объясняя это недостатком времени на уроке и невозможностью уделять  внимание каждому ребёнку. Кроме того, они не имеют практически никакого представления об условиях, которые могут помочь детям с правополушарным доминированием головного мозга обучаться более полноценно, а главное, более эффективно воспринимать учебную информацию. Из 12 педагогов, принявших участие в анкетировании, у трёх оказалось доминантным правое полушарие. Именно они на своих уроках применяют больше наглядных методов и приёмов: схемы, рисунки, таблицы, модели,  чаще используют интерактивную доску.

Для определения функциональной асимметрии полушарий мозга учащихся  и педагогов использованы  тесты И.П. Павлова и Князевой-Вильдавского. С помощью таких заданий можно определить  не только случаи ярко выраженного доминирования левого или правого полушария, но и выявить детей с выраженным «равнополушарным» способом мышления.

Согласно тесту И. П. Павлова [6. Цит. по Сиротюк], учащимся предлагалось разложить карточки по 3 на три группы, чтобы в каждой группе было что-то общее. Всего использовалось 9 карточек, на каждой из которых было написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Анализируя работы учащихся, мы получили следующие результаты:

  • первый вариант – учащиеся распределили слова, выделяя общие существенные признаки 1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца»;

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать»;

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»).

У таких учащихся преобладает логическое мышление, доминирование левого полушария.

  • 2 вариант – предметы и явления обобщены по их функциональным признакам

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя»;

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья»;

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

Этим учащимся характерно образное мышление, доминирование правого полушария.

  • 3 вариант – одновременное выполнение I и II вариантов теста. У этих учащихся смешанный тип мышления.

Для определения рукости мы также использовали систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским [6].  Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, нужно соблюдать следующие условия:

1) лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;

2) это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие:

  • открывание небольшой коробочки (например, спичечного коробка). Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.
  • «Игра в мяч» – нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.
  • Вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.).
  • Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2–3 штуки) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак «плюс» (+)  в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

Полученные в результате диагностического исследования  данные показали, что: левополушарные дети составляют 42 %, правополушарные – 11 %, равнополушарные – 47 %.

Анализ успеваемости учащихся  по предмету «иностранный язык» показал, что из 38 школьников 4 ребенка – явные левши, из них  1 ударник, 3 троечника (по английскому языку).

Необходимо отметить, что предмет «Иностранный язык» занимает особое место в воспитании школьников, являясь существенным фактором, необходимым для разностороннего развития ребёнка и полноценной реализации его способностей и возможностей во взрослой самостоятельной жизни. Существует ряд психологических приёмов повышения интереса к учебно-познавательной деятельности школьника на уроке иностранного языка – эффект новизны, занимательности, познавательности и удивления, которые правильно создают мотивацию и способствуют реализации практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей [7].

Интересны результаты наблюдения за учащимися в процессе изучения правил грамматики английского языка. После изучения правил у левополушарных детей ошибок становится в 5 раз меньше. У правополушарных – наоборот, они начинают  делать  ошибок в 4 раза больше. Обратившись к литературе, выяснили, что дети правополушарного типа обладают так называемой «врожденной грамотностью», которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил, а используя опору на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, нарушается «врожденная грамотность». Их нельзя во время чтения останавливать и просить вспомнить правило.

Педагоги, принявшие участие в эксперименте, с интересом познакомились с результатами проведённого исследования. Четверо из них захотели попробовать исправить положение. Они познакомились с работами А.Л. Сиротюк [6].

На основании результатов её исследований, а также работ педагогов и студентов Тверского государственного университета, мы подобрали следующие рекомендации для учителей и родителей по созданию ситуации успеха на уроках иностранного языка для детей с разным доминантным полушарием:

  1. Не переучивайте леворукого ребенка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок более подвержен невротизации.
  2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.

Для учащихся с преобладающим правополушарным мышлением лучше даются  методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения.

Учащиеся же с доминированием левополушарного мышления хорошо справляются с решениями задач, письменными опросами с неограниченным сроком выполнения, вопросами «закрытого» типа.

Ниже представлены наиболее эффективные методы обучения леворуких детей на уроках иностранного языка: интуитивный способ изучения; образные представления и конкретные ситуации; ролевые игры; работа с наглядностью, фильмами, карточками; проверки на уроке; групповые задания; деятельность, требующая быстрой реакции; задания на правописание; интервью; синтез текстов и слов из предложенных  частей.

Эти  рекомендации были предложены не только педагогам, но и родителям.  Совместно с классными руководителями были внесены некоторые изменения в организацию учебного процесса: детей с доминированием правого полушария попросили пересесть за одну парту с «чистым правшой», так как они, работая в паре, дополняют друг друга, помогают полнее воспринять учебный материал.

Рассаживая детей, мы также учитывали  рабочую полусферу ребёнка (правополушарных полезнее посадить подальше от окна). При использовании компьютера «правополушарникам» было предложено использовать светлую  клавиатуру  с тёмными буквами.

Во время проведения эксперимента все уроки английского языка строились с учётом этих рекомендаций. Учителя, работающие в экспериментальных классах, заинтересованно отнеслись к этой работе и также старались применять различные методы и приёмы с учетом данных рекомендаций (наглядные методы и приемы: рисунки, таблицы, схемы, модели, интерактивная доска).

Отслеживая успеваемость учащихся, беседуя с детьми, констатировали,  что детям стало легче и интересней учиться, а уровень успеваемости по английскому языку несколько повысился. В декабре, по окончании второй четверти, снова выписали успеваемость детей, принявших участие в эксперименте. Результаты контрольного эксперимента порадовали: по предмету «иностранный язык» улучшились отметки у двух левшей из четырех, у двух правшей и у пяти равнополушарных детей.

Более наглядно это отражено в диаграмме:

Сравнительный анализ результатов успеваемости до и после эксперимента

Таким образом, учитывать функциональную асимметрию мозга необходимо при обучении детей, т. к. от этого зависит качество восприятия и понимания  учащимися учебной информации. Межполушарная асимметрия – это индивидуальная особенность каждого человека, она не  только определяет  доминирование какого из полушарий благоприятнее для него, а также дает нам понимание, что любая информация, которую воспринимает человек, обрабатывается головным мозгом по-разному, что и подтвердили результаты исследования. В учебном процессе необходимо учитывать это явление.

Результаты, полученные в процессе экспериментальной работы, позволяют сделать следующие выводы: подбор методов обучения  с учетом межполушарной асимметрии головного мозга позволяет повысить эффективность учебной деятельности школьников. А это, в свою очередь, позволит активнее выявлять их потенциальные возможности и развивать способности.

Рецензенты:

Ярмакеев И.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования, заместитель директора по научной деятельности Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского  федерального университета, г.Казань.

Фахрутдинова Р.А., д.п.н., профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского  федерального университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Биктагирова З.А., Сиразутдинова А.Р. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13840 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674