Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Шайхутдинова Г.Ф. 1 Жидкова Э.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
На современном этапе развития рыночной экономики в России все большую актуальность приобретают проблемы развития молодежного предпринимательства. Молодежь – часть общества, обладающая креативным мышлением; склонная к ведению собственного дела, инновациям и риску; владеющая на высоком уровне интернет-технологиями. Вовлечение молодежи в предпринимательскую среду способствует решению проблем занятости на рынке труда. Статистические данные, приведенные в статье, демонстрируют концентрацию молодежи в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Авторами рассмотрены законодательные акты, регулирующие молодежное предпринимательство, и инфраструктура поддержки молодежного предпринимательства Республики Башкортостан. Определены основные черты современного молодого предпринимателя, включающие профессионально-квалификационные, интеллектуальные, организаторские, лидерские, коммуникативные, культурно-этические, физические характеристики. Предложен ряд мер, направленных на решение проблем развития молодежного предпринимательства.
основные черты предпринимателя
молодой предприниматель
инфраструктура поддержки
формы государственной поддержки
молодежное предпринимательство
1. Ахиярова Н.В. Молодежное предпринимательство – бизнес-потенциал экономического развития Республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т. 13. - № 3. - С. 659-662.
2. Вавилов О.О. Предприниматель как объект социально-экономического исследования : автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.03. – М., 2008. – 23 с.
3. Малый бизнес Башкортостана: портал малого и среднего предпринимательства. - URL: http://www.mbbash.ru/ (дата обращения: 1.06.2014).
4. Мезенцева Е.В. Социально-экономическая оценка развития предпринимательства в молодежной среде : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ставрополь, 2009.
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. - URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/statistics/ (дата обращения: 18.05.1014).
6. Петросян С.Г. Организационно-экономический механизм поддержки молодежного предпринимательства в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2012. - 23 с.
7. Шайхутдинова Г.Ф. Личностная компонента российского предпринимательства // Экономика и управление : научно-практический журнал. - 2011. - № 2. - С. 123- 126.
8. Шаткевич И.А. Нормативно-правовой механизм социального оздоровления молодежного предпринимательства : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. - Белгород, 2002. - 179 с.

Введение

Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства диктуют новые требования к личности предпринимателя и характеризуются активным включением молодежи в предпринимательскую среду. Молодежь - часть общества, обладающая креативным мышлением; склонная к ведению собственного дела, инновациям и риску; владеющая на высоком уровне интернет-технологиями. Вовлечение молодежи в предпринимательскую среду способствует решению проблем занятости на рынке труда.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, молодежное предпринимательство активно развивается и в 2013 году по видам экономической деятельности распределилось следующим образом [5]:

Рис. 1. Молодежное предпринимательство по видам экономической деятельности с 2012 по 2013 г.

Законодательные акты, субъекты инфраструктуры, формы поддержки молодежного предпринимательства

С целью создания благоприятных условий развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации разрабатываются законодательные акты на федеральном и региональном уровнях, создаются субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Основные законодательные акты, регулирующие молодежное предпринимательство в Российской Федерации и Республике Башкортостан, представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

Законодательные акты в области молодежного предпринимательства

Федеральные

Региональные

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 28.12.2013 N 396-ФЗ).

2. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (ред. от 05.04.2013 № 56-ФЗ).

4. Законопроект № 340548-6 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» находится на рассмотрении Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009).

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р)

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы» (утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 г. N 249).

2. Долгосрочная целевая инновационная программа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы.

3. Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы» (утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2012 г. № 201).

4. Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь – стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006–2015 годы.

5. Закон Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (ред. от 04.03.2014 №59-з).

6. Закон Республики Башкортостан от 12.11.1991 N ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан» (ред. от 18.07.2011)

На сегодня субъекты инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан определяются следующие.

Рис. 2. Инфраструктура поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан.

Основными формами государственной поддержки молодежного предпринимательства перечисленных субъектов инфраструктуры являются:

  • финансовая поддержка, цель которой - обеспечение доступа субъектов молодежного предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование;
  • имущественная поддержка, целью данного направления является предоставление в аренду субъектам молодежного предпринимательства помещений, находящихся в собственности государства;
  • образовательная поддержка, цель - повышение уровня квалификации субъектов молодежного предпринимательства;
  • консультационная и информационная поддержка, включающая в себя оказание субъектам молодежного предпринимательства и организациям инфраструктуры информационной, консультационной и методической поддержки по различным вопросам.

В 2013 году объем средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 187,6 млн рублей. На условиях софинансирования из федерального бюджета привлечено 637,7 млн рублей.

Несмотря на осуществляемую работу, практика показывает, что наличие пробелов, противоречий и неточностей в законодательных актах о молодежном предпринимательстве приводит к снижению его эффективного функционирования и развития.

Анализ ряда исследований отечественных ученых [4; 6; 8] о молодежном предпринимательстве свидетельствует, что отсутствует единое мнение по поводу толкования точного и однозначного определения «молодежное предпринимательство», «молодой предприниматель»; а также относительно возрастного ценза и личностных характеристик молодого предпринимателя. В одних источниках к молодым предпринимателям относятся лица, не достигшие 35-летнего возраста, в других – до 25 или 30 лет.

Основные черты современного молодого предпринимателя

На сегодняшний день данные Фонда «Общественное мнение» свидетельствуют, что молодые люди в возрасте 18-30 лет составляют 30% всех предпринимателей России.

Молодой человек для того, чтобы стать успешным предпринимателем, начиная с школьного возраста должен усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы в работе.

Обобщая изученную терминологию и используя авторскую характеристику личности предпринимателя [7], определим основные черты современного молодого предпринимателя (табл. 2).

Таблица 2. Основные черты современного молодого предпринимателя

Возраст/ физические

Профессионально-квалификационные

Интеллектуальные

14-35 /

- физическое здоровье,

– психическое здоровье,

– эмоциональное здоровье

 

- общеобразовательный уровень,

- профессиональное образование,

- уровень образования и опыт предпринимателя вне сферы предпринимательской деятельности

- способность усваи­вать новые знания и навыки,

- развитое логическое

мышление,

- оригинальность мыш­ления,

- проницательность,

- креативность,

- интуиция

Коммуникативные

Организаторские, лидерские

Культурно-этические (ценностные ориентации)

– адаптивность,

- активность,

- мобильность,

- умение устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми,

– способность к регуляции своего состояния в ходе общения,

– умение излагать свои мысли при общении,

– способность к своевременному установлению и преодолению причин, препятствующих достижению эффективности общения,

– владение невербальными и вербальными средствами общения,

– владение навыками перевода конфликтов в позитивное русло,

- способность предвидеть ход общения

 

- психологическая сообразительность,

- психологический такт,

- умение лидера и руководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей,

- общественная энергичность,

- взыскательность,

- смелость,

- постоянство,

- гибкость,

- категоричность,

- критичность,

- способность анализировать отклонения от нормы в деятельности и поведении других людей,

- инициативность,

- деловитость,

- директивность,

- контроль,

- надежность,

- настойчивость,

- ответственность,

- практичность,

- последовательность,

- решительность,

- самокритичность,

- честность,

- уверенность в себе,

- трудолюбие,

- воображение,

- находчивость,

- новаторство,

- оптимизм

- владение культурой речи и поведения,

- вежливость,

- выдержанность,

- моральная воля и мотивация,

- не унижать чужого достоинства,

- не использовать чужих неудач для собственной выгоды

 

Описанные черты молодого предпринимателя усредняют и идеализируют его портрет. Также данные таблицы демонстрируют, что предприниматель, в первую очередь, должен обладать организаторскими и лидерскими качествами. На самом деле возрастной ценз предпринимателя от 14 до 35 лет - слишком широк. Молодые предприниматели 14-летнего возраста не могут иметь профессиональных знаний, опыта и ряд качеств, описанных в таблице. Одновременно предприниматели, относящиеся к возрастному цензу от 24 до 35 лет, представляют собой наиболее устойчивую категорию, обладающую необходимыми профессиональными навыками, накопленным опытом.

Сегодня перед молодыми предпринимателями встают следующие актуальные проблемы:

  • неподготовленность молодых людей к занятию новым, непривычным делом;
  • недостаток профессиональных, экономических, правовых знаний;
  • отсутствие эффективной системы бизнес-образования;
  • несовершенство правовой базы;
  • ограниченный доступ к кредитам и материальным ресурсам;
  • высокие налоги;
  • коррупция;
  • экономическая нестабильность;
  • кадровые проблемы и пр.

Заключение

Для решения возникших проблем требуется следующее:

  • совершенствовать законодательную базу развития молодежного предпринимательства. В данном контексте предполагается необходимость издания нормативного акта, регулирующего и характеризующего молодежное предпринимательство как отдельный субъект предпринимательской деятельности;
  • расширять программы развития молодежного предпринимательства во всех субъектах РФ (бизнес-образование в вузах);
  • определить приоритеты развития молодежного бизнеса [1];
  • развивать систему бизнес-образования молодежи;
  • создать фонды для финансовой поддержки молодых предпринимателей;
  • проводить политику, направленную на привлечение иностранных и отечественных инвесторов;
  • формировать новые виды социальных услуг, прежде всего информационных, первыми заказчиками которых могли бы выступать администрации городов и районов;
  • предоставлять льготные кредиты;
  • развивать систему государственных заказов и закупок для поддержания стабильности малого бизнеса;
  • оказывать помощь молодежному бизнесу в приобретении производственных площадей;
  • открывать бесплатно в коммерческих банках счета и обслуживать фирмы с малым оборотом и большими перерывами в поступлениях;
  • создать всеобщую информационную сеть молодежных информационно-консультативных бюро при библиотеках, цель которой заключается в систематическом поиске партнера для молодых предпринимателей на межрегиональном, межреспубликанском рынке;
  • совершенствовать деятельность неправительственных организаций по поддержке молодежного бизнеса.

Рецензенты:

Маликов Р.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа.

Зайнашева З. Г., д.э.н., профессор кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Шайхутдинова Г.Ф., Жидкова Э.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13837 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674