Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К САМООБРАЗОВАНИЮ

Вакула А.А. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье рассматриваются критерии и показатели готовности курсантов военного вуза к самообразованию. Раскрывается содержание мотивационного, организационно-деятельностного и оценочного критериев готовности. Показано, что мотивационный критерий способствует формированию саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования; организационно-деятельностный критерий включает в себя внешние дидактические и внутренние личностные составляющие; оценочный критерий способствует качественному анализу динамики в обучении. Рассмотренные критерии отражают специфику самообразовательной деятельности курсантов военного вуза как средство и условия подготовки к ней, а также находят своё отражение в реальной деятельности курсанта в военном вузе. Для мониторинга процесса формирования готовности к самообразованию выделены уровни готовности. Освещены результаты предварительного этапа эксперимента и обоснована необходимость внедрения в учебный процесс программы «Основы самообразования военного специалиста».
критерии
показатели
готовность к самообразованию
уровни готовности
1. Барабанщиков А.В. Основы личностно-ориентированной педагогики / А.В. Барабанщиков, С.С. Муципов. – М.; Воронеж, 1997. – 304 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – С. 471.
3. Давыдов В.П. Воспитание курсантов (слушателей) в процессе обучения / В.П. Давыдов. – М.: ВПА, 1975. – 191 с.
4. Ильин В.В. Философский словарь / под ред. И.П.Фролова. – 7-е изд. перер. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
5. Краевский В.В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 346 с.
6. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 324 с.
7. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. В.Г. Леонтьева. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. – С. 25.
Грамотный специалист, способный к повышению своей профессиональной квалификации путём непрерывного пополнения знаний, играет весомую роль в современном обществе. Поэтому подготовка курсантов военного вуза направлена на формирование у будущего офицера способности самостоятельно применять методы и средства познания, осуществлять приобретение новых знаний и умений. В этих условиях готовность к самообразованию является основой для саморазвития и самосовершенствования военного специалиста.

В Пермском военном институте внутренних войск МВД России нами проводится исследование технологии формирования готовности курсантов к самообразованию, в связи с которым возникла необходимость разработки критериев и показателей для оценки уровня сформированности этой готовности. В экспериментальной работе приняли участие 117 человек - курсанты 1-3 курсов. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 92 человека (два взвода по 22 человека в каждом и два взвода по 24 человека), в контрольную группу (КГ) - 25 человек (один взвод). Подготовительный этап эксперимента, включающий в себя педагогическое наблюдение, проведение бесед, анкетирования выявил реальное состояние потребностей и интересов курсантов.

Изучение результатов письменных опросов позволил определить образ курсанта с точки зрения его отношения к самообразованию, понимания того, что база высшего образования в первую очередь строится на самостоятельном учении. Исследование показало, что к стремлению познания самого себя и своих творческих способностей направлены 34,6 % курсантов. Самостоятельно достигают поставленных целей 46,4 % курсантов, при этом 39,6 % необходима помощь, а 14 % при появлении трудностей прекращают начатое дело.

Следует констатировать, что для большинства курсантов трудно даётся приобретение главнейшего навыка самостоятельной учебной деятельности - поиск информации, чтение, усвоение нового знания. При подготовке к занятиям лекциями пользуются 79,6 %, учебником - 54,7 %, материалами сети «Интернет» - 40,3 % опрошенных. Только 36,4 % курсантов при подготовке к занятиям изучают все вопросы. Это означает, что данная категория стремится к получению полного, не отрывочного знания. Научную периодику читают - 13,6 %, а монографии и вовсе 3,3 % курсантов.

Не является приоритетным для курсантов и чтение как способ получения информации. Самостоятельно читают рекомендованную литературу - 31,7 %, при этом 49,4 % курсантов считают лучшим усвоением материала - семинар, 19,7 % - лекцию.

Посещают самостоятельно библиотеку для дополнительной подготовки один раз в неделю 23,4 %, два раза в неделю 19,7 % опрошенных. Ежедневно в читальном зале проводят по 1-2 часа - 2 % курсантов, а не посещают библиотеку вообще 44 % - почти половина респондентов.

В целом, учитывая специфику обучения в военном вузе, ежедневно (4 часа) самостоятельной подготовке уделяют 92 % опрошенных. Тем не менее высокий уровень навыка самообразования готовы показать только 20 %, что составляет пятую часть анкетируемых. Остальным необходимо предоставление лекционного материала в полном объёме, проведение семинарских занятий и др. Каждый второй из опрошенных курсантов желает, чтобы лекционный материал преподносился в виде ответов на предстоящий по курсу зачёт или экзамен.

Таким образом, можно сделать вывод, что только 20-30 % курсантов имеют навыки в овладении знаниями. Четвёртая часть респондентов не проявляет желания в добросовестном обучении. Остальные испытывают трудности с самостоятельностью, адаптацией к учебному процессу, познавательной и творческой активностью.

Изучение результатов опросов привело нас к тому, что именно на самостоятельной работе, являющейся основой самообразования, возможно расширить и углубить знания курсантов. В достаточной степени не владея рациональными приёмами самостоятельной работы, не все курсанты могут самостоятельно организовать свою самообразовательную деятельность. Полученные данные помогли определить, какие критерии и показатели необходимо использовать для формирования готовности курсантов военного вуза к самообразованию в ходе их самостоятельной работы.

Большой толковый словарь С.А. Кузнецова определяет понятие «критерий» как признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [2, с. 471]. Критерии определяются также не только через ряд специфических признаков, но и служат образцом, мерилом исследуемого явления.

Проблему определения критериев в учебно-воспитательной деятельности рассматривали такие учёные, как А.В. Барабанщиков [1], В.П. Давыдов [3], В.В. Краевский [5], В.А. Сластенин [6] и др. Анализ педагогической литературы позволил нам на подготовительном этапе в рамках констатирующего эксперимента разработать ряд критериев и показателей, на основе которых затем оценивалась самостоятельная работа курсантов, направленная на формирование готовности к самообразованию. Были выделены мотивационный, организационно-деятельностный и оценочный критерии.

Мотивационный (осознанная мотивация) критерий готовности курсантов военного вуза к самообразованию мы рассматриваем первым, так как он является, по нашему мнению, системообразующим.

Мотивация традиционно разделена на две составляющие: внутренняя и внешняя. Внутренняя - всецело принадлежит личностному «Я». Курсант проявляет активность в самообразовательной деятельности не для того, чтобы получить поощрение или награду, а ради самой деятельности, достижении поставленных целей, творческой реализации, интереса к новым знаниям, получении эмоционального удовлетворения. Внешняя мотивация находится за границами личностного «Я», и, как правило, основана на материальном стимулировании, различного рода поощрениях, вознаграждениях и т.д. Такой подход снижает познавательную активность курсанта, которая начинает носить вынужденный характер, и для него важным становится не процесс самообразовательной деятельности, а лишь её результат.

Вся учебная деятельность в военном вузе побуждается системой мотивов, которые имеют неразрывную связь между собой, взаимодополняются и взаимопереплетаются, составляя ядро личности. Высокая степень мотивации у курсантов позволяет достичь наилучших результатов в обучении.

На формирование мотивационной сферы оказывают влияние множество факторов: субъективные особенности личности (нужда в знаниях, уровень интеллектуального развития, способностей и т.д.), организационные формы учебной деятельности, адаптированность курсанта к учебному процессу и др.

Для регуляции самообразовательной деятельности необходима целевая установка, конкретизирующая условия и средства выполнения этой деятельности. Реальным побудителем в обучении является система «мотив-цель», так как в конечном итоге она предопределяет степень интенсивности и прочности в усвоении знаний, умение ставить перспективные цели, предвидеть результаты своей учебной деятельности, преодолевать трудности, возникшие на пути к её достижению.

Важным показателем готовности к самообразованию является информационная потребность, которая выступает основой познавательной мотивации. Интерес - один из мотивов обучения. При этом курсант должен осознавать высокую роль самообразования в обучении. Напрямую связанный с процессом учения познавательный мотив заложен в учебной деятельности. В этих условиях особо проявляется познавательная потребность. Проявляющийся интерес в обучении - один из сильнодействующих мотивов в познании.

Стремление к мотивированной неуёмной жажде знаний, упорство при достижении поставленных целей в сочетании с высоким уровнем методического обеспечения определяют критерий мотивации достижения успеха.

Формирование и развитие мотивации происходит под влиянием конкуренции потребностей, влечений, стремлений и других побудителей человеческой активности. В процессе этой конкуренции образуется мотивационная структура с доминированием более сильных и значимых для личности мотивов [7, с. 25]. Взятый за основу мотивационный критерий способствует формированию саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования. Положительная мотивация в целом в военном вузе формируется на основе: организации образовательного процесса (в том числе самостоятельной работы); оценки учебной деятельности курсанта и педагогического стиля профессорско-преподавательского состава.

Следующий, определённый нами, критерий готовности курсантов военного вуза к самообразованию - организационно-деятельностный. Он включает в себя внешние дидактические составляющие: работа с информационными источниками, знания о сущности и специфики организации и планирования самостоятельной деятельности; и внутренние: самоанализ, самоорганизация, саморегуляция и личное саморазвитие. Совокупность этих показателей определяет процесс самообразовательной деятельности, где знаниями необходимо не только овладевать, но и уметь ими пользоваться. «Знание - внутренне дифференцированная совокупность представлений о действительности» [4, с. 191]. Знания позволяют курсанту ориентироваться в решении возникающих задач в ходе самообразования, грамотно планировать и контролировать ход своей деятельности и оценивать её результаты.

В начале каждого периода обучения курсант заводит «Дневник самостоятельной работы», в котором отражает результаты своего обучения. Дневник разделён на две части: в первой осуществляется планирование на неделю с конкретным выполнением мероприятий учебного процесса; во второй - этапы самостоятельной работы в часы самостоятельной подготовки. Обязательная самооценка и самоконтроль в ходе ведения дневника позволяет достичь наибольшего эффекта в самообразовании, оценить промежуточные результаты, вносить коррективы. Профессорско-преподавательский состав при оценки курсантов оперативно помогает в выявлении наиболее слабых мест в организации обучения.

Активная самообразовательная деятельность требует от курсанта умения проверить и оценить себя, выполнить самооценку своей деятельности. Следовательно, следующим необходимым критерием готовности курсантов к самообразованию является оценочный критерий. В психолого-педагогической литературе оценка своей деятельности подразделяется:

  • итоговая - по результату работы (сравнение результата с образцом);
  • пошаговая - по ходу работы (позволяет провести корректировку);
  • прогнозирующая, перспективная - до начала работы (позволяет спланировать всю работу в целом). 

Анализ учебной деятельности со стороны профессорско-преподавательского состава исследовался нами путём сопоставления результата с исходной задачей и итоговой оценкой работы. Педагогическая оценка способствует формированию самооценки и позволяет учитывать особенности самообразования, качество и динамику в обучении. Оценка со стороны командиров взводов выражается в форме подведения итогов о достигнутых результатах, в качественном анализе учебной деятельности, подчёркивании сдвигов в обучении и выявлении причин недостатков. Отсюда, оценка носит не столько количественный, сколько качественный анализ самообразовательной деятельности курсанта.

Таким образом, разработанные нами критерии отражают специфику самообразовательной деятельности как средство и условия подготовки к ней, а также находят своё отражение в реальной деятельности курсанта в военном вузе. Выделенные критерии между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для мониторинга процесса формирования готовности к самообразованию является определение уровней готовности. Уровни - это мера качественных и количественных проявлений признаков готовности к самообразованию. Учитывая критерии и показатели сформированности готовности курсантов к самообразованию, мы выделили три уровня готовности к самообразованию: низкий, средний и высокий. Их содержание представлено в табл.

Таблица

Критерии, показатели и уровни готовности к самообразованию курсантов военного вуза

Критерии и показатели сформированности готовности к самообразованию

Уровни готовности к самообразованию

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Мотивационный

(осознанная мотивация)

- осознанное отношение к самообразованию и её роли в обучении

 

 

- наличие познавательного интереса в военной области, познавательный мотив

 

 

 

 

- мотивация достижения успеха

 

 

 

глубокое осознание роли самообразования в обучении, её личной и общественной значимости

 

высокая степень познавательной активности, стремление к саморазитию, преобладание широкого кругозора

 

 

стремление к достижению высоких целей, получении высокой оценки своей самообразовательной деятельности

 

 

осознание необходимости в самосовершенствовании и самообразовании

 

 

эпизодическая самостоятельная деятельность по расширению кругозора, неустойчивый познавательный интерес

 

 

слабое стремление к более высоким результатам

 

 

неосознанность в развитии своего самообразования

 

 

слабая познавательная заинтерисованность, отсутствует стремление в процессе познания, узость кругозора

 

 

не проявление заинтересованности и самостоятельности, безразличие к успехам

Организационно-деятельностный

- умение работать с различными видами информационных источников

 

 

 

 

- развитие умения организации, планирования и саморегуляции самостоятельной деятельности

 

 

 

уверенное работа с различными видами информационных источников, их поиск и анализ

 

 

 

способность к планированию, самоорганизации самообразования

 

 

слабая методика информационного и библиографического поиска, порядка работы с учебной и научной литературой

 

умения спланировать и организовать своё самообразование развиты слабо 

 

 

отсутствует сформированность умения работы с информационными источниками

 

 

 

бессистемность в организации, планировании и управлении самообразования

Оценочный

- адекватная оценка и самооценка самообразовательной деятельности

 

высокая степень самооценки самообразования, стремление к профессиональному росту

 

самооценка самообразования сформирована слабо

 

анализ самообразования носит хаотичный характер, самооценка самообразования отсутствует

Курсанты, относящиеся к низкому уровню, характеризуются неустойчивым отношением к самообразованию, слабой познавательной заинтересованностью, отсутствием стремления в процессе познания, узостью кругозора, безразличием к успеху в своей учебной деятельности. Сформированность целей у таких курсантов носит хаотичный характер, а желание в решении трудных проблем отсутствует. Не сформированы умения работать с различными видами информационных источников, навыки организации самостоятельной деятельности и планирования развиты слабо. Курсанты этого уровня практически не могут дать адекватную оценку и самооценку своей самообразовательной деятельности.

Средний уровень готовности курсантов военного вуза к самообразованию характеризуется слабым стремлением к более высоким результатам, неустойчивым познавательным интересом, но при этом владеют методикой информационного и библиографического поиска, порядка работы с учебной и научной литературой, сформирован интерес к дополнительным источникам. У курсантов этого уровня слабо сформирована самооценка самообразования.

Высокий уровень готовности к самообразованию характерен для курсантов, способных творчески осуществлять самообразование как на основе уже изученного материала, так и при привлечении дополнительных источников информации. Такие курсанты глубоко осознают роль самообразования в обучении, имеют признание в курсантской среде, стремятся к достижению высоких результатов. Высокая степень самооценки позволяет им корректировать свою образовательную деятельность.

Представленные критерии и показатели готовности к самообразованию использовались нами в ходе экспериментальной работы. По результатам анализа, мы пришли к выводу о необходимости организации самообразовательной деятельности курсантов с учётом специфики военного вуза, разработки методических рекомендаций «Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза» и введения самообразовательного материала в виде программы «Основы самообразования военного специалиста», направленной на повышения уровня готовности курсантов к самообразованию, формированию знаний, умений и навыков самообразования.

Рецензенты:

Плотникова Е.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры высшей математики Пермского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь.

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Вакула А.А. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К САМООБРАЗОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13829 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674