Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УКРАИНСКИЕ УЧЁНЫЕ О ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проников А.К. 1
1 Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченка
Образовательные интеграционные ¬ процессы с Европой поставили новые требования к образованию в Украине в XXI веке. Необходимо использовать современные технологии обучения, обеспечивать саморазвитие личности. Одной из важных педагогических проблем в современных условиях является использование опыта, накопленного в государстве по подготовке будущих учителей физической культуры. Проблема подготовки будущих учителей физической культуры к педагогической работе с учащимися неоднократно привлекала внимание педагогов-ученых, специалистов-методистов и преподавателей по физической культуре. Анализ исторической, педагогической, психологической, современной научно-методической литературы свидетельствует, что вопросы организации и проведения учебной и внеклассной воспитательной работы с учащимися были предметом исследования у многих украинских ученых. В статье проанализированы некоторые исследования украинских ученых, посвящённые проблемам профессиональной подготовки студентов факультетов физического воспитания в педагогических высших учебных заведениях Украины второй половины ХХ – начала ХХІ вв. Особое внимание в исследовании уделяется вопросам формирования в них умений и навыков организации воспитательной внеклассной и внешкольной работы с детьми.
подготовка учителя физической культуры
воспитание
обучение
учитель
1. Богданов Г.П. Внеклассная работа по физической культуре. Методическое пособие для учителей физической культуры, воспитателей и старших пионервожатых / [Богданов Г.П., Бондаренко В.А., Железняк Ю.Д.] под ред. Г.П. Богданова. – М.: Просвещение, 1965. – 189 с.
2. Кичук С.Ф. Система подготовки студентов заочной формы обучения к внеклассной спортивно-массовой работе в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» (включая методику лечебной физкультуры) / С.Ф. Кичук. – М., 1983. – 23 с.
3. Кулинко А.И. История и организация физической культуры / А.И. Кулинко. – М.: Просвещение, 1982. – 224 с.
4. Короновский В.Н. Внеклассная работа по физическому воспитанию. Методическое пособие для учителей физического воспитания в школе / В.Н. Короновский. – М.: Учпедгиз, 1953. – 213 с.
5. Масюк А.И. Педагогическая подготовка студентов факультетов физического воспитания / А.И. Масюк // Теория и практика физической культуры. – 1960. – № 3. – С. 173-176.
6. Винниченко І.А. Система позакласної роботи у восьмирічній школі / І.А. Винниченко, Е.М. Марієнгоф. – Київ: «Радянська школа», 1968. – 418 с.
7. Дем’яненко Н.М. Загальнопедагогічна підготовка вчителя в історії вищої школи України (ХІХ - перша чверть ХХ ст.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра пед. наук: 13.00.01 «Загальна педагогіка та історія педагогіки» / Н. М. Дем’яненко. – К., 1999 – 21 с.
8. Курило В.С. Становлення і розвиток системи освіти та педагогічної думки Східноукраїнського регіону в ХХ ст.: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора. пед. наук: спец. 13.00.01. «Теорія та істория педагогіки» / В.С. Курило. – Луганськ, 2000. – 507 с.
9. Майборода В.К. Становлення і розвиток національної вищої педагогічної освіти в Україні (1917-1992 рр.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагогіка та історія педагогіки» / В.К. Майборода. – К., 1993. – 45 с.
10. Солончук М.С. Історія фізичної культури і спорту: навч. посібник / В.В. Солончук. – Кам’янець-Подільський держ. пед. ун-т.: Абетка-НОВА, 2001. – 235 с.
11. Сущенко Л.П. Професійна підготовка фахівців фізичного виховання і спорту: Історичний аспект / Л.П. Сущенко // Педагогіка і психологія професійної освіти. – 2001. – № 1. – С. 183-193.
12. Цьось А.В. Розвиток фізичного виховання на території України з найдавніший часів до початку ХІХ ст.: автореферат дисертацыъ на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук: спеціальність 24.00.02 «Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / А.В. Цьось. – Харків, 2005. – 40 с.
13. Шиян Б.М. Теоретико-методичні основи підготовки вчителів фізичного виховання в педагогічних закладах: автореферат. дисертацыъ на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук: спеціальність. 13.00.04 «Теорія і методика физичного виховання та спортивного тренування» / Б.М. Шиян. – К., 1997. – 48 с.
Введение. Актуальность исследуемой темы состоит в том, что реформирование высшей педагогической школы в Украине требует новых взглядов и путей решения подготовки будущих учителей, в том числе физической культуры. Одним из условий решения этой задачи является использование опыта и практики второй половины ХХ - начала ХХІ вв.

Анализируемый период характеризовался увеличением внимания к подготовке будущих учителей физической культуры: открытие в педагогических институтах специальных факультетов, расширением форм и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования - проанализировать актуальные проблемы подготовки будущих учителей физической культуры, которые рассматриваются в научных исследованиях украинских ученых, с целью использования накопленного опыта в современнных условиях.

Материалы и методы исследования. В статье использованы методы: сравнительно-исторический, функционально-структурный анализ литературных материалов, обобщения, которые обеспечили возможность целостно и объективно проанализировать изучаемый период.

Результаты обсужднения. Анализ историко-педагогических работ показал, что многие специалисты в области педагогики, физического воспитания и спорта обращали особое внимание на проблемы учебной и воспитательной работы с будущими учителями физической культуры. Важной составляющей этого процесса они считали их подготовку к организации разнных видов внеклассной и внешкольной спортивной и спортивно-оздоровительной работы с детьми.

Внеклассная работа по физическому воспитанию, по мнению учёных, является продолжением учебной, которая была начата на уроках физической культуры. Общим мнением является то, что эти виды деятельности должны способствовать расширению и углублению знаний, умений и навыков учащихся, развитию их самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей, а также удовлетворению интересов и обеспечению активного отдыха.

Так, например, Г.П. Богданов отмечает, что внеклассная работа организуется школой и проводится в режиме ее дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные перерывы, спортивный час в группах продленного дня, секции и кружки по различным видам спорта, соревнования, физкультурные вечера, спортивные праздники и т.д.), и это отличает ее от внешкольной работы, которая проводится с учащимися различных школ в специальных детских учреждениях: дворцах и домах детей и юношества, детских спортивных школах, детских парках, пионерских лагерях. Однако внеклассная работа связана с внешкольной. Эти две формы дополняют и обогащают друг друга. Автор считает, что иногда внеклассные занятия могут организовываться в детских парках и спортивных школах, домах пионеров, на стадионах и по месту жительства учащихся, а во время каникул - в школьных городских и загородных лагерях. Инициатором и основным руководителем внеклассной работы с учащимися является школа. Внеклассная работа, по данным автора, проводится в тесной связи с учебной, строится на добровольных началах, развивает самостоятельность учащихся, занятия не должны быть утомительными для детей. Однако автор акцентирует внимание на недостатках внеклассной массовой физкультурной работы в школе, одним из которых является узкая специализация школ по спортивной работе, вызывает необходимость у учителя уделять всё внимание физически более развитым ученикам. Вследствие этого основная масса детей остается вне поля зрения учителя [1, с. 45].

По определению И.А. Винниченко, внеклассной работой называется разнообразная образовательная и воспитательная работа, которая организована педагогическим коллективом школы и осуществляется во внеурочное время. Она должна быть направлена ​​на удовлетворение интересов и запросов учащихся. Отмечается, что внеклассная учебно- спортивная работа создается через коллектив физической культуры, который работает под руководством директора школы и учителя физической культуры [6, с. 21].

В определении различий между внеклассной и внешкольной работой И.А. Винниченко отмечает, что педагоги-практики нередко смешивают внеклассную работу с внешкольной. Они считают, что каждое внеурочное мероприятие, которое происходит за стенами школы, является внешкольным, а к внеклассной относят только ту работу, которая проводится в школьном помещении. Акцентируя внимание на ошибочности этого мнения, И.А. Винниченко подчеркивает, что экскурсия, посещение театра, если они организованы педагогами школы, являются мерами внеклассными. Внешкольную работу «...проводят с детьми специальные внешкольные учреждения: дворцы и дома пионеров, станции юных натуралистов, детские экскурсионно-туристские станции и другие учреждения. Конечно, школы и внешкольные учреждения работают в тесном контакте, помогают друг другу» [6, с. 2].

В.Н. Короновский, излагая основные положения для учителей физического воспитания в школе по организации внеклассной спортивно-учебной работы, в секциях школьного коллектива физической культуры и освещая вопросы массовой работы по физическому воспитанию, утверждал, что сочетание внеклассной спортивной и массовой работы имеет цель обратить внимание учителя физической культуры на тесную связь этих двух сторон деятельности и их взаимную зависимость [4, с. 36].

Анализ работ показал, что вопросы становления и развития физкультурного движения были предметом изучения, где подчеркивалась ведущая роль правительства, значение инструкций и постановлений для активизации физкультурной работы с населением страны и значительная роль всеобуча, как инициатора систематических массовых занятий физической культурой и спортом. Важная роль уделялось первым спортивным достижениям спортсменов как показателю состояния физкультурной работы в стране. Большое внимание, как показало исследование, в работах обращалось введению комплекса ГТО. Отмечалось, что именно комплекс ГТО обеспечивал учащимся всестороннюю подготовку и формирование широкого круга навыков, необходимых для трудовой и оборонной деятельности. Благодаря этому, по мнению учёных, он завоевал в своё время большую популярность среди населения страны, способствовал массовому развитию физической культуры и спорта.

Украинские ученые подробно проанализировали все направления и разделы учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Особое внимание обращалось на проблемы внеклассной работы по физическому воспитанию, формы и условия ее организации, работу физкультурных кружков, секций, спортивных и туристических лагерей, организации и проведения спортивных соревнований, праздников физической культуры. В работах также было раскрыто различные виды внешкольной работы по физическому воспитанию: экскурсии, прогулки, занятия в секциях детско-юношеских спортивных школ, детских экскурсионно-туристских станциях, спортивных кружках, клубах и секциях по месту жительства.

Возникновение, становление и развитие идей физического воспитания молодежи в свободное от учебы время частично раскрываются в учебниках и учебных пособиях по истории физической культуры М.Ф. Кулинко «История и организация физической культуры» [3]. Автор раскрывает истоки развития систем физической культуры, начиная с Сокольской и Шведской национальных систем, анализирует гимнастические системы занятий Эбера, Демени, Далькроса и Делакруа, определяет основные положения и требования к организации занятий физической культурой основателя советской системы физического воспитания Лесгафта. Также раскрыта специфика физического воспитания школьников и студентов, как в учебное, так и внеурочное время.

В пособиях, посвященных историческим этапам физического воспитания, раскрываются вопросы состояния и развития физической культуры и спорта в Украине от с зарождения до нашего времен. Автор исследования «История физической культуры и спорта» М.С. Солончук [10] в своих работах раскрывает особенности физического воспитания в Киевской Руси, анализирует военно-физическую подготовку запорожского казачества, характеризует ведущие направления и формы физической культуры и спорта в XVII-XX столетиях.

Пути повышения эффективности системы подготовки студентов-заочников факультетов физического воспитания к проведению физкультурно-массовой работы в школе рассматривал С.Ф. Кичук в диссертационном исследовании «Система подготовки студентов заочной формы обучения к внеклассной спортивно-массовой работе в школе» [2].

Автор доказал, что при осуществлении учебного процесса на факультетах физического воспитания будущие учителя получают необходимые знания и умения для проведения спортивно-массовой работы в школе. Целенаправленности в этом направлении «должно было способствовать: во-первых, дополнения ведущих спортивно-педагогических дисциплин факультативом, в котором должны быть сконцентрированы вопросы методики проведения внеклассных форм занятий по физическому воспитанию детей; во-вторых, организация самостоятельной работы, которая обеспечивает высокую учебную активность и тесную связь обучения с практической профессиональной деятельностью» [2, с. 9]. Исследователь определяет структуру педагогической деятельности учителей физической культуры, предоставляет перечень их умений и качеств.

Отдельным аспектам становления и развития внеклассной и внешкольной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы по физической культуре в разных регионах Украины посвящена докторская диссертация А.В. Цьося «Развитие физического воспитания на территории Украины с древнейших времен до начала XIX в.» [12].

Общие проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в высших педагогических учебных заведениях Украины анализируются в современных экспериментальных научных исследованиях. Проблемы профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта в высших педагогических учебных заведениях анализирует Л.П. Сущенко [11].

Теоретико-методические основы подготовки студентов факультетов физического воспитания раскрываются в докторской диссертации Б. Шияна «Теоретико-методические основы подготовки учителей физического воспитания в педагогических заведениях» [13].

Анализу общей характеристики развития высшего образования в Украине, педагогической подготовке будущих учителей физической культуры посвящены докторские диссертации Н.М. Демьяненко «Общепедагогическая подготовка учителя в истории высшей школы Украины (ХIХ - первая четверть ХХ в.)» [7], В.С. Курило «Становление и развитие системы образования и педагогической мысли Восточноукраинского региона в ХХ в.» [8], В.К. Майбороды «Становление и развитие национального высшего педагогического образования в Украине (1917-1992)» [9].

Педагогические аспекты подготовки будущих учителей физической культуры к работе в школе анализируются также и в статьях. Например, А.И. Масюк в исследовании «Педагогическая подготовка студентов факультетов физического воспитания» освещает собственный опыт организации и проведения учебной и воспитательной работы по физическому воспитания в ходе педагогической практики со студентами факультетов физического воспитания, анализирует ее содержание и даёт практические рекомендации по её совершенствованию [5].

Заключение и выводы. Проведенный анализ и обзор широкого круга историко-педагогических и современных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о наличии научных работ, посвященных общим вопросам подготовки будущих учителей физической культуры к учебной и воспитательной работе с учащимися, исследования отдельных проблем их профессионально-педагогической подготовки. Организация учебной и воспитательной работы с учащимися в украинской педагогической мысли является одной из важных педагогических проблем.

Рецензенты:

Носко Н.А., д.п.н., ректор, профессор кафедры спорта и спортивных игр, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.Чернигов.

Грищенко С.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.Чернигов.


Библиографическая ссылка

Проников А.К. УКРАИНСКИЕ УЧЁНЫЕ О ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13778 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674