Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ольхина Е.А. 1 Медведева Е.Ю. 1 Каштанова С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (НГПУ)
В статье актуализируются проблемы насилия и жестокого обращения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Приводится краткий теоретический анализ работ зарубежных и отечественных авторов, имеющий целью повышение профессионального уровня педагогов-практиков. В статье обобщены результаты экспериментального исследования, в основу которого положен опросник, позволяющий зарегистрировать основные проявления насилия и жестокого обращения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Результатами экспериментального исследования доказана необходимость проведения с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, профилактической работы с целью предупреждения любых проявлений насилия и жестокого обращения с детьми, одной из форм которой является социально-психологический тренинг «Жизнь без насилия!».
профилактика
последствия насилия
жестокое обращение
семья ребенка с ОВЗ
насилие
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2010. – 272 с.
2. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – 184 с.
3. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007. – 256с.
4. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992. – 68 с.
5. Орлов А.Б. Психологические аспекты насилия в семье. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 214 с.
6. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
Проблема проявления насилия в отношении детей представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии и педагогике в последние годы. Как отмечает большинство современных авторов, работающих в области решения данной проблемы, насильственные методы воспитания встречаются достаточно часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1,3,5].

В последние десятилетия отмечается рост числа детей с ОВЗ, при этом ребенок с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающийся в семье, также не защищен от насилия. Существующая в нашей стране система государственного реагирования на домашнее насилие в основном направлена на устранение последствий, в том числе с применением уголовных мер наказания. При этом практически отсутствуют профилактические мероприятия. На сегодняшний день мировое сообщество признает проблему насилия, жесткого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и злободневных. В связи с этим актуальность данного направления исследований очевидна.

Проведенный тщательный теоретический анализ показал, что сущностные характеристики понятия насилие, его причины, виды (физическое, сексуальное и психологическое) и формы рассмотрены достаточно подробно. Значительно расширяет проблемное поле исследований понимание пренебрежения нуждами ребенка, как один из видов насилия. К пренебрежению нуждами ребенка относятся следующие формы:

  • оставление ребенка без присмотра;
  • не предоставление ребенку питания, одежды, жилья;
  • не предоставление медицинской помощи ребенку;
  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
  • отсутствие возможности получения адекватного образования и др. [6].

Таким образом, теоретический обзор литературы и практический опыт работы в сфере специального образования позволили определить стратегию и программу экспериментального исследования. Была проведена масштабная подготовка диагностического инструментария и определены базы исследования - дошкольные образовательные учреждения комбинированного и компенсирующего вида г. Нижнего Новгорода. В результате к участию в эксперименте было привлечено 67 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе теоретических положений, а также в соответствии с целью и задачами исследования, нами был выбран следующий диагностический инструментарий:

  1. Изучение личных карт здоровья детей.
  2. Беседы со специалистами учреждения.
  3. Наблюдение за детьми дошкольного возраста с ОВЗ, с целью выявления особенностей поведенческих реакций в процессе игровой деятельности.
  4. Родительский опросник Волковой Е.Н., модифицированный коллективом кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Целью данной методики было выявление особенностей психологического насилия по отношению к дошкольникам с ОВЗ.

В процессе беседы со специалистами ДОУ установлен социальный статус семей изучаемого контингента детей. Среди них 35,7 % составляют благополучные семьи. Для данных семей характерен высокий образовательный уровень родителей, благоприятный социально-психологический микроклимат в семье, адекватное восприятие своего ребенка.

В 32,8 % случаев в данном исследовании выявлены семьи с асоциальным поведением на почве алкоголизма, а также семьи с низким социокультурным статусом. В таких семьях регистрируется низкий образовательный уровень родителей, отсутствие единой воспитательной системы, преобладание конфликтных ситуаций, вербальной агрессии по отношению к другим членам семьи.

Кроме этого, были зарегистрированы неполные семьи (22,5 %), причем в большинстве из них причиной распада семьи явилось рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В структуре таких семей преобладают матери одиночки, которые, как правило, вынуждены были изменить место работы (часто с понижением зарплаты), и они не рассматривают перспективу создания новой семьи. Итогом является формирование неправильных установок в воспитании детей. В ряде случаев обнаруживается симбиотическая связь с ребенком, причем в этих отношениях в большинстве случаев нуждается мать. Она требует от ребенка компенсации духовно-нравственных, эмоциональных и материальных затрат. В свою очередь ребенок находится в ситуации насилия. Он не может в силу своих возрастных и психологических особенностей адекватно оценить жертву матери и реализовать возлагаемые на него надежды.

Еще 7,2 % семей составляют те, в которых родители сами имеют отклонения в развитии. В системе детско-родительских отношений преобладают стереотипные установки в воспитании, оценке жизненных перспектив ребенка.

Отзывы специалистов о поведении ребенка свидетельствуют о переносе модели взаимодействия с родителями на межличностные отношения со сверстниками. Это проявляется в демонстрации агрессивных форм поведения, жестокого обращения и искаженных форм общения.

В процессе наблюдения за детьми анализировались: игровая деятельность; межличностное общение; особенности психоэмоционального развития в процессе выполнения продуктивных видов деятельности.

Наблюдение за игровой деятельностью выявило преобладание предметных игр в старшем дошкольном возрасте при отсутствии использования предметов-заместителей в игре. Ведущей у таких детей длительно остается «игра рядом». В процессе развертывания сюжетно-ролевой игры присутствует неумение распределять роли, склонность к выбору стереотипных образов и действий, соскальзывание с определенных ролей.

При анализе продуктов деятельности детей (на примере оценки продуктов изобразительной деятельности) у них отмечен приоритет предметного рисования с отсутствием детализирования изображения (человек без кистей рук, без обуви, с не прорисованными частями лица). В рисунках старших дошкольников часто использовались темные тона, сильные нажимы и нестандартное пространственное расположение деталей. Эти признаки указывают на наличие высокого уровня тревожности, проявлений агрессивности, эмоциональной неустойчивости, лабильности, конфликтности и защитных реакций. Данные проявления являются результатом как самого психоэмоционального статуса, так и отношения к ребенку со стороны родителей.

Важнейшим инструментом в проведенном исследовании явился модифицированный вариант родительского опросника. Модификация была связана с введением дополнительной секции «Г», представленной девятью вопросами, которые позволили детализировать наличие тенденций насилия в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В опроснике раздел «А» ориентирован на сбор информации о семье, в ходе которого выявлялись основные паспортные данные респондентов. Оценивая позицию ребенка в семье, было отмечено, что в 76,1 % случаев ребенок с ОВЗ - единственный в семье, 17,9 % детей из многодетных семей. Небиологических детей зарегистрировано не было.

Раздел «Б» представлен в виде 34 вопросов, направленных на выявление различных факторов насилия. В ответах на вопросы, где целью явилось изучение психологического насилия, было зарегистрировано следующее:

  • в неблагополучных семьях присутствовали ответы « > 10 раз».

В этой ситуации дефект ребенка выступает раздражительным фактором (ребенок не видит, не слышит, не понимает, обездвижен);

  • в неполных семьях в равной степени представлены ответы: «6-10 раз», « > 10 раз»;
  • в семьях, где родители сами имеют отклонения в развитии, показатели психологического насилия низкие, что свидетельствует о низком пороге тревожности родителей в отношении своих детей.

Показатели физического насилия находятся в диапазоне следующих ответов:

  • в неблагополучных семьях физическое насилие, которое включает в себя удары с помощью какого-либо предмета, преобладает в количестве «3-5 раз» - «6-10 раз»;
  • в неполных семьях физическое насилие с помощью веника, палки, розог или ремня присутствует единично («однажды или дважды»);
  • в семьях, где родители сами инвалиды, присутствовали противоречивые ответы: «ни разу за последний год» или же «6-10 раз».

Физическое насилие, которое включало в себя удары ногой, трясение, удушение, щипание, обжигание, ошпаривание и др., независимо от статуса семьи было представлено единственным ответом «никогда». Как показали дополнительные исследования и опыт практической работы, эти данные маскируют реальную картину жизни таких детей.

Вариант физического насилия с публичными унижениями, запиранием в темной комнате и др. использовались родителями всех категорий семей «однажды или дважды» или «никогда».

Раздел «В» обращает нас к проблемам сексуального насилия. Ответы «нет» были зарегистрированы на вопросы:

  • Было ли за последний год такое, что вашего ребенка трогал взрослый с сексуальными намерениями?
  • Было ли за последний год такое, что между вашим ребенком и взрослым происходил половой акт?

Раздел «Г» имел целью выявление дополнительных факторов насилия через наличие у ребенка отклонений в развитии. Мать, по данным анкеты, выступала в качестве основного лица, который первым регистрировал наличие проблем в развитии своего ребенка (89,1 %). В 7,4 % случаев этим человеком выступала бабушка. Другие родственники, такие как дядя, брат, мачеха и пр., зарегистрированы не были. В 2,9 % случаев отцы первыми обратили внимание на недуг. А в 1,49 % случаев никто из родственников не заметил патологии у ребенка.

Зарегистрированная сенсорная и сочетанная патология у детей в 80,7 % случаев была замечена родителями на первом году жизни, а в 19,3 % в период от 1 до 3 лет. В случаях с интеллектуальной и речевой недостаточностью обнаруживалась более поздняя регистрация родителями отклонений: до 1 года - 11,7 %, в период от 1 до 3 лет - 30 %, в старшем дошкольном возрасте - 58,3 %. Такая тенденция отчасти объективна и оправдана отсутствием ранней дифференциальной диагностики. С другой стороны, интеллектуальные и речевые дефекты у детей не являются для родителей фактором отклоняющегося развития на ранних стадиях. Чаще всего присутствуют установки: «Еще рано, заговорит, поумнеет, научится...».

Значимым моментом тенденций проявления насилия является отрезок времени между регистрацией родителями отклонения в развитии и первичным обращением к специалисту. Об этом свидетельствуют данные опросника. В неблагополучных семьях такой разрыв представлен годами.

На вопрос «Согласны ли вы с теми особенностями вашего ребенка, на которые вам указали специалисты психолого-медико-педагогической комиссии при направлении в дошкольное образовательное учреждение?» 80,4 % респондентов ответили «да», 15,9 % - «нет», а 3,7 % самостоятельно ввели ответ «не знаю». Ответ «нет» и «не знаю» вновь обращает нас к ситуации насилия. В этих случаях родители продолжают отстранять ребенка от проблемы. В данный опрос были включены только те родители, которые определили тип образовательного учреждения.

Вопрос, связанный с выполнением рекомендаций специалистов по проблемам воспитания и развития ребенка, выявил значительные расхождения между ответами респондентов и результатами беседы со специалистами.

Картина прогнозов родителей относительно будущего школьного обучения своих детей с сенсорной и сочетанной патологией выглядит следующим образом: специальную (коррекционную) школу выбирают 88,5 %, при этом 16,7 % предпочитают определить ребенка в образовательное учреждение интернатного типа. Специальный (коррекционный) класс при массовой школе выбирают - 11,5 %, массовая школа не была выбрана. Противоположные данные зафиксированы при речевой и интеллектуальной недостаточности: специальную школу (коррекционную) выбирают - 23,3 % респондентов, из них 3,3 % предпочли бы обучать ребенка в условиях школы-интерната. 28,3 % родителей выбирают специальный (коррекционный) класс при массовой школе и 48,4 % - массовую школу. Это свидетельствует об игнорировании родителями образовательных потребностей ребенка и незнании ими последствий неправильного развития.

Следует отметить тот факт, что в используемом инструментарии присутствуют вопросы, связанные с физическим и сексуальным насилием, которые вызывали у родителей открытый протест и нежелание участвовать в исследовании. Значительные трудности зарегистрированы среди категории неслышащих родителей и родителей с низким социокультурным статусом. Требовались дополнения в виде разъяснений и упрощений.

Использование опросника оказалось весьма информативным как для практических работников образования, так и для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты проведенного исследования убедительно доказывают, что наиболее проблемной зоной, выявляющей факты насилия в отношении детей с ОВЗ, является пренебрежение нуждами ребенка в плане своевременного обращения к специалистам и выбора адекватного образовательного маршрута для ребёнка. Согласно экспериментальным данным, только 60 % родителей детей с ограниченными возможностями здоровья соглашаются с предложенными рекомендациями специалистов о получении дальнейшего образования. Это досадный факт, поскольку дети тех родителей, которые принимают рекомендации специалистов, демонстрируют положительную динамику в развитии. Напротив, у детей, оказавшихся в иных социально-психологических условиях, обнаруживаются сложные социально обусловленные нарушения.

Таким образом, проведенный эксперимент вскрыл наличие фактов психологического насилия по отношению к детям с ОВЗ. Причина данного явления связана с низким уровнем осведомленности родителей по вопросу возможной помощи их детям со стороны социальных, медицинских и педагогических служб.

Учитывая необходимость комплексного подхода в решении проблемы профилактики насилия в отношении ребенка с ОВЗ, авторским коллективом совместно с Министерством социального развития Нижегородской области была разработана программа «Школа родителей с особым ребенком». Одним из направлений данной программы явилась развернутая научно-просветительская работа по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. Было проведено 8 семинаров-практикумов, направленных на вооружение родителей практическими умениями и навыками взаимодействия с ребенком, созданию в домашних условиях безбарьерной и коррекционно-развивающей среды, адекватным формам внутрисемейного общения и пр.

В настоящее время в рамках реализации программы «Школа родителей с особым ребенком» нами разработан социально-психологический тренинг для родителей «Жизнь без насилия!». Основными задачами данного тренинга являются:

  • формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя;
  • изменение стиля семейного воспитания для со­здания благоприятной семейной обстановки;
  • заострение внимания родителей на проблеме домашнего насилия над собственным ребенком;
  • обсуждение причин, способствующих появлению данного факта в семье.

В системе профилактической работы нами были выделены три основных этапа: ориентировочный, основной, завершающий. Каждый из них имеет свои цели и задачи, структуру и содержание. Средством решения задач тренинга «Жизнь без насилия!» служат групповые дискуссии, беседы, ролевые игры, психогимнастические процедуры, релаксационные упражнения.

Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтвердило необходимость в консолидации усилий специалистов министерств и ведомств образовательного, социального и медицинского профиля по созданию комплексной программы профилактики психологического насилия в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Каштанова С.Н. ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13721 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674