Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕДРЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Медведева Л.Б.

Одним из магистральных направлений современной политической стратегии нашего государства является установка на мирное урегулирование межнациональных конфликтов, воспитание толерантности и развитие на данной основе плодотворного содружества представителей различных этносов и религиозных конфессий. Безусловно, определяющую роль в воплощении данной идеи играет сфера культуры и искусств, которая служит своеобразным инструментом для её осуществления. Среди приоритетных и актуальных линий развития культурной политики следует признать первостепенное значение этнокультурного воспитания личности, обусловливающего благоприятный процесс межэтнической коммуникации и последующее толерантное существование в поликультурном социуме.

Бережное отношение к ценностям мировой культуры формируется лишь в процессе изучения и развития этнических особенностей своей традиционной культуры, близкой и родной каждому с раннего детства. Поэтому не случайно в начале XXI века в перечне вузовских дисциплин по направлениям подготовки специалистов в области педагогики, психологии, народного художественного творчества и ряда других появились предметы с приставкой этно-, позволяющие более углубленно изучить этническую специфику различных отраслей знаний. Перечислим      лишь некоторые из них: этнопедагогика, этнопсихология, этноконфликтология, этнология, теория и методика этнохудожественного образования и т.д.

Рассмотрим подробнее особенности изучения дисциплины «Теория и методика этнохудожественного образования», выделив в качестве структурного компонента область народного инструментального искусства. Исполнительство на народных инструментах издревле сопровождало повседневную жизнь восточных славян. Помимо своего прикладного предназначения - участия в различных обрядово-досуговых мероприятиях, фольклорное музицирование выполняло крайне важную духовно-нравственную, воспитательную функцию, гармонично дополняя народные этические и педагогические традиции. На протяжении многих столетий обучение народно-инстру-ментальному исполнительству осуществлялось широко распространённым контактным способом, основанном на традиционной для музыкальной этнопедагогики «игре с рук», по слуху, по памяти, подражании, импровизации и т.д. Таким образом, манера исполнения, приёмы звукоизвлечения как явления традиционные передавались народными умельцами из поколения в поколение. 

Сегодня обучение игре на народных музыкальных инструментах - баяне, домре, балалайке, гуслях и др. - широко представлено во всех звеньях профессионального музыкального образования. Внедрение в учебный процесс этнического компонента, каковым является исполнительство на народных инструментах, играет особую роль в воспитании современной молодёжи. Ценностные ориентации, передаваемые из поколения в поколение, способствуют формированию в сознании учащихся позитивных аспектов духовно-нравственной и этической культуры.

В целях побуждения к самостоятельной активности и приобщения к научно- исследовательской деятельности студентов Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств был организован  социологический опрос, в ходе которого проверялось положение об актуальности традиционных методов обучения, выработанных в народной музыкальной среде, в условиях современного учебно-воспитательного процесса. По заданию научного руководителя курса студенты провели ряд собеседований, интервьюирования и анкетирования, с целью подтвердить предположение о том, что древнейшие приёмы музыкального обучения не исчерпали свой педагогический потенциал и могут активно использоваться в современной учебной практике.

В процессе исследования приняло участие значительное количество респондентов от преподавателей народных инструментов районных музыкальных школ до ведущих педагогов музыкальных учебных заведений высшего профессионального уровня г. Рязани, Рязанской области и Москвы. Педагогам, в частности, были предложены следующие вопросы: Как часто Вы используете в своей работе методы обучения «по слуху», «с рук», подражание, подключаете элементы импровизации? Должны ли указанные методы, по Вашему мнению, активно применяться в обучении? На каком этапе главным образом?

Отвечая на первый вопрос, подавляющее большинство участников анкетирования отметило, что в процессе своей педагогической деятельности использует методы обучения, выработанные в традиционной народной культуре довольно часто. Особый интерес при этом представляют следующие ответы: «Как правило, в своей работе я использую различные методы, но один из них является ведущим в определённые периоды обучения. Например, обучение «с рук» применяю на начальном этапе», «В моей практике нередко встречались дети, которые играли только «с рук» и «по слуху», «Иногда указанные методы бывают очень эффективны, особенно в начале знакомства ребёнка с музыкой». Многие респонденты ответили на данный вопрос кратко: «практически всегда», «использую постоянно». Между тем, 4% анкетируемых ответили, что применяют данные методы «иногда», «очень редко», «почти не использует», «по обстоятельствам».

Особого внимания заслуживают ответы на второй вопрос, которые непосредственно отражают накопленный участниками опроса педагогический опыт. Абсолютно все педагоги ответили на данный вопрос утвердительно. В основном ответы содержали следующие определения: «безуслов-но», «обязательно», «это крайне необходимо». Респонденты отметили ключевую роль традиционных методов на начальном этапе обучения. При этом расширенные ответы содержали такие уточнения, как: «указанные методы должны использоваться, но как второстепенные», «это необходимо, поскольку данные методы присущи фольклорному творчеству в целом», «методы «по слуху» и импровизация активно применяются мною на протяжении всего обучения».

 Таким образом, полученные студентами результаты ответов на вопросы подтвердили основную идею осуществлённого исследования о том, что древнейшие методы обучения музыкальному искусству, выработанные в традиционной народно-инструментальной культуре, не потеряли своей актуальности в современном учебно-воспи-тательном процессе и должны активно использоваться в обучении игре на народных инструментах, главным образом на начальном этапе. Представленный вариант организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Теория и методика этнохудожественного образования» может быть спроецирован на исследование и других компонентов данной области: народного танцевального искусства, фольклорного театра, народного песенного творчества и т.д. При этом следует помнить о гуманистической, аксиологической и акмеологической функциях этнического компонента в современной образовательном процессе.    


Библиографическая ссылка

Медведева Л.Б. ВНЕДРЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1363 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674