Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЯМ

Камалова А.М. 1
1 ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования»
В статье рассматриваются проблемы эмоционального компонента социального интеллекта как группы ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Процесс социализации студенческой молодежи не всегда проходит гладко. Имеются негативные явления (склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и другие формы аддиктивного поведения), факторы риска (стрессы, проблемы в общении), влияющие на эмоциональное состояние, которые препятствуют личностно-профессиональному становлению студентов. Результаты исследования показали: студенты, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям, имеют низкий уровень эмоционального компонента, плохо понимают свои эмоции и чувства других людей, не могут управлять своей эмоциональной сферой, низкий уровень сформированности самомотивации, поэтому в обществе их поведение менее адаптивно, и они хуже добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, что существенно в период личностно-профессионального становления. Данное исследование имеет практическую значимость в плане профилактики и коррекции проблем общения и взаимодействия среди студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.
склонность к алкогольной и наркотической зависимостям
студенты
компонент социального интеллекта
эмоциональный интеллект
1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. – С.22-26.
2. Васина В.В. Особенности и ценностно-смысловые ориентации аддиктивной личности как субъекта затрудненного взаимодействия / В.В.Васина, И.М. Грязнов // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С.152-159.
3. Гилемханова Э.Н. Взаимосвязь адаптации с неконструктивными формами социального взаимодействия у склонных к аддикциям студентов // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С.54-58.
4. Грязнов А.Н. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов / А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина, Д.Р. Тухватуллина // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – 14 с.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
6. Камалова А.М. Исследование социального интеллекта студентов машиностроительного техникума // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С.167-172.
7. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 351с.

Введение

Любые изменения условий жизни, масштабность и высокий темп этих изменений превращают жизнь в социальную реальность, которая глубоко трансформирует производственную и социальную сферы. Это приводит к возрастанию роли интеллекта личности. Социальный интеллект можно рассматривать как ресурс субъектов инновационных изменений современного общества.

В  социальной философии  социальный интеллект понимается и как интеллект общества, и как коммуникативная, адаптационная способность индивида к общению [6].

В социально-психологической науке  социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного  взаимодействия в межличностном пространстве.

Систематизация факторов риска развития   эмоциональных состояний приведена во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов [1]. Установлено, что хорошо психологически адаптировавшегося человека отличают высокая продуктивность выполняемой деятельности, общая удовлетворенность жизнью, эмоциональное равновесие [5]. Отмечается, что эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает себя и окружающий мир, свои социальные отношения, насколько она способна к изменениям поведения в общении, профессиональной деятельности, бытовой сфере и т.п. [5].

В психологии личности все более активно развиваются исследования феноменологии эмоционального интеллекта. В последние годы в отечественной психологии появился ряд работ И.Н. Андреевой, С.С. Беловой, Д.В. Люсина, Е.А. Сергеенко Д.В. Ушакова и др., направленность и содержание которых убедительно свидетельствуют о заметном росте научной актуальности и большой практической значимости исследований в данной области. Психология эмоционального интеллекта рассматривается в контексте двух подходов (моделей): модели способностей и модели смешанного типа [4]. В первой из названных моделей ЭИ интерпретируется как способность личности понимать собственные эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Во второй - как «множество непознавательных способностей, умений и навыков, влияющих на возможность индивида успешно справиться с требованиями и нагрузками среды».

 В нашей работе  эмоциональный компонент социального интеллекта  соотносится с понятием  эмоционального интеллекта EQ.

 Эмоциональный интеллект - это группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, поэтому в обществе их поведение более адаптивно, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими  [6].

 Эмоциональный интеллект включает в себя 4 части: способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);  способность направлять свои эмоции в помощь разуму;  способность понимать, что выражает та или иная эмоция;  способность управлять эмоциями  [5].

В студенческий период увеличивается круг общения, развиваются сензитивность, социально-перцептивные способности молодых людей. В студенческом возрасте эмоциональный компонент социального интеллекта играет значительную роль для формировании социально-адаптированной личности.

Цель  исследования: выявить особенности эмоционального компонента социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям.  

 Для  достижения   данной цели на выборке студентов ссуз и вуз г. Казани из 500 человек  были выбраны диагностические методики:  Анкета на выявление склонности к аддикциям (А.Н. Грязнов, Чеверикина Е.А.), методика измерения «Социального интеллекта» (Дж. Гилфорд, М.Салливен). Методика «Эмоционального интеллекта» (Н. Холл) предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Определяет интегративный уровень эмоционального интеллекта.

 Методика «Эмоционального интеллекта»  (Н.Холла) направлена на исследование: эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями (скорее, эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность), самомотивации (скорее, как раз произвольное управление своими эмоциями), эмпатии,  умения распознавать эмоции других людей (скорее, умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей) [7].

Кратко охарактеризуем составляющие  эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

Распознавание собственных эмоций. Для эмоционального опыта субъекта и для его поведения важно, что переживание эмоции и называние её (определение)  являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя эти переживания. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия. Распознавание  эмоций для студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, является проблематичным как для личностей с выраженной «алекситемией» («чувство без слов») [2].

Таким образом, распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать  и в дальнейшем выражать эмоции.

Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время  бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение  [3]. Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения. Ранее выявлены следующие причины трудностей в выражении эмоций: люди не усвоили принятых в обществе форм выражения; боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным); врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения; усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении.

Понимание эмоций.   Самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций. Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Отметим, что понимание  эмоций сложнее, чем их выражение.

Понимание эмоций у студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, связано также с уровнем развития эмпатии, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нём  «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся  переживаниям партнёра по общению. Это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения.

Можно выделить следующие причины трудностей студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, в понимании индивидуальных различий  эмоций других людей: сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей; чувство собственного превосходства; чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными, тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции; какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей [1].

 Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Эмоция - это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет - эмоции «перемещаются» к негативному полюсу. Можно предположить в структуре эмоционального интеллекта наличие эмоций, «самомотивирующих» когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием,  выражением, пониманием эмоций.

На данном этапе нашего  исследования  результаты студентов, склонных к алкогольной  и наркотической зависимостям, вполне согласуются с результатами, неоднократно получаемыми в исследованиях различных представителей отечественной школы по снижению эмоционального интеллекта по различным причинам (таб.1).

Таблица 1. Средние значения склонностей к зависимостям по отдельным подгруппам студентов (в баллах)

 зависимости

гуманитар

технич

ССУЗ

ВУЗ

девушки

юноши

выборка

Алкоголь

21

28

28

22

32

53

22,08

Наркотики

9

14

9

12

14

18

12,10

Общая зав

43

36

38

27

35

31

27,25

Тревожность

52

39

35

32

38

39

32,48

Гедонизм

35

29

29

21

27

27

20,70

Уход от действительности

51

54

51

29

49

48

29,00

Риск

15

12

15

11

11

11

11,45

Сладколюбие

14

14

14

10

13

12

9,50

Самая высокая склонность к алкогольной зависимости среди юношей - 53 балла, девушки набрали в среднем 32 балла, в ссузе склонность выше (28б), чем в вузе (22б), и по баллам это в основном технические специальности, у студентов-гуманитариев всего 21 балл. Склонность к наркотической зависимости тоже выше у юношей (18б.), но теперь выше в вузе (12б.), чем в ссузе (9б.), и опять в технических специальностях (14б.).

Норма суммарная по тесту от 40 до 96 баллов, а по выборке - от 20 до 60 баллов, что говорит о низком эмоциональном интеллекте студентов (таб. 2).

Таблица 2. Средние значения эмоционального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям

ЭИ

Эм. освед

Упр. эм.

Самомот.

Эмпатия

Расп. эм.

Сумма

сред

10,39

2,32

8,65

10,60

9,70

41,66

ст.откл.

6,02

8,50

5,19

4,44

5,80

19,91

Эмоциональная осведомленность и эмпатия у студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, оказалась больше, чем по выборке.

Низкие результаты получились по умению управлять своими эмоциями, самомотивации и распознаванию эмоций. Эти результаты свидетельствуют об ослаблении ориентации студентов, склонных к алкогольной  и наркотической зависимостям, на эмоциональные состояния других людей и, связанное с этим, ослабление направленности на анализ эмоционального взаимодействия между другими людьми, что приводит к эмоциональной «слепоте и глухоте», а в дальнейшем и эмоциональному «голоду» (таб. 3).

Таблица 3. Средние значения  социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной  и наркотической зависимостям

СИ

субтест 1

субтест 2

субтест 3

субтест 4

КО

сред

3,28

3,01

2,91

2,75

2,72

ст.откл.

0,79

0,62

0,72

0,66

0,65

На данном этапе исследования констатируем низкие результаты студентов, склонных к алкогольной  и наркотической зависимостям, по субтестам, которые диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения.

Склонность к алкогольной  и наркотической зависимостям связана прямыми высокими достоверными корреляционными связями, по Пирсону, с эмоциональной осведомленностью (0,25 со склонностью к алкогольной зависимости, 0,21 со склонностью к наркотической зависимости) и эмпатией  (0,35 со склонностью к алкогольной и к наркотической зависимостям) в эмоциональном компоненте (p≤0,01).

Студенты, склонные к алкогольной и наркотической зависимостям,  с низким уровнем эмоционального интеллекта плохо понимают свои эмоции и чувства других людей,  не могут управлять своей эмоциональной сферой, поэтому в обществе их поведение менее адаптивно, и они хуже добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Вывод. Эмоциональный интеллект как компонент социального интеллекта представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Выявлено, что эмоциональный компонент социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, имеет низкие результаты по шкалам управления эмоциями и самомотивации. Тесная взаимозависимость социального и эмоционального интеллектов позволяет проводить профилактическую работу среди студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, которая способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Резензенты:

Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, зав. лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ ИПП ПО РАО, г. Казань.

Грязнов А.Н., д.псх.н., г.н.с. лаборатории социализации и профессионального воспитания ФГНУ ИПП ПО РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Камалова А.М. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13564 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674