Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Коноплева Н.А. 1 Данилова О.Н. 1 Зайцева Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Минобрнауки РФ»
В статье анализируются теоретико-методологические основания организации профессионального дизайн-образования и принципы воспитания талантливой молодежи, основанные на понимании своеобразия творческой личности, знании подходов к способностям, одаренности, креативности и создании в вузе информационно-креативного пространства, обеспечивающего комплексность, многоуровневость и непрерывность в приобретении необходимых для будущего профессионала компетенций. При воспитании и развитии творческой личности необходимо учитывать профессиональные ориентиры человека в современном образовательном пространстве. При этом внедрение системы непрерывного профессионального дизайн-образования охватывает все уровни формирования творческой личности, что позволяет студентам проявить личностные качества в информационно-креативной среде вуза. Специализация направлений дизайн-образования способствует не только углубленному изучению проектных задач, но и формированию мотивации талантливой молодежи к достижению профессиональных успехов.
дизайн
творчество
креативность
одаренность
творческая личность
1. Адаскина, А.А. Социально-психологические особенности одаренной, талантливой и инициативной молодежи / А.А. Адаскина, Н.В. Антонова [Электронный ресурс]. Режим доступа: Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-odarennoy-talantlivoy-i-initsiativnoy-molodezhi#ixzz2kJm1OFuA (дата обращения 21.10.2013).
2. Данилова, О.Н. Принципы проектирования костюма в условиях креативного пространства / О.Н. Данилова, Т.А. Зайцева // Дизайн и технологии. – 2012. – № 28. – С. 14-16.
3. Дубина И. Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. – 192 с.
4. Коноплева, Н.А. Феномен творческой личности: теоретико-методологические подходы к анализу в контексте гендера / Н.А. Коноплева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 14 а. – С. 246-253.
5. Csikszentmihalyi M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. – N.Y., 1996. – 456 p.

Введение

Профессиональное образование в сфере дизайна направлено на подготовку  социально-ориентированного специалиста для различных видов проектной деятельности. Основными задачами системы дизайн-образования являются воспитание талантливой молодежи и создание условий для становления творческой личности, осваивающей культурный опыт человечества, способной к системным инновационным преобразующим процессам, к саморазвитию в условиях информационно-креативного пространства (ИКП) [2]. Эволюция российского дизайн-образования по пути создания непрерывного циклического развития и многоуровневой организации творческой деятельности  базируется на теоретических положениях, разработанных в трудах О.И. Генисаретского, В.П. Зинченко,  Е.Н. Лазарева, Л.В. Левицкого, Г.Б. Миневрина, Л.Б. Переверзева, В.И. Пузанова, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедова и др.

Цель исследования

Характеристика результатов теоретического анализа понятийного аппарата   одаренности и креативности, творческих принципов в дизайн-образовании и практическая апробация выявленных подходов в условиях информационно-креативного пространства (ИКП) вуза.

Материалы и методы исследования

В теоретическом анализе использовались отдельные положения культурно-антропологических исследований и представлений о становлении творческой личности. Системно-антропологический контекст исследования творческих подходов в дизайн-образовании позволяет выявить особенности формирования информационно-креативного пространства (ИКП) вуза, а также продемонстрировать прогностический характер развития творческой личности в единстве с возможностями креативной социокультурной среды.

Внедрение  системы непрерывного дизайн-образования в ИКП обеспечивается при условии использования современных психолого-педагогических подходов к одаренности, креативности, особенностям творческой личности, создающим предпосылки для успешного осуществления образовательной и воспитательной деятельности. В результате анализа аспектов творческой деятельности установлено, что на развитие талантливой молодежи и творческой личности влияют комплексные факторы интегрированного ИКП (социокультурная и образовательная среда, когнитивные схемы адаптации человека, психофизиологические особенности личности, процессы интеграции творческой индивидуальности и межиндивидуального взаимодействия и пр.). В ходе развития творческой личности  в  процессе освоения ею достижений культуры у человека вырабатываются специализированные, в том числе художественные способности.

Категории «творчество» и «творческая личность» тесно взаимосвязаны с такими понятиями, как одаренность, способности, креативность [3]. В психологии развития творческой личности к анализу творческих способностей имеются генетический (Е.С. Белова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, А.М. Матюшкин, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Е.Е. Сапогова, И.В. Смолярчук и др.) и средовой (В.Н. Дружинин) подходы. Сторонники генотип-средового взаимодействия выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт и влияния среды.

Представители гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс, Т. Эмэбайл и др.) связывали креативность с самоактуализацией личности, творчество они рассматривают как образ жизни, а человека - как ее творца (Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл). В отечественной психологии подход к творческому мышлению основывается на понимании его как продуктивного. Д.Б. Богоявленская связывает творчество с ситуативной активностью, В.Н. Дружинин с преобразованием знаний, Я.А. Пономарев с интеллектуальной активностью и сензитивностью. Е.Л. Яковлева, анализируя проблему креативности, отмечает, что ряд исследователей сосредоточивают свое внимание на изучении мотивационных, коммуникативных характеристик творческих личностей (К. Кокс (1926), Э. Роу (1952), К. Тэйлор (1988) и др.). В современных исследованиях наметился так называемый синтетический подход, где интеллектуальные, личностные и социокультурные факторы признаются одинаково значимыми для креативности. Опираясь на мнение В.Н. Дружинина и Е.Л. Яковлевой, условно можно выделить три основных направления  в изучении  креативности: когнитивное (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Э. де Боно, М. Рорбах, А. Ротенберг, Р. Мэй, В.Н. Дунчев, М.Л. Холодная и др.); личностное (К. Тэйлор, К. Кокс, Э. Роу, К. Роджерс, Н. Роджерс, Л.В. Шавинина и др.); синтетическое  (Ф. Дж. Раштон, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюзен, А. Танненбаум, Р. Стернберг, С. Каплан, А. Хеллер, Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Яковлева и др.).

Независимо от возраста и направленности интересов талантливые личности отличаются развитым чувством индивидуальности, нонконформностью  оценок  и  суждений, восприимчивостью  к   новому (К. Роджерс, А. Олах, В. Ротенберг, Л. Колесов, Е. Соколов и др.), высокой толерантностью к неопределенным ситуациям, гибкостью мышления (Е.П. Торренс), отсутствием признания  авторитетов и неприятием условностей (К. Тейлор), эмоциональностью, развитым эстетическим чувством (А. Олах, Х. Швет),  стремлением к самосовершенствованию (Т. Амабайл, М. Коллинз, А. Маслоу), преобладанием внутренней мотивации (М. Коллинз, К. Мартиндейл, Т. Амабайл), слабой социализацией (Д. Мак Киннон), детскостью (В. Пятрулис, М. Ксикзентмихалий, Р.Б. Хайкин и др.). Креативным людям свойственны общительность и дружелюбие (К. Тэйлор), но при этом проявляется склонность к автономии (Ф. Бэррон, Е.П. Торренс, К. Тэйлор, Д. Мак Киннон и др.), критичность к результатам своей работы и к чужим недостаткам (М. Ксикзентмихалий) [4, 5].

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить следующие основные личностные особенности талантливых людей:

1) высокий энергетический уровень, активность в овладении интересующей их сферой деятельности или знаний;

2) дисгармоничность развития в различных психических сферах (преобладающее развитие одних сфер, отставание в других, проблема компенсации дисгармоничности развития);

3) свободное, целостное мышление, способность взаимодействовать с различными явлениями окружающего мира; избегание монотонной однообразной деятельности;

4) сохранение на протяжении всей жизни развитого воображения, способности к изобретательской деятельности;

5) существование творческой мотивации и ярко выраженное стремление к самоактуализации [1, 5].

В истории исследований одаренности сложились четыре основные концепции: отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта     (А. Бине,  У. Штерн,  Г. Айзенк,  Д. Векслер,  Л. Термен, Р. Уайсберг, Р. Стернберг и др.); понимание одаренности как высокого уровня развития когнитивных процессов (Г. Мюнстерберг, Г.И. Россолимо, В. Меде, У. Штерн, Д. Келли и др.); рассмотрение одаренности в контексте дифференциальной психологии и выделение в связи с этим общих и специальных способностей (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий и др.); соотношение одаренности с высоким уровнем креативности (Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс и др.).

В свою очередь креативность представители обобщающего подхода рассматривают как интегративное целостное свойство личности (В.Н Дружинин, В.Н. Козленко, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.В. Гнатко и др.). Согласно инвестиционной теории креативности (Р. Стернберг и Т. Любарт, 1995), для нее особенно важны следующие составляющие интеллекта: синтетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания; аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки; практические способности - умение убеждать других в ценности идеи.

Концепция С. Медника, поддерживающего подходы к креативности Дж. Гилфорда,  характеризуется тем, что при наличии проблемы ее решение осуществляется с помощью дивергентного мышления, когда поиск идет в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы. Но при этом конвергентное мышление увязывает все элементы семантического пространства, относящиеся к проблеме, воедино, находя единственно верную комбинацию этих элементов. То есть С. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. Суть креативности, по С. Меднику, не в особенностях мыслительных операций, а в способности  преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Таким образом, креативность - интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.

Творческая личность - это такой тип личности, для которой характерна устойчивая высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, проявляющаяся в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих ей достигнуть прогрессивных, культурно и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Выделяют три возможных модели жизнедеятельности творческой личности в культуре:

1) ранние большие успехи в определенном виде деятельности (или сразу в нескольких), в дальнейшем проходит некоторое замедление творческого развития личности;

2) вначале характерно замедленное продвижение вперед, затем наступает период ускоренного развития, которое впоследствии приводит к значительным достижениям в профессиональной деятельности;

3) оптимальное использование способностей на протяжении всей жизни личности (иногда весьма короткой по нормальным человеческим меркам).

Причем научное обоснование креативности затрудняется тем, что феноменология творчества обширна и неоднородна. Исследователи, пытаясь выделить «интегральную личностную характеристику» или системообразующий фактор, обусловливающий высокие творческие результаты, предложили ряд факторов: «плодотворную ориентацию личности» как способ отношений во всех сферах человеческого опыта, человеческую способность реализовать свои   силы   как  «Творца» (Э. Фромм); «творческий потенциал» (П. Кравчук), «активность, как генеральный фактор одаренности» (Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская); «проблемность» как основной структурный компонент одаренности (Н. Поддъяков); «творчески-эстетическую детерминированность личности» (В. Ражников) и «креативность» как генеральную черту творческой личности (К. Мартиндейл).

В компонентной теории креативности выделяются такие элементы талантливой личности, как способности в конкретной области, творческие способности и    мотивированность на выполнение задачи (Т. Амабиль). В российской научной мысли креативность рассматривается как комплексная личностная категория (Д.Б. Богоявленская, А.В.   Брушлинский,  В.Н. Дружинин,   А.Н. Лук,   Л.Б. Ермолаева-Томина, Я.А. Пономарев И.Я. Лернер, В.Н. Пушкин, В.Д. Шадриков и др.). Вместе с тем А. Танненбаум, А. Олах, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская считают, что главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты теоретических исследований психологических и социокультурных особенностей  творческой личности и специфики профессионального образования талантливой молодежи используются в условиях интегрированного ИКП вуза. Система непрерывного профессионального дизайн-образования, реализованная во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), охватывает все уровни формирования творческой личности, начиная от дошкольного возраста: креативные проекты различной направленности (конкурсы, фестивали моды, ярмарки-выставки, показы авторских коллекций моделей одежды и проч.); тематические встречи с интересными людьми, с представителями профессионального сообщества; театрально-хореографические студии. На протяжении более чем 20 лет во ВГУЭС осуществляется подготовка дизайнеров костюма в системе непрерывной многоуровневой образовательной деятельности. Специализация дизайн-образования способствует не только углубленному изучению проектных задач, но и формированию мотивации талантливой молодежи к достижению профессиональных успехов и приобретению необходимых компетенций.

Целью регионального конкурса «Юный дизайнер» является поиск детей и талантливой молодежи, обладающих креативностью. На этапе разработки тематики номинаций конкурса по направлению «Дизайн костюма» применяется дифференцированный подход с учетом интеллектуального и психофизиологического развития участников пяти возрастных групп (от 5 до 20 лет). Творческие задания конкурса выполняются в виде авторских решений плоскостных графических и объемно-пространственных композиций с использованием различной техники, цветового и пластического решения. Лучшие работы участников и победителей конкурса имеют эстетическую, дидактическую ценность как интегральное проявление способностей и демонстрируются на тематической выставке. Конкурс «Юный дизайнер» строится на принципах целостности ИКП и преемственности традиций школы дизайна ВГУЭС, являясь при этом одной из форм реализации дизайн-образовательной практики.

Ежегодный городской конкурс «Мода без границ» для учащихся общеобразовательных школ, гимназий и детско-юношеских центров,  проводимый при поддержке Администрации г. Владивостока и ВГУЭС, является частью ИКП вуза и может рассматриваться как одна из форм организации дизайн-образовательной среды, направленной на развитие творческой активности и самовыражения молодежи. Участники конкурсной программы самостоятельно выполняют коллекции моделей одежды в материале и демонстрируют их на подиуме как манекенщики.

Международный конкурс молодых дизайнеров «Пигмалион» является стартовой площадкой для абитуриентов, студентов и выпускников кафедры сервисных технологий (СТ) ВГУЭС. К участию в финале конкурса допускаются самостоятельные авторы, творческие коллективы, выпускники школ, учащиеся средних профессиональных заведений, прошедшие предварительный отбор на уровне эскизных проектов коллекций моделей одежды. Новизна коллекций моделей одежды российских и зарубежных участников из Казахстана, Индонезии, Японии, Китая, Республики Корея и др., выражается не только в альтернативных технологических решениях формы и назначения изделий, но и в концептуальной наполненности их содержания. Наиболее интересные патентоспособные разработки могут служить основой для формирования новых направлений дальнейшей творческой деятельности талантливой молодежи.

Студенты и выпускники кафедры СТ, работы которых получают высокую оценку жюри, в дальнейшем участвуют в финале международных конкурсов и фестивалях моды в Японии, Республике Корея, КНР, Италии, Чехии, России, в показах авторских коллекций на Неделях моды и стиля. Участие в  творческих конкурсах служит эмоционально-эстетической стимуляцией для самоактуализации и дальнейшего профессионального роста студентов.  

Заключение

Таким образом, решающими факторами  мотивации и развития творческих способностей студентов служат социокультурные и информационно-коммуникативные условия пространственной среды: креативность, позитивность, преемственность, творческое сотрудничество  преподавателей, студентов и выпускников, адаптация в коллективе за счет создания психологического комфорта. Установлено, что в зависимости от индивидуальных особенностей творческой личности в детерминации образовательных предпочтений решающую роль играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты. Прогрессивные и личностно значимые результаты талантливой молодежи получены на основе интеграции творчески-эстетической и научно-познавательной детерминированности творческой деятельности. При этом осуществляется обратная связь всех субъектов научно-образовательного и творческого процессов, результатом которой являются корректировка содержания учебных заданий и новые аспекты дизайн-проектирования.  

Важной составляющей дизайн-образования является преодоление монотонности стандартных учебных заданий, типовых проектных решений и стереотипов профессионального подхода, что в конечном итоге способствует многоплановому развитию ИКП вуза. Практическое использование результатов комплексных исследований потенциала талантливой молодежи влияет на формирование гибкой системы обучения, способной к трансформации в зависимости от реальных условий.  Прикладные аспекты профессиональной подготовки, адаптированной к индивидуальным особенностям личности, должны быть построены на принципах непрерывности и многоуровневости. Содержание образовательных программ, реализуемых в интегрированном ИКП вуза, направлено на развитие творческой личности, ориентированной на достижение высоких результатов в профессиональной сфере деятельности.

Рецензенты:

Шеромова И.А., д.т.н., профессор кафедры сервисных технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Старкова Г.П., д.т.н., профессор кафедры сервисных технологий ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Минобрнауки РФ»,    г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Коноплева Н.А., Данилова О.Н., Зайцева Т.А. ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13541 (дата обращения: 07.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074