Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИНКВЕЙН МЕТОД – СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Куулар Л.Л. 1 Куликова М.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»
Синквейн-метод в данной статье рассматривается не только как активный метод обучения химии, но и как средство реализации метапредметных результатов освоения основных образовательных программ. Рассмотрены общие закономерности использования элементов синквейн-метода на основе системно-деятельностного подхода. Для формирования, развития и достижения метапредметных результатов образовательного процесса авторами предлагается выделить комплекс заданий по составлению синквейнов, включающий в себя трехуровневые задания. Уровень (А) - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части, уровень (Б) - составление пятистрочных дидактических синквейнов или традиционных синквейнов со слоговой структурой, уровень (В) - составление краткого рассказа по готовому синквейну и других форм синквейнов со слоговой структурой. Трехуровневая система измерителей по составлению синквейнов открывает возможность обеспечения требований к предметным результатам освоения углубленного курса химии ФГОС среднего (полного) общего образования - формированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях.
синквейн метод
ФГОС
метапредметные результаты
трехуровневые задания
1. Заграничная Н.А. О проблемах формирования общеучебных умений // Химия в школе. - 2014. - № 3. - С. 11-15.
2. Корощенко А.С. О формировании метапредметных умений // Химия в школе. - 2014. - № 2. - С. 22-27.
3. Кендиван О.Д-С., Куулар Л.Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3 (часть 4). - С. 827 – 829.
4. Куулар Л.Л. Элементы дидактических синквейнов на уроках химии // Башкы. (Учитель). - 2013. - № 4. - С. 67-68.
5. Ооржак О.Ч. Использование синквейн-технологии при обучении химии : сб. научн. тр. студентов : выпуск XI / Тувинский гос. ун-т. - Кызыл, 2013. - С. 36-38.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден Приказом Мини образования и науки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413).
В настоящее время в теории и практике химии усиливается внимание к метапредметным результатам, которые формируются при усвоении химического содержания. Метапредметные результаты обучения, установленные ФГОС, направлены для обеспечения самостоятельности и активности подростка в планировании и осуществлении учебной деятельности, решении важных для него проблем, организации учебного сотрудничества. Для обеспечения достижения метапредметных результатов важно использовать специальные задания, направленные на их формирование, развитие и диагностику на химическом материале. Планируемые метапредметные результаты могут быть достигнуты только при условии специальной работы учителя, направленной на организацию самостоятельного освоения учащимися общеучебных умений [1].

Умения, определяющие метапредметные результаты, необходимы при изучении любого предмета, в том числе и химии. Так, к  метапредметным результатам относятся умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Применительно к химии это усвоение языка символов, с помощью которых можно описывать состав и структуру веществ, записывать химические реакции и давать их характеристику, производить расчеты по уравнениям химических реакций и др. [2].

В связи с этим для формирования, развития, совершенствования и достижения метапредметных результатов освоения ООП нами разработан комплекс заданий по составлению синквейнов по программе школьного курса химии, включающий в себя трехуровневые задания: уровень (А) - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части, уровень (Б) - составление пятистрочных дидактических синквейнов или традиционных синквейнов со слоговой структурой, уровень (В) - составление краткого рассказа по готовому синквейну и других форм синквейнов со слоговой структурой.

Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн - это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме [3].

При формировании метапредметных умений особую роль играет составление дидактического синквейна без указания темы (уровень А). Пример задания по теме «Вода».

1.         (________),

2.         Привычное, необыкновенное.

3.        И поглощает, и возвращает очень много тепла.

4.         Существует в трех агрегатных состояниях.

5.         Гидрид.                                                                                           

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части применяется достаточно широко в обучении химии, хотя имеет ряд недостатков. Например, такие задания непригодны для контроля творческой способности, способствуют механическому заучиванию материала и приводят к простому угадыванию правильного ответа. При использовании кратких ответов невозможно определить логику рассуждений учащихся, выявить типичные ошибки и затруднения в выполнении заданий, что значительно снижает эффективность контроля. Вместе с тем анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части имеет и преимущества: быстрота выполнения заданий - возможность одновременно контролировать большое число учащихся по разным понятиям, осуществление индивидуального подхода через вариативность заданий.

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части предназначен в основном для сопровождающего закрепления материала. Он требует от учащихся простого воспроизведения известных изучаемых фактов, законов, понятий. Вместе с тем такие задания создают определенные условия для перехода ученика к выполнению задания, требующего более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Они определяют своего рода фонд действенных предметных знаний для первоначального формирования метапредметных умений.

Развитие метапредметных умений происходит при составлении учащимися пятистрочных дидактических синквейнов или традиционных синквейнов со слоговой структурой (2 - 4 - 6 - 8 - 2) (уровень Б).

Дидактический синквейн состоит из 5 строк.

1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка - два слова (прилагательные  или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими  характерные действия объекта.

4 строка - фраза из четырех слов,  выражающая личное отношение  автора синквейна  к описываемому предмету или объекту (афоризм).

 5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса  или объекта.

В качестве примера можно привести дидактические синквейны по теме «Вода» с точки зрения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации (программа Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман):

а)  вода - газообразная,  твердая  - растворяет, взаимодействует, образует - жизненно важное вещество - растворитель,

вода - жидкая, бесцветная - кипит, замерзает, остывает - реагирует с активными металлами - вещество сложное;

б) вода - малодиссоциирующее, сложное - окисляется, восстанавливается, диссоциируется - «Самое необыкновенное вещество в мире» (И.В. Петрянов) - электролит,

вода - жесткая, мягкая - разлагается, распадается, проводит - «Необходимо беречь воду!» - окислитель,

в) традиционный синквейн со слоговой структурой (2 - 4 - 6 - 8 - 2): ((ок-сид) - (дож-де-ва-я) - (у-ди-ви-тель-но-е) - (ма-ло-дис-со-ции-ру-ю-щее) - (гид-рид)).

Задача учителя, применяющего синквейн-метод, заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, реализация которых позволила бы ученику осмыслить и запомнить сведения предметного содержания. Учителю заранее продумать ряд вопросов для составления пятистрочных дидактических синквейнов. Например:

  1. Вода.
  2. Какая она для вас? Физические свойства воды (газообразная,  жидкая, твердая, пресная, соленая, дождевая, свободная, связанная, земная, святая, дистиллированная, жесткая, мягкая, минеральная, сложное, удивительное, привычное, необыкновенное, необычное, малодиссоциирующее и т.д.).
  3. Значение и химические свойства воды (растворяет, окисляется, восстанавливается, окисляя, разлагается, распадается, диссоцируется, кипит, поглощает, придает силы, помогает, нагреваясь, остывая, выравнивает, предохраняют, взаимодействует, взаимодействуя, реагирует, образует, кипит, замерзает и т.д.).
  4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о воде? «Самое необыкновенное вещество в мире (И.В. Петрянов), «Вещество привычное и необычное», «Земная вода выравнивает климат земли», «Нагреваясь, вода поглощает тепло, остывая, отдает его», «Жизненно важное вещество», «Необходимо беречь воду!», «Жизнь без воды невозможна», «Одно из самых важных и распространённых на Земле соединений» и т.д.
  5. Синоним, или как по-другому можно назвать воду?2О, вещество, оксид, гидрид, снег, лед, пар, океаны, моря, реки, дожди, волшебница, электролит, окислитель, восстановитель, растворитель и т.д.).

В отличие от инструментария уровня (А), составление синквейна уровня (Б) подразумевает более сложные сочетания знаний, полученные в темах, ранее изученных, и  требуют свободного оперирования усвоенными знаниями при составлении синквейнов. Они ориентируют ученика как на репродуктивную, так и на поисковую деятельность, на использование умений устанавливать существенные связи, анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы. Но учащимся с низкой обучаемостью на этом этапе необходимо оказать помощь. В противном случае учащиеся, столкнувшись с непосильной трудностью по составлению синквейнов, утратят интерес к заданиям, и эффективность такой работы будет низка. Составление дидактических синквейнов на уровне (Б) повышает такие качества, как осознанность, конкретность и обобщенность, готовит учащихся к выполнению заданий по составлению синквейнов уровня (В). На уровне (Б) метапредметные результаты могут быть выражены следующими умениями: использовать моделирование как метод познания, применять и преобразовывать основные компоненты химического языка для решения учебных и познавательных задач и умения их  соотносить с учебным материалом курса химии.

Достижение метапредметных результатов (уровень В) предполагает использование знаний в практической деятельности, приведение их в систему, что способствует общему развитию личности, формированию умения интегрировать знания.

В данном исследовании достижение метапредметных результатов, отражающих умения систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения с последующими выводами, предполагает систематизацию полученных предметных знаний и умений при составлении краткого рассказа по готовому синквейну или при использовании синквейна со слоговой структурой (обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона и гирлянда синквейнов) (табл. 1) [4].

Таблица 1

Формы синквейнов

Форма

Характеристика

Слоговая структура

1

Обратный синквейн (Reverse cinquain)

С обратной последовательностью стихов

(2-8-6-4-2);

2

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain)

 

Форма из двух пятистрочных строк, где первая - это традиционный, а вторая - обратный синквейн.

(2-4-6-8-2)

(2-8-6-4-2)

3

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain)

Девятистрочная форма со слоговой структурой.

(2-4-6-8-2-8-6-4-2)

4

Корона синквейнов (Crown cinquain)

 

5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение.

 

(2-4-6-8-2)

(2-4-6-8-2)

(2-4-6-8-2)

(2-4-6-8-2)

(2-4-6-8-2).

5

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain)

 

 

 

Аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго и т.д.

(2-4-6-8-2 -2)

(2-4-6-8-2 -4)

(2-4-6-8-2 - 6)

(2-4-6-8-2 - 8)

(2-4-6-8-2 - 2)

Например, вода - вещество привычное и необыкновенное. Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы настолько аномалий, сколько в ее свойствах. От воды зависит климат планеты. Земля давным-давно бы остыла  и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У нее очень большая теплоемкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдает его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере - в облаках и в виде паров.  Разная бывает вода: жидкая, твердая, газообразная; пресная и соленая; свободная и связанная. Воду можно рассматривать как оксид водорода или как гидрид кислорода. На вопрос, много ли воды на Земле, ученые отвечают: очень много и очень мало одновременно. Почему много - очевидно: океаны, ледники, реки дожди... А вот почему мало? Потому что потребности человечества в воде сегодня уже сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды  на нашей планеты. Поэтому необходимо беречь воду [5].

Составление синквейнов на уровне (В) требует серьезных навыков работы с учебной, научной литературой, периодическими изданиями, знаний межпредметного характера и учит школьников поисковой деятельности, разрешению проблемных ситуаций. Самостоятельное решение учащимися заданий типа (В) по составлению синквейнов способствует повышению таких качеств знаний, как глубина и осознанность. Подобные задания развивают химическое мышление, творческие способности, являются существенным элементом развивающего обучения.

Трехуровневая система измерителей по составлению синквейнов открывает возможность обеспечения требований к предметным результатам освоения углубленного курса химии ФГОС среднего (полного) общего образования - формированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях. Она должна помочь учителю проверить степень обученности учащихся, их творческие способности и имеет первоочередное значение для выявления объективной характеристики уровня знаний.  Позволяет определить, кто из школьников вообще не усвоил материал, кто овладел им на базовом уровне, а кто может применять знания в новой ситуации, т.е. владеет умениями на более высоком уровне. Очень важно, чтобы даже слабый ученик осознал, что он может что-то сделать сам. Для учащихся с высоким уровнем обученности и обучаемости стимулом будет являться наличие дополнительных заданий типа (Б), (В). Задания типа (Б), (В) помогут учителю выявить, в какой степени учащиеся продвигаются в творческом развитии. Решение дополнительных заданий типа (Б), (В) можно оценивать отдельно, важно похвалить тех учащихся, кто справился с ними, вызвать у учащихся интерес, чувство удовлетворения.

Эффективное использование синквейн-метода способствует более качественному формированию, усвоению и закреплению основных компонентов химического языка (состав, строение, свойства) и теоретических знаний основных положений атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации. Систематическое включение таких заданий в содержание обучения химии дает заметный положительный эффект.

Использование синквейн-метода позволяет формировать следующие метапредметные умения:

  • определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению;
  • использовать моделирование как метод познания;
  • выявлять основания для сравнения и классификации (по составу, строению, свойствам);
  • устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами, а также между применением и свойствами;
  • сравнивать физические и химические свойства и выявлять закономерности в изменении их свойств;
  • анализировать, синтезировать, обобщать информацию о системах понятий о веществе и о химической реакции;
  • осуществлять межпредметные связи;
  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь;
  • выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности.

Дифференцированный подход к реализации метапредметных результатов освоения ООП по химии - реальная возможность совершенствования процесса обучения, повышения его качества. А также способствует лучшему усвоению учащимися одной из практически значимых тем школьного курса химии «Первоначальные химические понятия», «Теория электролитической диссоциации», позволяет обеспечить следующие требования ФГОС среднего (полного) общего образования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения [6].

Сегодня важно не столько дать ученикам предметные умения, виды деятельности по получению новых знаний, их преобразование  и применение в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях, сколько обеспечить их личностное развитие, отражающее способность к осознанию ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы. Необходимо вооружить учеников метапредметными знаниями, способностью их использовать в познавательной и социальной практике. Это главная задача ФГОС, которая призвана реализовать развивающий потенциал среднего (полного) общего образования.

Рецензенты:

Ооржак Х.Д.-Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры теоретических основ физической культуры ТувГУ, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г.  Кызыл.

Товуу Н.О., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ТувГУ, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл.


Библиографическая ссылка

Куулар Л.Л., Куликова М.П. СИНКВЕЙН МЕТОД – СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13439 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674