Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВПАДЕТ ЛИ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗАМИ И ИХ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРИ ВХОЖДЕНИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС?

Прохоров В.Т., Осина Т.М., Прохорова Е.В., Томилина Л.Б.

В статье рассмотрены проблемы, обусловленные трудоустройством выпускников отечественных вузов при вхождении России в Болонский процесс. Их решение возможно лишь при тесном взаимодействии тех, кто учит и тех, для которых их готовят и такое решение возможно.

Проблема трудоустройства выпускников в наши дни является одной из самых актуальных проблем. Особую остроту она приобретает для людей, заканчивающих высшие учебные заведения. В условиях плановой экономики выпускники пользовались особой заботой государства в части дополнительных льгот при трудоустройстве, которые давал статус молодого специалиста. Обязательное распределение выпускников гарантировало им трудоустройство и давало возможность приобрести опыт практической деятельности на предприятиях по специальности в течение трех лет.

Реалии рынка труда в России в настоящее время таковы, что многие студенты, закончив высшее учебное заведение, сталкиваются с проблемами трудоустройства. В задачи высшего учебного заведения, помимо непосредственного обучения студентов, должно входить отслеживание их трудоустройства, а также выявление знаний, полученных выпускником для предстоящей профессиональной деятельности.

В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников разных уровней квалификации на рынке труда, но и знанием молодёжи реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю. Выпускники вузов, молодые специалисты оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Для того, чтобы подготовить выпускников к самостоятельному поиску работы и успешной адаптации на региональном рынке труда, необходимо, чтобы выпускник имел представление о предстоящем трудоустройстве, профессиональной карьере, качестве полученных им знаний, умений и практических навыков, а также требованиях работодателей, предъявляемые к выпускникам вуза.

Болонский процесс является эффективным инструментом гармонизации систем высшего образования стран участников процесса. Вхождение России в Болонском процессе следует рассматривать в контексте ее национальных интересов, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. * Участие России в этом процессе безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг и кадров на европейских рынках труда. Перестройка организации учебного процесса направлена на обеспечение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемую индивидуальным учебным планом.

Чтобы желания стали реальностью необходимо разработать систему нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации   студентов   с   использованием   балльно-рейтинговых   систем, методики   расчета   учебной   нагрузки   преподавателей,   порядок   записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб  академических консультантов и т.д.

Общий подход базируется на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality management ТQM) и требований к системе менеджмента качества Международной организации по стандартизации (ИСО). В этой связи с учётом требований стандарта ИСО 9001-2001 основой СМК вуза будет являться:

  • - ориентация на потребителя;
  • - ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
  • - вовлечённость всех участников учебного процесса в решение задач вуза;
  • - процессный подход к организации всех видов деятельности вуза;
  • - системный подход к его управлению;
  • - постоянное  улучшение  качества  образования.

С учётом Болонской декларации 1999 года основным положением обеспечения высокого качества образования, из которого исходит системный подход, состоит в том, что задачу нужно решать на всех этапах обучения, включая: анализ рынка интеллектуального труда, концептуальное планирование труда, концептуальное планирование подготовки специалистов, разработку рабочих учебных планов, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, организацию приема в вуз, сам учебный процесс, контроль знаний и проведение квалификационных испытаний, трудоустройство выпускников и их адаптацию на предприятиях, послевузовское образование и повышение квалификации. Они в полной мере соответствуют новым критериям государственной аккредитации вуза, которая вступила с 1 января 2006 года и которые ежегодно корректируются с учётом меняющейся коньюктуры на рынке труда.

Следовательно, существует острая потребность в переосмысливании понятия «образова-ние», наполняя его содержание воспитанием ответственности будущего специалиста перед обществом за результаты своей деятельности.

Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто полученное рабочее место по окончании вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации, и трудоустройство на престижную выгодную работу, без учета профильности полученного образования. Каждое из этих определений появляется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие кафедры, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Однако все это многообразие на сегодняшний день не позволяет увидеть всю многогранность понятия, а соответственно - найти эффективные пути решения проблемы трудоустройства выпускников вузов.

Межведомственная программа адаптации к рынку выпускников вузов говорит об эффективном трудоустройстве как о трудоустройстве по специальности, к которому должно стремиться любое высшее учебное заведение.

Кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» осуществляет подготовку по двум специальностям:  260905 «Технология изделий   из кожи» и 200503 «Стандартизация и сертификация».

Подготовку специалистов по специальности 260905 «Технология изделий из кожи» кафедра осуществляет уже  более 35 лет, а вот по  специальности 200503 «Стандартизация и сертификация»  сделано только шесть выпусков. За период обучения, в соответствии с учебными планами, студенты изучают общеинженерные дисциплины и в то же время  глубоко знакомятся с  направлением избранной специализации.

Выпускники специальности  «Технология изделий из кожи» всегда будут востребованы, ведь технология производства изделий из кожи - это выгодный, стабильный бизнес,  а что касается  специальности «Стандартизация и сертификация», то в связи с перспективой вступления Российской Федерации в ВТО, глобализацией рынка, усилением конкуренции и, как следствие, связанной с этим реформой технического регулирования,     проводимой в стране, она становится особо       актуальной.

Обязательная образовательная программа (ООП) подготовки дипломированных специалистов разработана с учетом специфики их будущей деятельности, для чего предусматривается широкий спектр дисциплин специализации и дисциплин по выбору. Так, курс «Введение в специальность», предусмотренный для студентов специальности 260905 «Технология изделий из кожи» на первом курсе,  знакомит студента с организацией учебного процесса, особенностями работы инженера, основами технологии производства изделий из кожи, стандартизации и сертификации продукции, организацией производства в условиях рыночных отношений.

Изучение дисциплины «Введение в специальность» также позволяет студенту иметь более четкое представление о своей будущей профессии, уметь правильно распределить свое время на все виды самостоятельной работы на весь период обучения, исключить возможность разочарования в выбранной им профессии.

Дисциплина «Профессиональная подготовка» на первом и втором курсах обеспечивает приобретение практических навыков работы по    изготовлению изделий из кожи, так называемую возможность посмотреть   изнутри, узнать и    научиться тому, что потом можно  показать любому рабочему при  осуществлении  своей трудовой  деятельности  в должности технолога или мастера.

Учебный план специальности 260905 «Техно-логия изделий из кожи» предусматривает также проведение двух видов учебной практики на базе учебных мастерских кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация».

Ознакомительная и производственная практики предполагают непосредственное знакомство студента с конкретным производством, изучением обязанностей работников, занимающих инженерные должности, а также вопросов организации и планирования производства. Для этой цели кафедра осуществляет  большую работу по формированию баз практик, чтобы позволить студентам  ознакомиться со всем самым лучшим, что есть сегодня на предприятиях ЮФО и России.

Студенты специальностей 260905 и 200503 направляются  на практику  на предприятия Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев, Москвы и Московской области, а именно: г. Москва -  «Отраслевой центр моды обуви», ООО «СИС-Спорт»; г. Ростов - на - Дону -  ООО «Ростовская обувная компания «DUNAMIC», «Ростовская обувная компания»; г. Шахты -    ЗАО «ДонТекс», ЗАО  «Корпорация Глория Джинс», филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в г. Шахты»,  ОАО «Донэнерго» ГМЭС; г. Таганрог -   ООО «Лига-стар»; филиал «Кубаньбургаз»; центр Стандартизации и метрологии г. Элиста;   ЗАО «Прогресс» г. Шахты   и др.

Тесное  взаимодействие  выпускающей  кафедры с базовыми предприятиями позволяет использовать производственные площади и оборудование этих предприятий для выполнения студентами научно-исследовательских работ, для формирования тематики курсовых работ и дипломных проектов.

Участие в конкурсах - один из важнейших аспектов подготовки специалистов во всем мире и в нашей стране, в частности. Студент, особенно старшекурсник, демонстрирует на конкурсе свои лучшие творческие и реальные возможности потенциальным работодателям. Во время проведения конкурсов и фестивалей моды преподаватели и студенты устанавливают деловые и личные контакты с представителями предприятий - потенциальными и реальными работодателями.

Так студентка Цоколова И. Л., обучающаяся по специальности «Технология изделий из кожи», принимала участие в Международном  конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров «MosShoes-Style 2008», а студенты  пятого курса Морозов Б.В. и Геворкян Б.Ю. в Международном конкурсе молодых дизайнеров «Design-shoes» 2009 г. (г. Москва на базе ООО «Ортомода»).

Участие  в предметных олимпиадах других вузов позволяют студентам оценить уровень знаний, которые они получают в своем вузе, а также конкурентоспособность наших  выпускников. Победителями Всероссийского конкурса на лучшую студенческую работу по разделу «Легкая промышленность», проводимого под эгидой Федерального агентства по образованию Российской Федерации в 2006 году стала студентка специальности  «Технология  изделий  из  кожи»  Козьменко И.А. награждена дипломом, в 2007 г. студент этой же специальности Морозов Б.В., в 2008 г. -       Томилина Л.Б.

Студенты  пятого  курса  специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» второй год занимают первые места среди студентов вузов Южного Федерального округа  на предметных олимпиадах по специальности и смотре - конкурсе   дипломных проектов и работ,  проводимые в рамках олимпиады.  В 2009 году победителями в конкурсе по специальности стали студентка пятого курса Синюк Е.В. (1 место) и Ковалева А.С.     (3 место), лучшими дипломными проектами, среди представленных на конкурс, стали дипломные проекты наших выпускников  Доценко О.С.  (1 место) и Забелиной Ю.В. (3 место).

Участвуя во Всеукраинской студенческой олимпиаде, которая проводится на базе Киевского национального университета технологии и дизайна, наши студенты специальности «Технология изделий из кожи», как правило, занимают призовые места, что подтверждает высокий уровень их подготовки.

Перспективным способом совершенствования обучения с точки зрения практической направленности является предоставление студентам старших курсов в соответствии с Уставом ЮРГУЭС возможности совмещать на пятом курсе учебу с работой.   Пока это единицы, но накопленный опыт подтверждает, что такое совмещение учебы с работой  оправдывает себя.

Такое совмещение дает положительные результаты, взаимно обогащая учебный процесс и производство. В результате большинство выпускников выполняют дипломные проекты по заданию предприятий и внедряют их в производство, где продолжают свою трудовую деятельность что помогает будущим специалистам  прививать вкус  к научным исследованиям, к желанию получать новые знания, необходимые для производства и карьерного роста.

Многие студенты активно занимаются  научно-исследовательской работой, что помогает будущим специалистам  прививать вкус  к научным исследованиям, инновациям, к желанию получать новые знания, необходимые для производства и карьерного роста.  Практический выход научных исследований составляет выполнение студентами договорных тем, поисковых исследований по тематике, сформированных    предприятиями.

Поскольку мы  реализуем функцию производителя специалистов, нам  необходимо выполнять и маркетинговую функцию их трудоустройства.

Преподаватели и сотрудники кафедры  большое внимание уделяют данному вопросу. Это и профориентационная работа с будущими абитуриентами; и расширение подготовки специалистов по целевому набору; и оказание психологической помощи выпускникам в вопросах трудоустройства; и содействие занятости студентов в каникулярный период и в период прохождения практики с целью дальнейшего их трудоустройства; и учет сведений о студентах, обучающихся по целевому набору и  о выпускниках, работающих по специальности;   и заключение  договоров с предприятием на проведение различных видов практик; и  закреплением студентов за предприятием для прохождения  практики, начиная со второго курса с целью дальнейшего трудоустройства на данном предприятии; и выполнение курсовых и дипломных проектов по заданию предприятий, и приглашение потенциальных работодателей на защиту курсовых и дипломных проектов, где они могут составить мнение о выпускнике и дать согласие на трудоустройство.

Основанием для трудоустройства выпускников являются заявки с предприятий, двухсторонние договора «Предприятие - Вуз», трехсторонние контракты «Студент - Предприятие - Вуз». Большинство выпускников трудоустраиваются на основании заявок с предприятий. Трудоустройство  специалистов по  кафедре  в 2008 году составило 100%, в том числе по заявкам предприятий - 78 %. Трудоустройство выпускников по специальностям 200503 и 260905 за последние четыре года представлено  на рисунке 1.

Необходимо отметить, что наблюдается тенденция уменьшения числа выпускников, трудоустроенных по контрактам с предприятиями. Снижение же числа заключенных контрактов говорит о нежелании предприятий в условиях нестабильной экономики, возможного сокращения производства, идти на долгосрочные отношения, брать на себя обязательства по трудоустройству. Предприятия не желают тратить финансовые средства на целевую подготовку специалиста даже по индивидуальному плану обучения, так как прекрасно знают, что выпускники кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» обладают знаниями и компетенциями, необходимыми для практической деятельности. Поэтому более охотно заключаются договора о стратегическом партнерстве, которые определяют более широкий круг взаимодействия сторон по различным сферам деятельности, чем просто трудоустройство выпускников.

p

Рис. 1. Трудоустройство выпускников по специальностям: а -  «Технология изделий из кожи»;  б - Стандартизация и сертификация»

Кафедрой заключены договора о стратегическом партнерстве с обувными и кожгалантерейными предприятиями ЮФО, центром Метрологии, стандартизации и сертификации г. Ростова-на-Дону.

Федеральная государственная служба занятости населения по Ростовской области  и  ЮРГУЭС  заключили соглашение о сотрудничестве  на 2009 год. В рамках данного соглашения Департамент занятости и ЮРГУЭС:

  • осуществляют совместные мероприятия по информационному и консультативно-справочному обслуживанию деятельности ЮРГУЭС, связанные с содействием занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников;
  • проводят анализ трудоустройства выпускников ЮРГУЭС;
  • организуют мероприятия, способствующие трудоустройству выпускников вузов (ярмарки вакансий, презентации специальностей и т.д.);
  • осуществляют мероприятия по содействию занятости студентов в свободное от учебы время.

Несмотря на трудности, которые характерны для всех отраслей легкой промышленности и предприятий сервиса, выпускники кафедры «Тех-нология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» и сегодня остаются востребованными. 

 На ближайшую перспективу (до 2020 года) потребность в инженерах  специальностей    260905 «Технология изделий из кожи» и      200503 «Стандартизация и сертификация» подтверждена письмами  предприятий ЮФО и составляет более 1600 человек

На кафедре «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» есть такие выпускники, которыми она гордится.

Примером могут служить:

  • выпускница 1986 года Г.Ю. Волкова - кандидат технических наук, руководитель Центра проектирования обуви «Ортомода» и «Промыш-ленного агентства моды "Дизайн-обувь"». Галина - эксперт моды, одна из наиболее успешных Российских дизайнеров обуви. Она проводит мастер - классы для молодых дизайнеров обуви, является продюсером конкурса Lineapelle Award Russia. Авторские работы Галины Волковой представлены на выставке в Милане. Галина Волкова является лауреатом многочисленных Международных и Всероссийских дизайнерских конкурсов, она продемонстрировала новый подход к самому понятию «наша обувь», поставив рядом с красотой и высоким стилем такую крайне важную деталь, как комфортность. Центр «Ортомода» стал первым в России использовать в своих разработках нанотехнологии, все это позволило ее руководителю подготовить к защите диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
  • выпускница 1994 года С.Ю. Кораблина - кандидат технических наук, заместитель директора Федерального государственного учреждения ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (г. Москва);
  • Жалнина И.Д. - кандидат технических наук, доцент, ученый секретарь Федерального государственного учреждения ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (г. Москва);
  • выпускница 1987 года Баландюк Н.М. - кандидат технических наук, ведущий модельер совместного российско-китайского предприятия, специализирующиеся по производству женской модельной обуви (г. Москва);
  • выпускник 1997 года В.О. Андрусенко - коммерческий директор фирмы «Греков» г. Ростов-на-Дону и др. Почти за 40 лет кафедрой «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» подготовлено свыше 3000 специалистов, востребованность в которых сохраняется все эти годы.

Системообразующий признак профессионально-образовательной деятельности синтетически представлен понятием «образование». Понятие «профессиональное» служит вектором. «Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков ... оно тесно связано с воспитанием». Образование соединяет в себе обучение и воспитание. Обучение и воспитание, в принципе, связаны сами по себе. Образование придает их отношениям определенную целостность и направленность. Образование бессмысленно толковать вне идеологии. Не образование надо «очищать» от идеологии. В идеологии нужно «разгребать» завалы, устроенные апологетами и критиками буржуазного строя общественных отношений.

Идеология образования - общего и профессионального - базируется на двух важнейших положениях: необходимости системного обучения, чтобы сила знаний имела положительный вектор, и значимости воспитания потребности в системных знаниях, иначе активная фаза отношения к знаниям окажется ограниченной временем обучения в образовательных структурах.

Критерии качества высшего профессионального образования целесообразно рассматривать в теоретическом и практическом аспектах. В идеале оба аспекта должны быть двумя сторонами единого действия. В теоретическом плане критерии качества деятельности вуза выглядят как «стыковочный узел» Госстандарта; личной удовлетворенности выпускника; конъюнктурных требований внутреннего потребителя и разноуровневых требований международного рынка труда. Совместить различные подходы можно только в форме весьма эластичной и условно конкретной модели «специалиста».

Зона европейского высшего образования требует строительства на  основе ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров, то есть, на демонстрации качества. Действительно, оценка качества должна учитывать цели и миссию институтов и программ. Она требует баланса между новшествами и традициями, академическими преимуществами и социально-экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора учащихся. Она охватывает преподавание и научные исследования также, как управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг. Имеющегося качества не достаточно, оно нуждается в демонстрации и гарантиях, чтобы получить подтверждение и доверие от учащихся, партнеров и общества дома, в Европе и в мире.

Качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего   образования.

Существует международный подход к оценке научных исследований. Такой же подход должен быть и в отношении высшего образования. В Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов. Путь в будущее будет состоять в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с "аккредитацией" как одной из возможных форм. Такие механизмы должны уважать национальные, лингвистические и дисциплинарные различия, а также университеты с малой нагрузкой.

Совместимость с европейским рынком труда должна различным! образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие .качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения "в" и выхода "из" них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

Принципы Болонского процесса предполагают разработку и использование системы зачетных единиц, которая призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности.

Система зачетных единиц является механизмом, позволяющим оценить трудозатраты студента на освоение отдельных дисциплин и образовательной программы в целом, а также сформулировать условия аттестации студентов в терминах числа зачетных единиц.

Введение   системы   зачетных   единиц   предполагает   изменение, единицы расчета трудоёмкости освоения образовательных программ,         а также перестройку организации учебного       процесса.

В качестве варианта при расчете трудоёмкости освоения дисциплин можно использовать методику, предложенную Минобразованием России (36 часов общей трудоёмкости оцениваться одной зачетной единицей или одним кредитом).

Вообще весь "Болонский процесс", начавшийся в Европе с подписания совместного заявления министров, как и многие другие процессы в мировом образовании, сегодня идет не столько "сверху", со стороны правительств, сколько по инициативе "снизу", со стороны самих вузов и их общественных объединений.

Если мы говорим о рынке образовательных услуг, то это действительно рынок конкурентный. И, если честно говорить, то России надо еще на него пробиваться.

Активная жизненная позиция, помноженная на ежедневный труд, обеспечивает то, что называется качеством подготовки специалистов.

Конечно, имеются проблемы, характерные не только для кафедр нашего университета, но и для многих кафедр родственных вузов России, а   именно:

- лабораторная база кафедр практически не обновляется за последние десятилетия;

- существенно уменьшилось число предприятий легкой промышленности, которые всегда были площадкой для приобретения практического опыта будущими специалистами;

- резко сократилось число государственных предприятий, что спровоцировало полную потерю сложившихся годами отношений между предприятиями и учебными заведениями. Если раньше выпускникам вузов и техникумов, приехавшим по направлению на работу, предприятие предоставляло жилье, то теперь этого не делается. Государство, приняв решение о передаче в частные руки производство, вроде бы одновременно хотело переложить на них и часть забот по подготовке кадров, а они, предприниматели - остались глухими к такой постановке вопроса и пытаются не тратиться на подготовку себе кадров;

- бизнес сегодня развивается сам по себе, подготовка кадров - сама по себе.

Ясно, что при таком положении вузы ничего не смогут сделать, если не будет взаимной заинтересованности в результатах работы учебных заведений и предприятий. Грустно, но студенты не могут приобретать практические навыки работы и знать особенности современных технологий, если студентов не пускают на практику на эти самые предприятия, где они вроде бы так нужны.

Следовательно, необходимо садиться за «круглый стол», вести диалог с предпринимателями о том, как совместно строить учебный процесс, для того, чтобы на предприятия приходили именно те специалисты и в таком количестве, которые были бы востребованы не только сегодня, но главное - завтра.

Можно изменить учебные программы, согласовав их с производством, можно повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава, и даже найти, наверное, совместными усилиями средства для оснащения лабораторий современным оборудованием, в том числе с участием спонсоров, но важно другое, чтобы в этих желаниях были единодушны вузы, предприятия, федеральные, региональные и муниципальные органы власти - только в таком союзе удастся создать условия для подготовки высококвалифицированных и, главное, востребованных специалистов,   как в России, так и во всем постсоветском  пространстве.

Сегодня высшая школа переживает не самые лучшие годы своего развития, и вопрос не только в неудовлетворительном финансировании, а в том безразличии государства к ее конечному продукту - специалисту. Во все времена существования общества к человеку, получившему высшее образование, было непререкаемое уважение, потому что это была лучшая ее часть.

Сейчас в высшую школу приходят дети как из семей социально защищенных, так и те, кто не имеет средств, но желает получить высшее образование, потому что прекрасно окончили школу и хотели бы продолжить образование. И те, и другие продолжают ожидать, что их постоянно будут опекать учителя и родители, принимать за них большинство решений, но это было вчера. Уже сегодня, а тем более завтра, необходима интеграция всего лучшего, что есть и будет как в вузах России, так и в вузах на постсоветском пространстве, что будет гарантировать выпускнику его востребованность обществом.

И, главное, необходимо провести значительную работу по согласованию национальных процедур с формирующимися европейскими понятиями. Наиболее злободневными из них на сегодня и завтра являются:

  • - согласование понимания стандарта в России и Европе;
  • - разработка национальных и европейских критериев квалификации на основе компетентного подхода;
  • - разработку принципов и процедур оценки и обеспечения качества образования;
  • - разграничение прав и ответственности между вузами, объединениями академического сообщества, гражданами, получающими образование, предпринимателями и государством при разработке стандартов и контроле качества образования;
  • - разработку единообразного сопоставления содержания степеней в многоуровневой системе обучения;
  • -согласования системы перезачетов кредитов (система ЕСТ8);
  • - включение в процесс взаимного признания квалификаций после прохождения вузами аккредитации  в  любом  из  признанных  ЕС  независимым общественно-профессиональном агентстве (организации);
  • - создание условий для обеспечения конкурентоспособности российского образования в   европейском и мировом образовательном пространстве;

Сформулированные проблемы и задачи могут восприниматься как бы от степени готовности каждого вуза и восприятию принципов Болонской декларации, но одно бесспорно - каждый вуз должен создать эту самую систему гарантий качества образования, чтобы гарантировать своим выпускникам удовлетворять постоянно меняющейся конъюнктуре на рынка труда.

Несмотря на наметившийся спад в легкой промышленности, сложности с демографической ситуацией в стране у кафедры есть будущее.  Мы твердо верим, что  выпускники специальностей «Технология изделий из кожи» и «Стандар-тизация и сертификации» всегда будут востребованы, а на юге России всегда будет надежный потенциал подготовки высококвалифицированных специалистов для легкой промышленности и предприятий сервиса и для этого у нас есть веские основания - многолетний опыт работы  кафедры.


Библиографическая ссылка

Прохоров В.Т., Осина Т.М., Прохорова Е.В., Томилина Л.Б. СОВПАДЕТ ЛИ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗАМИ И ИХ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРИ ВХОЖДЕНИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС? // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1334 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674