Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Островская Е.А.

Российское профессиональное музыкальное образование традиционно считается одним из лучших в мире. Однако, учитывая инновационные процессы в организации профессиональной подготовки специалистов, необходимы конкретные меры по модернизации средней и высшей ступени музыкального образования, где, помимо укрепления материальной базы образовательных учреждений, включения их в локальные информационные сети и глобальную сеть Интернет, особое место отводится внедрению учебно-исследовательского и научно-исследовательского компонента в процесс обучения, воспитанию творческой активности студентов в самостоятельной деятельности, укреплению их мотивации к профессиональной подготовке и дальнейшей самореализации.

На основе анализа начального этапа учебной деятельности следует сделать вывод о важности адаптационного периода, характеризующегося рядом осложняющих факторов, среди которых большинство является типичным для любого профессионального обучения.

1.Отсутствие чёткой мотивации в выборе профессии, инфантилизм. Профессиональная ориентация подростков может происходить уже в    11-12 лет, когда в соответствии со способностями и желанием выбираются классы с профильным уклоном. Вместе с тем, отдельные виды деятельности (спорт, музыка) требуют более раннего освоения, что в дальнейшем, помимо несомненной пользы, может иметь и минусы; выбор профессии происходит по «накатанному руслу» без чёткого осознания того, насколько имеющиеся способности и истинные желания соответствуют данному выбору, влияние на который иногда оказывают родители.

Для приобретения устойчивой мотивации к профессиональному самоопределению следует информировать студентов о возможности получения всех основных и дополнительных квалификаций и требованиях к ним, а также использовать ролевые игры мотивационной направленности.    

2.Отсутствие необходимых навыков восприятия, обработки и фиксации информации. Современный человек испытывает большую информационную нагрузку, особенно в период профессионального обучения. Требования к скорости и эффективности работы с информацией в вузе отличаются от тех, что предъявлялись в школе. По прогнозам специалистов тенденция к увеличению информационной плотности пространства обитания человека, влекущая серьёзные психологические проблемы, нарастает в геометрической прогрессии. Для предотвращения  информационной перегрузки, особенно типичной для периода адаптации к новым условиям, студентам-первокурсникам большую пользу принесут специальные психологические тренинги, направленные на развитие способности скорочтения, укрепление внимания и памяти с использованием мнемонических техник. Необходимы специальные практикумы по скоростному конспектированию, как в режиме реального времени, так и в процессе самостоятельной подготовки, ознакомление с различными видами схематического структурирования информации («паучок», «древо»), вариантами сокращений с использованием символов, цветовым и графическим оформлением текста.

3.Дилетантизм и неверные стереотипы в отношении учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. Новые по сравнению со школой формы занятий ( например семинар или коллоквиум) и высокие профессиональные требования к подготовке рефератов и курсовых работ предполагают освоение студентами основ учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, которая многими воспринимается как нечто скучное, сложное и рационально-отвлечённое. Следует заметить, что преодолеть стереотип относительно возможности подготовки к семинару исключительно по конспекту лекции и написанию реферата путём компьютерной компиляции текстов из Интернет-ресурсов (иногда без редактирования и связок), довольно сложно, но, при  планомерной, рассчитанной поэтапно на все годы обучения педагогической стратегии, исследовательская работа может наполниться творческим содержанием, что способно привлечь к ней людей художественных профессий. Музыкальное исполнительство по своим характеристикам является своего рода научно-исследовательским процессом; в результате репродуктивно-творческой деятельности, имеющей сходство с научными изысканиями, и начинающие музыканты, и признанные артисты «производят» новый индивидуальный продукт - собственную интерпретацию произведения. Именно поэтому для студентов-музыкантов как можно раньше необходимо выявлять взаимосвязь и параллели исполнительской и научно-исследова-тельской деятельности, как в процессе индивидуальных занятий по специальности, так и планомерно курируемой консультантом подготовки рефератов и курсовых работ с предварительным объяснением содержания, структуры и сущности контрольных элементов исследования.

4.Несформированность навыков самостоятельной работы и оптимизации индивидуального режима. Как известно, музыкальное обучение и исполнительское совершенствование требует наибольших по сравнению со многими другими профессиями временных затрат на самостоятельную подготовку. При новых возросших нагрузках в начальном этапе профессионального обучения многие студенты не в состоянии организовать самостоятельные эффективные занятия по специальности без ущерба другим дисциплинам и своему здоровью. Студенты-первокурсники нуждаются в поддержке, для чего следует уделять внимание индивидуальному анализу распределения времени, планированию самостоятельной подготовки, объяснению сущности режимного и целевого подхода к занятиям по специальности и их чередованию.

5.Отсутствие корпоративного менталитета. Смена среды обучения предполагает не только адаптацию студента к учебно-производственным требованиям образовательного учреждения, но и вхождение в новый коллектив сверстников, формирование нового коллективного сознания. При чрезвычайно высокой потребности в общении, характерной для подростков и юношества, остаётся актуальной проблема налаживания гармоничных взаимоотношений внутри коллектива вследствие отсутствия адекватной самооценки (завышенной или заниженной), способности к самопрезентации, стремления действовать в команде и чувствовать себя её составляющей, что негативно отражается на процессе обучения. Для привития студентам основ корпоративной культуры необходим продуманный комплекс педагогических мер по развитию способностей к межличному взаимодействию, проведению совместных досуговых мероприятий, социально-культурных акций (концертов, лекций), знакомству с историей и традициями учебного заведения и привлечению учащихся к активному формированию его самобытного имиджа, поддержанию престижа. Основой и инструментом для воспитания коллективных качеств может выступать сама музыка, как древнейший и универсальный вид коммуникации.

6.Отсутствие знаний относительно гигиены труда и отдыха, профилактики профессиональных заболеваний. Данный аспект для студентов-музыкантов, помимо формирования мотивации к ведению здорового образа жизни и преодолению вредных привычек, включает в себя ознакомление с психофизиологическими особенностями исполнительской деятельности, специфичными для каждого отдельного инструмента, причинами и профилактикой профессиональных заболеваний, а также психологических предпосылок успешного концертного выступления.

Работа по преодолению вышеперечисленных адаптационных трудностей может проводиться на групповых, мелкогрупповых, индивидуальных занятиях, в форме специальных междисциплинарных  мероприятий, осуществляться кураторами групп и организаторами концертной практики. Однако более рациональным и эффективным представляется комплексный подход в решении данной  задачи, примером чего служит дисциплина «Введение в специальность», недавно предложенная Государственным образовательным стандартом  среднего профессионального образования в качестве предмета по выбору.


Библиографическая ссылка

Островская Е.А. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1331 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674