Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Фалинский И.Ю. 1
1 Санкт-Петербургский университет МВД России
В статье освещаются вопросы проблематики модернизации образования, необходимости широкого внедрения и использование в процессе подготовки молодых специалистов, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями и противодействие теневой экономике, информационных, инновационных технологий. В статье дается анализ факторов и причин необходимости перехода к новым методам обучения и подготовки специалистов в сфере экономической безопасности. Рассмотрена необходимость учета и использования всех форм технологичного информационного образования, с учетом меняющегося общества, а также необходимостью противодействия возникающим вызовам и угрозам. Основной акцент сделан на внедрение новых форм образования.
экономическая безопасность
экономическая преступность
информационные технологии
борьба с экономическими преступлениями и противодействие теневой экономике
образование
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Система «ГАРАНТ».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 19) // Система «ГАРАНТ».
3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Париж. 1998 г. // Система «ГАРАНТ».
4. Декларация и рекомендации Второго Международного конгресса ЮНЕСКО по образованию и информатике. - М., 1996 г. // Система «ГАРАНТ».
5. Каверина Э.Ю. Актуальные проблемы подготовки специалистов по борьбе с экономическими преступлениями // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, 02 апреля 2014 г. / Сост.: Ю.А. Кудрявцев. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – С. 138-142.
6. Литвиненко А.Н. Проблемы подготовки курсантов по специальности «Экономическая безопасность» в Вузах МВД России // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, 02 апреля 2014 г. / Сост.: Ю.А. Кудрявцев. – СПб. Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – С. 14-15.
7. Развитие и внедрение современных информационных технологий в системе МВД России. http://www.garant.ru/action/interview/348616/#ixzz30D86cGie. // Система «ГАРАНТ».
 Переход к постиндустриальному, информационному обществу, динамичное развитие экономики, рост конкурентоспособности, профессиональной мобильности, значительное расширение масштабов международного сотрудничества, возможности политического и социального выбора ставят высшее образование в начале XXI века перед целым рядом вызовов. Эти вызовы лежат в плоскости глобальной трансформации, модернизации и глубоких социально-экономических реформ образовательных систем на основе освоения информационных технологий.

Во Всемирной декларации ООН о высшем образовании для XXI века сказано, что на пороге нового столетия мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду со все большим осознанием решающего значения образования для социально-культурного и экономического развития, создания такого будущего, в котором более молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями. Экономика, основанная на знаниях, станет, одним из главных факторов социально-экономического прогресса XXI-го века [3].

Стратегические цели развития российского образования определены в ряде ключевых концептуальных документов, связанных с его модернизацией и проведением образовательных реформ. Концепция модернизации российского образования взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры по реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Модернизация образования является частью долговременного процесса, который связан с формированием постиндустриального мира, экономики, основанной на знаниях. При этом информационное общество становится основой модернизации экономики Российской Федерации. Процесс модернизации связан с новыми вызовами и угрозами, исходящими из глобализации мировой экономики; усиления научно-технической революции, включая информационные, технологические, структурные и управленческие изменения; становления информационного общества; интеграции в образовании.

Центральной задачей модернизации образования является обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Фундаментальной задачей при этом является поддержка образования не только как важнейшей социальной сферы, но в прямом смысле как важнейшей экономической отрасли, т.к. именно образование играет все более решающую роль в накоплении и развитии человеческого капитала.

Особое место в структуре правоохранительных органов занимает Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России). Эффективность деятельности органов внутренних дел в целом, а также работы подразделений экономической безопасности и противодействия теневой экономике в частности зависит от многих факторов, но одним из наиболее значимых является уровень подготовки специалистов. При этом важно отметить, что МВД России располагает одной из наиболее мощных и развитых систем ведомственного образования.

Система профессиональной подготовки МВД России, начиная с 90-х годов XX столетия, трансформировалась, претерпевала серьезные изменения, связанные со значительным ростом преступности, разветвленной сети ее организационных форм, а также необходимостью подготовки таких специалистов, которые способны успешно противостоять реалиям современной экономической преступности. Необходимо понимать, что от подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит уровень нашей безопасности, эффективность борьбы с преступлениями в сфере экономики. Большое значение в указанном процессе, конечно, отводится широкому внедрению в процесс обучения инновационных информационных технологий.

Концепция Министерства внутренних дел России такова: все лучшее, все современное должно в обязательном порядке поставляться во все учебные заведения по соответствующим направлениям деятельности.

В настоящее время в ведомственных вузах МВД России активно проводится реформирование экономического образования, связанное с переходом на обучение по новой специальности «Экономическая безопасность». Особенностью новой специальности является переориентация выпускников на службу в подразделениях экономической безопасности и противодействия теневой экономике и коррупции.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 080101 Экономическая безопасность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 19), объектами профессиональной деятельности специалистов являются: общественные отношения в сфере обеспечения законности и правопорядка, экономической безопасности; события и действия, создающие угрозы экономической безопасности; свойства и признаки материальных носителей разыскной и доказательственной информации; поведение хозяйствующих субъектов, их затраты, риски и результаты экономической деятельности, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы [2].

Целями экономической подготовки специалистов в МВД России являются:

  • борьба с экономическими преступлениями, противодействие коррупции и теневой экономике;
  • обеспечение работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействие коррупции, в том числе проведение судебно-экономических экспертиз;
  • экономическое обеспечение подразделений ОВД [6].

Характерными особенностями современного обучения является стремление больше внимания уделять общекультурной подготовке специалистов с высшим экономическим образованием; стремление к усилению фундаментальной подготовки специалиста; усиливающееся внимание к управленческой компоненте как необходимому атрибуту знаний, умений.

Кроме того, в связи с формированием современного информационного общества и совершенствованием рыночной экономики ведомственное образование при подготовке специалистов в настоящее время в соответствии со стандартами обучения больше внимания должно уделять расширению доли практических знаний, соответственно за счет снижения доли теоретических знаний.

Учитывая изложенное, учебный процесс должен быть максимально приближен к практической деятельности, чему в немалой степени способствуют современные информационные технологии.

Развитие информационных технологий в образовательном процессе определено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ориентировано на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, на создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств [1].

Исходя из этого, в образовательном процессе возрастает роль информационных технологий, в основе которых всеобщая компьютеризация обучаемых и преподавателей. В этих целях предусмотрено обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса; создание единого информационного пространства; эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов и др. меры.

Так, в целях повышения практической направленности и качества обучения в течение ряда лет с помощью автоматизированной информационной системы «Качество обучения - Отзыв» регулярно проводится оценка остаточных знаний курсантов и слушателей последних курсов обучения, а также молодых специалистов первых 3-х лет службы.

Помимо этого, каждый год руководители территориальных органов МВД России дают оценку качества подготовки каждого выпускника системы образования Министерства, их деловых и моральных качеств.

Использование АИС «Качество обучения - Отзыв» позволило в значительной степени поднять уровень подготовки специалистов в ведомственной системе образования. Мощный импульс внедрению инновационных образовательных технологий в вузах МВД России придали Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2009 г. № 609 «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 г. № 662 «О мерах дополнительной государственной поддержки образовательных учреждений МВД России, внедряющих инновационные образовательные программы». За 2 года авторскими коллективами образовательных учреждений МВД России разработаны и успешно внедрены в учебный процесс 27 инновационных образовательных программ, основанных на современных информационных технологиях, например, «Формирование антикоррупционной устойчивости у курсантов и слушателей вузов МВД России» [7].

Важной составляющей подготовки молодых специалистов в целом и специалистов по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию теневой экономике в частности является использование в обучении цифрового контента, а именно Интернет-технологий и компьютерных программ. Так, в настоящее время уровень подготовки специалиста будет всегда недостаточным без умения использовать в работе различные информационные базы, без навыков использования Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.

Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. В учебный процесс внедряются практикумы и деловые игры, разработанные на высокопрофессиональном уровне в соответствии с актуальными изменениями нормативной базы. Для повышения качества образования интенсивно используются новые образовательные технологии.

Образовательные технологии - это совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющих собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей.

Основные цели современных образовательных технологий, применяемых при подготовке специалистов по борьбе с экономическими преступлениями, противодействия коррупции и теневой экономике, заключаются в следующем:

- предоставление фундаментального образования, получив которое, обучаемый способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

- формирование у обучаемых креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста.

В свою очередь информационные образовательные технологии способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

Информационная технология - это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, это совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Таким образом, информатизация высшего образования состоит в том, что в результате ее внедрения должна быть достигнута глобальная рационализация интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых информационных технологий с целью повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Кроме того, должна быть обеспечена подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Использование информационных технологий в образовательном процессе МВД России для подготовки специалистов по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции позволяет не только обеспечить обучаемых информацией об объекте управления, но и помогает последним осознать все многообразие и сложность связей, возникающих в процессе деятельности органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных и других мероприятий, связанных с борьбой с экономической преступностью.

Более того, в результате использования информационных технологий в процессе занятий у обучаемых отмечается:

- повышение интереса к изучению предметов и успеваемости;

- более полное усвоение теоретического материала;

- овладение умения получать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

- умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что системное применение в образовательном процессе при подготовке молодых специалистов, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями и противодействие коррупции, электронных ресурсов и иных информационных технологий является гарантом эффективности в целом успешного учебного процесса. Что, конечно же, позволит выпускать молодых специалистов, более подготовленных не только теоретически, но и практически к осуществлению своей будущей профессии.

Такой подход позволяет сформировать современные учебные технологии, которые предусматривают формирование у слушателей вузов МВД России творческого подхода к осуществлению различных мероприятий по противодействию экономической преступности, особенно таких ее видов, как коррупция, мошенничество.

Следует отметить, что при подготовке кадров для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел в настоящее время особую значимость приобретает междисциплинарное образование. Для понимания связей явлений и процессов, приводящих к совершению преступлений в сфере экономики и коррупции, молодой специалист должен осваивать экономические дисциплины во взаимосвязи с юридическими дисциплинами, связанными с профессиональной деятельностью сотрудников органов внутренних дел. Большое значение в этом процессе также отводится широкому использованию в процессе обучения информационных технологий. При этом важна не сама технология, а ее взаимодействие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом [5].

Информационные технологии позволяют изменить саму модель учебного процесса, перехода от передачи знаний от преподавателя к слушателям к креативной модели, в основе которой новое технологическое и техническое обеспечение, моделирование ситуаций и процессов в сфере экономической безопасности, освоение методов стратегического управления правоохранительной деятельностью, связанной с борьбой с экономической преступностью и противодействием коррупции.

Рецензенты:

Литвиненко А.Н., д.э.н., профессор, начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург.

Илюхина Р.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Фалинский И.Ю. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13259 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674