Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМИ ДЕВУШКАМИ

Мальченкова В.В. 1 Заречнев Д.О. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье раскрывается методика работы сотрудников полиции с делинквентными девушками в современных социокультурных условиях. Реализован комплексный и системный подходы в деятельности правоохранительной системы. Системность реализуется через следующие направления работы: диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации, постреабилитационной защиты, ресоциализации, а также этапы установление психологического контакта, проведение диагностической работы, разработка программы и ее реализация, анализ результатов. Основными методами реабилитации при работе с делинквентными девушками определены: коррекционные, психотерапевтические, арттерапевтические, психологические тренинги, консультативные, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентация. Поставленная задача решается выделением профилактико-коррекционной деятельности полицейских с учетом специфических гендерных черт, половых особенностей и проявлений в делинквентном поведении девушек.
системный подходы
комплексный
профессиональная подготовка сотрудников полиции
делинквентные девушки-подростки
методика работы сотрудников полиции
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. - № 4. – С. 29-36.
2. Воронин И. В. Формирование образа эффективной профконсультационной помощи у подростков: автореф. дис. ... канд. псих. наук. – М., 2013. – 21 с.
3. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – М.: Изд-во Института социологии РАН, ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2007. – 180 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Мысль, 1977. – 304 с.
5. Солдатов Н. С. Подготовка сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних МВД России к профилактике девиантности: дис. … канд. пед. наук. – Елецк, 2009. – 266 с.
6. №. Федулов Б.А., Тарасов Г.Н. Информационное обеспечение принятия решений в управлении учебно-воспитательном процессе вуза МВД России [текст] // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. – Горно-Алтайск. – 2011. - № 6 (31). – С. 214-216.
7. Cohen J. The transition from childhood to adolescence. – Chicago, 1964. – P. 93-97.
8. Edwards A. Edwards Personal Preference Schedule. Manual. – N.Y., 1976. – P. 12.
9. Hall G. Adolescence: Its Psychology and Its Relation to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education. – N.Y., 1922. – Р. 12.
10. Shulman S., Collins W. Romantic relationships in adolescence. – New directions for child development. – № 78. – Jossey-Bass Pulish-ers: San Francisco, CA, 1997. – P. 74-79.
Введение. В связи с принятием закона «О полиции» предъявляются новые повышенные требования к профессиональной деятельности полицейских. Основная цель создания полиции состоит в том, чтобы созданная новая структура, охраняющая права и свободы граждан отвечала всем современным требованиям. Прежде всего, должен измениться порядок взаимодействия с гражданами, а сама деятельность переориентировалась с карательной функции на профилактическую. Поэтому особое значение приобретают нравственные, деловые и профессиональные качества, а знания, умения и навыки должны носить более системный и комплексный характер для эффективной воспитательной работы с различными категориями граждан с учетом их социально-психологических особенностей.

Реалии, с которыми приходится сталкиваться сегодня, вследствие сложностей объективного и субъективного характера, создают принципиально новые условия в профилактической деятельности правоохранительной системы в целом и вызывают потребность в учете особенностей работы сотрудников полиции с делинквентными девушками-подростками.

Основная часть. В методике реализован комплексный подход, который в работе с делинквентными девушками предполагает внедрение положений деятельностного, интерактивного, контекстного и личностно-ориентированного подходов.

Реализация деятельностного подхода в работе с делинквентными девушками предполагает включение их в такие виды деятельности, которые вызывают в них развитие и коррекцию имеющихся потребностей и ценностей в соответствии с требованиями общества, таким образом, реализуется положение, согласно которому новые виды деятельности формируют новые виды потребностей [4].

Интерактивный подход при работе с делинквентными девушками реализуется через изменение их социального окружения и включение их в новые коллективы с социально значимыми и общественно полезными ценностями.

Контекстный подход при непосредственной работе с делинквентными девушками способствует созданию условий, в которых воспитательная деятельность трансформируется и превращается в социальную и общественную.

Личностно-ориентированный подход [1] ориентирован на развитие личности, но при этом следует учитывать актуальные запросы и потребности социума, в частности, развитие ценностей семьи и материнства у делинквентных девушек, качеств и способностей, которые социальные потребности превращают в личные. Этот подход ориентирует на работу с конкретной девушкой-подростком с учетом ее актуальных проблем и социально-психологических особенностей, обусловленных социальными условиями, для эффективного влияния на развитие ее как личности, устойчивой к деструктивной социальной среде. Реализуя данный подход, делинквентная девушка приобретает способность становиться хозяйкой собственного «Я», социально активным субъектом общения и деятельности, приобретает способность направлять свои возможности на самореализацию и саморазвитие, при этом создается и реализуется социально-нравственная самооценка.

Содержательная сторона методики сотрудников полиции к работе с делинквентными девушками обеспечивается их соответствующей профессиональной подготовкой. Для чего в образовательный процесс юридических институтов внесены коррективы. Они нашли отражение в содержании дисциплин при раскрытии особенностей формирования и проявления делинквентности девушек и реализацией информационного обеспечения в управлении учебно-воспитательном процессе вуза МВД России [6].

В процессе юридической подготовки по специальным дисциплинам включены вопросы, направленные на приобретение знаний об особенностях административной и уголовной ответственности несовершеннолетних девушек, особенностях проведения уголовно-процессуальной деятельности в отношении их, особенностей назначения и отбывания наказания, специфики организации и проведения различных видов работ несовершеннолетних делинквентных девушек.

При изучении психологии и педагогики используются методы исследования гендерных и личностных характеристик девушек, раскрываются психологические особенности развития личности девушек-подростков, изучаются  межличностные отношения в женских группах и особенности семейного воспитания. При проведении занятий по психологии в деятельности сотрудников полиции реализуются методы криминальной психологии, учитываются факторы делинквентного поведения и методы исследования гендерных и половых особенностей, мотивация и механизмы противоправного поведения у девушек-подростков, изучаются консультативные и переговорные процессы и особенности их проведения в нестандартных условиях с делинквентными девушками.
При раскрытии форм и методов работы с делинквентными девушками и их микросоциальным окружением в условиях специальных учреждениях реализуется организация контроля, попечительства, наставничества, шефства, кураторства за делинквентными девушками. Особый контроль представлен за поставленными на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних, организовано взаимодействие всех органов и организаций, участвующих в работе с делинквентными девушками, ведется постоянный анализ типов и форм делинквентности и определение мероприятий по исключению противоправного поведения, принимаются меры по изоляции от неблагоприятного влияния социального окружения, осуществляется проведение планомерного контроля за делинквентными девушками в учебное и во внеучебное время. Данные мероприятия проводятся на базе отделов полиции, где происходит ознакомление с работой, будущие сотрудники полиции совместно с инспекторами проводят различные профилактические мероприятия с делинквентными девушками согласно плану работы инспекции по делам несовершеннолетних [5].

Методика работы. Системность реализуется через следующие направления работы: диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации, постреабилитационной защиты, ресоциализации, а также соответствующие этапы. Основными методами при работе с делинквентными девушками определены: коррекционные, психотерапевтические, арттерапевтические, психологические тренинги, консультативные, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентация.

Последовательность работы с делинквентными девушками состоит из следующих этапов: установление психологического контакта, проведение диагностической работы с выявлением причин и особенностей делинквентного поведения, разработка программы проведения воспитательной работы, ее реализация, анализ результатов и определение эффективности проведенных мероприятий. При этом на всех этапах решающее значение имеет реализация педагогического общения как важного фактора развития личности [3]. На первом этапе необходимо установить и обеспечить доверительный психологический контакт с делинквентной девушкой. Его сущность заключается в нахождении эмоциональной связи и заинтересованности в дальнейшей совместной работе, необходимости проявить искреннюю заинтересованность в проблемах, которые волнуют девушку, и понять ее душевное состояние.

Эмоциональный контакт сотрудник осуществляет в форме диалога или полилога. Полилог применяется, когда мнение сотрудника может быть не понято или не принято, в этом случае приводится мнение общепринятой авторитетной личности или референтной для девушки. При диалоговом общении необходимо стремление к общим целям, совместному принятию существующей ситуации, взаимодействию в совместной деятельности [2]. Но добиться полного совпадения мнений, взглядов и оценок редко удается, и часто недостаточность жизненного опыта не позволяет этого. Главное в диалогичном общении - это установление равенства позиций сотрудника правоохранительной сферы и девушки, что обеспечивает ее активную роль в данном процессе. Сотрудник должен разъяснить девушке-подростку его цели так, чтобы они нашли отражение в ее внутреннем мире, и создать основу для взаимопонимания, обеспечить эффективность взаимодействия.

Установление эмоционального контакта с девушкой-подростком целесообразно выполнять в определенной последовательности [5]:

1. Снять психоэмоциональное напряжение. В начале общения с сотрудником правоохранительной сферы делинквентная девушка-подросток часто неадекватна, не желает вести разговор, равнодушна, испытывает напряжение, психологически зажата. Поэтому сначала предлагается нейтральная тема общения, не касающаяся сущности стоящей проблемы, и только после снятия психологического напряжения возможно переводить его из позиции наблюдателя и активного субъекта.

2. Выявление увлечений и интересов девушки. Полицейский, выявляя область интересов, увлечения и хобби, выделяет их как важные и своевременные. В то же время, реализуя свои цели и направления, он связывает эти моменты с выделением положительных черт или свойств личности делинквентной девушки.

3. Определение негативных качеств и свойств личности девушки. На этом этапе допускается принятие возражений, сомнения и изменение мнения в ходе диалога. Но обязательно выявлять и доводить до делинквентной девушки неприемлемые ее качества и стороны, которые могут вести к противоправному поведению. В дальнейшем диалог помогает отследить специфику в проявлении положительного и отрицательного в поведении.

4. Раскрытие проблемы и разработка программы педагогического воздействия и взаимодействия с делинквентной девушкой. Сотрудник правоохранительной сферы убеждает девушку в необходимости изменения ее отношения к возникшей проблеме. При организации педагогического взаимодействия рекомендуются следующие приемы [3]:

а) «думать вместе» - совместный поиск выхода из сложившейся ситуации, сотрудник предлагает возможные варианты с учетом своего жизненного опыта, но решение принимает делинквентная девушка сама;

б) «образ человека» - сотрудник изображает на бумаге образ определенной личности и предлагает обсудить его проблемы, активно привлекая делинквентную девушку.

Второй этап. Диагностика условий и состояний делинквентной девушки. Сотрудник правоохранительной сферы определяет причины нарушения общественного порядка, анализирует условия его совершения и выделяет конкретный тип делинквентности. Выявляются случаи, имеющие негативную социальную или патопсихологическую природу, следует учитывать, что часто психические заболевания проявляются у подростков в различных формах делинквентного поведения. После чего сотрудник выявляет затруднения, которые стали следствием отношений с другими людьми. Далее анализируются причины этих затруднений и выявляются особенности личностного и психического развития девушки и тип делинквентности. Затем изучаются особенности социализации делинквентной девушки и ее включенность в общественную жизнь, ее референтные группы для учета при создании индивидуальной программы работы.

Третий этап. Разработка программы работы с делинквентной девушкой-подростком. Содержание программы включает оказание конкретной помощи и реализацию индивидуальных коррекционных мероприятий.

Работа сотрудника полиции с делинквентными девушками производилась во взаимодействии со всеми заинтересованными субъектами реабилитационного процесса, а именно с социальными педагогами, психологами, социальными работниками, медицинскими специалистами. Формами такого взаимодействия были: консультации, консилиумы, индивидуальные и групповые профилактические тренинги и психокоррекционные занятия и т.д. [8]. В результате определялся комплекс разнообразных направлений помощи делинквентной девушки: юридическая, педагогическая, психологическая, социальная или медицинская. При определении нарушений явно медицинского характера сотрудник полиции отправлял девушку к соответствующим специалистам. Далее в работе с делинквентной девушкой он выполняет консультативные функции, выступая посредником между педагогами, социальными работниками, родителями, знакомыми или медицинскими работниками. Сложность работы с девушками подростково-юношеского возраста, имеющими тот или иной вид дизонтогенеза, определяется тем, что необходимо учитывать особенности их интеллектуальной сферы, которая в значительной степени находится под влиянием романтических отношений [10]. Как показывают современные зарубежные исследования, делинквентность в большинстве случаев следует рассматривать не с точки зрения клинического отклонения от нормы, а в связи с компенсаторными механизмами, являющимися следствием интеграционных процессов в сфере когнитивного опыта [7].  Для проведения индивидуальной психотерапии показаниями являются [9]: подростковый возраст, дефекты внешности, соматические заболевания, ситуации проявления кризисных состояний с проявлениями интенсивных агрессивных или аутоагрессивных тенденций, личностно-интимный характер проблем; суицидальные проявления, психопатические состояния.

Для оценки эффективности методики работы сотрудников полиции с делинквентными девушками была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ряда институтов МВД России. В профессиональной подготовке реализовывался процессе формирования профессиональной готовности к работе с делинквентными девушками. С учетом оценки уровня подготовки по выделенным критериям [6]: когнитивному, эмотивному и конативному были получены значительные изменения в эффективности работы сотрудников полиции, основные показатели в работе повысились не менее чем на тридцать процентов.

Рекомендации. В заключении следует выделить следующие рекомендации повышения эффективности по организации работы сотрудников полиции с делинквентными девушками: 1. Для превентивного воздействия на делинквентных девушек одним из направлений в работе сотрудников полиции следует выделить необходимость своевременного выявления неблагополучных семей и оказание, им профессиональной помощи, организуя взаимодействие с учреждениями и организациями, обеспечивающими процесс социализации. 2. С целью предупреждения повторения кризисных ситуаций, связанных с делинквентным поведением, необходимо значительно больше уделять внимания и социальному патронажу семей, в которые возвращаются делинквентные девушки, стоящие на учете в соответствующих организациях, прошедшие постреабилитационную защиту. 3. Для проведения комплексной работы с делинквентными девушками необходима специальная комплексная профессиональная подготовка сотрудников полиции при прохождении обучения в вузах МВД России. 4. Для существенного повышения эффективности принимаемых профилактических мер в сфере досуга делинквентных девушек необходимо шире использовать современные психолого-педагогические технологии и введение в реабилитационный процесс различных форм проведения арт-терапии, психотерапии, психокоррекциии, игровых тренингов, консультирования, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации. 5. Существенное значение имеет реализация положений личностно-ориентированного подхода, который способствует личностному развитию девушки-подростка через самостоятельный выбор путей своего социального становления.

Таким образом, при работе с делинквентными девушками педагогическое воздействие направлено на саму девушку, семью, референтные группы ее окружения. Эта работа проходит в тесном взаимодействии с различными субъектами социализации, участвующими в решении юридических, педагогических, психологических и социальных проблем делинквентных девушек.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул.

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г.Барнаул.


Библиографическая ссылка

Мальченкова В.В., Заречнев Д.О. МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМИ ДЕВУШКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13205 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674