Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Воскрекасенко О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
В статье раскрывается сущность понятия «социальная адаптивность» и характеризуются её структурные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивный. Основное внимание уделяется характеристике новообразований юношеского возраста, определяющих специфику формирования компонентов социальной адаптивности. Доказывается сензитивный характер юношеского возраста для развития социальной адаптивности студентов – будущих педагогов. Становление нового уровня самосознания, развитие познания и становление самопознания, становление идентичности, формирование выраженных социальных потребностей, становление мировоззрения, самоопределение, поиск смысла жизни рассматриваются в качестве предпосылок развития адаптационных способностей личности будущего педагога, а их учёт – одного из условий эффективности целенаправленной педагогической деятельности по формированию социальной адаптивности студентов – будущих педагогов в вузе.
образовательный процесс
будущие педагоги
студенты
социальная адаптивность
ввозрастные особенности
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы / под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Л., 1974. - С. 42-67.
2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности : учебное пособие. - М., 1976. - 175 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
4. Толстых Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. - С. 137-142.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. А.В. Толстых. - М., 1996. - 344 с.

Современная пространственно-временная ситуация трансформирующегося общества значительно усложняет процесс социализации молодёжи. В силу недостаточности жизненного опыта она испытывает трудности, связанные с неумением найти паритет между социальным и индивидуальным, что приводит к нарушению баланса между адаптацией в обществе и обособлением в нём. В связи с этим в условиях усиления роли институциональных механизмов социализации перед системой высшего педагогического образования встаёт задача подготовки мобильных специалистов педагогического профиля, способных к успешной адаптации и самореализации, а также готовых содействовать эффективной адаптации и самореализации своих воспитанников. Следовательно, формирование и развитие у студентов - будущих педагогов набора ключевых компетенций должно включать в себя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, способность адаптироваться к новым ситуациям - социальную адаптивность.

Под социальной адаптивностью (в том числе, будущего педагога) нами понимается интегративная характеристика личности, выступающая внутренним условием её успешной социализации и отражающая способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой.

Анализ научной литературы (С.В. Величко, В.Г. Витун, С.А. Пакулина, Л.Г. Попова, М.В. Ростовцева, Л.В. Соловьёва и др.) позволил нам определить структурные компоненты социальной адаптивности как интегративной личностной характеристики, формирование которых и составляет содержание деятельности по её целенаправленному развитию у студентов - будущих педагогов. Среди них: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический. В свою очередь мотивационно-ценностный компонент включает в себя:

- ценностные ориентации (моральную нормативность);

- мотивацию на успех в ситуации адаптации;

- установку на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации.

В ряду важнейших составляющих когнитивного компонента выступают:

- система знаний и представлений о себе как субъекте адаптационного процесса;

- представления об основных закономерностях протекания процесса адаптации;

- знания о существующих приёмах и способах адаптации в новых условиях;

- знания правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации.

Деятельностно-практический компонент социальной адаптивности включает в себя:

- навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации;

- умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации;

- владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации.

Успешность практического решения любой педагогической задачи, в том числе и формирования социальной адаптивности студентов - будущих педагогов, во многом определяется пониманием и учётом возрастных особенностей обучающихся. Изучение возрастных особенностей студентов, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов и соответственно их учёт, будет способствовать эффективной организации целенаправленного развития социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

Студенчество представляет собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется Б.Г. Ананьевым как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет) [1, с. 51]. Юношеский возраст, по его мнению, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. В полной мере это можно отнести и к формированию социальной адаптивности личности.

Для каждого возрастного периода характерны свои новообразования, т.е. качественные сдвиги в развитии личности, в которых концентрируются особенности психических процессов, состояний, свойств, характеризующие её переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования студенческого возраста, о которых необходимо помнить педагогу и учитывать в ходе целенаправленного формирования социальной адаптивности студентов - будущих педагогов, охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики и проявляются в структуре личности (в интересах, потребностях, склонностях, в характере и др.). Далее остановимся подробнее на их характеристике.

Одним из новообразований юношеского возраста выступает становление нового уровня самосознания, когда происходит смена «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри». При исследовании проблем самосознания ведущая роль отводится самооценке как оценке личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания.

Юношеский возраст характеризуется гармоничным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. В этот возрастной период складываются относительно устойчивые представления о себе как целостной неповторимой личности. Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и множество вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. В юношеском возрасте активно развивается саморегуляция, повышается самоконтроль в поведении и эмоциональных проявлениях, настроение становится более устойчивым [3, с. 298]. Это создаёт предпосылки для формирования деятельностно-практического компонента социальной адаптивности, что особенно важно для студентов - будущих педагогов. В свою очередь, выполняя регулятивные функции, самооценка является необходимым внутренним условием организации поведения, деятельности, отношений. Адекватная, устойчивая самооценка выступает внутренним фактором успешной социальной адаптации студента, способствует мобилизации его адаптационных ресурсов, оптимизирует выбор стратегий адаптации, а также способствует реализации творческого потенциала личности будущего педагога.

К новообразованиям, присущим юношескому возрасту, помимо становления нового уровня самосознания, относят развитие познания и становление самопознания. Так, И.С. Кон к новообразованиям юности, связанным с познавательной сферой, относит: самостоятельное логическое мышление, образную память, индивидуальный стиль умственной деятельности, интерес к научному поиску [2, с. 175]. Развитие познавательной сферы в юношеском возрасте выступает в качестве внутреннего условия, благоприятствующего развитию когнитивного компонента социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза. Самопознание, как важнейшее новообразование юности, заключается в установке по отношению к самому себе и включает в себя: познавательный элемент (открытия своего «Я»); понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности); оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Стремление студентов - будущих педагогов к познанию самих себя, своего внутреннего мира, размышления о самом себе, анализ мыслей, переживаний также становится одной из предпосылок формирования когнитивного компонента социальной адаптивности. Особое место в его формировании в образовательном процессе вуза занимает специальным образом организованная психолого-педагогическая подготовка, изучение дисциплин «Педагогика» и «Психология».

К значимым новообразованиям юношеского возраста относится также становление идентичности. Идентичность - это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, истоки которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. Согласно Э. Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов, в ходе которых он делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития [5, с. 64]. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в плане её успешности или неуспешности.

Так, юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. При удачном протекании кризиса у юношей и девушек формируется чувство идентичности, способствующее успешной социальной адаптации личности. Если им не удаётся своевременно разрешить возрастные задачи, у них формируется неадекватная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Неадекватная идентичность, как правило, коррелирует с социальной дезадаптированностью личности. Состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например профессии или мировоззрения, что делает его образ «Я» расплывчатым и неопределенным, получил название диффузной (размытой) идентичности. Неоплаченная идентичность - состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включён в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по готовым стандартам. И в том и в другом случае успешность социальной адаптации по внутреннему критерию становится проблематичной [4]. В этой связи деятельность педагога должна заключаться в педагогическом сопровождении и поддержке студента - будущего педагога в ситуации выбора, но не решении за обучающегося его проблем.

Важнейшим новообразованием юношеского возраста выступает формирование выраженных социальных потребностей (потребности в самоактуализации, эстетические и познавательные потребности, потребности в уважении, принадлежности и любви и т.д.). В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. На этой основе осуществляется осознанный (или неосознанный) выбор адаптационных стратегий. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.), что становится нравственным ориентиром при выборе индивидуальных стратегий адаптации. В этой связи особое место в ряду педагогического инструментария формирования социальной адаптивности студентов - будущих педагогов занимают социальные проекты, создание ситуации выбора, моральные дилеммы и т.д.

Помимо вышеназванных, в качестве новообразований юношеского возраста также выделяют становление мировоззрения. Юность принято считать решающим этапом формирования мировоззрения личности, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора, появлением научных интересов. В студенческие годы усиливается потребность обобщения и сведения многообразия фактов к основополагающим принципам, выявления наиболее общих закономерностей развития общества, природы, человека.

Мировоззрение, выражающееся в системе убеждений, ценностей и идеалов, выступает одним из оснований, моральным ориентиром осуществляемого личностью выбора стратегий адаптации. В связи с этим особую роль в формировании научного мировоззрения студентов - будущих педагогов играют специальным образом организованный образовательный процесс и профессиональная педагогическая позиция преподавателя, включающие в себя: отношение к обучающемуся как к социально зрелой личности, субъекту деятельности; диалогичность обучения; создание для студентов условий, позволяющих отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в ходе их профессиональной подготовки и др. Подобная организация педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза будет способствовать формированию научного мировоззрения студентов, одновременно создавая условия для формирования когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов социальной адаптивности, определяя их успешную социальную адаптацию.

К новообразованиям юношеского возраста относят и самоопределение. Основу самоопределения личности составляет проблема выбора. Выбор всегда сопряжён с активностью личности, её субъектной позицией. Готовность студента - будущего педагога к личностному и профессиональному самоопределению выступает психологическим основанием развития его социальной адаптивности как способности к осуществлению ответственного выбора адаптационных стратегий. В этой связи ключевое место в её формировании занимает создание педагогом ситуации выбора, выступающей одним из способов формирования у будущих педагогов умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в процессе адаптации на основе ценностных ориентаций и отношений.

Одним из центральных новообразований юности, наряду с вышеназванными, является поиск смысла жизни. И.С. Кон отмечает, что именно в студенческом возрасте проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учётом ближней и дальней перспективы [2]. От ответа на вопрос «В чём состоит смысл жизни?» во многом зависит мобилизация адаптационных ресурсов личности в той или иной сфере жизнедеятельности личности, а также предпочитаемые личностью стратегии адаптации. В поисках смысла своего существования в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения студента. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы его поведения и потому не может быть обойдена, когда имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «Я».

Таким образом, анализ особенностей юношеского возраста позволяет сделать вывод о его сензитивном для развития социальной адаптивности студентов - будущих педагогов характере. Становление нового уровня самосознания, развитие познания и становление самопознания, становление идентичности, формирование выраженных социальных потребностей, становление мировоззрения, самоопределение, поиск смысла жизни и другие новообразования юности выступают в качестве предпосылок развития адаптационных способностей личности будущего педагога, а их учёт - одного из условий эффективной организации целенаправленного формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

Рецензенты:

Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и психология высшей школы» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А. УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12976 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674