Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ С УЧЕТОМ ТИПА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Беркутова Д.И. 1 Громова Е.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
В данной статье внимание исследователей сосредоточено на проблеме подготовки провинциальной молодежи к планированию профессиональной карьеры. Авторы доказывают, что при подготовке молодежи к планированию профессиональной карьеры в провинциальных регионах следует учитывать полиэтническое своеобразие общества. В статье приведена разработанная авторами модель подготовки провинциальной молодежи к построению профессиональной карьеры с учетом типа этнокультурной идентичности. Данная модель базируется на системном, аксиологическом и личностно-деятельностном подходах и включает в себя единство ее целевой, содержательной и технологической составляющих: цель, задачи, принципы, педагогические условия, этапы, содержание, формы, методы, технологии, прогнозируемые результаты. Представлены результаты диагностики типов этнической идентичности современной провинциальной молодежи на базе Ульяновского государственного педагогического университета, которые подтверждают эффективность спроектированной модели.
этнокультурная идентичность
профессиональная карьера
модель
1. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. – Донецк: «ЕАИ – пресс», 2001. – 160 с.
2. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Уч. пособие для студентов учр. сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство. – 288 с.
3. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001. – 296 с.
4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – М., 1998.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 352 с.

На сегодня становится очевидным тот факт, что современный мир вступил в новую стадию своего развития, которую ученые называют глобализацией. В XX веке, с одной стороны, притязания отдельных народов на мировое господство были разрушены, с другой - появились потребности в более тесном сотрудничестве и взаимодействии всех народов и этнических групп. Если раньше враг чаще всего был человеком другой национальности, принадлежал другому государству, то в ХХ веке появилось новое разделение людей на основе их социального статуса. В XXI веке на место отдельных закрытых систем приходят новые экономические, политические и социальные формы, требующие большей свободы и большей мобильности каждой личности. В результате появилась новая опасность, а именно неконтролируемая миграция трудовых ресурсов в поисках лучшей жизни. Вместе с тем это время характеризуется ростом этнического самосознания, что в свою очередь приводит к межнациональным конфликтам, в том числе в профессиональной среде.

Все вышесказанное актуализирует проблему изучения этнокультурной идентичности личности. Степень разработанности данной проблемы в современной науке достаточно высока. Этнокультурную идентичность за рубежом исследовали Ф. Барт, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Э. Хобсбаум, Э. Эриксон [5], а в отечественной науке Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, С.В. Лурье, В.А. Тишков и др. К национальным проблемам обращались Э. Дюркгейм, К. Леви-Строс, Г. Спенсер, Дж. Фрезер, Э. Фромм, В.И. Вернадский, П.А. Сорокин, К.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и многие другие. Вопросам национального образования уделяли внимание И.И. Валеев, Г.Н. Волков, Е.И. Грекова, И.А. Дадов, В.С. Кукушкин, Д.И. Латышина, З.Г. Нигматов, М.Г. Тайчинов, Ф.Ф. Харисов и др. Таким образом, к проблеме этнокультурной идентичности обращаются многие исследователи, но в каждом таком исследовании внимание сосредоточено обычно только на одной из сторон. В свою очередь, наш авторский коллектив предлагает использовать потенциал позитивной этнокультурной идентичности для сохранения молодых перспективных кадров в родном полиэтническом Поволжском регионе и предупреждения их миграции в столицу.

В связи с этим в рамках опытно-экспериментальной работы на базе ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» мы спроектировали и успешно апробировали предложенную ниже модель подготовки провинциальной молодежи к построению профессиональной карьеры с учетом типа этнокультурной идентичности.

Отметим, что исследование любых сложных объектов, процессов и явлений, основные параметры которых еще не определены и только конструируются, чаще всего в современной науке производится методом моделирования, который состоит в создании и исследовании моделей. В нашем исследовании на тему: «Педагогическая поддержка построения профессиональной карьеры провинциальной молодежью», мы будем рассматривать модель (от лат. мера, образец, норма) как аналог оригинала, который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала [3, с. 6]. В связи с этим под моделированием мы будем понимать воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (в нашем случае модели), специально созданном для его изучения. Попутно следует отметить, что метод моделирования имеет как достоинства (например, целостность информации), так и недостатки (условность системы; допущения, искажающие действительность, что требует доказательства справедливости модели) [2].

В рамках нашего исследования отметим также, что наша модель подготовки молодежи к построению карьеры представляет собой педагогическую систему, в связи с чем ее проектирование начинается с постановки цели реализации данной модели, которая предопределяет конечный результат. В свою очередь, цель включает в себя несколько задач, определяющих содержание образования. Из цели и содержания образования органически вытекают методы обучения и воспитания, сообразно которым происходит отбор эффективных форм организации деятельности обучающихся и средств обучения. Таким образом, целостность педагогической системы, выражающаяся в связи цели, содержания образования, а также методов, форм и средств подготовки молодежи к планированию карьеры в полиэтническом регионе, - обязательное условие системного подхода, на который мы опираемся. Кроме этого, в качестве методологической основы нами отобраны аксиологический и личностно-деятельностный подходы [1].

Итак, спроектированная нами модель подготовки провинциальной молодежи к построению профессиональной карьеры включает в себя единство ее целевой, содержательной и технологической составляющих: цель, задачи, принципы, педагогические условия, этапы, содержание, формы, методы, технологии, прогнозируемые результаты. На наш взгляд, именно модель такого образца обеспечивает построение целостного процесса подготовки (рис. 1).

Цель: подготовка провинциальной молодежи к успешному планированию карьеры в полиэтническом регионе за счет формирования позитивной этнокультурной идентичности.

Задачи

  1. Сформировать у обучающихся знания по проблеме этнокультурной идентичности и региональном рынке труда.
  2. Повысить социально-психологическую компетентность обучающихся и развивать у них способность эффективно взаимодействовать с людьми разных национальностей.
  3. Формировать активную социальную позицию обучающихся при профессиональном общении с представителями разных этносов.
  4. Совершенствовать гуманистическое воспитание обучающихся.
  5. Подготовить обучающихся к планированию успешной карьеры в родном регионе путем формирования позитивной этнокультурной идентичности, которая позволяла бы принимать ими самостоятельные, индивидуально выверенные решения с учетом бережного отношения к своему региону, признания его исторического и культурного своеобразия, ориентации на видение его социально-экономических перспектив.

Принципы

  1. Принцип системности и целостности процесса подготовки.
  2. Принцип опоры на ценностное и духовно-нравственное воспитание через привитие этнокультурных ценностей и норм, правил поведения в межнациональном обществе.
  3. Деятельностный принцип, направленный на развитие навыков и способностей взаимодействия с инонациональной, полиэтнической средой.

Педагогические условия

  1. Обогащение содержания образования знаниями о феномене этничности, этнокультурном своеобразии региона, а также о способах проектирования карьерных стратегий в условиях многонационального общества.
  2. Использование в процессе подготовки специальных форм, методов, средств и технологий обучения и воспитания, направленных на формирование позитивной этнокультурной идентичности и адаптированных к личностным и возрастным особенностям обучающихся.
  3. Поэтапность подготовки, включающая побудительный, познавательный и деятельностный этапы.

Этапы и цели подготовки

Содержание образования

Формы, методы, средства и технологии подготовки

1. Побудительный

(Цель данного этапа: формирование этнических отношений)

Опыт формирования собственного отношения к представителям своей и чужой национальности, а также система ценностно-ориентирующих знаний о свободе и ответственности личности в ситуациях принятия жизненных и профессиональных решений

Беседа, психотехнические и развивающие упражнения, индивидуальные и групповые социально-психологические тренинги, дискуссия, проектирование, самостоятельная работа, ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, самоописание, выполнение творческих заданий, диагностические методики - методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, методика исследования направленности личности Б. Басса, методика «Кто Я?» М. Куна, опросник А. Ассингера для оценки агрессивности в отношениях, тест этнической толерантности и др.

2. Познавательный

(Цель: формирование этнических знаний)

Целостная и обобщенная система теоретических знаний о феномене этничности, основных этнических характеристиках; о понятии и типах этнокультурной идентичности, их влиянии на поведение человека; об особенностях межэтнического общения и восприятия; о понятии межэтнического конфликта, причинах и способах его разрешения; о понятии профессиональной деятельности, ее видах; правилах проектирования карьеры

Беседа, элементы проблемного обучения, психотехнические и развивающие упражнения, индивидуальные и групповые социально-психологические тренинги, дискуссия, проектирование, самостоятельная работа, ролевые игры, моделирование жизненных и профессиональных ситуаций, выполнение творческих заданий и др.

 

3. Деятельностный

(Цель: формирование этнического взаимодействия)

Совокупность умений, приобретение опыта выстраивать свои отношения с окружающими на основе взаимоуважения и толерантности; соотносить свои этнокультурные особенности с требованиями окружающего сообщества; понимать влияние различных эффектов восприятия в процессе межэтнического общения; проявлять интерес к этническим и культурным особенностям окружающих; критически оценивать уровень своей толерант­ности к этнокультурным различиям; применять продуктивную стратегию при вовлечении в этнический конфликт; строить личную профессиональную перспективу с опорой на этнические ценности.

Беседа, психотехнические и развивающие упражнения, индивидуальные и групповые социально-психологические тренинги, дискуссия, проектирование, самостоятельная работа, ролевые игры, моделирование ситуаций, выполнение творческих заданий, диагностические методики - методика «Личная профессиональная перспектива» Н.С. Пряжникова, методика «Якоря карьеры» для диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова), методика изучения коммуникативных и организаторских способностей личности и др.

 

Результат: обучающиеся свободно ориентируются в этнических характеристиках и обладают позитивной этнокультурной идентичностью; умеют анализировать свои этнокультурные особенности и успешно выстраивать отношения в поликультурном обществе; умеют продуктивно взаимодействовать с представителями разных этнокультур; умеют строить и корректировать карьеру в условиях поликультурного общества.

Рис. 1. Модель подготовки провинциальной молодежи к построению пофессиональной карьеры

Одновременно с реализацией представленной модели подготовки молодежи к планированию карьеры мы ставили перед собой цель диагностировать тип этнической идентичности студентов экспериментальной группы факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» (2013-2014 учебный год). Для этого мы использовали методику «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой [4]. Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Толерантность/интолерантность - главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами - явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается в данной методике на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении других групп. Методика состоит из 30 суждений-индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я человек, который...». Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия. Обработка результатов проводится путем перевода ответов респондентов в баллы в соответствии со шкалой: «согласен» - 4 балла; «скорее согласен» - 3 балла; «в чем-то согласен, в чем-то нет» - 2 балла; «скорее не согласен» - 1 балл; «не согласен» - 0 баллов. Подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности: 1. Этнонигилизм. 2. Этническая индифферентность. 3. Норма (позитивная этническая идентичность). 4. Этноэгоизм. 5. Этноизоляционизм. 6. Этнофанатизм. В зависимости от суммы баллов, набранных респондентом по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Итак, проведенное нами исследование типов этнической идентичности студентов экспериментальной группы показало, что преобладающей является позитивная этническая идентичность (82 % опрошенных), выражающаяся в сочетании позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Вместе с тем 18 % опрошенных продемонстрировали этническую индифферентность, выражающуюся в размывании этнической идентичности, неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. Следует отметить, что среди данных респондентов имеются как представители русской национальности, так и представители коренных народов Поволжья - чуваш, что подтверждает актуальность проводимого исследования.

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование по изучению типов этнокультурной идентичности современной провинциальной молодежи, а также реализация модели ее подготовки к построению профессиональной карьеры в полиэтническом регионе, убедительно доказывают, что применение спроектированной модели в образовательном пространстве вуза помогает формировать позитивную этнокультурную идентичность личности в целях решения важной социальной задачи - предотвращения утечки трудовых ресурсов из провинции, где как никогда остро востребованы молодые и инициативные кадры.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №13-36-01210а2).

Рецензенты:

Булынин А.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Шубович М.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Беркутова Д.И., Громова Е.М. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ С УЧЕТОМ ТИПА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12729 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674