Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Прошина Л.М. 1
1 УВПО «Московский художественно-промышленный институт»
В статье анализируется динамика изменения субъект-субъектных отношений в различных педагогических системах. Делается попытка обоснования и исследования фактического перехода от субъект-объектной к субъект-субъектной установке в педагогическом взаимодействии и анализа его последствий для педагогической теории и практики. Дана краткая сравнительная характеристика ряда отечественных педагогических систем с позиции анализа межсубъектных связей в их рамках, характера и особенностей субъект-субъектного взаимодействия в каждой из систем. В работе также выявлены и проанализированы проблемы, связанные с данным процессом. Выявлены динамика и содержание эволюции модели субъект-субъектных отношений в педагогических системах под влиянием различных социальных условий в разные исторические периоды.
технологии саморазвития.
субъект-субъектные отношения
педагогическая система
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – M.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России. –1995. – 336 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Изд-во ИНТОР, 1996. – 544 с.
3. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании. / В.С. Лазарев // Проблемы современного образования. – 2011. – № 6. – С. 35-43.
4. Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций / Т.А. Писарева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. – 160 с.
5. Розин, В. М. Философия образования: этюды - исследования / В. М. Розин. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. – 575 с.
6. Софронова Н. В., Горохова Р. И. Моделирование педагогических систем. – LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, Deutschland, 2012. – 216 с.

Уровень развития педагогических систем соответствует уровню развития производительных сил общества, отражаясь в определенном типе субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе.

Педагогическую систему можно охарактеризовать как сложную и непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, решающую образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели [4, 37].

В традиционном, отчасти и в индустриальном обществе набор профессий был стандартным, новые появлялись по мере развития производительных сил, что давало достаточно времени на «подстройку» системы образования. Поэтому в рамках сложившихся на том этапе развития общества моделей обучения обязательным являлось информирование обучаемого, освоение им опыта познавательной деятельности (знаниевый компонент) (1-й уровень обучения) и приобретение навыков стандартной деятельности, умения действовать по образцу, в стандартной ситуации (2-й уровень) [1, 28].

С появлением постиндустриального общества требования к уровню образования изменились вслед за стремительным изменением условий существования человека. Лавинообразно возникают новые профессии, быстро исчезают старые, оставшиеся стремительно модифицируются. Требования к ним настолько разные, что возникает необходимость дифференциации профессиональной подготовки. Как реакция возникают различные педагогические системы, сосредотачивающие свое внимание на решении строго определенного круга задач из-за невозможности объять весь комплекс многоуровневого и многопрофильного образования [6,5-18].

Меняются цели образования - от получения знаний к овладению технологиями саморазвития. Например, возникший в начале ХХ века проектный метод обучения отразил потребность индустриального общества в творческих кадрах: «характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а созидание новых продуктов и одновременное познание того, что лишь может возникнуть» [2,506], то есть творческая составляющая труда. «Необходимым условием освоения учащимися культурных способов проектировочной деятельности является рефлексия ими своих действий, обсуждение, что, как и почему мы делали, анализ ошибок и корректировка способа действий»[3,43], то есть самоорганизация и самоанализ.

Обязательными результатами обучения становятся умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (3-й уровень по Беспалько В. П.), опыт эмоционально-ценностных отношений, формирование личностных ориентаций, творческая, преобразующая деятельность, способность к самообучению, саморазвитие (4-й уровень по Беспалько В.П.) [1, 29]. Ранее более высокие уровни достигались в процессе следующей за обучением профессиональной деятельности, но в связи с развитием науки, техники и информационных компьютерных технологий в современных условиях именно они - главное требование для успешной профессиональной деятельности.

В связи с этим происходит переход от субъект-объектной модели управления обучением к субъект-субъектным формам планирования и организации учебного процесса, что выражается в конкретизации принципа «учить всех и всему» в подходе «учить каждого, но по-разному».

Это увеличило долю вариативных форм обучения, так как требовало учета индивидуальных особенностей обучающегося. Существенно изменилась и функция обучения: не разработка общей, единой и обязательной для всех линии социального развития, а помощь каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в развитии его как личности. В этом случае приоритет обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей и потребностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Отсюда колоссальное разнообразие типов современных школ и педагогических практик: кроме обычной государственной школы, существуют частные, платные школы; кроме светской - религиозные и эзотерические школы; кроме стандартного набора - огромное число форм и типов учебных заведений - лицеи, гимназии, колледжи, академии, новые типы университетов, учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, очное, очно-заочное, заочное и дистанционное обучение. Многообразны и подходы к обучению: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, индивидуальное, дифференцированное, профильное и т.д. [5,7-8]. Они представляют интерес и с точки зрения анализа трансформации субъект-субъектных отношений (таблица 1).

Таблица 1. Развитие субъект-субъектных отношений в педагогических системах

Тип социума и социальный заказ

Педагогическая система

Понятийный аппарат, терминоло-гия

Принцип субъект-субъектно-го взаимо-действия

Характеристики субъектов

Жизнеспособность системы

педагог

ученик

Традиции-онное

Научить подчиняться и действовать в рамках системы, освоить определенные ЗУН.

Классическая

(классноурочная)

Автор - Я.А. Коменский.

Урок, знания, дисциплина, оценка.

Субъект-объектная система организации и управления учебным процессом, перенесенная и на общение.

Едино-лично управляет педагогическим процесссом.

Выполняет указания учителя.

Оправдывала себя в течение нескольких веков, элементы применяются в большинстве современных педагогических систем.

Индустри-альное общество Лояльность по отношению к государ-ству. Необходи-мость соответ-ствовать темпам развития науки, техники и техно-логий.

Метод проекти-рования.

Автор - С.Т. Шацкой.

Проект,

цель и целеполага-ние, плани-рование

- измерение, измеритель-ная шкала

- условия эффектив-ной командной работы.

 

Субъект-объектная система организа-ции и управления учебным процессом, Усиление внутри-группового взаимо-действия, исходная форма - коллективная, главная задача - «освоение культуры познава-тельной деятельности» [3, 43].

Подклю-чение к организа-ции учебного процесса сильных учащихся.

Выпол-няет указания учителя, опираясь на помощь более успешных учеников, в перспек-тиве - самосто-ятельное решение практи-ческих задач проектной деятельности.

Модифици-ровался в теорию развива-ющего обучения.

 

Проб-лемное обучение

Авторы - А.М.Ма-тюшкин, М.И.Ма-хмутов,

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.

Проблема,

проблемная ситуация

поиск решения проблемы; результатив-ность и эффектив-ность решения проблемы.

 

Субъект-объектная система в организации учебного процесса, субъект-субъектная - в пед. общении.

Активиза-ция роли ученика: усиление мотивации (интерес-ные проблемы).

Не является основным источни-ком инфор-мации, применя-ет инфор-мацион-ные компью-терные техноло-гии.

Усиление самосто-ятельно-сти, попытка научить решать пробле-мы, с выходом на 3 - й уровень обучения

(по В.П. Беспаль-ко).

Потеряло актуаль-ность как педагоги-ческая система, элементы применяют-ся во многих современ-ных педагоги-ческих системах в качестве методик.

Развивающее обучение

Авторы-

В.В. Давыдов

Д.Б.Эль-конин.

 

Желание учиться -

приобретение

учеником

потребности

в учебной

деятельно-сти и

соответст-вующих

мотивов.

Умение учиться -овладение

учебными

действиями. Развитие творчества как основа развития личности.

 

Субъект-объектная система в организа-ции учебного процесса, субъект-субъектная - в педаго-гическом общении.

Обучение идет впереди развития, опережая, стимули-руя, напра-вляя и ускоряя развитие личности.

Коррек-тирует учебную деятель-ность на основе знания и приме-нения психоло-го-педаго-гической

теории на практике.

На первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом.

Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый ученик, индивидуальный субъект.

Элементы применяются в различных педагогических системах.

Педаго-гика сотруд-ничества

В «пере-стройку» объеди-нила сторон-ников «гумани-стичес-кой» педаго-гики.

Авторы-

Ш.А.

Амо-нашвили,

В.Ф. Шаталов.

Зона ближайшего развития

учение без принужде-ния,

идея диалогичес-кого размышле-ния,

идея интеллекту-ального фона класса.

 

Попытка преобразовать субъект-объектную организа-цию учебного процесса в субъект-субъект-ную,

Идея совместной деятельности учите-лей и уче-ников,

идея добро-вольности в досуговой деятель-ности.

Совмест-ный труд - сотруд-ничество, педагог как старший товарищ.

Является равно-правным товари-щем по труду.

Отдельные идеи развивались в концепции опережа-ющего обучения - методика ключевых слов, знаков, располо-женных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала.

Потеряла актуаль-ность.

Опере-жающее обучение Автор-

С. Н. Лы-сенкова.

Опоры: Схема - опора мысли ученика, опора его практичес-кой деятель-ности, связующее звено между учителем и учеником. Работа со слабыми обучающи-мися.

Попытка преобразо-вать субъект-объектную организа-цию учебного процесса в субъект-субъект-ную,

Обучение в зависимо-сти от спо-собностей

учеников.

Коммен-тируемое управле-ние как возмож-ность налажи-вания обратной связи учитель - ученик, ученик -учитель.

Степень самосто-ятельно-сти обучаю-щегося увеличи-вается по мере развития его лич-ности.

Существует в ряде современ-ных педагоги-ческих систем как одна из методик для обучения всех, а не только слабых учеников.

Развива-ющее обучение

Автор -

Л.В.

Занков.

 

Ориентация на потен-циальные возможно-сти человека и на их реализацию.

Ведущая роль теоре-тических знаний. Обучение на повышенном уровне трудности.

Развитие всех учащихся, включая и самых слабых, приоритет-работа с сильными учениками.

быстрый темп изуче-ния про-граммного материала.

«Развитие - в сотрудничестве».

Осозна-ние ученика-ми процесса учения,

позитив-ное отно-шение

к учебному труду.

Одно из оснований концепции личностно-ориентированного обучения.

Блочно-модуль-ное обучение

Авторы-

Л.В.

Итель-сон,

Л.Н. Ланда, А.Г. Молибог, Н.Ф. Талыди-на,

П.М. Эрдниев.

Модульные программы,

технологическая карта,

лист учета контроля,

критерии оценки.

Паритетное отношение учителя и учеников, возможность работы в парах, в группах;

возможность выбора уровня обучения;

возможность работы в индивиду-альном темпе;

раннее предъяв-ление конечных результатов обучения.

Учитель организу-ет обуче-ние - мотивиру-ет, консу-льтирует, контроли-рует.

«Мягкий» контроль в процессе освоения учебного материа-ла.

Учащийся самосто-ятельно достигает целей учебно-познава-тельной деятель-ности в процессе работы над модулем.

Актуально: формирует новую педагоги-ческую

культуру, позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способно-стей у участников педагоги-ческого процесса.

Лично-стно-ориенти-рованное обучение

Авторы-

К.А. Абуль-ханова, В.В.

Сериков,

В.Е. Зин-ченко,

В.В. Давыдов, Я.Л. Коло-минский, А.В. Пет-ровский, И.С.Яки-

манская.

Индивиду-альная вариа-тивность заданий и уровня обучения,

эмоцио-нальный контакт учителя с учеником.

Признание уникаль-ности субъектно-го опыта ученика, как важного источника индивиду-альной жизнедея-тельности, проявляемой, и в познании. Опора на субъектный опыт в обучении и общении с учеником.

Учитель помогает каждому ученику реализо-вать свой потенциали достичь своих учебных целей, развить личност-ные смыслы обучения.

Ученик- носитель активного преобра-зующего начала, осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога.

Модифици-ровалось в

концепцию индивиду-альной образова-тельной траектории, в теорию профиль-ного обучения.

 

Информа-ционное (постинду-стриаль-ное) общество

Равнопра-вное взаимодей-ствие граждан-ского общества и государ-ства. Автоном-ность (в рамках закона) выбора каждым человеком форм деятельно-сти в обществе.

Теория индиви-дуальной образова-тельной траекто-рии

 

Автор-

Т. М. Ковалева и др.

Выбор или выявление индивиду-ального смысла и целей в каждом учебном курсе;
индивиду-альные образова-тельные программы;
Индивиду-альный отбор изучаемых предметов, типов занятий;
индивиду-альный темп обучения.

Потребно-сти ученика в обучении и развитии определяют содержание и методы его обучения.

Помощь в составле-нии и реа-лизации индиви-дуально-го плана обучения. Консуль-тативная деятель-ность. Приме-няет индиви-дуальный подход при оценке деятель-ности ученика.

Осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога. Доля участия педагога зависит от индиви-дуальных особен-ностей обучаю-щегося.

Активно применяет-ся при обучении людей с особеннос-тями развития, при реализации программ дополни-тельного образова-ния.

Теория профиль-ного обучения

Авторы-

А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, К.Г. Митро-фанов.

Углубленное изучение отдельных предметов, существен-ная дифферен-циация содержания обучения, выбор учеником форм занятий.

 

Дифферен-циация и индиви-дуализация образова-ния в зави-симости от способно-стей,склон-ностей и интересов ученика.

Требования к ученикам и оценка их деятельно-сти дифференцированы.

Совмест-но с уче-ником органи-зует учебный процесс, осущест-вляет консуль-тативную деятель-ность.

Осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога, индивиду-альной для каждого.

Актуально: обеспече-ние преем-ственности между общим и професси-ональным образова-нием.

Доступ к полноцен-ному обра-зованию разных категорий

обучаю-щихся.

Програм-ми-рованное обучение

Авторы - Б.Ски-нер, Л.Н.Лан-да.

Кибернети-ческий подход, алгоритмизация процесса обучения, увеличение удельного веса самостоя-тельной работы учащихся.

Совершен-ствование управления учебным процессом за счет при-менения ИКТ,

учащиеся применяют техничес-кие средства управления мыслитель-ными и практичес-кими действиями

Консуль-тант, выполня-ющий также контро-льные функции.

Актив-ный субъект учебной деятель-ности, самосто-ятельно органи-зующий свою учебную деятель-ность.

Активно применяет-ся в дистан-ционном обучении и при реализации программ дополни-тельного образова-ния.

В России настоятельная необходимость решать такие задачи возникла одновременно со сменой типа общества, в период «перестройки». Показательно, что потребность в воспитании нового типа личности отразилась в концепции личностно-ориентированного обучения, объединившей на тот момент педагогов-новаторов. Реализация личностно-ориентированной системы обучения потребовала перехода от обучения как нормативно построенного жестко регламентированного процесса к учению как индивидуальной деятельности ученика, ее коррекции и педагогической поддержки.

Принципиально изменившийся подход к субъект-субъектным отношениям иллюстрирует активное применение в педагогике заимствованного из социологии и психологии термина «потребность». Потребность в обучении нового поколения, т.е. потребность общества в воспроизводстве рабочей силы - это достаточно традиционная трактовка. Изучение внутренней потребности человека в обучении, развитии - это относительно новый подход, тесно связанный именно с переходом от субъект-объектной модели формирования «винтика» для общественного механизма к субъект-субъектной модели развития творческой единицы, свободно развивающей и реализующей себя (в идеале - на благо общества, во всяком случае, не во вред ему).

Таким образом, исследование динамики изменения субъект-субъектных отношений выявило следующие зависимости:

Модель субъект-субъектных отношений в педагогических системах соответствует предпочтительной модели аналогичных отношений в обществе.

Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике традиционного общества формирует тип человека, с выработанной привычкой к подчинению и принуждению, с определенным полученным в начале жизни багажом знаний и стандартными навыками воспроизводства успешных форм поведения в обществе.

Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике индустриального общества отражает модель человека, способного взаимодействовать с властными структурами, воспринимать новации, менять образ жизни и формы деятельности в результате развития науки, техники и технологий (в том числе компьютерных). Часть людей должна быть способна генерировать новации в науке и технике, что отражается в появлении педагогических систем, рассчитанных на одаренных детей.

Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике информационного общества отражает модель автономного по отношению к властным структурам человека, способного к различным формам творческой деятельности как в профессиональной, так и в других сферах жизни: общественной, политической, личной.

Каждый человек испытывает потребность в информации, в освоении нового, в самореализации, признании, что позволит в будущем отказаться от любых форм давления и принуждения по отношению к субъекту учебной деятельности. Субъект-субъектная модель взаимодействия в современных педагогических системах постоянно эволюционирует, чтобы соответствовать запросам современного общества.

Рецензенты:

Софронова Н.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ИиВТ Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Хрисанова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Прошина Л.М. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12546 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674