Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ Г. ЯРОСЛАВЛЯ

Кузнецова А.П. 1 Букина Л.Г. 1 Кулакова О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
В работе представлены результаты антропометрического обследования детей 11–12 лет г. Ярославля. Были измерены и оценены основные соматометрические показатели (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) и индексы физического развития (индекс Кетле, индекс Пинье). Среднегрупповые значения длины тела, массы тела и индекса Кетле достоверно не отличались в половых группах. Окружность грудной клетки достоверно выше в обеих возрастных группах мальчиков. Результаты исследования показали, что высока доля детей, имеющих значения соматометрических признаков, выходящих за пределы возрастной нормы; в группу риска попадают школьники с крайними значениями соматометрических признаков (составляют в разных группах от 2,7 % до 18,0 %). Менее половины обследованных детей (47,6 %) имеют гармоничное физическое развитие, 27,4 % – дисгармоничное физическое развитие (чаще наблюдается у девочек и, в большинстве случаев, связано с недостаточной массой тела), 25,0 % – резко дисгармоничное (преобладает у мальчиков и характеризуется выраженным избытком массы тела).
гармоничность физического развития
окружность грудной клетки
длина тела
масса тела
физическое развитие
школьники
1. Бебякова Н.А., Экономова Т.П. Особенности физического развития и адаптационных возможностей детей и подростков, работающих на компьютере // Экология человека. – 2003. № 4. – С. 39–42.
2. Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., Бадеева Т. В., Ашина М. В., Косюга С. Ю., Киселева А. С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода // Медицинский альманах. – 2012. – № 3. – С. 193–198.
3. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Душенина Т. В., Галлеев А. Р. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапе детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза // Физиология человека. – 2003. – № 1. – С. 70–76.
4. Кузнецова А.П., Тятенкова Н.Н. Сравнительная характеристика резервных возможностей кардиореспираторной системы у подростков в зависимости от гармоничности физического развития // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 2. – Т. III (Естественные науки). – С. 109-113.
5. Литовченко О.Г. Тотальные размеры тела уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7–20 лет // Экология человека. – 2007. – № 8. – С. 27-29.
6. Масюк В.С., Шабалина И.М. Физическое развитие детей и подростков республики Карелия // Экология человека. – 2006. – № 2. – С.28-33.
7. Нагаева Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка // Педиатрия. – 2009. – Т. 87. – № 3. – С. 58-62.
8. Пермяков И. А. Особенности физического развития и адаптации у детей в условиях антропогенного загрязнения среды обитания тяжелыми металлами: Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Пермь, 2012. – 24 с.
9. Федотова Т.К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет // Педиатрия. – 2005. – № 5. – С. 92-94.
10. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

Введение

Физическое развитие детей и подростков является одним из информативных показателей для оценки состояния общественного здоровья и является чувствительным индикатором, который отражает физиологические процессы, происходящие в критические периоды онтогенеза. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболевания. Простота и доступность антропометрических измерений среди детских контингентов, информативность получаемых данных придают физическому развитию, наряду с показателями заболеваемости и медико-демографическими данными, значение объективного критерия санитарно-гигиенического благополучия населения [6].

Физическое развитие детей и подростков находится под влиянием двух основных взаимодействующих факторов – наследственной программы и окружающей среды. В последнее время ухудшение экологической обстановки в крупных промышленных городах создает определенную угрозу здоровью и жизни населения. Наиболее чувствительным к неблагоприятному воздействию окружающей среды является организм детей и подростков. В научной литературе встречаются данные о том, что в последнее время наблюдаются негативные тенденции, приводящие к дисгармонизации физического развития школьников [1, 6]. Известно, что по мере усиления дисгармоничности физического развития ухудшаются адаптационные и резервные возможности кардиореспираторной системы [4]. В связи с этим изучение особенностей физического развития детей и подростков, проживающих на урбанизированных территориях, представляется актуальным.

Цель исследования заключалась в оценке показателей физического развития у школьников 11–12 лет, проживающих на территории промышленного района г. Ярославля.

Материал и методы исследования

Исследование проведено на школьниках, проживающих с рождения в Дзержинском районе г. Ярославля, находящегося в зоне расположения ряда крупных промышленных предприятий. Всего обследовано 137 школьников (66 мальчиков и 71 девочка). Обследование проводилось в медицинском кабинете, в первой половине дня, в течение второй учебной четверти, после предварительного информированного согласия родителей, учитывая положения «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека».

Физическое развитие детей изучалось путем измерения основных соматометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) с использованием унифицированных методик [10]. Оценка соматометрических данных проводилась непараметрическим методом по таблицам центильного типа. К группе риска относили школьников, у которых оцениваемые признаки попадали в крайние зоны центильных таблиц. На основании полученных измерений производили расчет индекса Кетле, индекса Пинье. Гармоничность физического развития определяли по максимальной разности между номерами коридоров центильных таблиц после оценки показателей роста, массы тела и окружности грудной клетки. Если разность номеров между двумя из трех показателей не превышала 1, то физическое развитие считалось гармоничным; если разность составляла 2 – развитие оценивалось как дисгармоничное, при разнице в 3 и более – резко дисгармоничное.

Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи пакета прикладных программ Microsoft Excel. Для оценки достоверности различий использовали парный t-критерий Стьюдента при уровне значимости р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Длина тела относится к одному из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка, и является результатом взаимодействия генетических, гормональных, алиментарных, экологических факторов [7]. Согласно проведенному исследованию, средние значения во всех возрастно-половых группах находились в пределах возрастной нормы. Длина тела достоверно не различалась в зависимости от половой принадлежности (табл. 1). У девочек 12 лет длина тела достоверно выше по сравнению с 11-летними школьницами (р<0,05), у мальчиков различия недостоверны.

Таблица 1

Показатели физического развития школьников (M±m)

Показатели

Мальчики

Девочки

Достоверность различий

11 лет

12 лет

11 лет

12 лет

1

2

3

4

Длина тела, см

145,4±1,10

147,3±1,10

144,8±0,92

147,6±0,95

P3-4<0,05

Масса тела, кг

38,1±1,30

40,4±1,26

36,2±1,10

38,4±0,96

-

ОГК, см

67,9±1,04

69,3±0,95

65,6±0,80

66,9±0,70

P1-3<0,05

P2-4<0,05

Индекс Кетле

17,2±0,43

17,5±0,33

17,9±0,46

18,5±0,40

-

Индекс Пинье

39,4±1,88

37,5±1,60

42,9±1,58

42,3±1,18

P1-3<0,05

P2-4<0,05

Индивидуальная оценка с использованием центильных таблиц показала, что у 54,4 % девочек и 67,6 % мальчиков в обеих возрастных группах длина тела оценивалась как средняя. Очень низкие значения отмечены у 7,0 % девочек и 2,7 % мальчиков (рис. 1), эти школьники попадают в группу риска и требуют повышенного внимания со стороны специалистов, т.к. причины патологической низкорослости часто связаны с эндокринными и тяжелыми соматическими заболеваниями.

Масса тела – важная характеристика морфофункционального статуса человека, которая отражает индивидуальную реактивность на сумму экзогенных воздействий [9]. Масса тела зависит от конституциональных особенностей, питания, обменных процессов, двигательной активности, климатогеографических условий [5]. Средние значения массы тела в обследуемых группах соответствовали возрастной норме, между половыми и возрастными группами достоверные отличия не отмечены. Индивидуальная оценка выявила, что большинство детей 11–12 лет имели среднюю массу тела (рис. 1). В группу риска попадают школьники с дефицитом и избытком массы тела 2-й степени (9,7 % и 18,0 % соответственно).

Рис. 1. Распределение школьников в зависимости от степени развития соматометрических показателей (количество обследованных, %)

Окружность грудной клетки (ОГК) – объективный показатель физического развития, характеризующий объем тела, развитие дыхательных мышц и функциональное состояние органов грудной полости. Значения окружности груди достоверно выше у мальчиков в обеих возрастных группах (р<0,05). У 56,0 % девочек и 48,7 % мальчиков ОГК оценивалась как средняя. У девочек чаще встречались более низкие значения данного показателя. Очень высокие значения окружности груди, выходящие за пределы возрастной нормы, имели 13,5 % мальчиков.

Оценка крепости телосложения проводилась по методу М.В. Черноруцкого с расчетом индекса Пинье. Средние значения индекса достоверно ниже у мальчиков в обеих возрастных группах (р<0,05), что свидетельствует о более крепком телосложении. Сравнение данных по возрастам не выявило достоверных изменений в обеих половых группах. Индивидуальная оценка показала, что крепкое телосложение имели 4,4 % девочек и 10,5 % мальчиков. Хорошее и среднее телосложение отмечено у 14,3 % девочек и 14,5 % мальчиков. Наибольшая доля детей (от 75,0 % до 81,0 %) в обеих возрастно-половых группах имели слабое и очень слабое телосложение.

Плотность телосложения оценивали по индексу Кетле. Сопоставление результатов в возрастно-половых группах не выявило достоверных различий по изучаемому показателю. У большинства школьников отмечались средние значения плотности тела – у 44,0 % девочек и 51,3 % мальчиков. Очень низкая плотность тела отмечена у 2,0 % школьников, очень высокая – у 10 %, преимущественно у мальчиков.

Оценка гармоничности физического развития производилась с учетом степени развития массы тела, длины тела и окружности грудной клетки. Результаты представлены в таблице 2. Между школьниками разных возрастов нет существенных различий по степени гармоничности физического развития. Обращает внимание на себя тот факт, что менее половины школьников имели гармоничное развитие, при котором наблюдается соответствие степени развития соматометрических показателей. Дисгармоничное физическое развитие чаще наблюдалось у девочек (33,3 %), резко дисгармоничное – у мальчиков (32,4 %). Нарушение гармоничности у девочек чаще всего связано с дефицитом массы тела, у мальчиков – с избытком массы тела.

Сопоставление полученных результатов с данными других исследователей [2, 3] выявило, что основные антропометрические показатели ярославских школьниц достоверно ниже таковых у подростков, проживающих в других регионах России. В Дзержинском районе, на территории которого проживают и обучаются школьники, основными источниками загрязнения окружающей среды являются предприятия машиностроения и автотранспорта, а приоритетными загрязнителями – тяжелые металлы, в частности свинец. Последний оказывает угнетающее действие на физическое развитие детей, вызывая их децелерацию и грациализацию [8].

Таблица 2

Оценка гармоничности физического развития школьников 11–12 лет (количество обследованных, %)

Степень гармоничности развития

Девочки

Мальчики

Гармоничное

 

Нормальная масса тела

49,1

46,0

Дисгармоничное

Дефицит массы тела 1-й степени

22,8

8,1

Избыток массы тела 1-й степени

10,5

13,5

Резко дисгармоничное

Дефицит массы тела 2-й степени

12,3

10,8

Избыток массы тела 2-й степени

5,3

21,6

Заключение

Среднегрупповые значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки в возрастно-половых группах находятся в пределах возрастной нормы. Анализ индивидуальных значений выявил, что в группу риска попадают школьники с крайними значениями соматометрических признаков, выходящих за пределы возрастной нормы – очень низким ростом, дефицитом или избытком массы тела (составляют в разных группах от 2,7 % до 18,0 %). Менее половины обследованных детей (47,6 %) имеют гармоничное физическое развитие, 27,4 % – дисгармоничное физическое развитие (чаще наблюдается у девочек и в большинстве случаев связано с недостаточной массой тела), 25,0 % – резко дисгармоничное (преобладает у мальчиков и характеризуется выраженным избытком массы тела).

Работа выполнена при поддержке проекта № 544 в рамках базовой части государственного задания на НИР Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Рецензенты:

Мышкин И.Ю., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, г. Ярославль.

Румянцева Т.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой нормальной анатомии Ярославской государственной медицинской академии, г. Ярославль.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.П., Букина Л.Г., Кулакова О.С. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ Г. ЯРОСЛАВЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12264 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674