Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА: ОСОБЕНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ЮНОШЕЙ

Ковалёва Е.О. 1
1 Донецкий национальный университет (ДонНУ)
Рассмотрены и проанализированы основные теоретические подходы к вопросу особенностей представлений об идеальном отце. Раскрыты основные аспекты оптимальной родительской позиции, в качестве которых выделялись адекватность, гибкость и прогностичность. Описаны наиболее адекватные паттерны поведения идеального отца, способствующие гармонизации внутрисемейных отношений. Обозначены основные типы представлений у юношей из полных и неполных семей об идеальном отце, проведен сравнительный анализ позиций данных групп молодых людей. Рассмотрены факторы, обусловливающие формирование представления молодых людей о собственном отцовстве. Детальный анализ перечисленных вопросов позволил выделить основные критерии формирования образа идеального отца. Результаты данной статьи могут быть использованы семейными психологами и психотерапевтами при работе с молодыми людьми для более эффективной психологической подготовки последних к отцовству.
оптимальная родительская позиция.
образ отца
идеальный отец
представление об отцовстве
отцовство
1. Борисенко Ю. В. Опыт исследования этапов формирования отцовства // Психология в вузе. – 2007. – № 1. – С. 27-40.
2. Бражник Ю.В. Трансформация роли отца в современной культуре // Мужское и мужественное в современной культуре: Научные доклады и сообщения / отв. ред. Н.Х. Орлова. – СПб., 2009. – С. 72-74.
3. Брюс Я. Как стать хорошим папой. / Я. Брюс. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
4. Гендерная идентичность: поиск, достижение и самореализация личности, или Очень личное о тендерной психологии // Человек. Сообщество. Управление. – 2005. – № 4. – С. 45-53.
5. Горбунова И.М. Мужчина в 21 веке: необходимость самоосмысления // Мужское и мужественное в современной культуре: Научные доклады и сообщения / отв. ред. Н.Х. Орлова. – СПб., 2009. – С. 20-22.
6. Джонсон P. A. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. – М.: Смысл, 2005. – 176 с.
7. Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 3. – С. 41-55.
8. Евсеенкова Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности / Ю. В. Евсеенкова. – Новосибирск: СО РАН, 2006. – 124 с.
9. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 15-26.
10. Ковалев C.B. Психология семейных отношений./ С. В. Ковалев. – М.: Смысл, 1987. – 212 с.

В связи с высоким темпом жизни современного человека проблема отцовства становится весьма значимой в плане выделения критериев образа хорошего отца. Более детальное рассмотрение данной проблемы позволит раскрыть основные детерминанты формирования представления об идеальном отце.

Научная новизна данной работы состоит в рассмотрении и анализе основных факторов формирования представлений об идеальном отце.

Цель работы: определить основные особенности представлений об идеальном отце.

Задачи работы:

1) рассмотреть особенности оптимальной родительской позиции;

2) описать основные типы представлений об идеальном отце;

3) проанализировать факторы, обусловливающие формирование представлений об отцовстве.

При написании данной статьи автор руководствовался системным подходом в психологии с целью целостного рассмотрения особенностей представлений об идеальном отце.

В обществе бытуют представления об идеальном отце как об успешном, обеспечивающем материальное благосостояние семьи, властном, строгом, независимом, малоэмоциональном; ребенок его уважает и признает его авторитет. Считают также, что современные отцы слишком далеки от идеала. Р.В. Овчарова предполагает тенденцию к схождению идеалов родителей. Чем выше уровень образования человека, тем он дальше от стереотипов общества, его идеал родителей будет более андрогинный, разнообразный, чем у людей со средним образованием, предпочитающих традиционные идеалы.

Относительно психологического климата, дети из семей с благоприятным климатом будут иметь идеал родителя как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного. Если человек не удовлетворен обстановкой в семье, отношениями с супругом или детьми, тревожен, напряжен, то его идеал родителя, возможно, станет более сотрудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессивным и властным.

Идеальный родитель в представлениях мужчин более властный, доминирующий, настойчивый и реалистичный, склонный полагаться только на свои силы и возможности, более уверенный в себе, с более развитым чувством ответственности по отношению к своим детям. Идеал в представлениях женщин более искренний, сочувствующий и сопереживающий, советующий и опекающий [4].

Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каков он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание, способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка. Для принятия оптимальной родительской позиции отцу требуются следующие психологические качества: быть адекватным, гибким и прогностичным в линии взаимодействия с собственным ребенком, в противном случае родитель не сможет способствовать успешному развитию ребенка. Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватность, прогностичность и гибкость.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей - вот важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зоны ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Ролевую модель отцовства GoodFamilyMan («Хороший семьянин») сформулировал Д. Блэнкенхорн, обозначив важность моральных ценностей, целей, превышающих личное «Я», нормы мужественности. Т.е. «хороший семьянин» - это слуга, обеспечивающий, защищающий, воспитывающий и поддерживающий свое потомство [4].

Ян Брюс считает, чтобы стать хорошим отцом, нужно иметь теоретические знания о том, как им стать, и применять эти знания на практике в повседневных отношениях с детьми. Автор выделяет ключевые характеристики «хорошего папы»:

  • хороший папа просто любит: безвозмездно, вне зависимости от поведения детей, что, однако, не означает, что отец никогда не сердится и не расстраивается из-за их поведения (изменение эмоций);
  • открыт в общении со своими детьми (спрашивает об их самочувствии, поддерживает в них стремление рассказывать о проблемах и трудностях, успехах и достижениях, внимательно выслушивает, уважает их точку зрения, сам говорит о своей любви, объясняет все свои поступки, просьбы и отказы не ради оправдания, т.к. желает им добра в будущем, признает, что открытое общение - «дорога с двусторонним движением»);
  • проводит время совместно с детьми, уделяя им внимание, для развития отношений (хорошие папы заняты так же, как и все другие, однако находят время для своих детей, ставят их на первое место в своей жизни);
  • терпелив (не раздражается при детских ошибках, поддерживает похвалами, дает время на спокойное выполнение заданий);
  • подает хороший пример как образец подражания в поведении (ответственность мужчины за речь, поведение и действия, слова не расходятся с делом);
  • умеет веселиться, т.к. дети прекрасно ладят с такими людьми (развлечение не отдельно, а совместно с ними тем, что приносит радость и оставляет великолепные воспоминания у ребенка);
  • обеспечивает детей (удовлетворение нужд, помощь в осознании разницы между потребностями и прихотями);
  • стремится к самосовершенствованию (в отношении родительских обязанностей, других сфер деятельности, избегает самодовольства, что положительно влияет на жизненные достижения детей).

Вышеописанные принципы помогут защитить детей, не опекая чрезмерно, воспитать детей, которые уверены в себе, вдумчивы, сами стремятся к совершенству, открыто обсуждают любые темы, в результате снижается риск неприятностей в жизни ребенка. Благодаря этому отец автоматически «становится более совершенным человеком» [3].

Исследование представлений об идеальном отцовстве, выполненное Р.В. Овчаровой, позволило выделить девять типов представлений у юношей 19-25 лет:

  • «ответственный отец» - испытуемые считают, что основным качеством отца является ответственность. Для них ответственность - это осознанная необходимость выполнения принятых обязательств, равнозначная чувству долга, на себя брать ответственность способна лишь зрелая личность;
  • «обучающий отец» - отец должен быть готов к родительству и уметь обучать ребенка; это предполагает способность отца взять ответственность за воспитание всесторонне развитой личности;
  • «сотрудничающий отец» - молодые люди полагают, что отец должен быть ответственным и готовым к родительству, обучающим и любящим; он практичен и бескорыстен. Отец должен интересоваться детьми, уважать их, сотрудничать с ними и при этом быть всегда в хорошем настроении;
  • «доминирующий отец» - сильная личность, которая должна гордиться ребенком; иногда отец может кричать на ребенка и при этом не боится извиниться перед ним, если не прав;
  • «честолюбивый отец» - уважающий детей, он должен ими интересоваться, гордиться;
  • «альтруистичный отец» - любящий, прощающий, не боящийся извиниться, ответственный и воспитывающий;
  • «доверяющий отец» - доверяющий, любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся признать свою вину и обучающий;
  • «властный отец» - сильный, строгий, благоразумный, практичный. Отец должен быть справедливым и прощающим, уважающим детей, в то же время он иногда кричит, но не боится извиниться. Он часто хвалит ребенка, опекает его, всегда готов его слушать;
  • «воспитывающий отец» - сильный, благоразумный, практичный и ответственный, он доверяет детям, всегда понимает их и уважает. Всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми. Отец должен быть воспитывающим, опытным родителем, но в то же время может чего-то не знать.

Также были выделены факторы, обусловливающие представление о собственном отцовстве у молодых людей разного возраста. Для молодежи 19-20 лет выделена следующая иерархия факторов: самоутверждение, независимость, ориентированность на семейную жизнь, взаимоотношения в родительской семье. В этом возрасте доминирует потребность в самоутверждении: юноши стремятся к достижениям, активным социальным контактам, стараются проявлять креативность и сохранять собственную индивидуальность. Если для них наиболее важное значение имеют сферы увлечений, общественной и будущей профессиональной жизни, где они реально могут самореализоваться, их представления о себе как об отце связаны с независимостью, доминированием. Однако их также интересует семейная жизнь, если эта сфера входит в состав ценностных ориентаций.

Иерархия факторов, обусловливающих представления о собственном отцовстве у молодых людей 21-25 лет: самоутверждение, эгоцентризм, конформизм, субъективное отношение к отцу и родительское влияние, взаимоотношения в родительской семье. В этом возрасте еще более усиливается потребность в самоутверждении. Прежде всего, она связана со сферами общественной и будущей профессиональной жизни, обучения и образования. По-прежнему придается значение увлечениям, достижениям, активным социальным контактам, креативности и сохранению собственной индивидуальности. Юноши этого возраста сочетают стремление к собственному престижу, высокому материальному положению с духовным удовлетворением. Они готовы также самоутверждаться и в сфере семейной жизни. Их представления о себе как отце связаны с эгоцентризмом, если отношения с матерью в родительской семье не сложились. И наоборот, их взгляды на отношение к противоположному полу и к себе как отцу становятся конформистскими, если эти отношения позитивны.

Отцовство в возрасте 19-20 лет представлено больше когнитивно-эмоциональным подходом, позицией стороннего наблюдателя, т.к. отцовство - пока удаленная во времени перспектива. Более важным аспектом в этом возрасте представляется получение эмоционального удовлетворения от отцовства.

В старшем возрасте (после 21 года) представления об отцовстве характеризуются функциональным подходом: активность во взаимодействии с ребенком предполагает влияние и помощь. Отцовство для них - более близкая цель [4].

Р.В. Овчарова на основе методики «Идеальный родитель» выделила различия в представлениях об идеальном отцовстве в группах юношей из полных и неполных семей (табл. 1).

Таблица 1

Представления об идеальном отце среди юношей из полных и неполных семей

Представления юношей из полных семей

% от общего числа испытуемых

Представления юношей из неполных семей

% от общего числа испытуемых

Сильный

71

Уважающий

69

Сотрудничающий

62

Гордящийся детьми

51

Ответственный

53

Любящий

50

Уважающий

48

Добрый

47

Гордящийся детьми

41

Готовый к родительству

41

Помогающий

25

Благоразумный

36

Обучающий

23

Интересующийся детьми

33

Счастливый

21

Счастливый

29

Радостный

18

Радостный

26

Отдохнувший

18

Ответственный

20

 

 

Не стыдящийся детей

19

 

 

Справедливый

17

 

 

Спокойный

17

 

 

Прощающий

16

При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В представлении молодых людей из полных семей отец - это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотрудничать с ними, помогать им и обучать их. То есть в описаниях в большей степени присутствуют поведенческие компоненты, юноши говорят именно о том, как им хотелось бы, чтобы вел себя отец. Это обусловлено реальным опытом взаимоотношения с собственным отцом. Юноши из неполных семей продемонстрировали список с большим количеством требований к фигуре идеального отца: считают, что отец должен гордиться своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать их. Он должен быть готовым к родительству, быть справедливым и благоразумным человеком. Преобладает когнитивный компонент в структуре образа идеального родителя [4].

Таким образом, в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами необходимо сделать следующие выводы.

Оптимальная родительская позиция предполагает всецелое принятие ребенка и высокую оценку его личности со стороны родителя. Также в оптимальном варианте родительства необходимо наличие таких психологических качеств, как: адекватность, гибкость и прогностичность. Перечисленные качества следует рассматривать как умение легко изменять собственную позицию в целях достижения оптимального результата в воспитании ребенка.

Среди основных типов представлений об идеальном отце выделены следующие важные качества: ответственность, доминантная позиция в отношениях, способность обучать ребенка, умение воспитывать. Данные качества необходимы для создания гармоничной ситуации в семейных отношениях между отцом и ребенком.

Представления о собственном отцовстве в значительной мере формируются не только под воздействием отношений к отцу и к родительской семье в целом, отношений между родителями, но и в зависимости от образа идеала отца. В благополучных случаях складывается представление сына о себе как о добром, доверяющем ребенку отце, в противном случае формируется противоположный образ себя как отца. Представления о собственном отцовстве также различны в группах юношей из полных и неполных семей, так как они ориентированы на разные качественные характеристики идеального отца.

Содержание данной статьи может быть использовано в качестве теоретической базы в работе семейных психологов.

Рецензенты:

Максименко С.Д., д.псх.н., профессор, директор Института психологии им. Г.С. Костюка, НАПН Украины, г. Киев.

Стяжкина Е.В., д.и.н., профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета, г. Донецк.


Библиографическая ссылка

Ковалёва Е.О. ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА: ОСОБЕНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ЮНОШЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12236 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674