Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОГО БЛАГА И ДОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Пугачева Н.Б. 1 Лунев А.Н. 2 Стуколова Л.З. 3
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет».
2 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».
3 НОУ ВПО «Международный институт рынка» (г. Самара)
В статье представлен новый взгляд на исследования проблем профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности. Рассмотрены направления научных исследований в рамках процесса подготовки и переподготовки специалистов, управления профессиональным образованием, системы материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности. Расширены имеющиеся представления о сущности персонального бренда преподавателей, этапах его формирования. Раскрыто содержание конкурентоспособности учреждения профессионального образования. Определены и обоснованы принципы оценки конкурентоспособности учреждения профессионального образования (законности, директивной регламентации прав и обязанностей субъектов образовательных правоотношений, информационной прозрачности и открытости, конструктивности, компетентности). Охарактеризован процесс проектирования содержания профессиональной подготовки специалистов. Выявлены положительные и негативные черты в развитии негосударственных учреждений профессионального образования. Обосновано значение формирования интеллигентности как составляющей профессионального образования будущего учителя. Высказаны суждения об управлении качеством профессионального образования.
управление качеством профессионального образования.
интеллигентность будущего учителя
развитие негосударственных учреждений профессионального образования
проектирование содержания профессиональной подготовки
конкурентоспособность учреждения профессионального образования
персональный бренд преподавателей
управление профессиональным образованием
процесс подготовки и переподготовки специалистов
профессиональное образование как достояние личности
профессиональное образование как общественно значимое благо
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. – Вып. № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.01.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – Вып. № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://http://dom-hors.ru/issue/pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.01.2014).
3. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.(дата обращения: 25.01.2014).
4. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). ART 14012. URL: http://e-koncept.ru/2013/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 25.01.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.01.2014).
6. Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования // Социосфера. – 2011. – № 1. – С. 42-46.
7. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 11. – С. 183-188.
8. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореферат дисс. … д-ра пед. наук. – Казань: Казанский гос. пед. ун-т, 2004. – 37 с.
9. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 1. – С. 64-71.
10. Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 9-16.

Введение

В статье 2 действующего закона РФ «Об образовании» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Коренные изменения в России затрагивают различные социальные институты, в том числе и профессиональное образование, позитивно воздействующего на социальную мобильность, механизмы воспроизводства социальной структуры, формирующего социально и экономически активную личность, создающего конкурентную ситуацию на рынке образовательных услуг. Цель статьи - представить новый взгляд на исследования проблем профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: расширить имеющиеся представления об областях исследований проблем профессионального образования, определенных в паспорте специальности 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования»; предложить новый взгляд на исследование персонального бренда преподавателей, оценки конкурентоспособности учреждения профессионального образования, процесса проектирования содержания профессиональной подготовки специалистов, тенденций развития негосударственных учреждений профессионального образования, формирования интеллигентности у будущего учителя, управления качеством профессионального образования. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия.

Результаты исследования

Выяснено, что в процессе подготовки и переподготовки специалистов предметом исследований могут быть: разработка методики определения направлений подготовки специалистов, исходя из потребностей рынка труда и особенностей регионального развития [10]; создание инновационных механизмов профориентации [6]; разработка программ формирования национальной интеллигенции [7]; модели формирования у студентов методологической и профессиональной культуры [9]; диверсификация направлений дополнительного образования [4]; создание системы менеджмента качества всех процессов в профессиональной школе [2].

В рамках управления профессиональным образованием предметом исследований могут стать: механизмы организации научных объединений для реализации актуальных научных программ [1]; создание на базе университетов региональных научно-методических центров и центров по работе с одаренными детьми [10]; разработка индивидуальных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава [6]; модели создания межуниверситетских и межрегиональных научных структур [1]; формирование единого научно-образовательного пространства университета на основании развития и укрепления межкафедральных научных связей [9]; разработка модели интеграции университета в общеевропейскую систему образования [6]; механизмы экспорта образовательных услуг [3]; технологии повышения конкурентоспособности университетов на российском и мировом рынках образовательных услуг [5]; создание условий для развития экономически оптимальных форм реализации образовательных программ и научных исследований [9]; создание механизмов государственно-общественного управления [10]; разработка и внедрение Программы информатизации системы управления университетом [9]; развитие различных форм студенческого самоуправления [6].

В системе материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности предмет исследований могут составить: разработка балльно-рейтинговый системы оплаты труда преподавателей и сотрудников университета в зависимости от результатов их производственной деятельности [6]; развитие корпоративной культуры, обеспечивающей формирование позитивного имиджа университетов в регионе [9]; развитие инфраструктуры учебно-научной, научно-исследовательской, научно-производственной деятельности [9]; разработка целевой адресной программы поддержки молодых уче­ных и специалистов с помощью системы грантов из внебюджет­ных средств университета; формирование университетской систе­мы поддержки талантливых студентов.

В современных исследованиях не уделено внимание формированию персонального бренда преподавателей. Выяснено, что в процессе построения персонального бренда главная трудность для преподавателя заключается в психологическом барьере, то есть неспособности позиционировать свою уникальность, а свою деятельность (преподавание дисциплины, публикации, информационно-поисковые навыки и т.д.) в виде товара. Следовательно, в процессе построения персонального бренда преподавателя имеет место несколько этапов: позиционирование - выбор наиболее значимых качеств (самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску, организаторские способности, адаптационная мобильность, методологическая культура); построение имиджа - образа (внешний облик, средства общения); создание «упаковочных решений» (речевые особенности, визитки, экслибрисы, монограммы, личные бланки, сайт, e-mail, телефон и т.д.); построение программы коммуникаций и предъявления ценностей.

Интерес представляет и конкурентоспособность учреждения профессионального образования как его преимущество по отношению к другим аналогичным объектам, характеризующееся умением удовлетворять потребности населения в сфере профессиональных образовательных услуг, актуализировать свою жизнедеятельность в соответствии с нормативно-правовым, психолого-педагогическим, информационным и иным обеспечением [8]. В основу оценки конкурентоспособности учреждения профессионального образования может быть положена совокупность принципов:

  • законности, обеспечивающей оценку конкурентоспособности учреждений профессионального образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Учреждения профобразования вправе выбирать образовательных аудиторов. Несмотря на то, что образовательная аккредитация может носить международный характер, т. е. выходить за рамки одного национального правопорядка, отношения между субъектами оценки конкурентоспособности учреждений профессионального образования подлежат правовому регулированию и, в случае необходимости - государственному принуждению. Образовательный аудит должен проходить в строгом соответствии с действующим законодательством страны заказчика;
  • директивной регламентации прав и обязанностей субъектов образовательных правоотношений (положения о структурных подразделениях и должностные обязанности различных категорий сотрудников; договора об оказании образовательных услуг; положения об основных направлениях деятельности учреждений профобразования; порядок организации и проведения текущей и промежуточной аттестации студентов, пересдачи экзаменов и зачетов и т. п.);
  • информационной прозрачности и открытости, позволяющей сделать процесс оценки конкурентоспособности учреждений профессионального образования прозрачным, а применяемые процедуры ясными образовательному сообществу;
  • конструктивности, обеспечивающей консультативно-развивающий характер отношений и процедур оценки конкурентоспособности учреждений профессионального образования, а также привлекательность устанавливаемых показателей и критериев деятельности для учреждений профобразования;
  • компетентности, предусматривающего компетентность специалистов, осуществляющих процедуру оценки конкурентоспособности учреждений профессионального образования, а также применение современных научно обоснованных методов [12].

Недостаточно внимания уделяется проектированию содержания профессиональной подготовки специалистов. Содержание подготовки специалистов должно чутко и своевременно реагировать на запросы производства и социальной сферы. Поэтому цель проектирования содержания профессиональной подготовки должна исходить из общих экономических и общественных целей государства, организации современного производства и содержания труда специалистов и состоять в обеспечении соответствия между развивающимися потребностями общества и личности по отношению к системе профессиональной подготовки.

Заслуживает внимания и развитие негосударственных учреждений профессионального образования. С 1993 года по настоящее время создано множество негосударственных учреждений профессионального образования и их филиалов. Обучение в таких учреждениях стало привлекательным и доступным для значительной части населения. Однако анализ деятельности негосударственных учреждений профессионального образования позволяет выявить как позитивные, так и негативные стороны в их деятельности. К достоинствам деятельности негосударственных учреждений профессионального образования можно отнести тенденции к обеспеченности образовательных программ необходимыми материальными и кадровыми ресурсами, а также предоставлению студентам широкого спектра дополнительных программ и услуг. Вместе с тем основной недостаток их деятельности - невысокое качество образования, обусловленное тем, что оплачивают обучение сами студенты, которые его же и контролируют (как потребители). Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) - относительно новый субъект в образовательном пространстве, осуществляющий конкуренцию с государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. И обобщение опыта их деятельности, а также его научный анализ могут стать одной из составляющих институциональных и структурных изменений в профессиональном образовании.

Недостаточно внимания уделяется формированию интеллигентности как составляющей профессионального образование будущего учителя. Учительство в России всегда было основной составляющей интеллигенции. А российские интеллигенты были самым уважаемым и образованным социальным слоем; хранителем традиций; живым источником развития общества. Многовековую историю развития учительства в нашей стране можно выразить широко известной фразой: «учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». В России интеллигентность рассматривалась как неотъемлемая часть профессионализма учителя: наличие внутреннего стержня личности, определенного кодекса чести; порядочность, благородство, толерантность и пр.

Сегодня профессионализм связывают с профессиональной компетентностью. И к определению сущности профессиональной компетентности учителя имеет место разные подходы, обусловленные наличием объективного и субъективного аспектов. Объективный аспект состоит в том, что за основу педагогической компетентности принимается уровень организации учебно-воспитательного процесса, успешность в решении разнообразных педагогических задач. Субъективный аспект состоит в том, что за основу принимаются личностные качества учителя. Мы полагаем, что к определению сущности профессиональной компетентности учителя как интегративного качества личности, необходим комплексный подход, учитывающий оба аспекта и обусловленный рядом факторов, один из которых - интеллигентность. Интеллигентом рождаются или становятся? Можно ли сформировать интеллигентность в процессе профессионального образования? Ответы на эти вопросы не однозначные. По нашему мнению, профессиональное образование будущего учителя может предусматривать формирование у студентов интеллигентности как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности учителя, призванного «сеять разумное, доброе, вечное».

Очень много исследований посвящается качеству профессионального образования, которое становится важнейшей категорией государственной политики во всем мире, главным ориентиром международной политики в области образования ЮНЕСКО, ООН, Евросоюза. Качество - сложная философская, экономическая, социальная и одновременно общественная системная категория, которая диалектично взаимосвязана со стандартизацией. Мы полагаем, что качество профессионального образования должно быть заложено в миссии учреждения профессионального образования, направленной на возрождение смыслообразующей роли образования в жизни каждого человека и всего общества, и включать качество образовательной программы; качество кадрового и научного потенциалов; качество обучаемых (в том числе - «на входе» - качество абитуриентов); качество средств образовательного процесса (материально-технической, экспериментальной базы; учебно-методического обеспечения; используемых учебных аудиторий; транслируемых знаний и др.); качество образовательной технологии.

Управление качеством профессионального образования - это система устойчивого взаимодействия государства, органов управления образованием, местного сообщества, субъектов образовательного процесса, представителей работодателей и профессиональных ассоциаций, обеспечивающая эффективное функционирование и развитие региональной системы профессионального образования, профессиональную компетентность выпускника на основе информационной открытости учреждений профобразования, постоянно действующего мониторинга общественно-профессиональной оценки качества профессионального образования. Из предложенного определения следует, что оценка качества профессионального образования охватывает преподавание и исследовательскую работу, руководство и управление, способность учреждений профобразования удовлетворять образовательные потребности студентов и может осуществляться посредством общественно-профессиональных институтов на основе информационной открытости вузов и ссузов.

Однако образовательная практика показывает, что ведущую роль в оценке качества профессионального образования играют органы Министерства образования и науки РФ. При этом в силу установления вертикальной структуры общественного договора в области образования структуры власти декларируют и представляют не просто свою интерпретацию критериев оценки качества и содержания процедур такой оценки, но и императивно навязывают такие конструкции всему образовательному сообществу. А так как гражданское образовательное общество формируется на основе общественной инициативы граждан с участием частного капитала, то качество профессионального образования - это не только государственная, но и общественная ценность. На практике механизм оценки качества профессионального образования посредством общественно-профессиональных институтов на основе информационной открытости вузов и ссузов может быть представлен соотношением государственной и общественной аккредитации.

Государственная аккредитация может быть направлена на решение следующих задач: установление государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу и виду; информационно-методическое сопровождение аккредитации; экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

В компетенцию общественной аккредитации может входить: постоянный общественный мониторинг качества образования на соответствие государственных образовательных стандартов с предоставлением собственного свидетельства и отчетных материалов (заключения), которые принимаются государственным органом как основа для государственной аккредитации и оценки; формирование с помощью академической общественности минимума содержания и оценивание освоения теоретической части образовательной профессиональной программы; оценка с помощью работодателей профессиональной компетенции, практических умений и навыков выпускников; оценка студентами и выпускниками условий реализации образовательной программы; обеспечение социальной защищенности обучающихся и работников образовательного учреждения.

Развитие рыночных отношений превратило систему профессионального образования в выгодный бизнес [14]. Но критерием эффективности развития платных образовательных услуг должны быть не количественные, а качественные социально-экономические показатели деятельности учреждений профобразования. Объективность, независимость этих показателей может быть обеспечена только соотношением государственной и общественной аккредитации вузов и ссузов на основе их информационной открытости. Качество образования оказывает влияние на конкурентоспособность профессиональной школы на рынке образовательных услуг. Это ключевой фактор конкурентоспособного поведения для образовательного сообщества, который взаимосвязан с формированием профессиональных компетенций.

Вывод. Профессиональное образование в целом успешно преодолело тенденции обесценивания человеческого капитала. И сегодня возникла необходимость в исследованиях проблем профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности. А для обеспечения качества этих исследований целесообразно: обеспечение соответствия тем исследований социально-экономическим тенденциям развития современного общества; достижение прозрачности и публичности результатов исследований авторов через их публикации; усиление ответственности научных руководителей, консультантов, базовых лабораторий, кафедр.

Рецензенты:

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Хаматнуров Ф.Т., д.п.н., профессор, профессор кафедры теоретической и экспериментальной психологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОГО БЛАГА И ДОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12232 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674